Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

29 июня 2024

Русская литература 1920-х годов: общая характеристика

 Источник

Один из первых законов, принятых после революции 1917 г., был Декрет о цензуре (1918). Это постановление определило судьбы русской литературы практически на весь период существования советской власти. Право на издание получали только те книги, которые поддерживали советскую власть. После окончания гражданской войны в стране всячески нагнеталось ощущение «осажденной крепости». Борьбой с «врагами народа» и заговором «международной реакции» оправдывалось любое вмешательство в культурную деятельность. В 1925 г. в резолюции ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы» творчество писателей было определено как «идеологически осознанная литературно-художественная продукция». Каждый писатель в соответствии со своей «продукцией» становился пролетарским, крестьянским, «попутчиком» или враждебным советскому государству.


Пролетарских и крестьянских писателей и поэтов в этой же резолюции рекомендовалось всячески поддерживать, в них видели «будущих идейных руководителей советской литературы». «Попутчики» — выходцы из интеллигенции и дворянства, рассматривались как «квалифицированные специалисты литературной техники», их следовало переубеждать и направлять «на сторону коммунистической идеологии». К «попутчикам» советские власти относили В. Маяковского, С. Есенина, А. Толстого, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шагинян, И. Бабеля, Б. Пильняка, Вс. Мейерхольда, С. Эйзенштейна, Д. Шостаковича, Н. Голованова и многих других деятелей культуры. Считаться «попутчиком» было не только унизительно, но и накладно, так как с гонораров «попутчиков» взимались налоги на «нетрудовые доходы». Для «попутчиков» все же был открыт литературный путь, их произведения хотя и под жестким контролем, но издавались, а «антипролетарские и антиреволюционные элементы» по резолюции 1925 г. не следовало допускать в литературу ни под каким предлогом.

В соответствии с такими установками многие деятели культуры оказались ненужными и даже опасными для новой власти. В 1921 г. по делу о вымышленной «Петроградской боевой организации», по недоказанным обвинениям, после закрытого процесса были расстреляны поэт Н. Гумилев, профессора В. Таганцев, М. Тихвинский, Н. Лазаревский, скульптор князь С. Ухтомский и другие ученые, преподаватели и студенты. Эта акция была задумана как средство устрашения интеллигенции, для предупреждения любых форм оппозиции советской власти. Даже заступничество М. Горького, который специально приехал в Москву для встречи с Лениным, чтобы лично просить вождя о помиловании осужденных, не только не помогло, но, как утверждают исследователи, даже ускорило трагический исход.

М. Горький покинул родину и эмигрировал в Италию. Многие последовали его примеру. В 1920-е г. покинули страну М. Цветаева (1922), В. Ходасевич (1922), И. Бунин (1920), А. Куприн (1919), К. Бальмонт (1920). В отделившейся Эстонии остался И. Северянин (1918). В 1921 г. просил о выезде за границу Ф. Сологуб. Других, без всякого повода, власти сами высылали из страны. В 1922 г. под угрозой смертной казни, по личному указанию Ленина, в десятидневный срок из страны были насильно высланы 160 человек - цвет и гордость русской философии и общественной мысли. Среди них Н. Бердяев, С. Франк, Н. Лосский, И. Ильин, князь Е.Н. Трубецкой. Те, кто остались, были вынуждены смириться и исполнять все требования советской власти.

Считая себя носителем высшей истины, коммунистическая партия, вооруженная марксистско-ленинской идеологией, пыталась взять на себя руководство литературным процессом. Литература воспринималась как еще одна сфера деятельности наряду с промышленностью, сельским хозяйством, армией и другими. Считалось, что организовав писателей в единое общество, выстроив четкую вертикаль власти и учитывая некоторые специфические черты труда, можно руководить творческой интеллигенцией.

В 20-е гг. пролетарские писатели объединились в РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), крестьянские - в ВОКП (Всероссийское объединение крестьянских писателей), «попутчики» - в Перевал. Были и другие литературные объединения: ЛЕФ, «Литературный центр конструктивистов», «Молодая гвардия», «Октябрь». Художники были объединены в АХРР («Ассоциацию художников революционной России»). В действительности РАПП скоро начал претендовать на абсолютное господство в литературе. Руководство РАППа требовало соблюдать принципы «партийности», «правдивости», «понятности массам». К примеру, РАПП пытался создавать литературу бригадным методом: писатели должны были объединяться в бригады и писать коллективно. Другим популярным лозунгом было требование «одемьянивания литературы», то есть предписывалось писать так, как писал близкий власти поэт Д. Бедный. РАПП относился к писателям так, словно они являлись чиновниками. Писатели были вынуждены участвовать в производственных совещаниях по самым разным вопросам.

Помимо объединений, поддерживаемых государством, в 1920-е гг. было предпринято несколько попыток создать литературную группу или художественное объединение, независимое от опеки государства. Одной из таких литературных групп было ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) (1927-1930), которое прославилось своими карнавальными шествиями в Ленинграде. В группу входили поэт, прозаик и драматург Д. Хармс, поэт Н. Заболоцкий, писатели Н. Олейников, А. Введенский, К. Вагинов, И. Бахтеев, Ю. Владимиров.

Кроме ОБЭРИУ в Ленинграде существовало объединение прозаиков «Серапионовы братья», куда входили Вс. Иванов, В. Каверин, М. Зощенко и др.

В 20-е гг. наравне с поэзией развивается проза. В эти годы создаются «Железный поток» А. Серафимовича, «Белая гвардия» М. Булгакова, «Города и годы» К. Федина, «Чевенгур» и «Котлован» А. Платонова, «Конармия» и «Донские рассказы» И. Бабеля, выходят первые тома «Тихого Дона» М. Шолохова. Продолжают работать А. Белый и А. Ремизов. Пишут свои произведения Б. Пильняк, В. Вересаев, А. Фадеев, А. Толстой.

Революция, гражданская война, а позже преследования советской власти привели к тому, что множество русских писателей вынуждены были эмигрировать. В эмиграции появляется своя литературная жизнь: создаются общества, кружки, издательства, выходят книги и журналы, устраиваются литературные вечера, издаются и переиздаются сборники русской классики. В Берлине с 1918 по 1928 г. возникло 188 русских эмигрантских издательств. 1928-1939 гг. были расцветом русской зарубежной литературы. В это время за границей живут и работают И. Бунин, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Ходасевич, М. Цветаева, В. Набоков.

Источник: Сычев С.В. Русская литература XIX-XX веков. - М.: ООО ТД "Издательство Мир книги", 2007

Комментариев нет:

Отправить комментарий