Дмитрий Буторин написал миниатюру «Данко» в 1934 году. Он создал ее по мотивам легенды о юноше Данко из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Предание гласит, что герой вырвал из груди пылающее сердце, чтобы осветить путь сородичам. Они плутали в непроходимом лесу и погибали в болотах, постепенно теряя веру в спасение. Но сила любви Данко к людям была так велика, что её свет победил неверие толпы.
Мастер не раз изображал эту легенду в своих работах. Одной из лучших версий стала именно эта композиция. Её преимущество заключается в умело найденных символических акцентах. Художник исключил все лишние детали. В характеристике Данко стало меньше экспрессии, силуэты фигур и элементы пейзажа стали более обобщенными. Цельность произведению придал и более сдержанный колорит с ритмически повторяющимися красными пятнами. При этом в композиции доминирует желтый цвет — мастер написал его в полную силу, без многообразия тональных переходов.
Остальные цвета автор выполнил с тончайшими переливами оттенков. Он добился такого эффекта с помощью легкой, слегка просвечивающей ро́скрыши — так в Палехе называют первое равномерное покрытие всего рисунка красками внутри контуров. На роскрышь потом накладывают плавь — очень тонкий, полупрозрачный слой следующей краски. На финальном этапе кладут пробела́ — мазки светлой краски, которые придают объемы фигурам. Палешане часто используют золотые пробела: их выполняют творёным золотом, нанося тончайшими линиями, подобными щетинке.В Палехе создали немало композиций по творчеству Максима Горького. Свои ранние произведения писатель строил на песенном ритме — это было близко палехскому искусству. Образ смелого Данко, воплощенный Дмитрием Буториным, оказался одним их самых ярких и запоминающихся.
Герой этой миниатюры напоминает известные образы древнерусской иконной живописи. Похожий образ создан на фреске Страшного суда во Владимирском Успенском соборе. Её авторы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный изобразили святого апостола Петра, который ведет праведников в рай. Также, образ Данко перекликается с ангелом на иконе палехского умельца «Всем скорбящим Радость»: в том сюжете посланник Богоматери вывел заблудившихся людей из леса. В миниатюре «Данко» бывший иконописец Дмитрий Буторин тоже создает образ Вселенского спасения: здесь герой открывает людям путь в новый мир, подобный Раю.
Исследователи отмечали, что в начале творческого пути Дмитрий Буторин испытывал влияние произведений Ивана Голикова. У обоих авторов похожий легкий, точный и динамичный рисунок. По яркости цвета и золото-пробельной технике художник близок Александру Котухину. Их роднит и некоторая измельченность форм, ювелирно выполненные узоры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий