Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

09 марта 2025

Поэт, прозаик, художник, академик

Тарас Григорьевич Шевченко (25 февраля [9 марта] 1814, село Моринцы, Звенигородский уезд, Киевская губерния, Российская империя — 26 февраля [10 марта] 1861, Санкт-Петербург, Российская империя) — украинский поэт, прозаик, мыслитель, живописец, график, этнограф, общественный деятель.

Литературное наследие Шевченко, центральную роль в котором играет поэзия, в частности сборник «Кобзарь», считается основой современной украинской литературы и во многом украинского литературного языка.

Член Кирилло-Мефодиевского братства. Большая часть прозы Шевченко (повести, дневник, многие письма), а также некоторые стихотворения написаны на русском языке, в связи с чем исследователи часто относят творчество Шевченко к русской литературе.

В 1845 году за свои художественные произведения был удостоен малой серебряной медали Императорской академии художеств, в живописи был учеником Карла Брюллова. Академик Императорской Академии художеств со 2 сентября 1860 года. 

https://my.mail.ru/mail/elvirasch/video/5342/65715.html По этой ссылке видео "Шевченко -- художник"

Старый Киев
На околице
Туркменские абы в Кара-Тау

Тест: что вы знаете о буднях оперных певцов?

 Источник

Знаете ли вы, кто помогает оперным артистам разучивать партии, утверждает их на роль и занимается восстановлением после проблем с голосом?   Попробуйте ответить правильно на все вопросы о буднях оперных певцов — и не забудьте поделиться результатами с друзьями.
  1. Кто утверждает оперного исполнителя на партию?

    Дирижер
    Директор театра
    Сценограф
    Помощник режиссера
    Какой критерий первостепенный при выборе певца на роль в оперном спектакле?
    Популярность у зрителей
    Опыт на сцене
    Тип голоса
    Знание партитуры
    Пройти тест

08 марта 2025

Какие российские женщины были первыми в своей сфере?

 Источник

Отвечает Тата Боева,
автор портала «Культура.РФ»
На протяжении всей истории российские женщины часто становились первыми в своем деле, были авторами необычных изобретений или исследований. Открывает список «первых» святая княгиня Ольга: она стала первой женщиной-правительницей Руси, которая приняла христианство и повлияла на его распространение.
490 лет назад, в 1535 году, прошла первая в стране централизованная денежная реформа. После нее на Руси появилась единая валюта — деньга. Это преобразование инициировала Елена Глинская, мать Ивана IV (Грозного) и его регентша — временная правительница при малолетнем государе.
Императрица Екатерина II, одна из самых заметных мировых правительниц, уделяла много внимания женскому образованию и поддерживала талантливых девочек и дам. Одна из ее сподвижниц, княгиня Екатерина Дашкова, занималась педагогикой, организовывала лекции ученых и продвигала издательское дело на русском языке. В 1783 году Дашкова заняла пост директора Российской Академии наук и стала первой в мире женщиной на этой должности.
Многие женские достижения и прорывы пришлись на вторую половину XIX — начало XX века. В это время дам стали допускать к профессиям, которые раньше считались исключительно мужскими. Первая женщина-врач в России и Европе, Надежда Суслова, начала учиться на родине как вольная слушательница, не смогла получить диплом и отправилась завершать образование в Цюрихе. Там ее приняли в местный университет и в 1868 году дали право вести медицинскую практику. Вернувшись в Россию, Суслова лечила пациентов в Петербурге, Нижегородской губернии и в Крыму.
Многие женщины пришли в науку благодаря Бестужевским курсам — частному образованию для девушек. Их выпускница Евгения Рубинштейн стала первой в мире женщиной-климатологом и выпустила первый том издания «Климат СССР». А Софья Ворошилова-Романская, также окончившая курсы, первой в России профессионально занималась астрономией.
В 1911 году в Российской империи появилась первая женщина с дипломом пилота — Лидия Зверева. Вместе с мужем она открыла летную школу и активно пилотировала сама. Зверева первой из дам выполнила мертвую петлю, штопор Арцеулова и пикирование с выключенным мотором — фигуры высшего пилотажа, доступные лишь самым опытным летчикам.
Советские женщины часто становились пионерами в своих отраслях. Так, бактериолог Магдалина Покровская создала первую в мире живую противочумную вакцину — однако ее изобретение было признано научным сообществом лишь спустя несколько лет. Ия Путилова разработала состав для консервации на основе смеси желатина и аскорбиновой кислоты, который увеличивал срок хранения продуктов. Валентина Гризодубова не раз становилась лучшей летчицей в соревнованиях, а в годы Великой Отечественной войны она стала единственной женщиной-командиром в авиации и первой в СССР женщиной, получившей звание Героя Советского Союза.
Первая женщина-пилот Лидия Зверева на аэроплане. 1911 год
Экипаж самолета «Родина»: командир экипажа Валентина Гризодубова, второй пилот Полина Осипенко, штурман Марина Раскова. Щелково, Московская область. Сентябрь 1938 года

Первый сборник басен Крылова

 08 марта в истории литературы:

  • 1809 — Вышла в свет первая книга «Басен» И. А. Крылова.
    Про женский день сегодня и так все говорят — чего повторяться? Поговорим лучше о баснях Крылова. Итак, они вышли в 1809 году, а Крылов родился в 1769. Это что получается? Первый сборник басен знаменитого баснописца появился, когда ему было аж 40 лет? Что же он делал до этого? Если бы в те годы вы спросили, кто таков Иван Крылов? Вам бы ответили: «Известный драматург. Пишет сатирические пьесы». Писал такие пьесы, и довольно успешно. Издавал литературные журналы. Очень активно участвовал в литературной борьбе, спорил с самим Карамзиным! В 1788 году, — нашему герою 19 лет — попробовал написать три басни, но они никому не приглянулись, попросту говоря, их никто не заметил. Прошло с той поры почти двадцать лет, наш герой стал уже известным литератором, и вот однажды, по совету своего друга баснописца Дмитриева, взял да и перевел три басни Лафонтена. Перевод очень понравился Дмитриеву. И Крылов, продолжая писать пьесы, взялся за басни. Басни, вышедшие сегодня, но в 1809 году, пришлись по душе читателям. Сборник начал регулярно выходить, тираж его все увеличивался: у первого три тысячи экземпляров, потом дошло до 12 тысяч. Через два года, в 1811 году, Крылова избрали в действительные члены Академии наук. Но, главное, конечно, это любовь читателя. Популярность Крылова была такова, что после очередной победы над войском Наполеона под селом Красным сам главнокомандующий Кутузов читал офицерам басню Крылова: «Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю…» С 1809 года прошло два века с лишним, а популярность басен Крылова никуда не девается — его по-прежнему с удовольствием читают.
  • Источник

07 марта 2025

Что такое эфемерность и откуда появилось это слово?

 Источник

Понять это слово несложно, но почувствовать его — настоящее искусство. Ведь стоит его осознать, как оно тут же начинает исчезать.
В природе, в искусстве, в жизни и в мыслях — это присутствует повсюду. Оно делает вещи особенными, придаёт им глубину, заставляет ценить мгновение. Это то, что существует здесь и сейчас, но не обещает остаться навсегда. Одни находят в этом красоту, другие — печаль, но все без исключения испытывают его влияние.
Слово «эфемерность» пришло из древнегреческого языка. Ἐφήμερος (ephēmeros) означало «живущий один день» и состояло из ἐπί (epi, «на, в течение») и ἡμέρα (hēmera, «день»). В древности так называли насекомых-однодневок и кратковременные явления, например, утренний иней, который исчезал с первыми лучами солнца. Со временем значение слова расширилось и теперь оно обозначает всё, что быстро проходит, не оставляя следа.
Эфемерными называют чувства и состояния: внезапную радость, краткое вдохновение, случайную влюблённость. Это может быть недолговечная мода или популярность, которая сегодня на пике, а завтра о ней никто не помнит. Искусство тоже может быть эфемерным: спектакль, который видят лишь однажды, песок, превращённый в картину или мыльный пузырь, сверкающий на солнце и исчезающий в воздухе.
Но эфемерность — это не всегда что-то печальное. Напротив, именно потому, что мгновения быстротечны, мы ценим их ещё больше. Мы знаем, что закат длится всего несколько минут, но именно это делает его особенно прекрасным. Мы понимаем, что цветы завянут, но продолжаем любоваться их красотой. Всё эфемерное напоминает нам о хрупкости жизни, учит замечать мимолётное и радоваться тому, что есть сейчас. Ведь иногда самые короткие моменты оставляют самые глубокие впечатления.

06 марта 2025

Дисциплина без крика: как управлять классом, сохраняя спокойствие

 Источник

Почему крик не работает?

Крик может на мгновение привлечь внимание, но в долгосрочной перспективе он:

  • Снижает ваш авторитет. Ученики начинают воспринимать вас как человека, который не может справиться с ситуацией.

  • Порождает страх, а не уважение. Страх — плохой мотиватор. Он не учит дисциплине, а только усиливает сопротивление.

  • Ведет к эмоциональному выгоранию. Постоянное напряжение и крик истощают вас, делая работу невыносимой.

Так что же делать?


Метод 1: Установите четкие правила и границы

Дисциплина начинается с ясности. Ученики должны точно знать, что можно, а что нельзя.

  • Создайте правила вместе. Пусть ученики почувствуют свою причастность. Например: «Мы договариваемся, что на уроке не перебиваем друг друга».

  • Будьте последовательны. Если правило нарушено, реагируйте сразу, но спокойно. Например: «Саша, мы договорились не перебивать. Пожалуйста, дождись своей очереди».

Почему это работает: Четкие правила создают ощущение порядка, а последовательность укрепляет ваш авторитет.


Метод 2: Используйте невербальные сигналы

Иногда слова излишни. Попробуйте:

  • Зрительный контакт. Посмотрите на шумящего ученика — часто этого достаточно, чтобы он замолчал.

  • Жесты. Поднятая рука или пауза в речи могут стать сигналом для класса: «Внимание, я говорю».

  • Приближение. Подойдите к ученику, который отвлекается. Близость часто действует лучше, чем крик.

Почему это работает: Невербальные сигналы не нарушают ход урока и помогают сохранить спокойную атмосферу.


Метод 3: Переключайте внимание

Если класс «завелся», попробуйте переключить внимание на что-то неожиданное:

  • Задайте вопрос. Например: «Кто может объяснить, почему это важно?»

  • Используйте юмор. Шутка или забавный комментарий могут разрядить обстановку.

  • Смените деятельность. Предложите встать, потянуться или выполнить короткое задание.

Почему это работает: Переключение внимания помогает снять напряжение и вернуть фокус на урок.

Метод 4: Будьте примером спокойствия

Ваше поведение — это модель для учеников. Если вы спокойны, они тоже начинают успокаиваться.

  • Дышите. Если чувствуете, что закипаете, сделайте паузу и глубоко вдохните.

  • Говорите тише. Когда вы снижаете голос, ученики начинают прислушиваться.

  • Не принимайте близко к сердцу. Помните: плохое поведение — это не всегда про вас.

Почему это работает: Спокойствие заразительно. Оно создает атмосферу уважения и доверия.

Метод 5: Поощряйте хорошее поведение

Иногда мы слишком сосредоточены на плохом поведении, забывая хвалить за хорошее.

  • Замечайте позитив. Например: «Спасибо, Маша, что подняла руку. Я ценю твое уважение к другим».

  • Используйте систему поощрений. Это могут быть баллы, наклейки или просто слова благодарности.

Почему это работает: Поощрение мотивирует учеников вести себя лучше, чем наказание.

Что делать, если ничего не помогает?

Бывают ситуации, когда даже самые эффективные методы не срабатывают. В таком случае:

  1. Обратитесь за поддержкой. Поговорите с коллегами, завучем или школьным психологом.

  2. Работайте с родителями. Иногда проблемы с дисциплиной требуют вмешательства семьи.

  3. Не вините себя. Вы не можете контролировать все, но можете искать решения.

Дисциплина без крика — это не про слабость, а про силу. Силу спокойствия, последовательности и уважения. Когда вы управляете классом без крика, вы не только сохраняете свои нервы, но и создаете атмосферу, в которой ученики чувствуют себя безопасно и готовы учиться.

Попробуйте эти методы. Начните с малого: установите правила, используйте невербальные сигналы, переключайте внимание. И помните: вы — не просто учитель, вы — лидер, который вдохновляет и ведет за собой.

А если вдруг сорветесь и накричите, не корите себя. Мы все люди. Главное — сделать выводы и двигаться дальше. Ведь каждый день — это новая возможность стать лучше

05 марта 2025

Большой упрямец и чудак, реформатор русского языка

 Василий Кириллович Тредиаковский  русский поэт, переводчик и филолог XVIII века. Один из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Впервые ввёл гекзаметр в арсенал русских стихотворных размеров. Впервые в русском языке и литературе теоретически разделил поэзию и прозу и ввёл эти понятия в русскую культуру и общественное сознание.

В 1735 году на открытии Российского собрания Академии наук выступил с «Речью... о чистоте российского языка», призвав к нормированию языка и созданию словаря и грамматики.

Важнейшим собственным достижением Тредиаковский считал эпическую поэму «Телемахида» (1766) — перевод гекзаметром прозаического оригинала Франсуа Фенелона.

В 1752 году опубликовал двухтомное издание «Сочинений и переводов как стихами, так и прозою», которое надолго определило место Тредиаковского в истории русской культуры.

В 1745 году Тредиаковский получил звание профессора Академии наук — одновременно с М. В. Ломоносовым, но в 1759 году был из неё уволен.

Когда придумали рок-н-ролл?

 Источник

В середине XX века Америка жила под аккомпанемент размеренных оркестров и сладкоголосых баллад, создающих образ идеального общества. Но за фасадом официальной эстрады звучала другая музыка — дикая, ритмичная, неудержимая. Она рождалась в подпольных клубах, разрывая привычные рамки, и находила путь к тем, кто был готов услышать что-то новое. Но как запретный звук ритм-н-блюза вдруг превратился в рок-н-ролл и завоевал весь мир? Ответ на этот вопрос кроется в одном неожиданном решении, которое изменило историю музыки навсегда.
Наряду с официальной музыкой в Америке существовал подпольный ритм-энд-блюз, музыка чернокожего населения, которая долгое время оставалась в тени. На первых порах эта «новейшая» музыка лишь изредка проникала в большой мир, прорываясь из радиоприемников, настроенных на «черную» волну, и все же пришел тот день, когда она наконец обрела «легальный» статус.
Однажды в эфире радиостанции Кливленда прозвучало нечто новое. Диджей Алан Фрид осмелился дать шанс этой "неприличной" музыке, но чтобы не вызывать лишних вопросов, назвал её иначе – "рок-н-ролл". Слово, буквально означающее «раскачивайся и крутись», быстро прижилось и замаскированный ритм-н-блюз начал звучать по всей стране. Молодёжь мгновенно подхватила новый ритм и вскоре его стали исполнять не только черные, но и белые музыканты.
Назвав себя Мистером Рок-н-роллом, Алан всерьез занялся популяризацией этой музыки, транслируя ее по радио и организовывая концерты.
От ритм-энд-блюза рок-н-ролл унаследовал быстрый темп, громкий звук, напор и собственно состав музыкальных инструментов. Тексты были вторичными, главное — ритм танца и манера исполнения. Первой звездой рок-н-ролла среди белых исполнителей стал певец и гитарист Билл Хейли, прославившийся в 1955 году своей песней «Рок круглые сутки» (Rock Around the Clock) для фильма «Джунгли школьной доски» (Blackboard Jungle).
Пресса, телевидение и администрации школ пытались бороться с новой музыкой, но было поздно – ритм, энергия и свобода завоевали молодежь. К концу 1950-х рок-н-ролл стал новой нормой, которая изменила музыку навсегда.

04 марта 2025

Проблематика романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" от искусственного интеллекта. Для сочинения

 Вот несколько проблемных вопросов, которые можно рассмотреть в рамках итогового сочинения и сочинения на ЕГЭ по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон":

 1. Как конфликт между личными желаниями и общественными обязанностями влияет на судьбы героев романа?

2. Какова роль природы в жизни донских казаков и как она отражает их внутренний мир?

3. Как роман "Тихий Дон" показывает изменения в жизни казаков в условиях исторических катаклизмов начала XX века?

4. Какова природа любви и предательства в романе? Как эти чувства влияют на отношения между персонажами?

5. Как Шолохов изображает войну и ее последствия для человека и общества?

6. Какова роль традиций и обычаев в жизни казаков, и как они меняются под влиянием исторических событий?

7. Какова судьба женщины в мире, описанном в "Тихом Доне"? Каковы их внутренние конфликты и стремления?

8. Как Шолохов показывает внутренний конфликт между патриотизмом и человечностью на примере своих персонажей?

9. Как образ Дона как реки символизирует течение жизни и судьбы героев?

10. Какова роль памяти и исторического опыта в формировании идентичности донских казаков?

 Эти вопросы могут помочь глубже понять содержание романа и его социальные, исторические и философские аспекты.

 Вот несколько проблемных вопросов по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" с краткой расшифровкой каждой проблемы:

 1. Конфликт между личными желаниями и общественными обязанностями**  

   В романе герои часто сталкиваются с выбором между своими чувствами и долгом перед обществом. Как этот конфликт влияет на их судьбы и какие последствия он имеет для их жизни и отношений?

 2. Роль природы в жизни казаков**  

   Природа в "Тихом Доне" не просто фон, а активный участник событий. Как она отражает внутреннее состояние героев и их переживания? Как изменения в природе соотносятся с изменениями в жизни казаков?

 3. Изменения в жизни казаков на фоне исторических катаклизмов**  

   Роман охватывает период Первой мировой войны и Гражданской войны в России. Как эти события влияют на традиционный уклад жизни казаков и их мировосприятие? Как они меняют их ценности и приоритеты?

 4. Природа любви и предательства**  

   Взаимоотношения между персонажами полны страсти, но также и предательства. Как любовь может привести к трагическим последствиям? Как предательство влияет на судьбы героев и их отношения друг с другом?

 5. Изображение войны и ее последствий**  

   Шолохов показывает войну как разрушительное явление. Как роман передает ужасы войны и ее влияние на человеческую судьбу? Как война меняет моральные ориентиры и ценности героев?

6. Роль традиций и обычаев**  

   Традиции играют важную роль в жизни казаков. Как они формируют личность и мировосприятие героев? Как исторические события влияют на эти традиции и обычаи?

 7. Судьба женщины в мире казаков**  

   Женские персонажи в романе часто сталкиваются с ограничениями и предрассудками. Каковы их внутренние конфликты и стремления? Как они борются за свои права и счастье в условиях patriarchal society?

8. Внутренний конфликт между патриотизмом и человечностью**  

   Герои романа часто разделены между долгом перед родиной и моральными принципами. Как они решают этот конфликт, и как это отражает их личные ценности и выбор?

 9. Образ Дона как символ жизни и судьбы**  

   Река Дон является важным символом в романе. Как она отражает течение жизни героев и их судьбы? Как образ реки соотносится с темами изменений и постоянства?

10. Роль памяти и исторического опыта**  

    Как память о прошлом формирует идентичность донских казаков? Как исторический опыт влияет на их восприятие настоящего и будущего?

 Эти вопросы помогут глубже проанализировать роман и его ключевые темы, что будет полезно для итогового сочинения и подготовки к ЕГЭ.

03 марта 2025

Он был влюблён в театр

 Юрий Карлович Олеша (19 февраля (3 марта) 1899, Елисаветград — 10 мая 1960, Москва) — русский советский писатель, киносценарист, поэт и драматург, журналист. Одна из ключевых фигур одесского литературного кружка 1920-х годов.

Родился в семье обедневших белорусских дворян. В 1910 году Юрий поступил в Ришельевскую гимназию в Одессе, где преуспел в учёбе и окончил её с золотой медалью. После этого он провёл два года в Одесском (Новороссийском) Университете, но в 1919 году бросил учёбу.

В 1922 году, после отъезда родителей, Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимами Зубило и Касьян Агапов. Эти произведения публиковались в отраслевой газете железнодорожников «Гудок».

В 1924 году Олеша написал своё первое большое прозаическое произведение — роман-сказку «Три толстяка», который был опубликован лишь четыре года спустя.

В 1936 году на публикацию произведений Олеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, снятый властями только в 1956 году.

Что из себя представляют соляные ледники?

 Источник

Когда мы слышим слово «ледник», перед глазами возникает картина сверкающих белых массивов, медленно сползающих со склонов гор. Но что, если мы вам скажем, что есть ледники, состоящие не изо льда, а из ... соли?! И они не тают, а, наоборот, растут, словно застывшие вулканы. Но как такое возможно и где можно увидеть это редкое природное явление?
Соляные ледники — это удивительные геологические образования, которые больше напоминают горные массивы. Они возникают в местах, где глубоко под землёй находятся древние пласты соли, оставшиеся после высохших морей. Под давлением вышележащих пород соль начинает медленно подниматься вверх - ведь её плотность ниже, чем у окружающих осадочных пород. Со временем она прорывается на поверхность, формируя необычные, застывшие соляные потоки, которые напоминают языки лавы. Но в отличие от вулканов, этот процесс идёт невероятно медленно — миллионы лет.
Одним из самых известных мест, где можно увидеть соляные ледники, являются горы Загрос в Иране. Здесь, благодаря сухому климату, соль не растворяется, а остаётся в виде величественных белых и розоватых хребтов. Эти массивы выглядят как фантастические пейзажи с другой планеты. Подобные образования встречаются в Омане, Пакистане, США и некоторых других регионах, но там их гораздо меньше.
Хотя на первый взгляд соляные ледники кажутся неподвижными, на самом деле они продолжают двигаться. В течение тысячелетий их форма может меняться, они могут смещать окружающие слои земли, создавая уникальные природные структуры.

02 марта 2025

113-я любовь. Полиция и дурные приметы на свадьбе Пушкина

02 марта в истории литературы:
1831 — Александр Пушкин обвенчался с Натальей Гончаровой
  • Кадр из фильма «Пушкин: Последняя дуэль», 2006 год. www.globallookpress.com
    Как известно, дата венчания Александра Пушкина и Натальи Гончаровой не раз переносилась — тёща не хотела выдавать дочь за поэта-ловеласа, а в день свадьбы вообще отказалась ехать в церковь. АиФ.ru рассказывает, как «солнце русской поэзии» организовал собственную свадьбу и почему она буквально висела на волоске..
  • Читать здесь

Великий меланхолик Евгений Баратынский

Евгений Абрамович Баратынский — русский поэт, переводчик. Офицер русской

императорской армии. Друг поэтов А. С. Пушкина, А. А. Дельвига, мемуариста Н. В. Путяты. Участник литературных «сред» П. А. Плетнёва, и «суббот» В. А. Жуковского. Один из владельцев подмосковного имения Мураново.

Первое поэтическое произведение было издано в 1819 году. Год за годом, начиная с 1826 года, выходят сборники его произведений: поэмы «Эда», «Пиры», «Бал», «Наложница», лирические стихи и другие.

В 1842 году Баратынский издал свой последний сборник стихов — «Сумерки».

В 1843 году поэт вместе с семьёй поехал в путешествие по зарубежью, но в Неаполе неожиданно заболел и скончался 11 июля 1844 года 

В полутьме пустого школьного зала главный герой фильма «Доживем до понедельника» задумчиво декламирует:
Не властны мы в самих себе
И, в молодые наши леты,
Даем поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе.
Сидящая тут же учительница, даром что литературы, строк этих не узнает: Некрасов? Тютчев? Фет? Ах, Баратынский?! Ну, знаете ли, никто не обязан помнить всех второстепенных авторов…
Эта хрестоматийная сцена – не только про высокомерную пустоту и интеллектуальную узость конкретного вымышленного киноперсонажа. Она еще и о реальной трагедии большого художника, уникального таланта, по роковому, до конца не объяснимому стечению обстоятельств, оставшегося в истории на вечных вторых ролях. «Поэт пушкинского круга», «поэт пушкинской эпохи», «поэт второго эшелона»… Эти литературоведческие штампы и по сей день заслоняют истинный масштаб поэтической личности Баратынского, которого сам Пушкин ставил не просто вровень с собой, но зачастую и без малейшей ревности – выше себяИсточник
...Чтобы заслужить прощение государя, восемнадцатилетний юноша вступает рядовым в лейб-гвардейский Егерский полк, расквартированный в Петербурге.
В это время юный поэт знакомится с бароном Антоном Дельвигом – выпускником Лицея, другом Пушкина. Живёт Баратынский не в казармах – снимает квартиру вместе с Дельвигом:
Там, где Семёновский полк, в пятой роте, в домике низком,
Жил поэт Баратынский с Дельвигом, тоже поэтом.
Тихо жили они, за квартиру платили не много,
В лавочку были должны, дома обедали редко.
Часто, когда покрывалось небо осеннею тучей,
Шли они в дождик пешком, в панталонах трикотовых тонких,
Руки спрятав в карман (перчаток они не имели!),
Шли и твердили шутя: «Какое в россиянах чувство!»
Как-то на вечере у своего брата Пушкин вспомнил эту шутку, заставил Баратынского прочесть и хохотал.
Именно Дельвиг опубликовал его первые стихи, без спросу отнеся их в журнал «Благонамеренный».
Князь Пётр Вяземский вспоминал: «Это была забавная компания: высокий, нервный, склонный к меланхолии Баратынский, подвижный, невысокий Пушкин и толстый вальяжный Дельвиг».
Источник "Звезда разрозненной плеяды"

Ушинский: «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни»

 Константин Дмитриевич Ушинский (19 февраля (2 марта) 1823, Тула — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса) — русский педагог, писатель, один из основоположников научной педагогики в России.

Окончил юридический факультет Московского университета (1844). В 1846–1849 годах — профессор Демидовского лицея в Ярославле. В 1850–1854 годах — служил в канцелярии Департамента иностранных дел. С 1854 года — преподаватель Гатчинского сиротского института. С 1859 года — инспектор Смольного института. Провёл в нём реорганизацию и осуществил ряд преобразований: ввёл новый учебный план, внедрил педагогически рациональные методы обучения, организовал проведение предметных уроков и опытов по дисциплинам естественно-научного цикла.

Ушинский активно сотрудничал с передовыми журналами — «Современником», «Журналом для воспитания», «Библиотекой для чтения» — и был редактором «Журнала Министерства народного просвещения», под его руководством превратившегося в журнал педагогический, освещавший новые веяния в области народного образования.

Книги К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» стали первыми массовыми учебниками для начального обучения. А главным научным трудом, в котором Ушинский обосновал предмет педагогики, её основные закономерности и принципы, стал «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии».

В педагогической теории Ушинского основополагающей стала идея народности воспитания — признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование.

Вот несколько цитат Константина Дмитриевича Ушинского:

  1. ⧫⧫ «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

  2. ⧫⧫ «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни».

  3. ⧫⧫ «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы».

  4. ⧫⧫ «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью».

  5. ⧫⧫ «Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни, и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он»

01 марта 2025

Фёдор Сологуб: «Умный человек не только пользуется обстоятельствами, — он их создаёт»

Фёдор Сологуб (настоящее имя — Фёдор Кузьмич Тетерников) — русский поэт, прозаик, публицист. Дебютировал как поэт в 1884 году.

Принадлежал к так называемым старшим символистам, испытал сильное воздействие европейского декаданса. В 1896 году вышли первые отдельные издания Сологуба: «Стихи. Книга первая» и «Тени. Рассказы и стихи».

Автор сборников кратких сатирических произведений «Книга сказок» (1905) и «Политические сказочки» (1906). В поэтической книге «Змий» (1907) сформулировал индивидуальный миф о жестоком демиурге Змие-Солнце.

Признанная вершина творчества Сологуба — роман «Мелкий бес» (1905) — острая сатира на косный провинциальный быт и мифопоэтическое воплощение идеи абсурдности жизни, в которой нет места добру и красоте.

Среди других произведений: новеллы и легенды («Книга очарований», 1909), романы «Слаще яда» (1912), «Заклинательница змей» (1921), публицистика, переводы произведений Вольтера, Г. де Мопассана, П. Верлена, Г. Гейне, А. Рембо, Т. Готье и др..

 Фёдор Сологуб отразил в своём творчестве идеи и направления символизма.

Для его лирики характерны темы безысходности, одиночества, озлобленности на мир. Его произведения носили упаднический характер, выражая чувство неприятия жизни.

Несмотря на пессимистичность его произведений и настроения безнадежности, у поэта было и остаётся множество поклонников. Ему удалось воплотить в творчестве те чувства, которые в определённый момент переживает любой человек. Многие увидели в нём единомышленника, разделяющего с ними всю боль и страдания.

Эпоха символизма представляет собой важную веху в истории литературы. Многие писатели и поэты этой эпохи, в том числе и Сологуб, считаются великими, внёсшими большой вклад в развитие русской культуры.

Вот несколько цитат из произведений Фёдора Сологуба:

  1. «Во всякой любви есть эгоизм, одна ненависть бывает иногда бескорыстна» («Тяжёлые сны»).

  2. «Умный человек не только пользуется обстоятельствами, — он их создаёт» («Творимая легенда»).

  3. «Насилие в вопросах морали немыслимо. Если принуждением заставите людей быть нравственными, — какая же будет цена этой нравственности?» («Творимая легенда»).

  4. «Что же, ведь ложь и часто бывает правдоподобнее правды. Почти всегда. Правда же, конечно, не правдоподобна» («Мелкий бес»).

  5. «Толпа только разрушает. Человек творит. Общество сохраняет» («Творимая легенда»).