Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

05 ноября 2016

Анализ сочинений в соответствии с требованием №2 «Самостоятельность написания итогового сочинения»

В соответствии с требованием №2 итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и/или электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). 
Большинство обучающихся пишут сочинение самостоятельно. Вместе с тем отмечаются случаи списывания текста работ с готовых источников. Наиболее часто в несамостоятельных сочинениях заимствованный материал используется фрагментарно, в разных пропорциях и сочетаниях (чаще во вступлении к работе или в характеристике литературных произведений). 
Помимо разного рода сборников «золотых сочинений» существует огромный сетевой ресурс, изобилующий «конструкторами» сочинений и готовыми работами-матрицами, толкающими учащихся на откровенный подлог вместо необходимой работы по созданию самостоятельного текста. 
Анализ большого количества работ позволяет выделить несколько типов сочинений, написанных несамостоятельно. 
1) Работа списана целиком.
В одном из таких сочинений по теме, связанной с открытым направлением «Дом», выпускник искренне добавил в конце: «Закончить сочинение хочу своими словами: Дом – это тепло. Дом – это радость. Дом – это жизнь, Дом – это все». Проверка на самостоятельность показала, что это единственная фраза на все сочинение, которую участник действительно написал сам.
2) В сочинение вставлены готовые элементы, которые могут быть частично перефразированы, но все равно легко узнаваемы и растиражированы во многих работах. Связки между частями сочинения обычно выпускник формулирует сам, что явно чувствуется по резко возрастающему количеству ошибок разных типов. Таковы, например, многие сочинения с аргументами к размышлению о доме на примере семьи Ростовых (роман «Война и мир») и дома Простаковой (комедия «Недоросль»). Наличие двух этих аргументов в одной работе можно считать безусловным указанием на некоторую степень ее несамостоятельности. 
3) Выпускник использует объемный источник и сокращает его, частично пересказывая. Ниже приведен соответствующий пример. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С.Пушкин.) Александр Сергеевич Пушкин в свое время написал: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа…Мысленно я возлагаю к подножию этого памятника букет, составленный из трепетной… любви и огромной благодарности . Мое знакомство с творчеством гения произошло в детстве, когда , едва научившись читать, с восторгом погружалась в мир его сказок, следуя за мыслями великого человека. Они излагались прекрасным, легким для восприятия стихом. Уже в школьные годы узнала, что в творчестве Пушкина объединились поэзия и проза. Его стихотворения, сказки, трагедии и повести гармоничны и жизнерадостны …» и т.д. Это сочинение списано (источник: http://batraeva.com/index.php/2013-06-16-19-18-18/138-qq-q-q-q), текст сокращен по сравнению с первоисточником. При этом речевые несообразности остались: «Мне было интересно наблюдать, как Пушкин буквально выкристаллизовывал себя в законченный образ, имеющий самостоятельное художественное значение». 
4) Некоторые участники создают вместо самостоятельного сочинения сложную компиляцию из чужих текстов. Она обычно создается на основе нескольких источников, из которых берутся отдельные фрагменты, в ней обязательно используется собственный текст, например, общее размышление по теме, вывод. Возможен вариант компиляции с грубыми, очевидными швами-склейками фрагментов, например: В Интернете читаем: «надежная и удобная мебель говорит о том, что ее хозяин человек практичный. Такие люди часто запасливы во всем, даже продукты питания покупают с запасом, т.к. любят и сами съесть что-нибудь вкусненькое, и гостям всегда рады. Такой хозяин абсолютно не жаден. Эти люди неторопливы, последовательны. Из них выходят хорошие супруги и друзья. Существует множество различных способов, с помощью которых можно проанализировать характер человека и выделить те или иные основные его черты. Один из методов узнать о характере человека – это внимательно осмотреть интерьер его дома, квартиры или комнаты.» В сочинении этот фрагмент использован таким образом: «Дом многое может рассказать о своем хозяине, надо только уметь внимательно смотреть на него. Существует множество различных способов, с помощью которых можно проанализировать характер человека и выделить те или иные основные его черты. Один из методов узнать о характере человека – это внимательно осмотреть интерьер его дома, квартиры или комнаты. Надежная и удобная мебель говорит о том, что ее хозяин человек практичный. Такие люди часто запасливы во всем, даже продукты питания покупают с запасом, т.к. любят и сами съесть что-нибудь вкусненькое, и гостям всегда рады. Такой хозяин абсолютно не жаден. Эти люди неторопливы, последовательны. Из них выходят хорошие супруги и друзья…» Первое предложение авторское, второй и третий абзацы переставлены местами, то есть скомпонованы в собственной логике обучающегося. 
5) Наконец, встречаются работы, в которых хотя и есть заимствованные фрагменты, восходящие к общедоступным ресурсам, но общий уровень работы достаточно высок, а компиляция своего и чужого сделана настолько тщательно, что она практически не ощущается при проверке. 
Выход из сложившейся ситуации лежит не только в области запретительных мер, но и в сфере деятельности учителя, который должен прилагать все усилия к тому, чтобы пробудить у обучающегося уверенность в том, что он может обо всем сказать своими словами и что эта способность должна стать неотъемлемой частью его самооценки. Методические рекомендации ФИПИ по подготовке к итоговому сочинению.

3 комментария:

  1. Ответы
    1. Я рада, что мои перепосты оказываются полезными. Перепечатывать эти материалы меня заставляет необходимость аккумулировать их в помощь моим ученикам 11 класса. Им удобнее заглянуть в блог и найти подсказки.

      Удалить
  2. В условиях тотальной доступности всех и всяких материалов, в том числе и относящихся к итоговому сочинению,в Интернете трудно избежать заимствований, компиляции и списывания сочинений целиком.Даже если просто что-то прочитал и не списывал. Слова, отрывки, мысли невольно воспроизводятся в памяти.

    ОтветитьУдалить