Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

15 июня 2023

Как может измениться ОГЭ по русскому языку в 2024 году

 ИСТОЧНИК

   Официальной информации об изменениях в ОГЭ по русскому языку пока нет, но разговоры в "околофипишных" кругах ходят. Как говорится, нет дыма без огня. Если разговоры ходят, значит, следует вскоре ждать перемен.

     На чем я основываюсь, говоря об изменениях в экзамене?

    Во-первых, об этом на апрельском вебинаре сказала Наталья Аркадьевна Сенина, кандидат филологических наук, доцент, руководитель отдела русского языка и литературы издательства «Легион». Запись вебинара можно посмотреть здесь.
    Во-вторых, на возможные изменения намекали на курсах ФИПИ по подготовке экспертов ОГЭ, которые я проходила в феврале 2023 года.
    В-третьих, среди коллег уже ходят материалы для апробации нового формата заданий ОГЭ по русскому языку.
    Ко мне попала такая апробационная работа, и я хочу поделиться ею в этой публикации.
    Сразу оговорюсь: это еще НЕ окончательная модель, никем НЕ утвержденная. Будут ли на самом деле такие задания в ОГЭ 2024 года или нет, пока неизвестно. Я просто предлагаю ознакомиться и принять к сведению.


    Апробационная работа для 9 класса. Тестовая часть.

Время выполнения - 45 минут.

В апробационной работе 10 заданий:3 задания - пунктуационный анализ;
3 задания - анализ морфологических норм;
2 задания - анализ синтаксических норм;
2 задания - орфографический анализ.

Рассмотрим каждое задание подробнее.
Пунктуационный анализ

Формулировки

Установите соответствие между пунктуационными правилами, объясняющими постановку запятой(-ых), и предложениями, которые служат примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Установите соответствие между пунктуационными правилами, объясняющими постановку двоеточия, и предложениями, которые служат примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Установите соответствие между пунктуационными правилами, объясняющими постановку тире, и предложениями, которые служат примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Анализ морфологических норм

Формулировки

  • Раскройте скобки и запишите имя существительное _________ в соответствующей форме.
  • Раскройте скобки и запишите имя числительное ___________ в соответствующей форме.
  • Раскройте скобки и запишите глагол __________ в форме повелительного наклонения.

Примеры заданий

Анализ синтаксических норм

Формулировки

  • Укажите все предложения, в которых нет грамматической ошибки. Запишите номера ответов.
  • Укажите все предложения, в которых содержится грамматическая ошибка. Запишите номера ответов.

Примеры заданий.


ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Формулировка

  • Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква ___ .

Примеры заданий.

Апробационная работа для 8 класса. Сжатое изложение.

Время выполнения - 90 минут.

Регламент выполнения работы:

  1. Прочитать текст первый раз. Ученики прослушивают исходный текст. Во время чтения текста участники апробации могут делать записи в черновике. Время: 5–8 минут.
  2. Дать время на осмысление текста. Ученики работают с черновиками. Время - 12 минут.
  3. Прочитать текст второй раз. Ученики прослушивают исходный текст. Во время чтения текста участники апробации могут делать записи в черновике. Время: 5–8 минут.
  4. Сообщить о начале написания изложения и возможности пользоваться словарём. Обратить внимание участников на минимальный объём в 100 слов. Время: 1–2 минуты.
  5. Наблюдение за участниками, поддержание дисциплины и порядка, разрешение возникающих организационных вопросов. Ученики пишут сжатое изложение. Время: 60 минут.
  6. Сообщить об окончании написания изложения. Время: 1–2 минуты.

Пример текста для изложения

Царскосельский лицей считался высшим учебным заведением. Преподаватели смотрели на лицеистов как на взрослых студентов и предоставляли им полную свободу.

Александр Пушкин не был усердным учеником. Он охотно и даже с увлечением занимался только такими науками, которые ему были по душе. Пушкин любил французскую, русскую словесность, историю. Профессора почти единодушно отмечали его блистательное дарование и отсутствие прилежания. Особенно слаб он был в математике.

Однажды преподаватель математики вызвал Пушкина к доске и задал алгебраическую задачу. Лицеист долго переминался с ноги на ногу и всё писал молча какие-то формулы. Профессор спросил его наконец:

‒ Что же вышло? Чему равняется икс?

Пушкин, улыбаясь, ответил:

‒ Нулю.

‒ Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи.

В Лицее поощрялись литературные опыты учеников. Лицейские поэты объединились в кружок, издавали рукописные журналы со стихами и карикатурами, среди них «Неопытное перо», «Для удовольствия и пользы», «Юные пловцы», «Лицейский мудрец». В Лицее была огромная библиотека. Ученики часто собирались там, читали и обсуждали произведения великих писателей.

Не о генеральских чинах, не о богатстве мечтал Пушкин в Лицее. Он мечтал быть поэтом, чтобы огненным словом своим пробуждать в сердцах подлинно человеческие чувства. Где бы он ни был: бродил ли в уединении по царскосельскому парку с мраморными статуями, с белыми лебедями на дремлющем пруду, гулял ли по окрестным лугам, скрывался ли в своей комнате или сидел в классе, ‒ всегда в голове его теснились рифмы и образы поэм, посланий, эпиграмм. Александр Пушкин работал над своими произведениями почти ежедневно.

Живой и пылкий, юный поэт серьёзные занятия перемежал с шалостями и потому некоторым воспитателям казался легкомысленным и ленивым. Но Пушкин не был лентяем. Всё существо поэта было в непрестанном действии, голова всегда полна мыслями, а сердце – чувствами.

(По Борису Степановичу Житко́ву). 282 слова.



Итак, это апробационные работы, а что ждёт нас через год на самом экзамене, об этом мы узнаем, наверное, не раньше августа. Но надо быть готовыми к переменам.

Коллеги, если кто-то уже писал со своими ученикам такие работы, поделитесь, пожалуйста, опытом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий