Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

29 мая 2025

"Ловушки" ЕГЭ. Сочинение

Сочинение
Баллы за сочинение составляют почти половину всех баллов на ЕГЭ. К сочинению предъявляются определенные требования, которые важно соблюсти, чтобы получить максимальное количество баллов. Выпускникам нужно посмотреть и уяснить критерии оценивания: что именно оценивается? как оценивается? за что баллы начисляются и снимаются?
Например, в критериях оценивания ничего не сказано о том, что в сочинении обязательно должно быть вступление, что за него даются какие-нибудь баллы. Так что его можно и не писать. Можно начать сразу с формулировки проблемы и позиции автора.
Лишние абзацы баллов не добавят, но есть риск допустить в них орфографические, пунктуационные, речевые или грамматические ошибки, из-за которых можно потерять баллы.
Недостаточно просто привести примеры из текста, которые доказывают позицию автора. Эти примеры нужно еще и пояснить. Если выпускник не расскажет, как пример соотносится с позицией автора, зачем автор это написал, на какой вопрос он этим фрагментом текста хотел ответить, — такой пример просто не будет засчитан.
Кроме того, необходимо указать смысловую связь между примерами. Какая она? Причинно-следственная? Или, может быть, автор противопоставляет примеры? Или там уступительная связь? И нужно объяснить, почему она именно такая: причинно-следственная, а не противопоставление, например. В этом месте примерно 80% учеников допускают досадную ошибку. Они пишут про смысловую связь примерно следующее: «Эти примеры противопоставлены и помогают автору донести такую-то мысль, выразить свое отношение к такой-то проблеме». Но это не объяснение смысловой связи, а повтор позиции автора! Эта фраза никак не объясняет, почему ученик выделил между примерами именно причинно-следственную связь, а не какую-нибудь другую. Он потеряет балл, если так напишет.
Многие выпускники любят писать, что примеры дополняют друг друга. Но в методических материалах для проверяющих сочинения четко написано (и обведено в рамочку), что если ученик выделяет связь «дополнение», ее надо обязательно очень подробно и очень конкретно объяснить. К этой связи придираются больше всего, и нужно сто раз подумать перед тем, как написать «примеры дополняют друг друга».

Комментариев нет:

Отправить комментарий