Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

02 июля 2024

Русская литература 50-70-х годов 20 века: общая характеристика

 Источник

После смерти Сталина (1953) на XX съезде КПСС в 1956 г. Н.С. Хрущев произносит доклад о культе личности Сталина. Это становится толчком к амнистированию политзаключенных и реабилитации погибших. Создаются несколько новых журналов, в том числе «Юность» и «Иностранная литература». В литературу возвращаются произведения А. Белого, М. Булгакова, И. Бабеля, Б. Пильняка, М. Зощенко. Однако самым известным становится журнал «Новый мир», главным редактором которого назначают А. Твардовского. Именно он является главным двигателем демократических преобразований в советской литературе 60-х гг. На его страницах печатаются первые произведения, разоблачающие сталинский режим (В. Гроссман «Жизнь и судьба»). Публикуются произведения так называемой «окопной правды», которые рассказывали о войне без прикрас и идеологических клише, с точки зрения простого солдата (В. Некрасов «В окопах Сталинграда»). Впервые говорится о лагерях и политзаключенных (А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»).

Конец 1950-х - начало 1960-х гг. вошли в историю советской литературы как период «оттепели». Название было взято из одноименной повести И. Эренбурга. Это время характеризуется ослаблением идеологического давления, стремлением построить «социализм с человеческим лицом». В критике и литературоведении прослеживается стремление пересмотреть основы социалистического реализма, расширить границы этого понятия. Этот метод официально остается единственным методом советской литературы, но перестает идеологически довлеть над творческим процессом.

В это же время в советской литературе возникает ряд явлений, не до конца вписывающихся в канон социалистического реализма. Одним из них была так называемая городская проза (Ю. Трифонов), где город трактуется как особый микромир со своими специфическими проблемами и коллизиями. В центре - раскрытие психологии героя — городского жителя. Своим критико-аналитическим пафосом, углубленным психологизмом эта проза оказала серьезное воздействие на литературу русского постмодернизма (в частности, на А. Битова, В. Маканина).

Другим важным явлением литературы периода «оттепели» была «деревенская проз а» (В. Астафьев, В. Распутин, В. Шукшин). Она характеризовалась ностальгическим отношением к деревенской жизни, ее укладу, с зависимостью от природного годового цикла, гармонией человека и природы. Деревня противопоставлялась городу как что-то естественное искусственному, не соответствующему национальному характеру. С тревогой писатели этого направления говорили о том, что современная колхозная деревня во многом другая, что вековые устои крестьянской жизни разрушаются, к ним нет возврата.

Самым ярким явлением в литературе 50-60-х гг. было возрождение традиций чтения поэтами своих стихов с эстрады (Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, А. Вознесенский). Их выступления собирали полные залы слушателей. Лирика как наиболее личностный род литературы лучше выражала новый взгляд, чаяния советских людей, ощутивших себя свободными. Поэты этого направления были настроены на непосредственное общение с аудиторией в своем стремлении найти ответы на вечные вопросы. Их стихи были отмечены гражданским пафосом. «Поэт в России больше, чем поэт» (Е. Евтушенко).

Одновременно в литературе «оттепели» сформировалось направление «тихой лирики» (Н. Рубцов, В. Казанцев, А. Соколов). Их поэзия была обращена прежде всего к вечным общечеловеческим ценностям, сложным внутренним переживаниям.

Период «оттепели» оказался очень кратковременным, смягчение идеологического курса постепенно сменились новым ужесточением, что привело в 1970-е гг. к так называемому «застою». Усилилось административное давление, идеологический контроль в области культуры и искусства. Обвинение в антисоветской пропаганде выдвигалось против писателей, чье творчество содержало критику советской власти. Из страны были вынуждены уехать многие писатели и выдающиеся деятели культуры. Среди них - А. Солженицын, С. Довлатов, В. Некрасов, И. Бродский. Это была третья волна русской эмиграции. Кроме эмиграции внешней, существовала эмиграция внутренняя, когда из-за своих убеждений человек не мог опубликовать свои произведения. Как следствие политизации культуры возникло такое явление, как самиздат, когда запрещенные произведения распространялись в машинописном варианте, переписывались от руки или становились известны благодаря магнитофонным записям.

В 70-х — начале 80-х гг. зародилось движение диссидентов, разоблачали авторитарный характер советской системы, критиковали коммунистическую идеологию и пытались защищать жертв режима. Это породило и свою литературу (Э. Даниэль, А. Синявский).

Источник: Сычев С.В. Русская литература XIX-XX веков. - М.: ООО ТД "Издательство Мир книги", 2007

Комментариев нет:

Отправить комментарий