Источник МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ обучающимся по организациисамостоятельной подготовки к ОГЭ 2024 года (актуально и в 2025 году).
Ниже сформулированы вопросы, которые помогут понять, владеете ли Вы необходимой терминологией.
1. Все ли теоретико-литературные понятия, включённые в кодификатор, Вам известны? Умеете ли Вы их использовать, анализируя произведения?
2. Какие элементы художественного текста можно отнести к формальным элементам, а какие – к содержательным? Как связаны форма и содержание произведения? Из каких элементов складывается художественная картина мира, отражённая в литературном произведении?
3. Какие литературные роды и жанры Вы знаете? По каким признакам Вы отнесёте произведение к определённым роду и жанру?
4. Умеете ли Вы находить в произведении художественные образы? Какие средства создания художественного образа Вы знаете?
Внимание!
Недостаточный уровень владения литературоведческой терминологией может
быть выявлен по следующим признакам:
незнание ключевых понятий, непонимание их сути;
неумение различать понятия (например, неразличение понятий: «антитеза» и «контраст»; «ритм» и «рифма»; «автор», «герой», «рассказчик»; «сюжет» и «композиция», «реплика» и «ремарка»);
неумение иллюстрировать понятие конкретным примером;
неготовность использовать понятия как инструмент анализа литературного произведения в том или ином аспекте;
неуместное, формальное упоминание понятий вне связи со смыслом задания.
При подготовке к экзамену рекомендуется выделить понятия, значение которых Вам не в полной мере ясны, и найти определения не освоенных Вами понятий.
Не все понятия включены в формулировки заданий. Их следует самостоятельно привлекать при анализе произведений. Например, к таким понятиям относятся: «историко-литературный процесс», «вымысел» и «факт», «содержание» и «форма», «авторское мировоззрение», «фабула», «ритм», «рифма», «стихотворный метр» («хорей», «ямб», «дактиль», «амфибрахий», «анапест») и др.
Многие понятия, названные в кодификаторе, включены в формулировки заданий.
На данные понятия рекомендуется обратить особое внимание, так как без их освоения невозможно выполнить конкретное задание.
Ниже приведены примеры заданий, формулировки которых опираются на те или иные понятия (они выделены подчёркиванием). Формулировки заданий части 1 даются в сокращённом виде (без указания писателя и произведения, без информации в скобках) в целях обозначения принципиального подхода, связанного с опорой на терминологию 12 и задачей показать возможность использования разных понятий. Исчерпывающее представление может дать открытый банк заданий ОГЭ.
Примеры заданий части 1 по эпосу, драме, лироэпосу с опорой на терминологию
Какую роль в данной сцене играют авторские ремарки?
Какую роль в монологе играет повтор?
Какие черты характера данного персонажа раскрываются в выбранном фрагменте?
Выберите другой фрагмент комедии, в котором важную роль играет(-ют) второстепенный(-ые) персонаж(и).
Выберите другой фрагмент комедии, в котором звучит фраза, ставшая афоризмом.
Какие черты характера героя проявились в выбранном Вами фрагменте?
Выберите другой фрагмент комедии, в котором используются риторические
вопросы и восклицания. С какой целью автор применяет в выбранном фрагменте эти выразительные средства?
Выберите другой фрагмент комедии, в котором использована антитеза. Докажите, что использование данного приёма помогает автору в создании сатирических образов.
Примеры заданий части 1 по лирике с опорой на терминологию
Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения?
В чём заключается своеобразие композиции стихотворения?
Какую роль в стихотворении играют повторы?
Чем различаются пейзажные зарисовки в обоих стихотворениях?
Какую роль в стихотворении играют риторические обращения и восклицание?
Какую роль в стихотворении играют эпитеты?
Зачем поэт использует в стихотворении многочисленные церковнославянизмы и устаревшие слова?
Какие художественные средства помогают поэту создать образ моря?
Какую роль в раскрытии идеи стихотворения играет приём противопоставления?
Каково иносказательное значение данного образа?
Какие художественные средства позволяют раскрыть внутреннее состояние лирического героя?
В чём состоит близость проблематики данных произведений?
Какие приёмы использует поэт при создании пейзажа в стихотворении «Зимнее утро»?
В чём тематическая близость приведённых стихотворений?
Примеры тем сочинений (часть 2) с опорой на терминологию
Каково авторское отношение к князю Игорю (по «Слову о полку Игореве»)?
Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?
Что позволяет отнести повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму?
Почему лирику В.А. Жуковского относят к романтической поэзии? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Чем интересна личность Пугачёва автору и главному герою романа «Капитанская дочка»?
В чём своеобразие лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
Как эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» связан с идеей произведения?
Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют авторские предисловия?13
В чём своеобразие жанра «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя?
Сатирическое изображение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Как проявляется характер Чичикова в общении с помещицей Коробочкой? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
Какие проблемы поднимает в своей прозе И.С. Тургенев? (На примере повести или рассказа по Вашему выбору)
Почему многие стихотворения Ф.И. Тютчева относят к философской лирике? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
Как соотносятся человек и природа в художественном мире А.А. Фета? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
Социальная проблематика лирики Н.А. Некрасова. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
Каковы основные сатирические приёмы, использованные в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору)
Какова нравственная проблематика прозы Л.Н. Толстого? (На примере одного произведения по Вашему выбору)
Как рамочная композиция («рассказ в рассказе») помогает воплощению авторского замысла в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»?
Почему А.П. Чехова называют мастером художественной детали? (На примере одного произведения по Вашему выбору)
В чём заключается смысл названия рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?
Как в литературе ХХ века о войне раскрываются её трагические и героические стороны? (На примере одного произведения по Вашему выбору)
Подчеркнём, что не все задания открытого банка заданий ОГЭ включают в себя
литературоведческие термины.
Можно ли назвать Онегина и Ленского друзьями?
Что позволило филологу Ю.И. Айхенвальду назвать М.Е. Салтыкова- Щедрина «мастером насмешки»?
Какую роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней?
Вместе с тем при выполнении подобных заданий участник экзамена должен
использовать терминологический багаж. Особенно это важно при написании сочинения,
которое оценивается по критерию 3 «Опора на теоретико-литературные понятия".
Комментариев нет:
Отправить комментарий