Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

02 ноября 2024

Что такое "белгородский кисель"?

 Источник

Мюд Мечев. Белгородский кисель. 
Из цикла «Повесть временных лет». 1985
Тольяттинский художественный музей, Тольятти, Самарская область
Фраза «белгородский кисель» не связана с рецептом знаменитого напитка. Большой словарь русских поговорок указывает, что ее используют, чтобы описать хитроумную уловку или обман.
Это словосочетание восходит к одному из древнейших памятников русской литературы — Повести временных лет, которую составил летописец Нестор. Глава «В год 6505 (997)» описывает, как кисель помог спасти Белгород от печенегов. Город подвергся осаде, и вскоре продуктов стало не хватать. Жители, чтобы не умереть от голода, придумали такое решение: они сварили очень сытный кисель и пригласили врагов в город его отведать. Белгородцы показали посланникам напиток и убедили, что продолжать осаду бесполезно, потому что они готовы сопротивляться сколь угодно долго.

Был же один старец, который… сказал им: «Соберите хоть по горсти овса, пшеницы и меда и сварите сытный кисель. Выкопайте колодец и поставьте в него бочку с киселем».
Пришли вражеские послы в город, и сказали им белгородцы: «Зачем губите себя? Разве можете осаждать наш город бесконечно? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Мы имеем пищу от земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами».
И привели их к колодцу, где был кисель. Удивились послы и сказали: «Не поверят нам начальники наши, если не отведают сами». Белгородцы же налили им корчагу кисельного раствора.
Отрывок из Повести временных лет
Неприятели попробовали кисель, поняли, насколько он наварист, и отозвали войска. С запасом такой еды город, по их мнению, не сдался бы никогда. Так белгородцы смогли провести захватчиков и сохранить жизни.
Существует и другая версия этой легенды. В ней горожане во время осады не только сварили питательный кисель, но и достали бочку с остатками меда. Два сосуда вкопали в землю и представили приглашенным в город вражеским посланникам как бесконечные источники еды, Божье благословение.
Выражение из летописи стало расхожим. Его употребляли по тому же принципу, как заимствование «троянский конь» и русскоязычные фразеологизмы «лить колокола» (рассказывать небылицы) и «турусы на колесах» (так говорят о вздоре).
Большой словарь русских поговорок маркирует выражение «белгородский кисель» как устаревшее и шутливое. В наши дни оно редко появляется в речи. Также его сложно найти в классической литературе. Национальный корпус русского языка, который индексирует многие тексты с XVIII века, не предлагает примеров употребления словосочетания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий