16 июня 2025

Гуманист эпохи Раннего Возрождения

Джованни Боккаччо (1313–1375) — итальянский писатель, гуманист эпохи Раннего Возрождения. kartaslov.ru
Главное художественное творение Боккаччо — «Декамерон» (1348–51). Это образец цикла прозаических новелл с единым обрамлением. Персонажи обрамляющего сюжета — 10 молодых людей, которые, укрывшись на загородной вилле от чумы, 10 дней развлекают друг друга занимательными историями. dic.academic.ru
Писатель обработал занимательные сюжеты, почерпнутые из разных источников — из куртуазной литературы и анонимных фаблио, из восточных легенд и популярного сборника итальянских народных рассказов «Новеллино». 
Кроме того, Боккаччо приобрёл известность как филолог, составивший первую биографию Данте и первый комментарий к его «Комедии».

Две главы романа "никуда не годятся". Дмитриев о романе "Евгений Онегин"

 Статья Михаила Александровича Дмитриева о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» называлась «Критический разбор 4-й и 5-й глав». Она была опубликована в журнале «Атеней» в 1828 году. multiurok.ru editorium.ru

Содержание статьи

В статье Дмитриев анализировал характеры героев романа и делал следующие замечания:
  • Онегин — за то, что он открыто поступает с влюблённой Татьяной и жмёт руку у Ольги с дурным намерением подразнить своего приятеля.
  • Ленский — за то, что он за безделицу хочет вызывать Онегина на дуэль и называет свою невесту кокеткой и ветреным ребёнком.
  • Татьяна — за то, что, раз увидев Онегина, она влюбилась без памяти и пишет ему любовное письмо, что, по мнению критика, неприлично.
Также Дмитриев отмечал, что эти две главы романа, по его мнению, «никуда не годятся».

Где прочитать ссылка

Текст статьи доступен на сайте editorium.rueditorium.ru
А.С. Пушкин, в свою очередь, опубликовал возражения против замечаний Дмитриева в статье «Опровержение на критики», опубликованной уже посмертно. editorium.ru
Онегин глазами нейросети
В образе современного пацана

15 июня 2025

Валерий Брюсов о Бальмонте: "Нераздельно царил над русской поэзией"

 Константин Дмитриевич Бальмонт (3 (15) июня 1867, деревня Гумнищи, Шуйский уезд, Владимирская губерния, Российская империя — 23 декабря 1942, Нуази-ле-Гран, Франция) — русский поэт-символист, переводчик и эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века.

Константин Бальмонт
Будем как Солнце! Забудем о том…

Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному,
В нашем хотеньи земном!
Будем, как Солнце всегда молодое,
Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и все золотое.
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,
Дальше, еще, до заветной черты,
Дальше, нас манит число роковое
В Вечность, где новые вспыхнут цветы.
Будем как Солнце, оно — молодое.
В этом завет Красоты! 
Год написания: без даты

Иосиф Бродский: "Поэты всегда возвращаются"

Иосиф Бродский
Бабочка
I
Сказать, что ты мертва?
Но ты жила лишь сутки.
Как много грусти в шутке
Творца! едва
могу произнести
«жила» — единство даты
рожденья и когда ты
в моей горсти
рассыпалась, меня
смущает вычесть
одно из двух количеств
в пределах дня.
II
Затем, что дни для нас —
ничто. Всего лишь
ничто. Их не приколешь,
и пищей глаз
не сделаешь: они
на фоне белом,
не обладая телом,
незримы. Дни,
они как ты; верней,
что может весить
уменьшенный раз в десять
один из дней?
И дальше ещё 12 строф по ссылке размыщлений о вечных для человечества темах: времени, смысле жизни, назначении творчества и, в частности, поэзии. 
Стихотворение — монолог главного героя, его безмолвным собеседником является мёртвая бабочка. Его  завораживает внешний вид бабочки. Он удивляется её крохотным крыльям, которые украшены таким разнообразием цветов и узоров. Такое описание является метафорой внутреннего мира человека. Поэт считает, что эти небольшие создания полностью отражают и ассоциируются со сложными переплетениями человеческой души. rustih.ru
Отличительная черта Бродского — интонационный стих. Голос, прочтение произведения — основное и главное средство выразительности его произведений.
Начала этот пост со стихотворения "Бабочка" (одного из самых популярных  стихов Бродского), потому что прочитала у Захара Прилепина о том, что Бродским увлекаются современные подростки и молодёжь. И теперь пытаюсь понять почему.
Если читать стихотворение во второй раз, третий... то начинаешь задумываться о смысле жизни (Затем, что дни для нас — // ничто. Всего лишь //ничто. Их не приколешь, // и пищей глаз// не сделаешь: они // на фоне белом,// не обладая телом, //незримы.), анализировать, искать ответы на сложные вопросы. А что, если подростки, читая такие стихи, ищут смысл своего существования и стихи стимулируют их к саморазвитию?! Можно, наверное, предположить, что интерес у подростков вызывают темы творчества Бродского: время, память, смерть, пространство, человеческие отношения.
Ещё одно стихотворение. В Интернете нашла такое суждение: «Не выходи из комнаты». Произведение, которое, по мнению подростков, отражает их стремление к отделению от окружающего мира, чувство «не такого, как все». Замечу, что я не посоветовала бы своим ученикам это читать, может быть, посоветовала бы  только научившимся, читая, задумываться над прочитанным, размышлять, анализировать. Впрочем, похвально, что подростки что-то вообще читают и тем более такие серьёзные и уникальные стихи, как  у Бродского.
Несмотря на то, что на Родине его клеймили позором, упрекали в русофобстве и преклонении перед иностранным, он был настоящим патриотом. Уезжая, в открытом письме  на имя Л.И. Брежнева он писал: «Мне горько уезжать из России. Я верю, что вернусь. Поэты всегда возвращаются — во плоти или на бумаге».

Лилейник и гортензия в нашем палисаднике

14 июня 2025

ОГЭ. Литература. Как в литературе ХХ века о войне раскрываются её трагические и героические стороны?

В литературе XX века о войне трагические и героические стороны раскрываются через описание человеческих судеб, страданий и подвигов. Авторы часто использовали реальные события и опыт участников войны, чтобы создать правдивыепроизведения.
Для ответа можно выбрать рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека».
Анализ произведения.
В произведении Шолохов показывает трагическую сущность войны через судьбу главного героя — Андрея Соколова. Он теряет семью, попадает в плен и даже после возвращения домой едва не попадает под суд. Автор подчёркивает, что сила героя — в его единении с народом, который разделил его тяжкую ношу. otvet.mail.rudzen.rusgpi.ru
Героические стороны раскрываются через поступки Соколова: он готов под обстрелом везти снаряды на батарею, независим во время первой встречи с немцами, душит предателя, чтобы тот не выдал его командира. Шолохов показывает, что подвиг не всегда связан с уничтожением живой силы противника, но может быть «преодолением себя», готовностью погибнуть во имя любви к людям.

ОГЭ. Литература. Добавьте цитаты из произведений

 Опубликованные вчера и сегодня сочинения, темы которых взяты из Методических рекомендаций для подготовки обучающихся к ОГЭ по литературе, сгенерированы искусственным интеллектом. В них не хватает цитат из произведений, подтверждающих приведённые суждения. Поэтому выпускникам необходимо освежить в памяти   тексты произведений, выбрать подходящие цитаты, запомнить, в каком месте эти слова находятся, чтобы потом проверить себя. На экзамене разрешено пользоваться  текстами художественных произведений.                  

ОГЭ. Литература. В чём заключается смысл названия рассказа А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Название рассказа «Матрёнин двор» символизирует главный конфликт произведения: столкновение идеалов простой, нравственной жизни с эгоизмом и потребительством окружающего мира. Матрёна - воплощение этих идеалов, она сохраняет доброту и самоотверженность, в то время как её двор, то есть её дом и её мир, становится местом, где эти ценности постепенно разрушаются под давлением жадности и равнодушия. Название указывает на центральный образ и ключевую тему рассказа.
Смысл названия рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» заключается в символике образа двора Матрёны как убежища от жестокости общества и власти.
Двор героини становится символом защищённого пространства, где она сохраняет свою человечность и моральные ценности. Название подчёркивает, что именно этот двор был её внутренним укрытием от жестокости внешнего мира. 
Также название указывает на основную тему произведения — жизнь праведницы в деревне, истощённой войнами и грабительской политикой власти. Матрёна, несмотря на тяжёлые условия, остаётся чистой душой, не затронутой негативом окружающих. Её двор — олицетворение истинного взаимоотношения людей, без корысти и зависти, без обмана и выгоды. nsportal.ruotvet.mail.rusowa-ru.combolshoyvopros.ru
История создания
Первоначальное название рассказа — «Не стоит село без праведника» — было изменено на «Матрёнин двор» по рекомендации главного редактора журнала «Новый мир» Александра Твардовского. Он аргументировал, что «название не должно быть таким назидательным».

ОГЭ. Литература. Нравственная проблематика прозы Л.Н. Толстого

Нравственная проблематика прозы Л.Н. Толстого раскрывается через анализ произведений, где автор поднимает вопросы о чести, долге, совести и ответственности человека за происходящее.
lit-oge.sdamgia.ruai.mitup.ru
Для примера можно рассмотреть рассказ «После бала», а также отметить, что нравственные проблемы присутствуют и в других произведениях Толстого. 
Рассказ 'После бала'
Главная тема — нравственность, которая отражает проблематику устройства общества в царской России. Композиция построена на антитезе — противопоставлении сцены бала и наказания беглого солдата. vk.comobrazovaka.ru
Основная идея — протест против насилия и лицемерия, против унижения достоинства человека. Толстой показывает, как за внешним благополучием может скрываться жестокость и бесчеловечность. 
Некоторые нравственные проблемы, поднятые в рассказе:
Двуличие полковника. На балу он кажется добрым и любезным, но в сцене наказания солдата предстаёт жестоким и беспринципным. 
Равнодушие. Полковник не обращает внимания на мольбы страдающего от ран солдата, для него дисциплина важнее человечности. 
Жестокость. Когда один из подчинённых полковника ослабляет удары, он немедленно получает пощёчину от начальника. 
Ответственность человека за происходящее. Герой Иван Васильевич, столкнувшись с несправедливостью, меняет свой жизненный путь: отказывается от военной службы, не может служить жестокости. 
Другие произведения
Нравственные проблемы присутствуют и в других произведениях Л.Н. Толстого, например:
Роман «Анна Каренина». Герои сталкиваются с нравственным законом, следование которому определяет их судьбу. Анна Каренина не соблюдает закон, отступает ради любви от своей роли хранительницы домашнего очага, обрекая на страдания близких людей. multiurok.ru
Роман «Воскресение». В произведении раскрывается природная доброта человека через любовь к христианским истинам и заповедям. 
Рассказы о крестьянских детях («Косточка», «Котёнок», «Пожар», «Подкидыш»). В образах героев писатель выделяет такие важные нравственные качества, как искренность, естественность, прямодушие, милосердие. infourok.ru

ОГЭ. Литература. Проблематика прозы И.С. Тургенева

И.С. Тургенев в своей прозе поднимает социальные и философские проблемы. Это проявляется в разных произведениях писателя, например, в повести «Муму», рассказе «Бирюк» и цикле «Стихотворения в прозе». bolshoyvopros.rulitrekon.runsportal.ru
Повесть 'Муму'
Основные проблемы:
Купить Муму. Тургенев И. С. в Каратау - интернет-магазин SulpakКрепостное право. Крепостные крестьяне полностью зависят от хозяев, их жизнь лишена радостей, свободы и права на сопротивление.
Социальное неравенство. Простой народ влачит жалкое существование, в то время как барыня живёт в своё удовольствие, ничего не отдавая обществу.
Жестокость общества. В условиях несправедливости царит бесчеловечность и озлобление, люди ожесточают сердца ради благополучия.
Бесправие крестьян. Крепостные в рассказе — «марионетки» в руках эгоистичной барыни.
Также Тургенев поднимает темы любви, преданности и внутренней свободы через историю Герасима и его привязанности к Муму. obrazovaka.ru
Курс: Модуль "Рисунок и эстамп" Композиция в рисунке
Рассказ 'Бирюк'
Главные проблемы:
Крепостное право. Автор показывает, как существующие порядки уродуют характеры крестьян и их жизнь. 
Нравственный выбор. Бирюк, лесник, сталкивается с конфликтом между чувством долга и состраданием. В конце произведения побеждает сострадание к человеку, такому же бедному и несчастному, как и сам Бирюк. 
Человеческие взаимоотношения. Человека с твёрдой жизненной позицией, честно выполняющего свой долг, не любят, а иногда и ненавидят. bolshoyvopros.ru
Стихотворения в прозе
В цикле «Стихотворения в прозе» Тургенев поднимает философские проблемы, например:
Жизнь  и смерть. Автор осмысляет понятия «жизнь» и «смерть» как две границы человеческого бытия. В стихотворениях «Старуха», «Конец света», «Собака» звучит мысль о трагическом одиночестве и беспомощности человека перед лицом смерти. 
Любовь как высшая форма бытия. Тургенев рассматривает любовь как слияние небесного и земного, что отражается в стихотворениях «Воробей», «Стой!». 
Религиозные мотивы. В цикле есть стихотворения с интерпретацией образа Христа, например, «Конец света» с подзаголовком «Сон». 
При этом Тургенев выступает как источник жизнелюбия, тонко чувствующий красоту жизни и умеющий преодолевать мрачные настроения. litra.ru  multiurok.ru
Сгенерировано искусственным интеллектом.

13 слов с буквой Ё, которые говорит правильно только грамотный человек

 Источник

Буква «ё» имеет длинную и сложную биографию. Ее то отрицали, то, наоборот, считали необходимой. Даже сейчас среди филологов есть сторонники и противники употребления этой буквы. Однако есть слова в нашем языке, которые трудно представить без «ё». В нашем списке целых 13 таких слов! Знаете ли вы их?
Бечёвка
Название этой кручёной нити, которую обычно делают из натуральных волокон, стоит писать и произносить только с «ё».
Бечёвка – уменьшительно-ласкательное к слову «бечева». По одной из версий, это слово тюркского происхождения.
Включённый
Для слов с корнем -ключ- существует закономерность: ударение в них не падает на корень. Заметьте: включИть, нет ключА, открыть ключОм. Только в редко используемом слове «ключник» ударение падает на Ю.
Примерно эта же закономерность прослеживается в словах с корнем -звон-, где ударение в большинстве случаев правильно ставить на суффикс. Но если глагол «звонить» у всех на слуху, то слово «включить» не обращает на себя такого внимания.
Буква «ё» подскажет, как нужно правильно произносить это слово, ведь ударение падает именно на нее!
Забытьё
Слово, обозначающее отрешенность от реальности, пограничное состояние между сном и явью, следует произносить с «ё» на конце. Именно этот вариант считается правильным.
Манёвры
Это слово пришло из французского языка вместе с военной наукой. А в французский – из вульгарной (простонародной) латыни: латинское слово manuopera означало «работа рук».
Помните эту цитату из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»?
– Мне уже 19 лет, а я всего лишь корнет! И никакой перспективы! Меня даже на маневры не допустили!
– Манёвры!
Она поможет вам запомнить, как именно следует произносить это слово.
Новорождённый
Составное слово, состоящее из прилагательного «новый» и глагола «рождаться».
Запомнить, какую букву произносить и куда ставить ударение, просто: новорождённый – только что рождЁнный. Но не рОжденный!
Остриё
Остриём называют режущую кромку или острый кончик чего-либо:
«Вонзая в дубовый пол остриё посоха, вошел патриарх». A. Н. Толстой
Иногда мы путаем именительный и предложный падежи. В предложном как раз «е», а не «ё». Например, в выражении «На острие науки».
Заём
Заём – финансовый термин, означает взятие или получение денег в долг на определенных условиях. Вариант «займ» является неправильным.
Скабрёзный
Слово означает «непристойность, пошлость». Мы редко используем это слово в речи, и произносим мы его чаще всего через «е», что неправильно. Оно происходит от французского слова «опасный» – scabreux, которое произошло от латинского scabere «чесать, скоблить».
Запомнить так: как и манёвр, слово французское, в нем тоже «ё».
Жёлоб
По жёлобу катится жёлудь.
Так учили раньше запоминать это слово.
Жёлчь
Это слово имеет «двойное происхождение». Оно восходит сразу к двум прилагательным – «зелёный» и «жёлтый» и находится с ними в родстве.
Вариант произношения (и написания) через «е» считается допустимым, но строгая норма предписывает нам пользоваться именно Ё в этом слове.
Вёшенки
Научного объяснения, почему это слово пишется и произносится через Ё, найти не удалось. Однако авторитетный источник – словарь Лопатина – дает именно такой вариант.
Между прочим, писатель Михаил Шолохов родом из станицы Вёшенская.
Не ровён час
Именно так и должен произноситься этот фразеологизм! Хотя в нем и зафиксирована простонародная форма произнесения краткого прилагательного.
Мелочёвка
Как и слово «чорт», в старину это слово писалось через «о»: «мелочовка». Но как и в слове «черт», теперь мы пишем и произносим в нем «ё».

Ну как, узнали что-то новое? А может, вспомнили ещё какое-нибудь слово, в котором нужна именно «ё»?

ОГЭ. Литература. Чичиков и Коробочка

В общении с Коробочкой Чичиков проявляет себя как хитрый и умелый манипулятор. Он использует лесть, подчеркивает ее простодушие и наивность, чтобы добиться своей цели – купить мертвые души. Чичиков терпеливо подстраивается под ее неспешный темп и торгуется, понимая, что с Коробочкой нужно действовать осторожно и постепенно. Он меняет тактику, предлагая подарки и рассказывая истории, чтобы расположить ее к себе и убедить в выгодности сделки. Его характер раскрывается как расчетливый, терпеливый и настойчивый, готовый использовать любые средства для достижения желаемого результата.
Характер Чичикова в общении с помещицей Коробочкой из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» проявляется в следующем:
Умение разбираться в людях. Чичиков понимает, что на Коробочку не действуют комплименты, и старается говорить с ней только о деле. Таким образом герой проявляет смекалку и умение располагать к себе людей. otvet.mail.ru
Умение находить выгоду. Чичиков в любой ситуации умеет найти выгоду, всегда говорит то, что от него хотели бы услышать. vk.com
Раскрепощённость. В гостях у Коробочки Чичиков ведёт себя раскрепощённо, потому что у героини меньше восьмидесяти душ. infourok.ru

13 июня 2025

ОГЭ. Литература. Своеобразие жанра "Мёртвых душ"

 Своеобразие жанра «Мёртвых душ» Николая Васильевича Гоголя заключается в его уникальном сочетании черт поэмы, романа и сатирической комедии. Произведение совмещает в себе эпический размах, характерный для поэмы, с реалистичным изображением русской жизни, присущим роману, и сатирическим обличением пороков общества. Гоголь использует гротеск, гиперболу и другие художественные приемы, чтобы создать яркие образы помещиков и чиновников, высмеять их недостатки и показать глубину нравственного падения. Жанр «Мертвых душ» также отличается незавершенностью, что подчеркивает его открытость для размышлений о будущем России.

От эпического в произведении идёт описание путешествия Чичикова, быта и уклада жизни, множество деталей и раскрытие характеров. От лирического — размышления автора и отступления. vk.com
Писатель создал новый тип повествования, слив в неразрывном единстве две противоположные стихии своего творчества: смех и слёзы, сатиру и лирику. Это взгляд на жизнь «сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слёзы». 
Художественное пространство первого тома поэмы составляют два мира: реальный, где главный герой — Чичиков, и идеальный — мир лирических отступлений, а главный персонаж — повествователь. 
Н.В. Гоголь использует лирические отступления в поэме «Мёртвые души» для раскрытия идейного содержания и формирования образа автора. ai.mitup.ru
Функции лирических отступлений
Характеристика персонажей и событий. Через лирические размышления Гоголь показывает своё отношение к России, народу, чиновничеству. Например, сатирические отступления о чиновниках и помещиках раскрывают их пороки и недостатки.
Создание образа автора. Гоголь предстаёт как страстный патриот, глубокий мыслитель и острый сатирик. Он не просто рассказывает историю, а переживает её вместе с читателем, делится своими сомнениями и надеждами.
Композиционная роль. Отступления помогают автору переключать внимание читателя, вносить разнообразие в повествование, создавать контраст между сатирическими сценами и лирическими размышлениями. 
Виды лирических отступлений
В поэме «Мёртвые души» выделяют, например, такие виды лирических отступлений:
Связанные с эпической частью. Служат для раскрытия характеров и их обобщения.
Противопоставленные эпической части. Раскрывают положительный идеал автора — Россию народную, которая противопоставлена Руси помещичье-чиновной. multiurok.runsportal.ru
Примеры лирических отступлений
Некоторые примеры лирических отступлений в «Мёртвых душах»:
«О толстых и тонких чиновниках» (первая глава). Автор обобщает образы государственных служащих, выявляет общие отрицательные черты — корысть, взяточничество, чинопочитание. 
«Об оттенках и тонкостях нашего обращения» (третья глава). Говорится о заискивании перед богатыми, чинопочитании, самоунижении чиновников перед начальством и высокомерном отношении к подчинённым. 
«Русь-тройка» (финальное отступление). Автор сравнивает Родину с лихой тройкой коней, которая свободно и лихо мчится навстречу будущему. obrazovaka.ru

ОГЭ. Литература. Чем интересна личность Пугачёва автору и Петру Гринёву ("Капитанская дочка")?

Личность Пугачёва интересна автору и главному герою романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в разных аспектах. otvet.mail.ru
Интерес автора
Пугачёв интересен автору как исторический деятель. Пушкин стремится показать его как сильную фигуру, лидера крестьянского восстания, который сочетал жестокость и великодушие, черты частного человека и исторического деятеля. otvet.mail.ruWork5.ruvektornm.ru
Автор избегает однобокого подхода к изображению Пугачёва, показывая его и с положительной, и с отрицательной стороны. Например, Пушкин демонстрирует, что Пугачёв ценит человеческие качества, а не привязан к власти, и это вызывает симпатию. 
Интерес главного героя
Пугачёв интересен главному герою, Петру Гринёву, как личность. Главный герой ценит Пугачёва за его честность, принципиальность и смелость. 
Гринёв видит в Пугачёве человека, который способен адекватно оценивать своё положение в среде восставших и руководствоваться общим благополучием, а не личной выгодой. Также герою импонирует, что Пугачёв, в отличие от начальства Оренбургской крепости, может брать ответственность за принятые решения на себя. 
При этом Гринёв не вступает на сторону Пугачёва, так как остаётся верен своим идеалам, несмотря на угрозу смерти. Пугачёв ценит это и оставляет героя в живых, помня о его прежней доброте.

ОГЭ. Литература. Философская лирика Ф.И. Тютчева

Стихотворения Ф.И. Тютчева относят к философской лирике, потому что в них заложены глубокие размышления о смысле бытия, о взаимоотношениях человека и природы, о вечности и бренности бытия. livelib.rutelegra.ph
Лирика поэта пронизана страстной, напряжённой мыслью и острым чувством трагизма жизни, выражает сложность и противоречивость действительности. 
Основные мотивы и темы
Мотив хаоса и космоса. Мир, по Тютчеву, состоит из борьбы противоположностей: день и ночь, свет и тьма, жизнь и смерть — всё это части единого целого. obrazovaka.ruskysmart.rutelegra.ph
Взаимосвязь человека и природы. Тютчев считал, что человек — это часть природы, и его судьба тесно связана с её судьбой. 
Тема вечности и бренности. Поэт размышляет о неизбежности смерти, о том, что всё земное — временно. 
Тема любви и страдания. Тютчев видел любовь как сильное чувство, которое может принести как радость, так и боль. 
Художественные приемы
В философской лирике Тютчева используются, например:
Антитеза. Противоставляются ночь и день, земля и небо, гармония и хаос, природа и человек, покой и движение.
Олицетворения. Придают природе черты живого существа: лес «шепчет», река «плачет», солнце «смеется».
Сравнения. Помогают создать яркие и запоминающиеся образы, подчеркнуть сходство между различными явлениями: любовь с огнём, жизнь с рекой, а смерть с вечным сном.
Аллитерация и анафора. Повторение звуков и слов создаёт особую музыкальность и ритмичность, усиливая эмоциональное воздействие на читателя.
Примеры стихотворений
«День и ночь». Противопоставляются гармония и хаос, созидание и разрушение. урок.рфdzen.ru
«Последний катаклизм». Рисует картину гибели мира, но смысл произведения — в стремлении поэта познать первооснову всего сущего, то есть Бога. vk.com
«Фонтан». Лирический сюжет — томление разума, стремящегося к мгновенному прозрению и осознающего ограниченность своих возможностей.

ОГЭ. Литература. Лирический герой в поэзии М.Ю. Лермонтова

Своеобразие лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова заключается в сочетании мотивов одиночества, внутреннего конфликта и тем любви и мечты. Эти темы пронизывают творчество поэта и формируют образ его героя.
Одиночество и отчуждение
Лирический герой Лермонтова часто предстаёт как одинокий и отстранённый от окружающего мира. Одиночество не просто физическое, а выражает внутреннюю пустоту и эмоциональное отчуждение.
Некоторые проявления темы одиночества в лирике поэта:
Стихотворение «Утёс». Герой ощущает своё отчуждение от общества и природы, что выражается в изображении утёса, который стоит одиноко и непокорённо.
Элегия «Тучи». Лирический герой — одиночка, который скитается в поисках приюта, не испытывая ни любви, ни привязанности.
Внутренний конфликт
В лирике Лермонтова внутренний конфликт героя занимает центральное место. Он проявляется в борьбе полярно противоположных начал: герой мечтает о свободе, но говорит об её отсутствии, хочет любить, но любовь трагична. 
Примеры стихотворений, где раскрывается внутренний конфликт:
«Парус». Лирический герой сравнивает свою душу с одиноким парусом, который мечется в буре. Этот образ символизирует внутреннюю борьбу и эмоциональные переживания героя.
«Из-под таинственной полумаски…». Герой говорит о своём внутреннем раздвоении и необходимости скрывать настоящие чувства.
Любовь и мечты
Тема любви в лирике Лермонтова часто представлена как неразделённое или утраченное чувство. Любовь редко бывает взаимной, становится источником страданий и поводом для гордого ухода. 
Через любовные мотивы Лермонтов раскрывает темы конфликта личности с миром, тоски по недостижимому идеалу и разрыва между мечтой и реальностью. dzen.ru
Примеры стихотворений, где проявляются темы любви и мечты:
«К*» («Я не унижусь пред тобою»). Лирический герой гордо отвергает женщину, которая его предала. dzen.ru
«Сонет». Поэт противопоставляет свои идеальные воззрения и мечтания унылой безысходности действительности: «Я памятью живу с увядшими мечтами, виденья прежних лет толпятся предо мной». otvet.mail.ruobrazovaka.ru
Эволюция образа
Образ лирического героя в поэзии Лермонтова не является статичным. К концу творчества поэта всё чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, который не похож на героя ранней лирики. Однако между этими героями существует тесная связь, обусловленная сохранением основных мотивов и тем лирики, которые пронизывают всё творчество поэта. litra.ru

ОГЭ. Литература. Тема воспитания в "Недоросле"

Начинаем публиковать некоторые подсказки к ОГЭ  по литературе. Хоть говорят, что перед смертью не надышишься. Однако, может быть, кому-то наши подсказки помогут соориентироваться с ответом на экзамене.
Тема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается через образы героев, противопоставление двух взглядов на воспитание и методы воспитания.
Основные персонажи
Митрофан — главный герой, который воплощает результат неправильного воспитания. Он не хочет учиться, не уважает старших и не ценит труд. Такое поведение обусловлено воспитанием, которое он получил в основном  от матери  — госпожи Простаковой и дяди господина Скотинина.
Стародум, Правдин, Милон — положительные герои, которые стремятся к знаниям и саморазвитию. Они понимают важность образования и воспитания для формирования личности.
Простакова, Скотинин — отрицательные персонажи, которые не придают значения образованию и считают, что главное в жизни — богатство и власть.
Методы воспитания
Чрезмерная опека Простаковой. Она не даёт Митрофану самостоятельно развиваться, не приучает его ценить то, что для него делают другие. В итоге сын растёт ленивым, неблагодарным, избалованным.
Формальное обучение. Простакова заставляет Митрофана учиться, нанимает ему учителей, но сами педагоги не имеют образования и не способны обучить героя.
Сила примера. Митрофан видит, как живут его родители, и думает, что так и надо жить. Он подражает им, разговаривает с учителями и нянькой Еремеевной грубо, как мать.
Примеры из текста
Сцена экзамена Митрофана. Герой пытается притвориться умным, но искренне уверяет, что слово «дверь» может быть и существительным, и прилагательным, в зависимости от места нахождения.
Разговор Стародума с Софьей. Наставник даёт Софье правила, которые она внимательно слушает и запоминает. Это противопоставляется воспитанию Митрофана, который не ценит наставления и не стремится к саморазвитию.
Заключение
Фонвизин показывает, что образование и воспитание неразрывно связаны. Без нравственного и этического воспитания образование становится бесполезным или даже опасным, а без хорошего образования человек становится заложником невежества. botprofi.ru
Автор критикует систему образования того времени, которая не учитывала индивидуальные особенности учеников и заставляла их заучивать информацию без понимания её смысла. Комедия «Недоросль» призывает к осознанному подходу к воспитанию молодёжи, чтобы сформировать полноценную личность, готовую действовать на благо общества.

"1984" Джорджа Оруэлла

 13 июня в истории литературы

  • 1949 — роман Оруэлла «1984» назван в США Книгой года.

    «1984» — роман-антиутопия Джорджа Оруэлла. Произведение описывает тоталитарное общество, где власть принадлежит одной партии, а инакомыслие подавляется.
    ru.wikipedia.org* chitai-gorod.ru
    Сюжет романа
    Действие происходит в вымышленном государстве Океания в 1984 году. Главный герой — Уинстон Смит, сотрудник Министерства правды, который втайне ненавидит партию.
    Некоторые особенности сюжета:
  • Контроль над жизнью. Партия следит за действиями и мыслями народа с помощью специальных устройств (телекранов), слежки и шпионажа.
  • Запрет на любовь. Близость между мужчиной и женщиной разрешена только с целью рождения ребёнка — нового члена партии.
  • Переписывание прошлого. Если факты в документах не соответствуют действующей пропаганде, их уничтожают и меняют на новые.
  • Воспитание «мыслепреступников». Так называют людей, которые посмели хотя бы в мыслях сомневаться в партии. В стенах Министерства любви их морально и физически уничтожают.
Уинстон пытается сопротивляться системе, но она поглощает его.
История создания
Оруэлл задумал роман ещё в 1943 году. Изначально он хотел назвать его «Последний человек в Европе», но издатель Фредерик Варбург убедил автора поменять название, чтобы повысить интерес читателей.
Черновой вариант романа был закончен в октябре 1947 года, но работа была прервана из-за обострения туберкулёза. Оруэлл дописал книгу в 1948 году на шотландском острове Джура.
Впервые роман был опубликован в Лондоне 8 июня 1949 года, а спустя пять дней вышел и в Нью-Йорке.
Отзывы и критика
Отзывы о романе «1984» различаются. Некоторые читатели отмечают, что произведение заставляет задуматься о свободе выбора и роли государства в жизни. Другие считают роман мрачным, а мир, описанный в нём, утрированным.
Многие понятия из романа — «Большой брат», «новояз», «двоемыслие» — стали нарицательными.

Почему на туалете пишут WC?

 Источник

Почему на дверях туалета по всему миру красуются загадочные буквы «WC»? Эта привычная аббревиатура встречается в отелях, ресторанах, торговых центрах — да где угодно! Но что же она означает и откуда появилась?
Секрет в том, что «WC» — это сокращение от английского Water Closet, что в дословном переводе означает «водяной шкаф». Такое название появилось в XIX веке, когда в Великобритании начали устанавливать специальные небольшие помещения с туалетом, который смывался водой. Это был настоящий прорыв: до этого человечество довольствовалось куда более примитивными средствами.
Поначалу «водяной шкаф» был новинкой, гордостью домовладельцев. Со временем сама аббревиатура стала общеупотребительной, а выражение «WC» перекочевало на таблички и схемы. Оно оказалось удобным для международного общения: две буквы, которые понятны практически в любом уголке мира.
Интересно, что некоторые эвфемизмы становятся потом устойчивыми русскими словам. Так, русское слово «сортир» произошло от французской фразы Je dois sortir (Мне необходимо выйти). Именно с такой фразой в туалет удалялись знатные люди дворянского происхождения.
Интересно, что в некоторых странах употребляют и другие термины: например, во Франции — toilettes, в Германии — Toilette, а в США чаще встречается слово Restroom. Однако «WC» остается универсальной, лаконичной и узнаваемой меткой для обозначения заветного места уединения.

12 июня 2025

План сочинения ОГЭ по литературе. Задание 5

 Источник

1 абзац. Вступление
Обозначение основной темы, проблемы, с которыми будут связаны дальнейшие рассуждения. Необходимо сформулировать чёткий ответ на поставленный вопрос (тезис), который нужно будет доказать в основной части.
Пример:
Какие тайны человеческой души раскрыл М.Ю. Лермонтов в своей лирике?
М.Ю. Лермонтова всегда интересовали тайны человеческой души, внутренние конфликты личности, проблема нравственного выбора… Он размышлял об одиночестве и свободе, смысле жизни, воле человека и судьбе. Рассмотрим подробнее волнующие поэта темы на примере двух стихотворений.

Клише
Отвечая на поставленный вопрос, попытаюсь выразить своё видение этой проблемы…
Нельзя не отметить, что эта тема…
На мой взгляд…
Тема раскрывается…
Автор ставит проблему…
Это позволяет понять…
2-3 абзацы. Основная часть
Каждый абзац основной части строится по одной и той же схеме: тезис-аргумент-микровывод. Можно использовать цитаты для подтверждения своих мыслей. Необходимо опираться на конкретные эпизоды и обращать внимание на важные художественные детали. Нельзя забывать об употреблении терминов. Термины должны использоваться для анализа, а не просто упоминаться.
Пример:
Тезис: В произведении «Дума», написанном в 1838 году, автор создаёт портрет современного ему поколения.
Аргумент:
Поэт пишет:
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
У так называемых «лишних людей» нет никакой цели, того смысла, ради которого они могли бы бороться, и им приходится жить с постоянным ощущением собственной бесполезности, ненужности.
Правильное использование термина:
Кроме того, М.Ю. Лермонтов использует приём контраста с целью противопоставления представителей современного поколения их «отцам».
Микровывод:
Таким образом, поэт, анализируя проблемы «лишнего человека», подчёркивает, что человеческая душа действительно полна загадок и противоречий.

Клише
Автор повествует о…
Автор делает акцент на…
Автор подчёркивает…
Лирический герой понимает, что…
Позиция автора проявляется в…
Поступок героя говорит о…
Судьба героя позволяет понять…
Автор утверждает…
Позиция автора созвучна с моей…
4 абзац. Заключение
Подведение итогов без повтора уже прозвучавших мыслей. В заключении не должно быть новых тезисов!
Пример:
Таким образом, поэт обращается к вечным вопросам, стремясь познать душу человека. Стихотворения М.Ю. Лермонтова меланхоличны и заставляют задуматься о смысле нашего существования, а также заглянуть в себя, понять наши собственные чувства и осознать свои жизненные цели.

Клише
Подведя итоги, хочется сказать…
Таким образом…
В заключение хочется сказать…
Тренировочные задания
5.1 Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? (По «Слову о полку Игореве»)

Опера Дмитрия Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда" в Астрахани

 7 и 8 июня 2025 года в Астрахани состоялась премьера оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в Театре оперы и балета. astr.afishagoroda.ru 

Некоторые факты о постановке:
  • В основе либретто лежит одноимённая повесть Николая Лескова.
  • Шостакович назвал своё произведение «трагической сатирой».
  • Катерину Измайлову композитор представил как героиню, борющуюся с жестокими условиями жизни. Она жертвует собой ради любви и идёт на убийство.
  • Опера имеет несколько редакций, для премьеры выбрали классическую версию.
  • На премьере вокальные партии действующих персонажей исполнили солисты Мариинского театра Александр Тимченко, МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Кирилл Матвеев и Дарья Филиппова, «Геликон-опера» Дмитрий Скориков, Астраханского театра оперы и балета Эмилия Аблаева, Дмитрий Шарманов.
  • Начала свой пост  с официальной информации об этом  очень важном событии в культурной жизни нашего города.  Я была на премьере. Почти неделю назад. Однако не стала писать об этом в блоге сразу, как я это обычно делаю. Не сложилось сразу, не получалось, что сказать о  постановке. Почему?
  • Музыка потрясающая. Исполнение на высочайшем уровне. Декорации, костюмы соответствующие -- сценография обеспечивает создание целостного зрительного образа. Однако, как сказала моя коллега -- учитель начальных классов -- впечатление сложилось двойственное  И всё вроде хорошо, но... Что ж не будем тянуть: помешали высоко оценить постановку слишком откровенные интимные сцены. Совсем они ни к чему, по отзывам зрителей разных возрастов --  старых и  молодых... с которыми мне удалось пообщаться.
    • Есть и противоположная точка зрения: «Непривычно смелая постановка для нашего театра. С откровенными сценами, которые уместны, передают дух, мятежность, динамичность момента драмы. Тем и понравилось» ссылка
      В Дзене  же вот такая статья  "Астраханский театр оперы и балета выпустил пронзительную премьеру" ссылка  Фото из этой статьи