Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
▼
31 августа 2010
30 августа 2010
Аврал!
Вследствие скоропалительного увольнения двух коллег с работы мне достался на этой неделе ещё один класс -- 5-ый. Разумеется, я не готова ни морально, ни "материально" (не составила заранее календарно-тематическое планирование и программв другая). К тому же учебников нет. Аврал да и только!. Сегодня купила программы новые. И, представляете, мне подсунули вместо программы Коровиной программу под ред. Маранцмана. Что удивительно -- обложки у них, как мне показалось, одинаковые. Если у кого-то из вас, дорогие друзья, кто читает мой блог, есть материалы по Бабайцевой и Коровиной для 5 класса, не пожалейте, сбросьте, пожалуйста
29 августа 2010
Августовские конференции
Коллеги в своих блогах сообщили о конференциях, которые состоялись накануне учебного года. Мне не удалось присутствовать на таком совещании, так как в день его хоронили мою ученицу, трагически погибшую от удара током. Это ужасно. Страшно подумать о переживаниях мамы и близких девочки. Потрясены дети. Как-то на далёкий задний поан отходят все наши повседневные заботы: всё суета сует.
Коллега, побывавшая на городской секции словесников, сказала, что ничего нового не услышала там. Нас поучают: надо работать по-современному, печатайте свои материалы, нам нужны современные учителя. Как будто они не нужны школе, обществу, детям и родителям! Ощущение неудовлетворенности и невысказанности что ли.
Коллега, побывавшая на городской секции словесников, сказала, что ничего нового не услышала там. Нас поучают: надо работать по-современному, печатайте свои материалы, нам нужны современные учителя. Как будто они не нужны школе, обществу, детям и родителям! Ощущение неудовлетворенности и невысказанности что ли.
28 августа 2010
Похож ли щенок на тигренка? (Словообразовательные парадоксы)
Названия взрослых животных и их детенышей образуют закономерные ряды одинаковым образом построенных слов: тигр : тигренок = волк : волчонок = лев : львенок = орел : орленок...
Но! Как называется:
детеныш собаки? – щенок;
детеныш коровы? – теленок;
детеныш свиньи? – поросенок.
Эти слова не входят в наши пропорции. Они – беззаконники. Но во всем ли?
Нет, не во всем. По значению они так же относятся к названиям животных, как слова тигренок, волчонок и другие подобные. Они, однако, содержат другой корень. Некоторые из них имеют тот же суффикс, что и законопослушные детеныши (тел-енок, порос-енок). Таким образом, слова типа поросенок, теленок, щенок лишь отчасти не подчиняются законам словообразования. Пары слов наподобие корова – теленок называют супплетивными.
Можно составить такие пропорции: волк : волчонок = тигр : тигренок = собака : щенок = корова : теленок = свинья : поросенок.
А теперь мы можем ответить на вопрос: похож ли поросенок на тигренка? Конечно, похож, хотя и не совсем. Как не родной, а двоюродный брат.
(Е.А. Земская).
Но! Как называется:
детеныш собаки? – щенок;
детеныш коровы? – теленок;
детеныш свиньи? – поросенок.
Эти слова не входят в наши пропорции. Они – беззаконники. Но во всем ли?
Нет, не во всем. По значению они так же относятся к названиям животных, как слова тигренок, волчонок и другие подобные. Они, однако, содержат другой корень. Некоторые из них имеют тот же суффикс, что и законопослушные детеныши (тел-енок, порос-енок). Таким образом, слова типа поросенок, теленок, щенок лишь отчасти не подчиняются законам словообразования. Пары слов наподобие корова – теленок называют супплетивными.
Можно составить такие пропорции: волк : волчонок = тигр : тигренок = собака : щенок = корова : теленок = свинья : поросенок.
А теперь мы можем ответить на вопрос: похож ли поросенок на тигренка? Конечно, похож, хотя и не совсем. Как не родной, а двоюродный брат.
(Е.А. Земская).
27 августа 2010
...чтобы было интересно ученику
Интерес, который зарождается у каждого ребенка на этапе интуитивного постижения языка, к сожалению, обычно затухает в школе.
Он взрослых изводил вопросом «почему?».
Его прозвали маленький философ.
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «почему?».
Как важно добиться, чтобы этого не произошло. Мне кажется, что учебник, который мы осваиваем с детьми, "подогревает" этот интерес у ребят.
Он взрослых изводил вопросом «почему?».
Его прозвали маленький философ.
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «почему?».
Как важно добиться, чтобы этого не произошло. Мне кажется, что учебник, который мы осваиваем с детьми, "подогревает" этот интерес у ребят.
25 августа 2010
Как помочь неуспевающему ученику: научить его учиться
Почти всю прошедшую неделю я пыталась помочь родителям и давала советы (разумеется, пользуясь материалами коллег, -- не сама же я всё это выдумала!), как помочь своим неуспевающим чадам освоить русский язык да и другие предметы тоже.
Подведем итоги.
Основные задачи:
1. Создание положительного эмоционального опыта занятий -- самая важная задача.
2. Выработка привычки регулярно заниматься (сначала в облегчённых условиях).
3. Запоминание элементарных положений, словарных слов, постепенный переход к повторению всё более сложных правил.
4. Подготовка ребёнка к более доительным занятиям (урок, курсы), т.е. научить детей учиться.
Подведем итоги.
Основные задачи:
1. Создание положительного эмоционального опыта занятий -- самая важная задача.
2. Выработка привычки регулярно заниматься (сначала в облегчённых условиях).
3. Запоминание элементарных положений, словарных слов, постепенный переход к повторению всё более сложных правил.
4. Подготовка ребёнка к более доительным занятиям (урок, курсы), т.е. научить детей учиться.
О состоянии "выученной беспомощности"
Выученная беспомощность -- это состояние, которое может возникнуть у детей после ряда неудач. Ученик рассуждает примерно так: "Зачем что-то делать, если я неспособный и в конечном итоге всё равно будут неприятности". Возникает стойкая ассоциация: русский язык -- неприятность. В таком состоянии ученик перестаёт выполнять даже те задания, на которые способен.
Чтобы избежать отрицательных эмоций, ученик может прогуливать уроки. Это состояние постепенно распространяет своё влияние и на другие предметы. Выученная беспомощность проявляется эмоциональными расстройствами. Окружающим надо помнить, что приобретение человеком этого состояния во многом зависит от постоянных напоминаний и взысканий, от подчёркивания того факта, что вот большинство, мол, справилось с полученным заданием, а тебе оно не под силу.
Таким образом, ученик нуждается не только в знаниях по грамматике, но и в психологической помощи, в создании комфортных условий. учитель связан необходимостью оценивать учеников, плэтому он обычно воспринимается учениками как источник неприятностей.
Исходя из этого родителям легче исправить положение, т.е. попытаться связать изучение русского языка с положительными эмоциями. Они должны объяснить ребёнку, что человек не должен быть всегда настроен на быстрый успех. Нет таких людей, у которых всё всегда получается хорошо. Часто не лишённые способности люди испытывают трудности при изучении какого-либо предмета. 8. Чтобы вывести ребёнка из состояния выученной беспомощности, надо ставить ему посильные задачи, причём уровень должен быть такой, чтобы первые положительные результаты были достигнуты за достаточно короткое время.
Чтобы избежать отрицательных эмоций, ученик может прогуливать уроки. Это состояние постепенно распространяет своё влияние и на другие предметы. Выученная беспомощность проявляется эмоциональными расстройствами. Окружающим надо помнить, что приобретение человеком этого состояния во многом зависит от постоянных напоминаний и взысканий, от подчёркивания того факта, что вот большинство, мол, справилось с полученным заданием, а тебе оно не под силу.
Таким образом, ученик нуждается не только в знаниях по грамматике, но и в психологической помощи, в создании комфортных условий. учитель связан необходимостью оценивать учеников, плэтому он обычно воспринимается учениками как источник неприятностей.
Исходя из этого родителям легче исправить положение, т.е. попытаться связать изучение русского языка с положительными эмоциями. Они должны объяснить ребёнку, что человек не должен быть всегда настроен на быстрый успех. Нет таких людей, у которых всё всегда получается хорошо. Часто не лишённые способности люди испытывают трудности при изучении какого-либо предмета. 8. Чтобы вывести ребёнка из состояния выученной беспомощности, надо ставить ему посильные задачи, причём уровень должен быть такой, чтобы первые положительные результаты были достигнуты за достаточно короткое время.
24 августа 2010
...использовать подводящие упражнения
7. Если материал, изложенный в учебнике, кажется ребёнку сложным, то ему можно порекомендовать подводящие упражнения. Например,трудно различать понятия "слова автора" и "прямая речь".
Для преодоления этих трудностей применим хитрость: сформулируем задание таким образом, чтобы ученики оперировали не малознакомыми абстрактными понятиями, а знакомым из их опыта конкретным материалом. А. Бизинов, педагог из Санкт-Петербурга, предлагает использовать предложение, в котором "говорят" только животные. Задание сформулируем так: выделить в предложении, что сказали животные, -- это в данных предложениях и будет прямая речь.
Но тут выплывает кит садись на меня, Айболит.
Пошла Муха на базар и купила самовар приходите, тараканы, я вас чаем угощу.
Но быки и носороги отвечают из берлоги мы врага бы на рога бы, только шкура дорога, и рога нынче тоже недёшевы.
(Корней Чуковский.)
Для преодоления этих трудностей применим хитрость: сформулируем задание таким образом, чтобы ученики оперировали не малознакомыми абстрактными понятиями, а знакомым из их опыта конкретным материалом. А. Бизинов, педагог из Санкт-Петербурга, предлагает использовать предложение, в котором "говорят" только животные. Задание сформулируем так: выделить в предложении, что сказали животные, -- это в данных предложениях и будет прямая речь.
Но тут выплывает кит садись на меня, Айболит.
Пошла Муха на базар и купила самовар приходите, тараканы, я вас чаем угощу.
Но быки и носороги отвечают из берлоги мы врага бы на рога бы, только шкура дорога, и рога нынче тоже недёшевы.
(Корней Чуковский.)
23 августа 2010
О привычке заниматься и мотивации
Скажем честно, что 6. у неуспевающих учеников нет привычки заниматься.
Если мы хотим выработать такую привычку у ребёнка, то для этого надо создать определённые условия: занятия должны быть регулярными, не вызывать утомления и отрицательных эмоций.
Регулярно проводимые короткие занятия удовлетворяют таким требованиям, поэтому они могут стать привычными, а после появления первых успехов -- даже желанными. Привычка, инициатива родителей и минимальные временные потери -- всё это снимет необходимость принимать волевое решение "наконец-то сесть заниматься русским языком", которое так трудно даётся детям. На этих занятиях надёжно работает естественная для детей мотивация: правильно ответил -- быстро освободился. Используя такую мотивацию, легко освоить самые скучные части грамматики, предварительно разбив "длинные" темы на небольшие фрагменты.
Если мы хотим выработать такую привычку у ребёнка, то для этого надо создать определённые условия: занятия должны быть регулярными, не вызывать утомления и отрицательных эмоций.
Регулярно проводимые короткие занятия удовлетворяют таким требованиям, поэтому они могут стать привычными, а после появления первых успехов -- даже желанными. Привычка, инициатива родителей и минимальные временные потери -- всё это снимет необходимость принимать волевое решение "наконец-то сесть заниматься русским языком", которое так трудно даётся детям. На этих занятиях надёжно работает естественная для детей мотивация: правильно ответил -- быстро освободился. Используя такую мотивацию, легко освоить самые скучные части грамматики, предварительно разбив "длинные" темы на небольшие фрагменты.
Никаких карательных мер!
5. Во время занятий не надо применять никаких карательных мер, даже порицания, если ребёнок не мог ответить или неправильно ответил. Не должно быть никакого давления, ребёнок сам должен принимать решение: если он помнит, то отвечает, или ему ещё раз надо посмотреть справочные материалы, и он ответит, когда будет готов. Желательно не переносить выполнение задания на следующий день, за исключением случаев явной усталости.
А где же стимул? А он состоит в том, что если ребёнок правильно ответил, то его хвалят, и количество занятий сокращают. Почему нельзя ругать в случае неудач? Во-первых, у ребёнка может появиться отвращение к таким занятим, во-вторых, страх неправильно ответить и расстроить родителей будет мешать сосредоточиться на учебной задаче.
А где же стимул? А он состоит в том, что если ребёнок правильно ответил, то его хвалят, и количество занятий сокращают. Почему нельзя ругать в случае неудач? Во-первых, у ребёнка может появиться отвращение к таким занятим, во-вторых, страх неправильно ответить и расстроить родителей будет мешать сосредоточиться на учебной задаче.
...рекламный ролик запоминается лучше
Известно, что дети, не обладающие хорошими способностями, но много времени проводящие у телевизора, хорошо запоминают содержание часто повторяющихся рекламных роликов (они обычно звучат несколько секунд). Но эти же дети затрудняются передать содержание понравившегося им фильма.
4. Получается, что дети лучше запоминают не связанные, но часто звучащие короткие тексты, чем связанное содержание фильма.Таким образом, вышеприведённые факты говорят о пользе проведения коротких ежедневных занятий.
4. Получается, что дети лучше запоминают не связанные, но часто звучащие короткие тексты, чем связанное содержание фильма.Таким образом, вышеприведённые факты говорят о пользе проведения коротких ежедневных занятий.
22 августа 2010
... с готовыми ответами в руках
Основная форма занятий -- упражнения, выполняемые устно и имеющие готовые ответы (но в руках родителей). Готовые ответы позволят указать на ошибки сразу, а не через некоторое время прсле проверки тетрадей учителем.
3. Процесс повторения правил будет разбит на несколько занятий. На этих занятиях сначала в оптимальной последовательности будут повторяться элементарные понятия, необходимые для понимания правила, а потом уже само правило.
Например, перед повторением правила о правописании ё-о после шипящих, можно провести занятие, на котором ученик повторит понятие о корне слова, на следующем занятии потренируется в определении отглагольных образований и т.д. Такой конспект может составить учитель, а в дальнейшем такие разработки родители смогут найти в интернете. Продолжение следует.
3. Процесс повторения правил будет разбит на несколько занятий. На этих занятиях сначала в оптимальной последовательности будут повторяться элементарные понятия, необходимые для понимания правила, а потом уже само правило.
Например, перед повторением правила о правописании ё-о после шипящих, можно провести занятие, на котором ученик повторит понятие о корне слова, на следующем занятии потренируется в определении отглагольных образований и т.д. Такой конспект может составить учитель, а в дальнейшем такие разработки родители смогут найти в интернете. Продолжение следует.
21 августа 2010
Как надо проводить короткие занятия?
Вопрос: -- Способность удерживать внимание -- это правило?
Ответ: -- Скорее исключение.
Вопрос: -- Как скоро у человека возникают трудности с удержанием внимания?
Ответ: -- Согласно исследованиям психологов, через 5-6 минут.
Вопрос: -- Так сколько же минут ученик активно работает на уроке?
Ответ: -- Совсем мало. Большая часть занятий в школе -- это фронтальная работа. Учитель на уроке не имеет возможности уделить каждому ученику по 10 минут и обычно не даёт индивидуальных дополнительных домашних заданий.
Вопрос: -- А если ученик и получит такое задание...
Ответ: -- ...ученик попробует его сделать вместе с другими домашними заданиями. И, как всегда, он его не сделает или сделает небрежно, потому что не успеет, устанет, отвлечется и т.п.
Вопрос: -- Есть ли выход?
Ответ: -- Другое дело, если это задание разбить на 5-10-минутные занятия и выполнить под контролем родителей за несколько дней. Учитель сможет порекомендовать родителям провести необходимый цикл занятий по плохо усвоенной теме. Таким образом, на коротких занятиях синхронно с учителем можно заранее подготовить ученика к предстоящей контрольной работе.
О том, какова форма таких занятий и чем родители должны заниматься с детьми, -- об этом завтра.
Дополнение к сказанному. Если занятия проводить регулярно, то за год получится около 200 индивидуальных занятий по 5-10 минут. 2. Индивидуальность и краткость занятий гарантируют активность работы ученика.
Ответ: -- Скорее исключение.
Вопрос: -- Как скоро у человека возникают трудности с удержанием внимания?
Ответ: -- Согласно исследованиям психологов, через 5-6 минут.
Вопрос: -- Так сколько же минут ученик активно работает на уроке?
Ответ: -- Совсем мало. Большая часть занятий в школе -- это фронтальная работа. Учитель на уроке не имеет возможности уделить каждому ученику по 10 минут и обычно не даёт индивидуальных дополнительных домашних заданий.
Вопрос: -- А если ученик и получит такое задание...
Ответ: -- ...ученик попробует его сделать вместе с другими домашними заданиями. И, как всегда, он его не сделает или сделает небрежно, потому что не успеет, устанет, отвлечется и т.п.
Вопрос: -- Есть ли выход?
Ответ: -- Другое дело, если это задание разбить на 5-10-минутные занятия и выполнить под контролем родителей за несколько дней. Учитель сможет порекомендовать родителям провести необходимый цикл занятий по плохо усвоенной теме. Таким образом, на коротких занятиях синхронно с учителем можно заранее подготовить ученика к предстоящей контрольной работе.
О том, какова форма таких занятий и чем родители должны заниматься с детьми, -- об этом завтра.
Дополнение к сказанному. Если занятия проводить регулярно, то за год получится около 200 индивидуальных занятий по 5-10 минут. 2. Индивидуальность и краткость занятий гарантируют активность работы ученика.
20 августа 2010
Как помочь неуспевающим? Советы родителям
Скоро начнётся учебный год. Время особых забот для взрослых. И огорчений порой тоже. Ведь когда ребёнок не успевает в школе, это и больно, и обидно, и руки от бессилия просто опускаются. Я надеюсь привлечь в качестве читателей своего блога (и не только читателей, но и авторов, советчиков, консультантов) родителей и очень хочу им помочь, рискнув дать кое-какие советы.
Итак...1. Одна из причин неуспеваемости -- недостаточная устойчивость внимания. Знакомая многим ситуация: неуспевающего ученика заставляют ходить на дополнительные занятия, а ожидаемого результата нет. Возможно, мы совершаем ошибку, считает педагог из Санкт-Петербурга А. Бизинов. Причиной неуспеваемости может оказаться вовсе не лень ученика или недостаточное внимание к нему со стороны учителя на уроке, а недостаточная устойчивость внимания. Другими словами ребёнок не готов усваивать учебный учебный материал в иечение 45 минут урока или дополнительного занятия. Но он справится с работой, если организовать регулярные дополнительные занятия, на которых подача учебного материала будет осуществляться гораздо меньшими порциями. Завтрв -- о том, как надо проводить короткие занятия.
Устойчивость внимания -- время, в течение которого ученик способен поддерживать высокий уровень внимания к изучаемому объекту.
Устойчивость внимания зависит от особенности материала, степени его трудности, знакомости, понятности, степени интереса к данному материалу, от индивидуальных особенностей личности, способности посредством волевого усилия длительно поддерживать своё внимание на определённом уровне. (Рубинштейн С.Л. Внимание. Психология внимания / Под ред. Гиппенрейтера).
Итак...1. Одна из причин неуспеваемости -- недостаточная устойчивость внимания. Знакомая многим ситуация: неуспевающего ученика заставляют ходить на дополнительные занятия, а ожидаемого результата нет. Возможно, мы совершаем ошибку, считает педагог из Санкт-Петербурга А. Бизинов. Причиной неуспеваемости может оказаться вовсе не лень ученика или недостаточное внимание к нему со стороны учителя на уроке, а недостаточная устойчивость внимания. Другими словами ребёнок не готов усваивать учебный учебный материал в иечение 45 минут урока или дополнительного занятия. Но он справится с работой, если организовать регулярные дополнительные занятия, на которых подача учебного материала будет осуществляться гораздо меньшими порциями. Завтрв -- о том, как надо проводить короткие занятия.
Устойчивость внимания -- время, в течение которого ученик способен поддерживать высокий уровень внимания к изучаемому объекту.
Устойчивость внимания зависит от особенности материала, степени его трудности, знакомости, понятности, степени интереса к данному материалу, от индивидуальных особенностей личности, способности посредством волевого усилия длительно поддерживать своё внимание на определённом уровне. (Рубинштейн С.Л. Внимание. Психология внимания / Под ред. Гиппенрейтера).
19 августа 2010
Всероссийский интернет-педсовет
Х1 Всероссийский
интернет-педсовет
"Учитель"
Конференции
«Учитель как личность»
«Учитель как профессионал»
«Учитель как ученик»
«Учитель как исследователь»
«Учитель как гражданин»
Конференции проходят на форумах сайта.
Открытие - 23 августа, 10.00 по Москве.
Завершение - 27 августа, 18.00 по Москве.
18 августа 2010
Календарно-тематическое планирование: 6 класс
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе здесь. В плане прописаны темы и типы уроков, основные приёмы, которые предполагается использовать, возможности компьютерной поддержки. Работа выполнена на основе "Примерного календарно-тематического планирования к Программе курса "Русский язык. 5-9 классы" для общеобразовательных школ под ред. М.В. Панова С.В. Столбуновой -- канд. филол. наук, учителя высшей категории НОУ "Гуманитарный колледж" (г. Ярославль). Планирование расширено до 204 часов вместо 170 в оригинале. Указаны типы уроков, приёмы работы, презентации и другие средства, которые подготовлены или будут подготовлены к урокам. На уже готовые презентации имеются гиперссылки. Оригинал планирования опубликлван в газете "Русский язык" (приложение к "1 сентября") в № 12 за 2010 год.
17 августа 2010
Глокая Куздра
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.
Давайте подумаем: на каком языке эта фраза? Понятна ли она? И насколько? Каждый, наверное, согласится, что это фраза русского языка, но... Эта фраза содержит вымышленные, придуманные, не существующие в русском языке корни и настоящие, реальные суффиксы и окончания. Приставок здесь нет.
Что нам могут дать суффиксы и окончания, если мы не знаем корней? Оказывается, очень много. Присмотримся повнимательнее и постараемся понять как можно больше.
О чем идет речь в этой фразе?
Какое-то существо женского рода (куздра) с непонятным для нас признаком (глокая) совершило в прошлом однократное действие (будланула), причем указано, как именно (штеко), по отношению к живому существу (бокра), взрослому животному, так как у него есть детеныш (бокренок), и в настоящее время совершает неоднократное действие (кудрячит) по отношению к детенышу этого животного.
Согласитесь, что мы смогли почти полностью обрисовать общую картину.
Эту фантастическую фразу придумал замечательный ученый и педагог Лев Владимирович Щерба. И с тех пор она помогает учить многие поколения студентов и школьников. Для наглядности подставим в эту фразу русские корни. Вот что может получиться: черная гусыня быстро щипнула кота и гонит котенка. Или: свирепая тигрица быстро толкнула буйвола и тащит буйволенка. Можно сделать и другие «переводы» на русский язык, и все они будут рисовать одну и ту же общую картину.
Мы можем сделать полный грамматический разбор (по частям речи и членам предложения) этой фразы – данных для этого достаточно.
Е.А. Земская.
Давайте подумаем: на каком языке эта фраза? Понятна ли она? И насколько? Каждый, наверное, согласится, что это фраза русского языка, но... Эта фраза содержит вымышленные, придуманные, не существующие в русском языке корни и настоящие, реальные суффиксы и окончания. Приставок здесь нет.
Что нам могут дать суффиксы и окончания, если мы не знаем корней? Оказывается, очень много. Присмотримся повнимательнее и постараемся понять как можно больше.
О чем идет речь в этой фразе?
Какое-то существо женского рода (куздра) с непонятным для нас признаком (глокая) совершило в прошлом однократное действие (будланула), причем указано, как именно (штеко), по отношению к живому существу (бокра), взрослому животному, так как у него есть детеныш (бокренок), и в настоящее время совершает неоднократное действие (кудрячит) по отношению к детенышу этого животного.
Согласитесь, что мы смогли почти полностью обрисовать общую картину.
Эту фантастическую фразу придумал замечательный ученый и педагог Лев Владимирович Щерба. И с тех пор она помогает учить многие поколения студентов и школьников. Для наглядности подставим в эту фразу русские корни. Вот что может получиться: черная гусыня быстро щипнула кота и гонит котенка. Или: свирепая тигрица быстро толкнула буйвола и тащит буйволенка. Можно сделать и другие «переводы» на русский язык, и все они будут рисовать одну и ту же общую картину.
Мы можем сделать полный грамматический разбор (по частям речи и членам предложения) этой фразы – данных для этого достаточно.
Е.А. Земская.
16 августа 2010
"Поэма" из цифр
Традиционная форма – нормальный литературный язык, классическая ритмика, логичность и ясность – лишь наиболее естественная форма выражения поэтической мысли. Она всегда будет существовать и всегда будет преобладать. Но всегда будут существовать и иные формы. Можно всё, даже вообще без слов.
Как-то в Новосибирске меня поразила «поэма» некоего А.Сурнина, составленная из одних цифр:
1, 2
3, 4
5, 6
7, 8
9, 10
11, 12
13
И ведь понятно же, о чём! О трагедии «непарности», одиночества, о драме того, кому выпал несчастливый (тринадцатый!) номер. Крик души. А если нет этого крика (писка, шепота, бормотания и т.д.) – тут хоть как извернись, всё равно получится непоэзия, арьергард, уныло перемешивающий сапогами ту пыль, которую подняли идущие впереди тебя.
Владимир Монахов, поэт.
Бывают же, однако,"поэмы"!
Как-то в Новосибирске меня поразила «поэма» некоего А.Сурнина, составленная из одних цифр:
1, 2
3, 4
5, 6
7, 8
9, 10
11, 12
13
И ведь понятно же, о чём! О трагедии «непарности», одиночества, о драме того, кому выпал несчастливый (тринадцатый!) номер. Крик души. А если нет этого крика (писка, шепота, бормотания и т.д.) – тут хоть как извернись, всё равно получится непоэзия, арьергард, уныло перемешивающий сапогами ту пыль, которую подняли идущие впереди тебя.
Владимир Монахов, поэт.
Бывают же, однако,"поэмы"!
Свои слова у времени любого...
Свои слова у времени любого,
Нелепые, смешные иногда,
Мне с детства, например, известно слово
"Буза", что означает "ерунда".
Мы говорили в юности: "Железно!"
Махнув рукой, бросали: "А, ништяк!"
И упрекать нас было бесполезно,
Что классики не изъяснялись так.
Да, наш язык звучал тогда не книжно,
Был грубоват, по правде говоря;
Зато словцо лакейское
"п р е с т и ж н о"
Дремало где-то в толщах словаря.
Илья Олегович Фоняков, современный поэт.
А почему это слово лакейское?
И.О Фоняков уже не молод, он родился в 1935 году. Как пишет о нём поэт В Монахов: "Фоняков человек оригинальный:уникальная память и энциклопедическая начитанность его поражали. Умение ладить с авангардистами вызывало уважение (и верлибром пишет поэт, и палиндром активно использует в канонических стихах, даже пару миниатюрных книжечек выпустил). На 12 фестивале русского верлибра в 2005 году он сразил молодёжь, которая эгоистично считает, что поэзия начинается с них, удивительно сочно прочитав кусочек из революционной речи Владимира Ильича Ленина как великолепный образец политического верлибра, интонационно разбив слова вождя всемирного пролетариата на ритмичные строфы. Чем и вошёл в историю питерского фестиваля. И чем был изрядно огорчён, поскольку организаторы пропустили мимо ушей чудесные верлибры самого поэта. А в затянувшихся бесконечных спорах на тему авангарда он предельно лаконичен и точен."
– Для меня вся поэзия - авангард, -- считает И. Фоняков, -- Пушкин – авангард, Блок – авангард, Заболоцкий – авангард. Авангард – всё, что смело, свежо, оригинально, истинно. Форма выражения – ритмические вариации, наличие или отсутствие знаков препинания, степень метафорической изощрённости – вопрос второй.
Нелепые, смешные иногда,
Мне с детства, например, известно слово
"Буза", что означает "ерунда".
Мы говорили в юности: "Железно!"
Махнув рукой, бросали: "А, ништяк!"
И упрекать нас было бесполезно,
Что классики не изъяснялись так.
Да, наш язык звучал тогда не книжно,
Был грубоват, по правде говоря;
Зато словцо лакейское
"п р е с т и ж н о"
Дремало где-то в толщах словаря.
Илья Олегович Фоняков, современный поэт.
А почему это слово лакейское?
И.О Фоняков уже не молод, он родился в 1935 году. Как пишет о нём поэт В Монахов: "Фоняков человек оригинальный:уникальная память и энциклопедическая начитанность его поражали. Умение ладить с авангардистами вызывало уважение (и верлибром пишет поэт, и палиндром активно использует в канонических стихах, даже пару миниатюрных книжечек выпустил). На 12 фестивале русского верлибра в 2005 году он сразил молодёжь, которая эгоистично считает, что поэзия начинается с них, удивительно сочно прочитав кусочек из революционной речи Владимира Ильича Ленина как великолепный образец политического верлибра, интонационно разбив слова вождя всемирного пролетариата на ритмичные строфы. Чем и вошёл в историю питерского фестиваля. И чем был изрядно огорчён, поскольку организаторы пропустили мимо ушей чудесные верлибры самого поэта. А в затянувшихся бесконечных спорах на тему авангарда он предельно лаконичен и точен."
– Для меня вся поэзия - авангард, -- считает И. Фоняков, -- Пушкин – авангард, Блок – авангард, Заболоцкий – авангард. Авангард – всё, что смело, свежо, оригинально, истинно. Форма выражения – ритмические вариации, наличие или отсутствие знаков препинания, степень метафорической изощрённости – вопрос второй.
12 августа 2010
Юмористические задачи
Задание из сборника И.А. Громова для 6 класса.
Один мальчишка учится в первом «В» классе. Его семья состоит из пяти человек. Мама встает в семь часов и тратит на одевание десять минут. Зато папа чистит зубы пять минут. Бабушка ходит в магазин столько, сколько мама одевается плюс папа чистит зубы. А дедушка читает газеты, сколько бабушка ходит в магазин минус во сколько встает мама.
Когда они все вместе, они начинают будить этого мальчишку из первого класса «В». На это уходит время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино хождение в магазин.
Когда мальчишка из первого класса «В» просыпается, он потягивается столько времени, сколько одевается мама плюс папина чистка зубов. А умывается он, сколько дедушкины газеты, деленные на бабушку. На уроки он опаздывает на столько минут, сколько он потягивается плюс умывается минус мамино вставание, умноженное на папины зубы.
Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого «В» и что ему грозит, если это будет продолжаться? (В.Драгунский).
Как бы вы ответили на последний вопрос?
Выпишите по 10 слов с нулевым и фонемно выраженным окончанием. Обозначьте окончания и основы.
На досуге попробуйте решить встретившиеся в тексте юмористические задачи.
Один мальчишка учится в первом «В» классе. Его семья состоит из пяти человек. Мама встает в семь часов и тратит на одевание десять минут. Зато папа чистит зубы пять минут. Бабушка ходит в магазин столько, сколько мама одевается плюс папа чистит зубы. А дедушка читает газеты, сколько бабушка ходит в магазин минус во сколько встает мама.
Когда они все вместе, они начинают будить этого мальчишку из первого класса «В». На это уходит время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино хождение в магазин.
Когда мальчишка из первого класса «В» просыпается, он потягивается столько времени, сколько одевается мама плюс папина чистка зубов. А умывается он, сколько дедушкины газеты, деленные на бабушку. На уроки он опаздывает на столько минут, сколько он потягивается плюс умывается минус мамино вставание, умноженное на папины зубы.
Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого «В» и что ему грозит, если это будет продолжаться? (В.Драгунский).
Как бы вы ответили на последний вопрос?
Выпишите по 10 слов с нулевым и фонемно выраженным окончанием. Обозначьте окончания и основы.
На досуге попробуйте решить встретившиеся в тексте юмористические задачи.
09 августа 2010
Как учитель пополняет свою библиотеку?
Пребываю в Волгограде, городе, в котором давным-давно училась. Страшно признаться даже у кого... У Потихи Зиновия Ароновича, Елизаветы Петровны Николаевой, Д..Медриша, Виктора Александровича Федосова... Но главное не об этом. А о походе в магазин Волгоградского издательства "Учитель". Хороший магазин. Старательное провинциальное издательство. Приобрела в нём методические рекомендации по русскому языку к учебнику М.Разумовской и по литературе к учебнику Т. Курдюмовой. О пановском комплексе здесь, как оказалось, плохо информированы. Тем не менее оставляю на память ссылку здесь
08 августа 2010
Фонема как один человек в разных обличьях
В учебнике для 5 класса есть такое упражнение.
Вова Бутузов и Настя Кувшинчикова встретились на маскараде: устроили в школе маскарад, и они встретились. И вдруг появилась какая-то совсем незнакомая девочка. Настя Кувшинчикова с косами, а эта девочка в парике, вьющемся. Настя Кувшинчикова шатенка, а эта черноволосая, вьющаяся. Одеты по-разному. Голос похож, а все остальное разное. И роста они одинакового. До того эта девочка произвела впечатление на Вову Бутузова! Подходит к ней робко, говорит: «Девочка, можно с вами познакомиться?». Эта девочка как захохочет, как бросится бежать! Через некоторое время глядь – Настя Кувшинчикова появилась, в своем костюме, с косами и, естественно, шатенка. Вова говорит: «Настя, я тебя с одной девочкой познакомлю. Вот сейчас приведу». Ищет, а девочки нет. Вдруг она опять появилась, эта самая незнакомка, а Насти Кувшинчиковой нет. Так и не мог решить: это одна девочка или две?
М.В. Панов сопроводил задание таким комментарием в своей статье "Зачем школе нужна фонема?":
"Почему, я думаю, этот рассказ поможет ученикам? Да он поможет понять: даже если люди появляются по принципу: когда один, то нет другого, а когда есть другой, то нет первого, то возникает подозрение или даже уверенность, что это один и тот же человек. Ну, так же и звуки: если какое-нибудь [о] в одной позиции, а [] в другой, возникает уверенность, даже не подозрение, что это одна и та же фонема".
Вова Бутузов и Настя Кувшинчикова встретились на маскараде: устроили в школе маскарад, и они встретились. И вдруг появилась какая-то совсем незнакомая девочка. Настя Кувшинчикова с косами, а эта девочка в парике, вьющемся. Настя Кувшинчикова шатенка, а эта черноволосая, вьющаяся. Одеты по-разному. Голос похож, а все остальное разное. И роста они одинакового. До того эта девочка произвела впечатление на Вову Бутузова! Подходит к ней робко, говорит: «Девочка, можно с вами познакомиться?». Эта девочка как захохочет, как бросится бежать! Через некоторое время глядь – Настя Кувшинчикова появилась, в своем костюме, с косами и, естественно, шатенка. Вова говорит: «Настя, я тебя с одной девочкой познакомлю. Вот сейчас приведу». Ищет, а девочки нет. Вдруг она опять появилась, эта самая незнакомка, а Насти Кувшинчиковой нет. Так и не мог решить: это одна девочка или две?
М.В. Панов сопроводил задание таким комментарием в своей статье "Зачем школе нужна фонема?":
"Почему, я думаю, этот рассказ поможет ученикам? Да он поможет понять: даже если люди появляются по принципу: когда один, то нет другого, а когда есть другой, то нет первого, то возникает подозрение или даже уверенность, что это один и тот же человек. Ну, так же и звуки: если какое-нибудь [о] в одной позиции, а [] в другой, возникает уверенность, даже не подозрение, что это одна и та же фонема".
06 августа 2010
М.В. Панов: "Зачем школе нужна фонема?"
Здесь размещена одна из лекций М.В. Панова из спецкурса, прочитанного им в 1995-96 годах в Московском открытом педагогическом университете. Следуя пожеланиям самого Михаила Викторовича, публикатор Любовь Борисовна Парубченко, предоставившая газете "1 сентября" магнитофонную запись лекции, сохранила стиль автора в неприкосновенности. "Я бы очень хотел сохранить в печатном курсе разговорность речи и даже усилить её, чтобы получилась беседа с учителем на равных, а не вещание опытности и мудрости..." (из письма М.В. Панова Л.Б. Парубченко, ноябрь 2000 г.)
05 августа 2010
Что такое Национальный корпус русского языка и зачем он нужен школьному учителю
Роясь в подшивках газеты "Русский язык" (приложение к "1 сентября"), нашла интересный материал о Национальном корпусе русского языка и о том, как им может воспользоваться учитель, Н.Р. Добрушиной.
В Интернете некоторое время назад появился ресурс, который называется Национальный корпус русского языка (ruscorpora.ru). Это бесплатный, открытый для всех сайт, который начал действовать благодаря деятельности группы ученых-лингвистов из Института русского языка РАН, поддержанной компанией «Яндекс». Национальный корпус – это очень большое количество русских текстов (сейчас Национальный корпус русского языка содержит около 149 млн. словоупотреблений), обработанных так, чтобы можно было осуществлять по этим текстам весьма изощренный поиск. Читать здесь
В Интернете некоторое время назад появился ресурс, который называется Национальный корпус русского языка (ruscorpora.ru). Это бесплатный, открытый для всех сайт, который начал действовать благодаря деятельности группы ученых-лингвистов из Института русского языка РАН, поддержанной компанией «Яндекс». Национальный корпус – это очень большое количество русских текстов (сейчас Национальный корпус русского языка содержит около 149 млн. словоупотреблений), обработанных так, чтобы можно было осуществлять по этим текстам весьма изощренный поиск. Читать здесь
04 августа 2010
Синквейн о слове в истории
Слово
производное, членимое.
Изменяется, преображается, опрощается.
Производное слово становится непроизводным --
язык изменяется.
производное, членимое.
Изменяется, преображается, опрощается.
Производное слово становится непроизводным --
язык изменяется.
03 августа 2010
И снова о личном. Но не только
Мой блог, конечно, имеет узкую направленность: о новом УМК, по которому работает всего ничего учителей и который, возможно, так и не пробьёт себе дорогу в массовую школу по причине нашей традиционности, чтобы не сказать косности и привычки идти по накатанному пути. В образовании, наверно, всё так и должно быть: опробированно, весомо, ясно и понятно. И поэтому нельзя рассчитывать, что блогом заинтересуется масса читателей и сразу все оставят свои комментарии. Страдать из-за этого я не страдаю. Мне самой интересно вести записи в блоге, оставлять здесь свои презентации и прочие "наработки", интересные задания, статьи по языкознанию, материалы о лингвистах и т.д.. Среди небольшого количества моих читателей есть люди, которым что-то бывает интересно и они отзываются на то или иное сообщение. Но мне нравятся и другие занятия...
Вот связала ажурное одеяльце для недавно родившегося внука...
Вот связала ажурное одеяльце для недавно родившегося внука...
Ажурное одеяльце для Тёмы
02 августа 2010
Слова членятся по-разному
Все слова языка делятся на два четко противопоставленных класса – слова производные, основы которых состоят из двух и более морфем (бор-ец, нож-ик, раз-брос-а-ть), и слова непроизводные, основы которых не делятся на морфемы (дом, стол, стен-а, неб-о, город, трав-а и много-много подобных). Однако, кроме этих двух четко разграниченных, имеется большое число промежуточных, опорных, не вполне ясных случаев. Оказывается, что, помимо слов производных, входящих в словообразовательную пару, образующих словообразовательные квадраты, имеются слова, которые нет оснований считать производными, но они делятся на какие-то части, членятся. Присмотримся для начала к одному из таких слов: добавить. Мы легко выделяем показатель инфинитива -ть, суффикс -и-. А дальше? Хочется выделить приставку до-, она так и просится в ряд с долить, досыпать, досолить и другими глаголами. И значение аналогичное: произвести добавочное действие. Ну что ж. Выделим приставку до-, остался корень -бав-. Но у нас нет глагола бавить. Где же производящее слово для добавить? Ищем-ищем – не нашли. Зато легко нашли еще слова с этим «корнем» и другими приставками: прибавить, отбавить, сбавить. Получается загадочная вещь. Приставка у глагола добавить, несомненно, есть, а корень дефектный, несвободный (без приставок не встречается) – значит, у глагола добавить нет производящего слова, и поэтому нет оснований его считать производным. Но этот глагол делится на части, членится.
Чтобы устранить такое вопиющее противоречие, было введено понятие членимости. Слова, подобные добавить, называют членимыми, но непроизводными. Легко заметить, что понятие членимости более широкое, чем понятие производности: класс слов членимых включает все производные слова и часть слов непроизводных.
Чтобы устранить такое вопиющее противоречие, было введено понятие членимости. Слова, подобные добавить, называют членимыми, но непроизводными. Легко заметить, что понятие членимости более широкое, чем понятие производности: класс слов членимых включает все производные слова и часть слов непроизводных.
(Е.А. Земская)
01 августа 2010
Связанные корни
Суффиксы и приставки отличаются от корней тем, что они не имеют в языке самостоятельного употребления. Они всегда находятся при корне слова, как бы «привязанные» к нему. Корни же слова употребляются и в соединении с суффиксами и приставками (стол-ик, при-вкус, бес-сон-ниц-а), и самостоятельно (стол, вкус, сон). Однако в русском языке есть слова, корни которых тоже живут в языке только в соединении с суффиксами и приставками, т.е. в связанном виде.
Связанные корни мы находим в словах: свергнуть, отвергнуть, низвергнуть; вонзить, пронзить; достигнуть, постигнуть, настигнуть; зрячий, зрение, зрелище, обозревать, обозреватель. Когда-то в прошлом корни подобных слов употреблялись и самостоятельно, но с течением времени такие слова ушли из языка, а сохранились лишь те, в которых эти корни соединены с суффиксами и приставками. Так, глагол зреть в значении «смотреть» употреблял Ломоносов: «Зрю на вас, поля широки». У сатирического поэта XIX века Козьмы Пруткова встречается выражение «Зри в корень». Это выражение архаично, но широко известно, сейчас оно употребляется в телерекламе. Оно понятно современному человеку (= смотри в корень). Мы, однако, так не говорим. Нельзя сказать: «Зри в окно! Кто там идет?».
Связанные корни мы находим в словах: свергнуть, отвергнуть, низвергнуть; вонзить, пронзить; достигнуть, постигнуть, настигнуть; зрячий, зрение, зрелище, обозревать, обозреватель. Когда-то в прошлом корни подобных слов употреблялись и самостоятельно, но с течением времени такие слова ушли из языка, а сохранились лишь те, в которых эти корни соединены с суффиксами и приставками. Так, глагол зреть в значении «смотреть» употреблял Ломоносов: «Зрю на вас, поля широки». У сатирического поэта XIX века Козьмы Пруткова встречается выражение «Зри в корень». Это выражение архаично, но широко известно, сейчас оно употребляется в телерекламе. Оно понятно современному человеку (= смотри в корень). Мы, однако, так не говорим. Нельзя сказать: «Зри в окно! Кто там идет?».
(Е.А. Земская)