Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

05 января 2013

ЕГЭ: алгоритм выполнения задания А 27

                    A27 
Прочитайте текст.
Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1. Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание. 
2. Cибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых. 
3. В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства. 
4. В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
Очевидно, что при выполнении этого задания следует обратить внимание на слова формулировки: верно и главная.
Алгоритм выполнения задания, следовательно, может быть таким: 
1. Исключим предложения, содержащие неверную информацию. Это предложение 4 («В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства»), где идет речь о мировой экономике, то есть об информации, отсутствующей в тексте.

2. Исключив предложение, содержащее неверную информацию, обратимся непосредственно к тексту, из которого теперь следует выделить главную информацию. Не вызывает сомнений, что начало текста («Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две пятых пространства Азии») – это его зачин, то есть главной информации оно не содержит. 
3. Далее логично найти смысловой центр текста, то есть то, ради чего текст написан – предложение, содержащее главную информацию. Это, конечно, последнее предложение указанного текста: «Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание». 
Найдем в тексте также ответ на вопрос «
Почему в планах развития России Сибири уделяется большое внимание?» - «…Сибирь удивляет нас …тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам».
        4. Теперь, чтобы выполнить задание, остаётся построить логическую цепочку: в каком из вариантов ответа идет речь о планах экономического развития, связанных с природными богатствами региона? Очевидно: только в 3 варианте ответа, так как в варианте 1 речь идет только о размерах Сибири, а в варианте 2 нет указаний на планы экономического развития России. 
            Cледовательно: правильный ответ – 3.

Выполните предложенные ниже задания самостоятельно.
Задания А 27
1.
Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. Учёные считают, что именно эти лучи улавливают совы, что помогает птицам охотиться в темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь).
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1.         Инфракрасные лучи, представляющие собой тепловое излучение нагретого предмета и относящиеся к невидимым человеческим глазом лучам, улавливают совы.
2.         Ультрафиолетовые лучи, в отличие от цветовых элементов спектра: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, — невидимы.
3.          Учёные считают, что совы улавливают цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, — что помогает птицам ориентироваться в темноте.

4. Тепловое излучение сов помогает им охотиться в ночное время.


Задания А 27
2.
Если Вам довелось во время грозы при кратких вспышках молнии оказаться на оживлённой городской улице, Вы, конечно, заметили одну странную особенность: улица, только что полная движения, кажется в такие мгновения словно застывшей, прохожие останавливаются в напряжённых позах, машины неподвижны, отчётливо видна каждая спица колеса велосипеда. Причина кажущейся неподвижности заключается в ничтожной продолжительности молнии - тысячные доли секунды. Неудивительно поэтому, что улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молнии совершенно неподвижной: ведь мы замечаем на ней только то, что длится тысячные доли секунды.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1.         Оживлённая городская улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молнии совершенно неподвижной.
2.         Молния длится тысячные доли секунды, и поэтому при её свете человек замечает только то, что длится именно этот промежуток времени.
3.         Установлено, что продолжительность молнии составляет всего тысячные доли секунды.
4.         При кратких вспышках молнии на оживлённой городской улице за тысячные доли секунды можно отчётливо увидеть движущиеся предметы.
3.
Любители понаблюдать за живой палитрой осенних листьев обратили внимание на то, что она потускнела, и пришли к такому выводу: глобальное потепление климата планеты влияет на интенсивность окраски осенней листвы. Изучая, каким образом климат влияет на цвет листьев, учёные пришли к выводу, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента. 
Таким образом, интенсивность цвета осенних листьев зависит от погоды.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1.         Любители понаблюдать за живой палитрой осенних листьев отмечают, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента.
2.         Учёные пришли к выводу, что глобальное потепление климата влияет на интенсивность окраски осенней листвы.
3.         Интенсивность цвета осенних листьев зависит не от глобального потепления климата, а от погоды.
4.         На интенсивность окраски осенней листвы влияет как глобальное потепление, так и погода.
4.
Среди сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какую профессию выбрать, как наполнить своё существование истинным смыслом. Ведь каждый человек, как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, хочет знать, что его работа, устремлённость в будущее имеют значение не только для него одного. Только тогда человек чувствует себя нужным, а свои способности — востребованными другими людьми.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1.         Чтобы верно выбрать профессию, наполнить своё существование истинным смыслом, человеку необходимо быть востребованным в обществе.
2.         Каждый человек, как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, должен думать о том, чтобы его способности были востребованы другими людьми.
3.         Решением о том, по какой дороге пойти, какую профессию выбрать, как наполнить своё существование истинным смыслом, зависит от способностей самого человека.
4.         Человек чувствует себя востребованным в обществе только тогда, когда его работа имеет значение не только для него самого, но и для других, поэтому важно правильно выбрать профессию.
5.
Бактерии поистине вездесущи. В воздухе и воде, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. Их удаётся обнаружить в верхних слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров и в глубоких подземных скважинах; в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1.         Бактерии обитают всюду.
2.         Бактерии могут жить в самых суровых условиях.
3.         В каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий.
4.         Бактерии обитают в каждом живом организме.

Задания А 27
6.
Сохранение культурной среды - задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных. Поэтому современные учёные (археологи, историки, этнографы, философы, писатели, лингвисты и др.) говорят о том, что защита и сохранение культурных особенностей народов и наций становятся ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1.         Сохранение окружающей среды — задача не менее важная, чем сохранение культуры народов и наций.
2.         Ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения становится защита и сохранение культурной специфики народов и наций.
3.         Археологи, историки, этнографы, философы, писатели и лингвисты изучают культурные особенности народов и наций.
4.         По мнению современных учёных, утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных.
7.
В связи с тем, что в прошлом женщины занимались в основном домашним хозяйством, а мужчины добывали хлеб насущный себе, жене и детям, подавляющее большинство профессий были мужскими: воин, пахарь, строитель, гончар, столяр, кузнец. И нет ничего удивительного в том, что названия почти всех профессий в языке тоже мужские: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, политик, художник и др. Женских вариантов названий этих профессий не существует, прежде всего, потому, что обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1.         Названия почти всех профессий в языке были и остаются мужскими: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, художник.
2.         В связи с тем, что в прошлом мужчины добывали хлеб насущный для семьи, подавляющее большинство профессий были мужскими.
3.         В языке отсутствуют эквиваленты названий многих мужских профессий для женщин, потому что исторически эти профессии были исключительно мужскими.
4.         Старинные обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.
8.
Количество наук возрастает, но появление новых идёт не только за счёт дифференциации и специализации, но и за счёт возникновения смежных дисциплин. Сливаются физика и химия, образуя ряд промежуточных дисциплин, с соседними и несоседними науками вступает в связь математика, происходит «математизация» многих наук. И это не случайно: продвижение наших знаний о мире происходит именно в промежутках между «традиционными» науками.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1.         Рост числа наук в современном мире объясняется появлением большого числа смежных дисциплин.
2.         Продвижение наших знаний о мире происходит за счет специализации наук.
3.         В современном мире возникают смежные дисциплины: сливаются физика и химия, образуя ряд промежуточных дисциплин, с соседними и несоседними науками вступает в связь математика, происходит «математизация» многих наук.
4.         Рост количества наук отражает специфику продвижения наших знаний о мире: происходит не только дифференциация наук, но и возникновение смежных дисциплин.
9.
Из истории и логики развития науки следует, что переворот, который бы изменил все наши научные представления, невозможен. Даже ошеломляющая идея теории относительности не была категорическим переворотом, а возникла как следствие развития науки и опиралась на прочный фундамент завоеваний прошлого. Эта идея коснулась сравнительно узкого круга вопросов и практически не изменила установленных прежде законов механики и электродинамики тел, движущихся с обычными скоростями, т. е. наши знания, таким образом, распространились на не изученную до того область скоростей, сравнимых со скоростью света.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1.         Ни одно открытие не способно совершить революционный переворот в научных представлениях.
2.         Идея теории относительности коснулась сравнительно узкого круга вопросов и практически не изменила законы механики.
3.         Научное открытие способно совершить революционный переворот в научных представлениях в случае, если оно распространяется на не изученную до того область знания.
4.         История науки доказывает, что теория относительности опиралась на прочный фундамент завоеваний прошлого.
10.
Каждое слово или выражение из синонимического ряда хорошо звучит только в определённой ситуации, а в других случаях может оказаться нелепым или смешным. Например, в медицине и в биологии принято употреблять выражения: орган обоняния (нос), верхние конечности(руки) и т. п. Но если кто-нибудь вместо известного выражения: Не суйте нос в чужие дела скажет Не суйте орган обоняния в чужие дела, вы примете этого человека за шутника или иностранца, плохо знающего русский язык.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1.         Чтобы не казаться нелепым и смешным, следует правильно употреблять термины.
2.         Правильность употребления слов из одного синонимического ряда обусловлено речевой ситуацией.
3.         Необходимо верно использовать в своей речи известные выражения.
4.         Принятые в медицине выражения: орган обоняния, верхние конечности и т. п. следует употреблять только в соответствующем контексте.

Источник здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий