Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

16 июня 2024

Почему Горькому, Распутину и «Запискам охотника» не место в школьной программе

Кто составлял список книг, которые дети должны прочесть и понять в школе? Почему он настолько бесчеловечен? Почему «книги на лето» и «книги по программе» — это сущности из разных вселенных? В чем секрет долголетия «Старухи Изергиль»? И наконец, что должны читать школьники вместо Радищева и Чернышевского, рассказал наш блогер Ярослав Дронов.
Источник
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/blog/yaroslav-dronov/50639-gorky--on-vot-pryam-khoroshy-pisatel-chto-ne-tak-so-shkolnoy-programmoy-po-literature-i-pochemu-eye-nuzhno-menyat-kak-mozhno-skoreye

Моё мнение обо всём этом.
С автором, пожалуй, я соглашусь в том, что современным детям не интересны реалии и страдания персонажей "старой"/классической литературы. У них совсем другие примеры и представления о жизни, об окружающем мире, о взаимоотношениях людей, о главном в существовании человека. Они привыкли отдыхать, наслаждаться, потреблять, не считаться ни с чьим мнением. Работать они не хотят и не умеют. Даже читать не умеют. Ведь чтение -- это нелёгкая работа: надо сложить слоги в слова, слова в предложения, понять их смысл, дать оценку событиям и поступкам героев. Надо (простите за грубость) шевелить мозгами, напрягать память. И что там за события происходили когда-то в истории -- тайна, надо честно признать, за семью печатями для них. Историю-то плохо знаем. Что тут скрывать очевидное!
Уважаемый блогер Ярослав Дронов предлагает заменить реалистические произведения русской классической литературы фантастикой (я люблю фантастику, но одной ею ограничиться никак нельзя), фэнтези, повествованиями о жизни в других странах, о выдуманных мирах и...  МОНСТРАХ. Одних из них поменять на других. И тоже никакого развития ума и сердца, выработки навыков  адекватного поведения в жизни, приверженности  традиционным нравственным ценностям.
Где же выход? Думаю, он в том, что на уроках литературы надо заменить углублённый анализ произведения на простое ознакомление с ним. Ученик должен знать автора, название, о чём произведение, героев и что из всего этого следует. Это хорошо получается, к примеру, у авторов сайта "Образовака" (не реклама).  Опытный учитель же найдёт и прочтёт в классе наиболее яркие, ключевые сцены, чем, кстати, может побудить детей прочитать произведение полностью. 
Не нужно "грузить "Войной и миром"" бедных старшеклассников. Тут я согласна с Ярославом. Но что испытывает Наташа Ростова на своём первом балу, когда её никто не приглашает на танец, думаю, надо современной барышне об этом прочитать и прочувствовать это. А простаку Пьеру Безухову в отношениях с женой каково было -- любому парню не помешает узнать.
И ещё об одном. В программу по литературе необходимо включить произведения современных авторов. Есть нынче дельные творения, умные, благородные книги, которые и кругозор читателя расширят, и благодатную пищу для ума и сердца дадут, и научат жить, любить и быть счастливым.

Комментариев нет:

Отправить комментарий