Великая Отечественная война 1941-1945 гг. была тяжелейшим испытанием для всех; советская литература выдержала испытание с честью. Древние говорили: когда грохочут пушки, молчат музы, но во время Отечественной войны музы словно очнулись от оков и запретов и запели в полный голос. Музыка, песня, поэзия, публицистика сумели "ословить" (облечь в слова) душу народа. Никогда еще литература не была так близка народу, каждому человеку, и героем литературы стал просто человек. Есть различие между "простым человеком" и просто человеком. Понятие "простой человек" рождено сталинской эпохой и теорией человека-"винтика" государственной машины, человека-исполнителя.
Простых людей нет. Внутренний мир человека бесконечно сложен, это микрокосм, вселенная, которую не уставали исследовать великие писатели прошлого, психологи и гуманисты: Шекспир, Гете, Бальзак, Толстой, Достоевский. (Простота человека напоминает простоту белого цвета, возникающего как сочетание всех цветов радуги).
Литература Великой Отечественной войны заговорила от имени просто человека, независимо от его социального положения: перед лицом смерти все равны.
С первых дней войны писатели ушли на фронт, в отряды ополчения, в боевые части, во фронтовую печать; многие из них погибли (А. Гайдар, Ю. Крымов, П. Коган, М. Майоров). Писатели разделили судьбу народа и потому сумели стать его голосом, выразить его душу.
Поразительно, но в эти жестокие годы самой популярной была лирика. В бесчисленных солдатских письмах-треугольниках бесконечно пересылалось с фронта в тыл переписанное карандашом стихотворение К. Симонова "Жди меня". Это стихотворение знала вся страна, оно звучало, как заклинание. Другие стихи К. Симонова "Ты помнишь, Алеша…", "Майор привез мальчишку на лафете…", "Письмо женщине" тоже были известны всем.
Некоторые стихотворения А. Суркова и М. Исаковского стали народными песнями («Землянка», «Катюша», «Осенний вальс»). Народ любил их печальный лиризм.
Хочется обратить внимание на удивительное обстоятельство: в годы войны народ любил стихи и песни, где не было злобы и ненависти. Характерно, что поэма А. Твардовского «Василий Теркин» — самое популярное на фронте произведение — тоже лишено злобы и ненависти, оно пронизано веселой шуткой и печалью.
О ненависти и презрении к фашизму говорила публицистика военных лет, и все же пафосом статей И. Эренбурга была защита общечеловеческих духовных ценностей, а в статьях А. Толстого, М. Шолохова, Л. Леонова на первом плане — героические традиции народа.
На второй-третий годы войны стали появляться более крупные произведения, повести и поэмы, но не чисто эпические, а лиро-эпические, очень честные, искренние. Таковы поэмы П. Антокольского "Сын", М. Алигер "Зоя", В. Инбер "Пулковский меридиан", повести К. Симонова "Дни и ночи", В. Гроссмана "Народ бессмертен".
Литература Великой Отечественной войны прошла через огонь сражений, который словно выжег все наносное, неискреннее: в этой литературе нет ни одного фальшивого, лицемерного звука, никакой парадности, приукрашивания: все просто, честно, искренне. (Здесь, как и ранее, речь идет не обо всем, написанном в эти годы, но о лучших книгах, сохраненных временем.)
Источник: Р. Глинтерщик. Русская литература. Уч. пособие для XII класса. - КАУНАС "ШВИЕСА", 1991
Комментариев нет:
Отправить комментарий