Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

10 ноября 2012

"Дело волчат" и "Каменный мост": размышления о прочитанном


В 1942-1943 годах группа учащихся "правительственной" 175-й школы под руководством Владимира Шахурина (на фото), сына наркома авиационной промышленности СССР Ивана Шахурина, создала подпольную организацию "Четвертая империя": они восхищались эстетикой Третьего рейха, образовали теневое правительство, именовали друг друга группенфюрерами и рейхсфюрерами. После загадочной гибели в июне 1943 года на Каменном мосту в Москве ученицы этой школы — дочери посла СССР в Мексике Нины Уманской, которую, по официальной версии, застрелил Шахурин, а затем выстрелил в себя — были арестованы восемь подростков.
Среди них — двое сыновей Микояна, племянник Сталина, сын академика Бакулева, входившие в "Четвертую империю". Сталин, узнав об этом деле, по легенде, произнес: "Волчата". Провинившиеся дети вождей были высланы из Москвы, дело замято.  Источнике здесь

Это дело расследует через шестьдесят лет бывший эфэсбешник -- герой-повествователь романа  Александра Терехова "Каменный мост". Читала роман (800 с лишним страниц) долго -- почти неделю. Произведения, написанные в современной манере, когда не понять, где  явь, а где вымысел, где реальность, а где морок, вообще, трудно читать. Но я не бросила это занятие. Впрочем, роман затягивал, хотелось узнать, всё-таки кто же их убил.  
В одной рецензии встретила  иронически-пренебрежительное отношение к людям моего возраста и статуса -- пенсионерам, которых, по мысли автора рецензии, должно заинтриговать именно то, как описывается, что во время тяжких испытаний советские люди  сражались на фронте и до потери пульса работали в тылу, а детки советской элиты  создали фашистскую организацию. Что ж я не обижаюсь: мне было интересно  узнать об этом. И о том, как  формировалась "красная элита" сороковых годов 20 века, стараясь урвать себе побольше, коллекционируя иномарки (трофейные), одевая своих чад и жён во всё заграничное,  устраивая пиры, обжираясь деликатесами, когда кругом  чёрному хлебушку были рады. (Элита, чиновники,  имеющие в руках власть всегда жили так -- теперь живут ещё круче). Об этом тоже написано в романе А. Терехова.
Но смысл  произведения  в большем --это роман о несвободе и великих и мелких, бедных и богатых, детей нищих и наркомовских, посольских отпрысков. И как бы трагично это ни звучало, "конец известен..."
Раньше  после многоточия непременно  делался бы  вывод: и надо выбрать для себя такой путь, чтобы  не было стыдно и мучительно больно, совершить нечто героическое и обязательно на благо людям.
Я обыкновенный обыватель. Для меня самое дорогое семья. Я люблю работать на работе. Мне нравится учить детей. И хоть я срываюсь, сержусь и раздражаюсь из-за их лени, непонимания, нечуткости и глупостей, я хочу им добра. Из романа "Каменный мост", я сделала, как может показаться, странный вывод: надо жить. любя и работая. прибираясь и готовя еду, проверяя тетради и ... читая книги. Хотя зачем книги -- на старости лет вроде бы всё уже известно и ясно (весной всё призрачно, а осенью прозрачно)... И тем не менее следует жить!  

2 комментария:

  1. Валентина Васильевна, спасибо за отзыв об этом романе. Я читала его несколько лет назад, многое забылось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, дорогая Светлана Георгиевна, за комментарий. Я, вообще-то, хотела прочитать "Немцев" А. Терехова, которые попали в шорт-лист премии "Большой Букер", но у меня скачался роман "Каменный мост". Мне он понравился, хотя я нашла много хулительных отзывов.

      Удалить