Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

27 сентября 2024

Легенда: особенности жанра, примеры

 Легенда (от лат. legenda – то, что следует прочитать) - это рассказ-воспоминание о чем-либо чудесном или удивительном. В средние века так называли извлечения из житий, которые надлежало читать в определенные дни.

Это был любимый и едва ли не самый характерный жанр средневековья - популярность его падает лишь с наступлением критического отношения к вероучительной литературе. Легенды собираются в объемистые сборники и своды, предназначенные сначала только для церковных служб, а затем, начиная с XIII в., и для светских читателей.

Особенно была популярна знаменитая "Золотая легенда" (XIII в.), составленная генуэзским архиепископом Иаковом Ворагинским. В нее входило более 180 житий, разделенных на четыре раздела, что должно соответствовать, по мысли составителя, четырем периодам жизни человечества: периодам его «совращения» с пути, «обновления», "смирения" и «возвращения». Необыкновенная популярность «Золотой легенды» (90 изданий за 50 лет!) объясняется прежде всего ее созвучностью своему времени: в ней соединились высокая духовность, дидактика и фантазия, цитаты из священных текстов и апокрифы, переплелись церковные традиции и светские, книжные и устные.

Постепенно легенда сближается, а нередко и отождествляется, с преданием, сказанием и другими полуфантастическими фольклорными жанрами. Если прежде основным ее содержанием было чудо, то теперь чудесное воспринимается все более как поэтическая интерпретация какого-нибудь действительного события или происшествия. В тех случаях, когда жанры предания и легенды разграничиваются, важными оказываются ведущая тональность повествования и его, так сказать, смысловой акцепт. В предании запечатлено воспоминание о необычном, пусть даже чудесном, но все же достоверном событии, тогда как в легенде главное и безусловное - чудо.

В современной фольклористике легенда рассматривается в сопоставлении с двумя важнейшими повествовательными жанрами - мифом и сказкой, рядом с которыми она оказывается как бы «промежуточным» жанром, возникающим на границе факта и вымысла, веры и неверия. Сравним: миф - и древнейший и современный, чтобы быть адекватно воспринятым, требует от воспринимающего особого отношения к действительности и прежде всего безусловной веры, доходящей до неразличения «возможного» и «невозможного», «своего» и «чужого» и т.д., и тем самым дающей ощущение причастности к "тайнам бытия". Для восприятия сказки достаточна вера «условная», вера-игра («сказка - ложь, да в ней намек...»); сказочный мир во многом похож на мир реальный, он строится на его нравственных законах, проясняет его, расцвечивает, реализует его нераскрытые возможности, но при всем при этом принадлежит иной, воображаемой реальности.

Когда же мы слушаем или читаем легенду, мы приглашаемся одновременно и верить и не верить, то есть с одной стороны верить всему, о чем бы в ней ни рассказывалось, а с другой -предполагать, кроме этой «фантастической», существование еще и «исторической» правды. Так, читая легенду о докторе Фаусте, приходится верить, что некий философ и чернокнижник силою своего колдовского искусства творил всевозможные чудеса, знал прошлое и будущее, открывал клады, излечивал любые болезни, но при этом мы помним, что исторический Фауст, возможно, и не совершал многого из того, что за ним числится, а если и совершал, то не совсем так, как это отразилось в народном сознании.

Литературная легенда обычно концептуальнее фольклорной, материал в ней собранней и, как правило, строго подчинен авторской мысли. Если народная легенда изменчива, подвижна и как целостность проявляется в единстве своих вариантов, то авторская одновариантна, это, так сказать, наиболее "художественный" из моментов ее самораскрытия, к тому же раскрывающий и духовные возможности и устремления самого автора. При этом нередко происходит жанровое смешение в сторону "мифологизма" — углубленности и "деметафоризации" легендарных событий. Например, та же легенда о Фаусте, история о договоре человека с дьяволом, в XIX-XX вв. (в произведениях Гёте, Булгакова, Т.Манна) становится мифом, описанием не просто отдельного, хотя и характерного эпизода истории, а самой сути исторической эпохи.
Заняв в некотором смысле срединное положение в системе жанров (на границе факта и вымысла, книжной и устной традиции, народного и авторского творчества), легенда предстает как бы средоточием разнохарактерных свойств словесного творчества. Так что по тому, как автор работает в этом жанре, можно судить об особенностях его художественного видения.

Легенда может быть использована (как, например, в "народных рассказах" Л.Толстого и Лескова, в "Легенде о Великом Инквизиторе" Достоевского) в качестве жанрово-стилевой «меры истинности», требующей от автора высокой духовности и силы воображения, глубины мысли и простоты языка. Это своего рода состязание с «мудростью народной», попытка в единичном творчестве предугадать, как оформился бы тот или иной материал, передаваясь из уст в уста, и в то же время наделение его личностным, активно воздействующим содержанием.

В творчестве Горького, тоже тяготевшего к этому жанру, напротив, легенда предстает как «возвышающий обман» - как результат "романтического" стремления приукрасить жизнь красивыми выдумками. Считая это творчество естественным и благотворным, он и свои реалистические произведения нередко строил как погруженные в конкретность и томительную будничность жизни красочные «сказки».

Особое, «реконструктивное» отношение к легенде встречаем в романе Булгакова "Мастер и Маргарита". Две знаменитые легенды — о Понтии Пилате и докторе Фаусте - взяты автором, чтобы быть разрушенными, причем взяты не как условно-поэтическое клише, а скорее как образцы условно-поэтического мировосприятия. Если истоком и зерном легендарного творчества является «представление», обычно народное, о тех или иных лицах, событиях, судьбах, вольная интерпретация канонических и исторических сюжетов по своему разумению и вкусу, то Булгаков противополагает этому нечто существенно иное - «образ», понимаемый им как объективная, независимая от частных представлений реальность.

Наконец, в своем исконном значении - как память о прошлом и как высокий, обобщающе-оценивающий взгляд на настоящее - легенда встречаются в основном в молодых литературах: у писателей Латинской Америки, Африки, а также в творчестве советских писателей - Ч. Айтматова, Ю. Рытхэу, В. Санги и др.

«Древние мифы и легенды, - сказал в одном из интервью Ч. Айтматов, - помогают нам увидеть современность глазами наших далеких предшественников... Это обогащает нас, позволяет нам разглядеть ушедшее...»

Источник: Литературный словарь. - М.: "ЛУч", 2007

Комментариев нет:

Отправить комментарий