Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

28 декабря 2012

Словосочетания сложные и простые


Мы продолжаем вместе с вами готовиться к экзаменам по русскому языку. Предполагаем  сделать акценты на  темах, которые вызывают затруднения у выпускников. Вот, например, словосочетание. Казалось бы, чего проще. Однако  бывает порой непросто определить, является ли данное сочетание СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ. Как решить эту задачу,  объясняется в данном материале. 
I. Чтобы разбирать словосочетания и устанавливать по ним второстепенные члены предложения, необходимо научиться выделять словосочетания в предложении. Рассмотрим предложение 
Вчера на тропинке сада серый кот с пушистым хвостом гонял мышь.
Попытаемся на основании двух условий, обозначенных в определении словосочетания - смысловой сочетаемости и подчинительной связи между главным и зависимым компонентом, - выявить в этом предложении словосочетания.Итак, грамматическая основа данного предложения кот гонял.
Далее из соединённых подчинительной связью самостоятельных частей речи у нас получатся сочетания:
кот (какой?, с чем?) с хвостом;
с хвостом (каким?) пушистым;
кот (какой?) серый;
гонял (кого?) мышь;
гонял (когда?) вчера;
гонял (где?, на чём?) на тропинке;
на тропинке (какой?, чего?) сада.
Все ли из представленных сочетаний слов словосочетания?
Помня о том, что словосочетания компонуются на основе логической связи, можно сделать вывод, что первое сочетание кот с хвостом не словосочетание. Действительно, лексическое значение слова кот уже вмещает в себя понятие животного с шерстью, когтями, усами и, естественно, хвостом. А вот с точки зрения реализации грамматических значений существительное кот, стоящее в именительном падеже, допускает соединение с зависимой формой существительного в творительном падеже с хвостом (сравните, например, другие слова в подобной грамматической ситуации: мальчик с мячом, женщина с ведром и т. д.).
Второе сочетание с хвостом пушистым будет словосочетанием. Здесь налицо выполнение всех требований: и по смыслу хвост может быть пушистым, и грамматически зависимое прилагательное употреблено в том же роде, числе и падеже, что и существительное. (Определите род, число и падеж обоих компонентов.)
Какой можно сделать вывод? По смыслу и грамматически всё словосочетание с хвостом пушистым будет определять слово кот. В результате возникает словосочетание кот (какой?) с пушистым хвостом. Такие нечленимые с точки зрения смысла словосочетания, когда от главного слова ставится вопрос ко всей группе зависимых компонентов, называются сложными.
Задание. Определите, какие из следующих словосочетаний относятся к сложным: ехать по железной дороге, любоваться горными вершинами, слон с длинным хоботом, спать в мягкой постели.
Следующее сочетание из нашего столбика кот серый - словосочетание: и по смыслу эти слова соотносятся, и грамматически существительное согласуется с данным прилагательным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже.
Четвёртое сочетание гонял мышь тоже словосочетание: есть и смысловая связь компонентов, и грамматическая - глагол часто имеет при себе зависимое существительное в винительном падеже (ср.: читать книгу, смотреть фильм и т. д.).
Словосочетания, подобные разобранным третьему и четвёртому, состоящие только из двух компонентов - главного и зависимого, - называются простыми.
ВАЖНО! Определять, какое - простое или сложное - перед вами словосочетание, нужно только исходя из контекста. Так, наше сложное словосочетание кот с пушистым хвостом может делиться на два простых, если в зависимой группе появятся своё главное слово и свой зависимый компонент. Это возможно в таком, например, контексте: По дорожке бежали два кота. Один куцый, а другой - кот с пушистым хвостом. Здесь хвост - определяющий признак, по которому один кот отличается от другого. Следовательно, выделенная группа будет члениться на словосочетания кот (какой?, с чем?) с хвостом и с хвостом (каким?) пушистым.
Задание. Посмотрите на оставшиеся три сочетания слов в нашем предложении и, руководствуясь рассуждениями, приведёнными выше, определите, относятся ли они к простым словосочетаниям.
Нет сомнений, что вы отнесли все три оставшихся сочетания к словосочетаниям. Обратите, однако, внимание, что в последних двух словосочетаниях допускается постановка двух вопросов между компонентами. Первый вопрос определяет смысловые отношения и называется логическим - он указывает на то, каким членом предложения выступает зависимая часть речи (об этом следующие занятия); второй вопрос называется грамматическим - по нему устанавливается падеж зависимого существительного и тип синтаксической связи между компонентами (об этом ниже).
Таким образом, в нашем предложении из представленных сочетаний шесть словосочетаний:
1)    кот (какой?) с пушистым хвостом;
2)    кот (какой?) серый;
3)    гонял (кого?) мышь;
4)    гонял (когда?) вчера;
5)    гонял (где?, на чём?) на тропинке;
6)    на тропинке (какой?, чего?) сада.
Все разобранные простые словосочетания (2-6) синтаксически свободны. Это значит, что их компоненты способны вступать в лексическую связь с широким кругом слов: гонять можно мышь, мяч, шайбу и т. д., соответственно, мышь можно преследовать, ловить, пугать и т. д. Эти словосочетания противостоят синтаксически несвободным, в которых лексическая самостоятельность компонентов ослаблена и главное слово логически тесно связано с зависимым. К синтаксически несвободным словосочетаниям относятся уже упоминаемые нами два ученика, несколько человекряд вопросов и т. п. Особо выделяются среди синтаксически несвободных словосочетаний особые лексические единицы - фразеологические обороты (бежать во все лопатки и т. д.).
II. В соответствии с логическими и грамматическими отношениями между компонентами простых словосочетаний различаются три вида синтаксической подчинительной связи: согласование, управление и примыкание. Иногда грамматические отношения не совпадают с логическими - именно в таких случаях к зависимому компоненту допускается постановка двух вопросов: логического и грамматического, из которых грамматический как раз и указывает на синтаксическую связь.
Рассмотрим все три вида подчинительной связи на основе простых словосочетаний из нашего предложения
Вчера на тропинке сада серый кот с пушистым хвостом гонял мышь:
кот (какой?) серый;
гонял (кого?) мышь;
гонял (когда?) вчера;
гонял (где?, на чём?) на тропинке;
на тропинке (какой?, чего?) сада.
1. Согласование - вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному в форме рода, числа и падежа.
Опираясь на морфологию, можно сделать вывод, что при такой связи главное слово всегда имя существительноезависимое - часть речи, изменяемая вместе с существительным, а именно: имя прилагательное в полной форме или часть речи, грамматически изменяющаяся как прилагательное.
В нашем примере согласованием соединены компоненты кот (какой?) серый (кота серого, котом серым и т. д.).
Рассмотрите также примеры других словосочетаний, где зависимые компоненты - части речи, изменяющиеся по принципу имён прилагательных.
Причастие: поезд (какой?) движущийся.
Не перебегайте улицу перед движущимся (каким?) поездом;
Местоимение: игрушка (какая?) своя.
Катя очень дорожила своей (чьей?) игрушкой;
Порядковое числительное: класс (какой?) второй.
Миша учится во втором (каком?) классе.
В представленных примерах зависимое слово согласуется с главным во всех грамматических формах - рода, числа и падежа. Такое согласование называется полным.
Из примеров видно, что при полном согласовании изменяют свою грамматическую форму оба компонента словосочетания.
Существует также неполное согласование, когда зависимое слово согласуется с главным не во всех грамматических формах, а только в некоторых, например в падеже: И. п. дерево (какое?) дуб, Р. п. дерева дуба и т. д. Зависимый компонент при неполном согласовании выражается именем существительным.
2. Управление - вид подчинительной связи, при которой лексико-грамматические свойства главного слова словосочетания предопределяют наличие при нём зависимого компонента в грамматической форме существительного в косвенном падеже.
Из определения вытекает, что в качестве зависимого компонента при управлении всегда выступаетсуществительное в косвенном падеже (а также любая часть речи, употреблённая в значении существительного).
По главному слову различают следующие виды управления.
1) глагольное, когда главное слово:
а) глагол - примеры из нашего предложения гонял (кого?) мышь (гоняю мышь, гоняешь мышь, гоняем мышь и т. д.) и гонял (где?, на чём?) на тропинке (гоняю на тропинке, гоняешь на тропинке и т. д.);
б) форма глагола причастие: говорящий (что?) правду.
Я знаю мальчика, всегда говорящего правду;
в) форма глагола деепричастие: двигаясь (куда?, к чему?) к лесу.
Отряд быстро шёл, двигаясь к лесу;
2) именное, когда главное слово:
а) имя существительное - пример из нашего предложения на тропинке (какой?, чего?) сада (тропинкой сада, у тропинки сада и т. д.);
б) краткая форма имени прилагательного: полон (чего?) радости.
Сегодня наш дом полон радости;
в) количественное числительное в именительном и винительном падеже: шесть (чего?) книг.
Я взял в библиотеке шесть книг;
3) наречное, когда главное слово наречие: далеко (от чего?) от дома.
Малыш отошёл далеко от дома.
Из примеров видно, что при управлении грамматическая форма главного слова может изменяться, а зависимый компонент (существительное или заменяющая его часть речи) при этом остаётся в форме косвенного падежа.
3. Примыкание - вид подчинительной связи, при которой зависимость подчинённого слова только смысловая.
Из определения понятно, что зависимым компонентом в этом случае выступают неизменяемые части речи:
1) наречие: из нашего примера гонял (когда?) вчера;
2) деепричастиеделать (как?, каким образом?) не задумываясь.
Я часто делаю дело не задумываясь;
3) неизменяемое прилагательноеплатье (какое?) беж.
Женщина была в красивом платье беж;
4) неопределённая форма глаголажелание (какое?) учиться; просить (что?) спеть, отправиться (куда?)спать.
1)     У Пети появилось желание (какое? что сделать?) учиться.
2)    Все меня просили (что?, что сделать?) спеть.
3)    Уставший отец отправился (куда? что делать?) спать.
В качестве главного слова при примыкании могут выступать:
1) глагол: из нашего предложения гонял (когда?) вчера (гоняю вчера, гоняешь вчера и т. д.);
2) существительное: плащ (как?) нараспашку (плаща нараспашку, плащом нараспашку и т. д.).
В автобус вошёл пассажир в плаще нараспашку;
3) прилагательноезаботливый (каким образом?) всегда (заботливого всегда, заботливому всегда и т. д.).
У всегда заботливых родителей дети под приглядом;
4) числительноетретий (где?) справа (третьего справа, третьему справа и т. д.).
На третьем справа месте сидел мой знакомый;
5) наречиерано (когда?) утром.
Семья рано утром собралась на дачу.
Из примеров видно, что при примыкании грамматическая форма главного компонента может изменяться, а форма зависимого компонента остаётся без изменения.
Задание. В нашем предложении есть, как вы помните, сложное словосочетание кот с пушистым хвостом. Словосочетание представляет собой лексическое целое, однако его компоненты связаны между собой грамматической связью: кот (с чем?) с хвостом и с хвостом (каким?) пушистым. Определите в каждом случае тип связи.
Источник здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий