Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

15 июня 2025

Иосиф Бродский: "Поэты всегда возвращаются"

Иосиф Бродский
Бабочка
I
Сказать, что ты мертва?
Но ты жила лишь сутки.
Как много грусти в шутке
Творца! едва
могу произнести
«жила» — единство даты
рожденья и когда ты
в моей горсти
рассыпалась, меня
смущает вычесть
одно из двух количеств
в пределах дня.
II
Затем, что дни для нас —
ничто. Всего лишь
ничто. Их не приколешь,
и пищей глаз
не сделаешь: они
на фоне белом,
не обладая телом,
незримы. Дни,
они как ты; верней,
что может весить
уменьшенный раз в десять
один из дней?
И дальше ещё 12 строф по ссылке размыщлений о вечных для человечества темах: времени, смысле жизни, назначении творчества и, в частности, поэзии. 
Стихотворение — монолог главного героя, его безмолвным собеседником является мёртвая бабочка. Его  завораживает внешний вид бабочки. Он удивляется её крохотным крыльям, которые украшены таким разнообразием цветов и узоров. Такое описание является метафорой внутреннего мира человека. Поэт считает, что эти небольшие создания полностью отражают и ассоциируются со сложными переплетениями человеческой души. rustih.ru
Отличительная черта Бродского — интонационный стих. Голос, прочтение произведения — основное и главное средство выразительности его произведений.
Начала этот пост со стихотворения "Бабочка" (одного из самых популярных  стихов Бродского), потому что прочитала у Захара Прилепина о том, что Бродским увлекаются современные подростки и молодёжь. И теперь пытаюсь понять почему.
Если читать стихотворение во второй раз, третий... то начинаешь задумываться о смысле жизни (Затем, что дни для нас — // ничто. Всего лишь //ничто. Их не приколешь, // и пищей глаз// не сделаешь: они // на фоне белом,// не обладая телом, //незримы.), анализировать, искать ответы на сложные вопросы. А что, если подростки, читая такие стихи, ищут смысл своего существования и стихи стимулируют их к саморазвитию?! Можно, наверное, предположить, что интерес у подростков вызывают темы творчества Бродского: время, память, смерть, пространство, человеческие отношения.
Ещё одно стихотворение. В Интернете нашла такое суждение: «Не выходи из комнаты». Произведение, которое, по мнению подростков, отражает их стремление к отделению от окружающего мира, чувство «не такого, как все». Замечу, что я не посоветовала бы своим ученикам это читать, может быть, посоветовала бы  только научившимся, читая, задумываться над прочитанным, размышлять, анализировать. Впрочем, похвально, что подростки что-то вообще читают и тем более такие серьёзные и уникальные стихи, как  у Бродского.
Несмотря на то, что на Родине его клеймили позором, упрекали в русофобстве и преклонении перед иностранным, он был настоящим патриотом. Уезжая, в открытом письме  на имя Л.И. Брежнева он писал: «Мне горько уезжать из России. Я верю, что вернусь. Поэты всегда возвращаются — во плоти или на бумаге».

Комментариев нет:

Отправить комментарий