Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

12 октября 2014

Основные способы приобретения грамотности

Наша память, как известно, обладает целым рядом свойств. Благодаря памяти мы многое помним и столь же многое забываем. Какие приёмы используете вы?
Каждый человек борется с забывчивостью своими способами:
- запись,
- крестики на руках.
А что делать, если забывается изученный материал? Давайте вспомним основные приёмы и способы приобретения грамотности.
Совет К.Д. Ушинского:  «...беспрестанно прибегать к повто­рениям». Л.Н. Толстой отме­чал: «...старай­ся всё припомнить».

Иногда наша память подбрасывает нам еще одну проблему: как сделать выбор из двух кажущихся одинаково возможными ва­риантов?
Г. Эббингауз, известный исследователь в области памяти, пи­сал: «То, чем человек особенно интересуется, он запоминает без особо­го труда... При заучивании лишенных смысла слов или ничем между собой не связан­ных слов запоминаются почему-либо особен­но заметные, странно звучащие... или редкие».
Школьники часто теряют интерес к слову, не могут запомнить правильное написание словарных слов, не справляются с объемом правил и исключений из них.
Итак: память, повторение, интерес – вот что поможет приобрести грамотность.
Призовем на помощь мнемотехнику — совокупность приемов и спо­собов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти пу­тем образования искусственных ассоциаций.
Автор этой техники Т.Я. Фролова пишет: «Мнемоническая поддержка, создавая дополнительные ассоциативные связи, помогает …предотвратить ухудшение запоминания выученного материала в результате наложения новой, сходной информации».
Использование мнемоники позволит сделать процесс обу­чения интересным и ярким. С улыбкой и удовольствием даже взрослые люди вспоминают фразу, помогающую запомнить цвета спектра: «Каж­дый охотник желает знать, где сидят фазаны».  
Много мнемонических приемов разработано и в области русского языка. Некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию. Часть из них составлена известными психологами, некоторые придумала Лариса Новикова, какие-то являются на сегодняшний лень «школьным фолькло­ром», о некоторых способах мы узнали из своей практики.          
1. Запоминание с помощью специальных фраз:
 Фока,  хочешь  поесть  щец? Степка, хочешь щец? Фи! (фразы помогают запомнить все глухие согласные).
Лимон —рай! (все согласные — только звонкие, непарные по звонко­сти/глухости).
Цыган на цыпочках цыкнул на цыпленка: «Цыц!» (слова-исключения из правила «Правописание и/ы после ц»).
 2.  Запоминание с помощью рифмовок:
У глаголов два спряженья:
-Ешь и -ишь. Вот исключенья:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
 Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на е спрягать нельзя!
3.  Запоминание на основе  логических ассоциаций:  
Мужчина. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина.
Интеллигенция.   Настоящие интеллигенты, как правило, небогаты, поэтому, встретившись с ними, целесообразно спросить: «Ел ли?»
Труженик — мошенник. Труженик, сколько ни старается, никак не может приобрести две буквы «н», а мошенник себе их запросто наво­ровал.
4.  Запоминание на основе зрительных или слуховых ассоциаций:  
Колобок, в слове три буквы о, как три круглых колобка. Сочетания оро, оло, жи-ши, ча-ща, чу-щу.
5. Запоминание с помощью сказочных сюжетов:
Помогите корню
Жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного отличались. Одной-единственной буквой. Это были корни -Гор-, -Гар-. Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -Гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.
Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть, то корень -Гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались словазагар, угар, огарок, то торопился корень -Гар-.
Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокой­ная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и го­ра благополучию братьев. Решили разрушить их покой.
—  Мы твои истинные братья, — нашептывали они корню -Гор-. По­смотри на наши липа. Мы похожи как две капли воды и трудиться уме­ем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый. Бери нас в свою семью, а корень -Гар- гони подальше.
Засомневался корень -Гор-, и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, по­хожи-то как!). Как быть?!
(Л. Новикова)
6. Запоминание с помощью рассказов-ситуаций:
С мечом или с мячом?
Дима написал своему дружку Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с тем домом, где живет Петя, и передала записку.
—  Ну как? — спросил Дима вернувшуюся сестру.
—   Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу Дима собрал ребят своей улицы.
— Ребята, пошли на площадку, сыграем в футбол.
— А мяч есть?
— Есть! Сейчас Петька принесет, я ему написал записку, он обещал. Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования — длинный деревянный меч. Почему?
(В. Кондратов.)
Досадное недоразумение
Решил как-то один художник провести отпуск в деревне. Взял лишь самое необходимое. Но вот беда: в спешке забыл захватить с собой из дома пастель (мягкие цветные карандаши-мелки). Вот и вынужден был дать жене телеграмму с просьбой немедленно выслать пастель.
Какова же была его досада, когда через несколько дней вместо необ­ходимой коробки с пастелью ему вручили на почте громоздкий тюк, в котором оказались матрац, одеяло, подушка.
Недоумевающий художник решил проверить текст посланной им те­леграммы. Когда ему подати бланк, он увидел, что в слове пастель чьей-то рукой буква А была переправлена на О.
— Кто же это сделал?
— Я, — ответила телеграфистка.
— Зачем? — возмутился художник.
— А как же? Ведь тут была ошибка...
Пришлось художнику объяснять, что никакой ошибки не было. А девушка, извинившись, простодушно призналась:
— Я и не подозревала, что есть такое слово пастель.
(В.Волина.)
7. Запоминание с помощью загадок:         
Поля стеклянные, межи деревянные, а ручки оловянные (окно).
Загадка содержит слова-исключения, которые пишутся с удвоенной Н.
8. Запоминание с помощью перевода:
Яства— от древнерусск. ясти (есть)
Футбол — от англ. «но­га» и «мяч».
Маршрут — от нем. «поход, марш» и «путь».
Авангард — от фр. «впереди» и «охрана».
9. Запоминание с помощью приведения исторической справки:
         Копейка - от копьё, копья. На монетах изображал­ся всадник с копьем.
        Спасибо — от «спаси бог».
10. Запоминание проверочных или использование способаподстановки:
Коричневый – от «кора», проверка «корка».
Астрономия — проверочное слово астра (похожий на звез­ду); греч. «звезда».
Будущее (пишем без ю) — проверь: я буду, а не будую.
Следующий (пишем с ю) — проверь: я следую, а не следу.
 11. Запоминание путем дробления слова на значимые части:
Горизонт — гори, зонт.
Блокнот — блок, нот.
Если вас заинтересовали предложенные приёмы, можете их по­стоянно обогащать, добавлять новые, запоминать слова и их написание с интересом.
Конечно, мнемонические приемы не заменят понимания языка и процессов, происходящих в нем, это все же вспомогательные приемы запоминания, имеющие второстепенное значение.

2 комментария:

  1. Валентина Васильевна, спасибо, очень интересный материал, обязательно посоветую своим школьникам

    ОтветитьУдалить
  2. Вывешу на стенд в школьном коридоре! Спасибо

    ОтветитьУдалить