Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

12 мая 2014

ГИА: пошаговая инструкция по написанию сочинения С2

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
Как может быть сформулировано задание С2?
Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась.  В прошлом году выпускникам нужно было написать сочинение по известному заранее высказыванию лингвиста Степанова. 
В 2014 году в задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
Многих волнует вопрос:
 какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?
Данная информация оглашению не подлежит.
Как сформулировано задание С2 в демоверсии 2014 

Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные
 требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
Подробнее о
 критериях оценивания задания С2 можно прочитать в другой статье.


Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения С2.


Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его.

Шаг 2.  Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких
 свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
·                     о богатстве, выразительности, точности русской речи;
·                     о средствах выражения мыслей;
·                     о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
·                     о взаимосвязи лексики и грамматики;
·                     о роли синтаксиса в человеческом общении;
·                     о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3. Оформляем вступление
Во вступлении необходимо:
·                     сформулировать позицию автора высказывания
·                     выразить своё отношение к ней.

Сформулировать
 позицию автора вам помогут слова и выражения:
·                     автор анализирует
·                     характеризует
·                     рассуждает
·                     отмечает
·                     доказывает
·                     сравнивает
·                     сопоставляет
·                     противопоставляет
·                     называет
·                     описывает
·                     разбирает
·                     подчёркивает
·                     ссылается на...
·                     останавливается на ...
·                     раскрывает содержание
·                     отмечает важность
·                     формулирует
·                     касается
·                     утверждает
·                     считает, что ...
·                     и т.д.Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
·                     действительно
·                     на самом деле
·                     не могу не согласиться с автором высказывания
·                     я полностью согласен с ...
·                     вынужден согласиться с ...
·                     я разделяю точку зрения автора высказывания
·                     я поддерживаю мнение автора
·                     бесспорно мнение автора о том, что ...
·   и т.д.
Помните, что вступление должно состоять примерно
 из 2-3-х предложений.
Можно применить
 цитирование, например:
        К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и
 без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. 
или:        Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.или:
        В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.Высказывание К.В.Паустовского  взято из демоверсии 2013 года.
Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно
 начать следующими фразами
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)

Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)

Докажем эту мысль на примерах из текста...

Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... 
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:




Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

·                     примеров должно быть 2;
·                     примеры должны быть из указанного текста;
·                     приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но иобъяснить его значение и указать роль в тексте.
В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические.
В 2014 году данное требование соблюдать не обязательно.
Например: 
Аргумент 1. 
Важным иНачать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ... 
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
и т.д.Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
или:
        Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.
Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2. Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
3. Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки. 
То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий