•Укажите слова, в которых есть звук [к]
Кто, Бог, оккупация, акустический, парикмахер, четверг, смог бы, тягчайший, крепче, мягче, полегчало, ягдташ, постригся.
•Попробуйте прочитать в обратном порядке звуки, из которых состоят следующие слова:
яр, люк, сад, лен, пол, парк, шум, туз, ешь, лей, юг, альт, араб, шел, порог.
Какие новые слова у вас получатся?
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
07 февраля 2011
Вот вам фонетическая задача с ответом
•В книге «Правильно ли мы говорим?» писатель Борис Николаевич Тимофеев посвящает отдельную небольшую главу скоплениям гласных и согласных, знакомя читателя с некоторыми любопытными примерами. Вот один из них:
«- А может быть, вам желательно услыхать фразу, в которой бы стояли рядом девять(!) гласных?
- Извольте!
-Я знаю ее и ее июльское увлечение…»
Верен ли этот пример?
Ответ: Здесь идут подряд девять гласных букв, но не звуков. Из них шесть передают сочетание с согласным [ j ].
«- А может быть, вам желательно услыхать фразу, в которой бы стояли рядом девять(!) гласных?
- Извольте!
-Я знаю ее и ее июльское увлечение…»
Верен ли этот пример?
Ответ: Здесь идут подряд девять гласных букв, но не звуков. Из них шесть передают сочетание с согласным [ j ].
04 февраля 2011
КОТ ЧЕРНЫШ ЛЮБИТ ИГРАТЬ С КУРСОРОМ
В газете "Комсомольская правда" есть рубрика "Живой уголок", и под ней публикуются очень забавные материалы читателей. Вот я не удержалась, с котом Чернышом захотела вас познакомить.
Пишет Елена Строганова из Аксая:

Карантин продлён
Карантин в школах города продлён до 10 февраля включительно. Так что не хворайте и, если здоровы, не забывайте об уроках.
03 февраля 2011
Ренессанс Стивена Кинга: возвращение Короля

Сам автор с этим фактом давно смирился, как и его преданные читатели, но в последние дни из Голливуда приходят новости одна бодрей другой: уже целый ряд старых фильмов по Кингу обещано перелицевать и осовременить. Перековке подвергнутся "Оно", "Порождающая огонь", "Максимальное ускорение", "Противостояние", а теперь этот список пополнил еще и ремейк "Кладбища домашних животных". Надо отдать должное, о своем желании снять новую киноверсию сего хоррор-бестселлера представители Paramount заикались еще несколько лет назад, но никаких дополнительных новостей не последовало, и об этом заявлении все быстро забыли. Но события последних недель заставили проект восстать из небытия. Как сообщил один из сотрудников "Парамаунта", студия поручила Мэттью Гринбергу ("1408") подновить сценарий ремейка, еще с середины "нулевых" дожидающийся своего часа, и "приступила к поиску высококлассного режиссера".
Читать далее
А вы какие подарки предпочитаете получать?
Прочитайте текст и выполните задание.
Печкин говорит:
-- Надо день рождения к осеннему или зимнему сезону подгадать. Тогда тебе как раз вовремя тёплые валенки подарят или сапоги непромокаемые.
-- Тёплые валенки или сапоги непромокаемые я и сам себе могу купить безо всякого дня рождения, -- отвечает Матроскин. -- А в день рождения особые подарки дарят, неправильные. Может быть, совсем даже ненужные.
-- Не надо нам ненужных подарков, -- обиделся Печкин. -- Нам нужны подарки хозяйственные: лопаты там, грабли всякие или дрова для зимы. (Э. Успенский.)
Найдите существительные в форме множественного числа. Распределите их на две группы: имеющие формы обоих чисел и имеющие форму только множественного числа. считаемыми или несчитаемыми являются существительные во второй группе? Поясните свою позицию.
Учимся дома: считаемые и несчитаемые предметы
Продолжите подбор существительных, являющихся несчитаемыми предметами, с заданными лексическими значениями.
1. Действие: лай, катание,...
2. Названия игр: футбол, теннис,...
3. Собирательное значение: крестьянство, офицерство,...
4. Названия качеств или признаков: прямота, злрсть, слепота,....
Докажите, что этим предметам нельзя дать количественную характеристику.
Только ли форму единственного числа могут иметь несчитаемые предметы?
1. Действие: лай, катание,...
2. Названия игр: футбол, теннис,...
3. Собирательное значение: крестьянство, офицерство,...
4. Названия качеств или признаков: прямота, злрсть, слепота,....
Докажите, что этим предметам нельзя дать количественную характеристику.
Только ли форму единственного числа могут иметь несчитаемые предметы?
Ищите на сайте школы -- и выполняйте!
На сайте школы school49.furendso.ru размещены домашние задания по предметам, в том числе и по русскому языку. Если вы здоровы, то, не откладывая, приступайте к их выполнению.
01 февраля 2011
Поздравляем!
Сегодня ученицы 8 а класса Мартина Соколова и Татьяна Шапошникова получили Грамоты за участие во Всероссийском детском творческом конкурсе "Святые заступники Руси". Поздравляем!
31 января 2011
Было пОром -- стало пАром
Ответ на задачу из "Русского медвежонка" для 10-11 классов.
В каком из следующих слов в ходе истории русского языка произошло орфографическое изменение -- замена безударного о на а?
(А) народ; (Б) староватый; (В) прародитель; (Г) пароход; (Д) паром.
Ответ. Никаких формальных признаков, отличающих одно слово от всех остальных, не видно. Значит, единственный способ решить задачу -- попытаться проверить безударное а в каждом из них. В слове народ явно выделяется приставка на-. Приставки но- в русском языке нет, к тому же на- бывает и ударным (натиск). Слово староватый легко проверить словом старый, слово прародитель -- словами типа прадед, правнук (не перепутав при этом приставку пра- с притавкой про-!), слово пароход -- словом пар. Остаётся слово паром, в котором а является непроверяемым: таким образом, ничто не мешает предположить, что раньше это слово выглядело как пором. Ответ: (Д).
В каком из следующих слов в ходе истории русского языка произошло орфографическое изменение -- замена безударного о на а?
(А) народ; (Б) староватый; (В) прародитель; (Г) пароход; (Д) паром.

На фото: паром Finnstar Паромная компания Finnlines.
От сессии до сессии живут студенты весело....
Так как мы учимся с вами дома, вот новое домашнее задание. Прочитайте текст. Что нового вы узнали? Спросите у своих родителей, бабушек и дедушек, какие стипендии они получали во время учёбы. Напишите об этом.
Есть в нашей жизни явление, значение которого быдо чрезвычайно высоко ещё двадцать лет назад. Тогдашние студенты с грустью вспоминают прошедшие, уже почти легендарные времена, когда во время обучения в училищах, техникумах и институтах студентам ежемесячно выплачивалась стипендия.
Сравните: буханка хлеба стоила 20 копеек. Столько же вы заплатили бы за полноценный завтрак в студенческой столовой. Средняя стипендия в восьмидесятых годах 20 века составляла 50 рублей в месяц. Если ты сдавал сессию на "хорошо", то получал на 25 процентов больше; если на "отлично" -- больше на 50 процентов. Студент мог прожить на эти деньги даже без помощи родителей, не тратя время на попытки где-то подработать.
Сейчас стипендия в большинстве учебных заведений -- явление чисто символическое. Однако опыт других стран показывает, что государство должно стремиться к появлению нужных ему специалистов, обучение которых оно готово поддерживать с помощью достойных стипендий.
30 января 2011
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЧИСЛА
Пусть в тексте выступает форма единственного числа существительного. Прежде чем решить, что она обозначает один предмет, надо проверить, не стоит ли за ней какой-нибудь подвох.
А подвохи могут быть вот какие.
Во-первых, для некоторых существительных в единственном числе вопрос о числе обозначенных ими предметов вообще не имеет смысла. Например, мёд, гордость, студенчество.
Во-вторых, могут быть существительные в единственном числе, обозначающие совсем не единичность называемого предмета. Когда мы, например, видим на упаковке товара надпись Подарок школьнику (новосёлу, садоводу) или Завтрак туриста, то речь, разумеется, идёт не об одном-единственном школьнике, новосёле, садоводе, туристе. Имеется в виду любой, всякий, каждый, а следовательно, все школьники, новосёлы, садоводы, туристы.
Или когда мы читаем мудрые слова М. Горького Любите книгу -- источник знания, то прекрасно понимаем, что речь идёт не об одной-единственной книге, а о любой книге, то есть о книгах вообще.
И в известной строке из пушкинской "Полтавы" Швед, русский колет, рубит, режет, конечно, речь идёт не об одном шведе или русском, а обо всех шведах и русских, участвующих в сражении. Сравните то же самое явление в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино": И слышно было до рассвета, как ликовал француз. Не один же француз ликовал так громко!
(И. Милославский.)
29 января 2011
Кто кому кем приходится?
В очередную рубрику "Пиши правильно!" собраны слова, которые называют людей, находящихся в тех или иных родственных отношениях. Немного помогу вам, ребята, приведя толкования значений некоторых слов из этого списка.
Золовка -- сестра мужа.
Свояченница -- сестра жены.
Сноха -- женщина по отношению к отцу и матери её мужа, невестка.
Чета -- муж и жена или двое влюблённых.
Источник: "Толковый словарь русского языка" С.И Ожегова и Н.Ю. Шведовой. (Давно, наверное, держали в руках этот словарь?!)
Считаемые и несчитаемые предметы
Учимся дома. 6-классникам надо освоить категорию числа имён существительных. Изучите параграф и выполните задание.
Можно ли сказать съел пять медов, у него семь гордостей, приехало десять студенчеств? Почему? А съел пять булочек, у него семь рублей, приехало десять студентов? Сделайте вывод о считаемых и несчитаемых предметах как грамматических классах слов.
Можно ли сказать съел пять медов, у него семь гордостей, приехало десять студенчеств? Почему? А съел пять булочек, у него семь рублей, приехало десять студентов? Сделайте вывод о считаемых и несчитаемых предметах как грамматических классах слов.
28 января 2011
«S. T. A. L. K. E. R» и «Том Сойер»
Вот результаты небольшого исследования, проведённого в одной из лучших московских школ. Детям 5–6-х классов было предложено назвать три книги, которые они взяли бы с собой на необитаемый остров.
Родители! Если вы не знаете, что читают под одеялом с фонариком ваши дети, то этот список для вас. Вот что они выбирают (за ответы им не ставили отметок и даже позволили не писать своё имя на листке):
Дж. Роулинг «Гарри Поттер» (все семь томов), «S. T. A. L. K. E. R» (сборники «Чистое небо», «Тени Чернобыля», «Зов Припяти»), К. Льюис «Хроники Нарнии», Д. Глуховский «Метро 2033», С. Майер «Сумерки», Собрание энциклопедий, В. Скотт «Айвенго», Ф. Купер «Последний из могикан», А. Тор «Остров в море», Ж. Уилсон «Разрисованная мама», У. Старк «Пусть танцуют белые медведи», Ч. Диккенс «Оливер Твист», Жюль Верн «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», Марк Твен «Том Сойер», Д. Толкиен «Властелин колец», Дж. Крюс «Тим Талер, или Проданный смех», К. Паолини «Эрагон», А. Конан Дойл «Приключения Шерлока Холмса», Б. Акунин «Квест», С. Сухинов «Клад и крест», Е. Санин «Тайна рубинового креста», Д. Емец «Таня Гроттер», С. Лукьяненко «Чистовик», «Черновик», А. Линдгрен «Эмиль из Лённеберги», «Ронни – дочь разбойника», «Пеппи Длинныйчулок», Э. Портер «Полианна», Д. Пеннак «Глаз волка», Дж. Кервуд «Казан – благородный волк», К. Кротова «Сахара, или Мифический друг», С. Коллинз «Голодные игры», Н. Садур «Лунный волк», Ф. Пулман «Золотой компас», Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика Шкид», Н. Перумов, А. Коул «Армагеддон», «Большая книга ужасов», С. Кинг «Оно», книги по истории древней Москвы, А. Грин «Алые паруса», В. Алексеенко, М. Никольский «Тайны вселенной», «Истребители Лавочкина», А. Ященко «Книга страхов, ужасов и ночных кошмаров», «Хруп. Воспоминания крысы-натуралиста», «100 самых знаменитых людей мира".
Читать полностью http://www.lgz.ru/article/14905/ Очень интересные заметки о круге чтения современных подростков.
ИЗВИНИТЕ или ИЗВИНЯЮСЬ
Это становится чем-то вроде универсального обращения – вместо «товарища», «гражданина» и «гражданки», «девушки», «сударя» и всего того, с чем мы никак не можем разобраться.
Однако есть и просто «извините» – то самое «извините», которое мы произносим именно тогда, когда хотим попросить прощения, извиниться, принести извинения. Казалось бы – чего проще? Но не тут-то было. У «извините» есть соперник, странное такое слово – «извиняюсь».
«Извиняюсь». Наверняка вы сотни раз слышали, как говорят «извиняюсь». Вроде бы очень похоже на «извините», да что там, это практически то же самое… Однако человек, чуткий к слову, смутно ощущает в этом «извиняюсь» какую-то подмену. Когда вам говорят «извините», вы понимаете, что у вас действительно просят прощения, а когда бросают (именно бросают) «извиняюсь», трудно не уловить в этом пренебрежение, если не издёвку. В чем же дело?
Оказывается, языковеды наши смутные ощущения давно перевели в научную плоскость. Вот что сообщает нам по этому поводу «Словарь русского речевого этикета». Если «извините» – это широкоупотребительная форма вежливого извинения, то «извиняюсь» – это просторечное слово, которое, извините, находится вообще за рамками литературной нормы. Считается, что это самое «извиняюсь» вошло в оборот со времен первой мировой войны, с 1914 года.
«Кому не известна формула большевистской вежливости – “извиняюсь”? – писал не без горечи знаменитый русский языковед Селищев о языке революционной эпохи. – Сколько прекрасных русских слов есть для того же самого. “Виноват”. Но разве можно признать себя виноватым? “Простите”. Да наплевать мне, прощаете вы меня или нет. А я сам “извиняюсь” и будет с вас. Ужаснейшее слово и ужаснейшее с ним поведение: прежде вам наступали на ногу и говорили: “Простите”, а теперь вам говорят “Извиняюсь” – и наступают вам на ногу…»
«Извините», «извините» и еще раз «извините» – только это можно считать извинением настоящим. «Извиняюсь» – в лучшем случае отговорка. А о худшем, извините, лучше не задумываться.
Источник здесь
Источник здесь
Про школу и озорника Петю
Учили существительные общего рода. В рубрику "Пиши правильно!" на этот раз были включены такие слова: егоза, невежа, забияка, невежда, ханжа, а ещё озорник, подхалим и симулянт. По желанию можно было попробовать сочинить юмористический рассказ. Вот что получилось у Виктории В. Мне понравилось, как Вика написала, удачно использовав предложенные авторами учебника слова..
Начали проверять домашнюю работу, а Петя её не выполнил. Пришлось ему выкручиваться. И так и эдак уговаривал он учителя не ставить ему двойку. Клялся, что и педагог, и предмет этот у него самые любимые. Одноклассники только посмеивались. Кто-то даже выкрикнул: "Подлиза!" Петя начал оговариваться, и его назвали забиякой. Он покраснел, закрыл лицо руками. За этим последовал лжеприступ, на который ребята, хорошо знавшие Петины выходки, отреагировали репликой: "Симулянт!" ... Урок был сорван. Обидно, что не только Петя, но и его одноклассники из-за этого останутся невеждами.
25 января 2011
Владимир Высоцкий. Педагогу
Е. Ф. Саричевой
Вы обращались с нами строго,
Порою так, что не дыши,
Но ведь за строгостью так много
Большой и преданной души.
Вы научили нас, молчащих,
Хотя бы сносно говорить,
Но слов не хватит настоящих,
Чтоб Вас за все благодарить.
1960
Фото
Вы обращались с нами строго,
Порою так, что не дыши,
Но ведь за строгостью так много
Большой и преданной души.
Вы научили нас, молчащих,
Хотя бы сносно говорить,
Но слов не хватит настоящих,
Чтоб Вас за все благодарить.
1960
Фото
Эффективные стратегии обучению чтению в основной школе
Галина Ковалёва, национальный координатор исследования PISA в России/
"Учительская газета", 2011, № 1, с.20
"Учительская газета", 2011, № 1, с.20
Последние результаты PISA - 2009 показали, что по читательской грамотности 27 % российских учащихся не достигли 2-го (базового) уровня из 6. Они не демонстрируют способность применять текст как основу для активного функционирования в современном мире. Что делать?
Менять стратегии обучения чтению. PISA подтверждает, что самая эффективная - стратегия краткого изложения содержания текста и стратегия чтения текста с пониманием и последующим его обсуждением.
Но в России доминируют стратегии на запоминание. Возможно, система обучения в основной школе, наши учебники не поддерживают развитие учащихся и их умений работать с информацией, обобщать, анализировать, вычленять позицию автора, соотносить со своей. Чаще всего задания в учебниках направлены на нахождение ответов в тексте по ключевым словам. А это имитация понимания текста. Учителя-предметники целенаправленно не учат работать с текстом. А ведь необходимо научиться перерабатывать информацию. Если мы переориентируем школу на другой стиль работы с информацией, то ситуация изменится.
Из блога Светланы Ясинской.
Род названий лиц женского пола по профессии, должности -- мужской
В 6 классе по учебнику М.В. Панова начали изучать имя существительное. Трудности вызвал вопрос, к какому роду отнести слова врач, педагог -- к общему, а может быть, к женскому. Как сказать: Врач пришла или Врач пришёл; Наш директор или Наша директор? Привожу в дополнение к учебнику справки из авторитетных источников.
Слова без парных образований. Многие имена существительные мужского рода, обозначающие лицо по профессии, занимаемой должности, выполняемой работе, занятию, ученому или почетному званию и т.д., в официально-деловом стиле сохраняют свою форму и в тех случаях, когда относятся к лицам женского пола, например: педагог, техник, токарь, геолог, физик, металлург, конструктор, оператор, новатор, судья, адвокат, доцент, кандидат наук, депутат, ветеран труда, лауреат международного конкурса, мастер спорта, полковник, лейтенант.
Литературное редактирование. Справочник Д.Э. Розенталя
Нельзя относить к существительным общего рода слова типа врач, адвокат, математик, брокер, директор, менеджер, геолог, педагог и др., используемые для обозначения лиц женского пола. Согласно норме, эти слова в любом контексте остаются существительными мужского рода: выдающийся физик Кюри-Склодовская, опытный врач Смирнова и т. п. В разговорной речи сказуемое при таких словах чаще всего употребляется в форме женского рода: Исследователь Филимонова поехала в Ярославский музей-заповедник; Опытный адвокат выступила с речью в защиту подсудимого.
Источник здесь
23 января 2011
М.В. Панов. Части речи в русском языке
<В науке существует много разнообразных классификаций частей речи. Традиционно части речи рассматривались как лексико-грамматические классы слов, что представляло определенную сложность при их характеристике, т.к. необходимо было учитывать и лексическое, и грамматическое значение определенной части речи. М.В. Панов предлагает точку зрения последователей московской школы, согласно которой части речи в русском языке – это грамматические классы со своими специфическими грамматическими значениями и законами слово- и формообразования.>
В русском языке лексически знаменательные (не служебные) слова распределяются по таким грамматическим классам – частям речи: глагол, прилагательное, наречие, существительное.
Служебные слова тоже распределяются по нескольким разрядам (частицам речи): союзы, предлоги и собственно частицы.
Каждая часть речи объединяется определенными грамматическими значениями (которые в совокупности чужды другим частям речи), имеет свои законы слово- и формообразования. Каждая часть речи и каждая частица речи характеризуется своими законами синтаксического функционирования.
ГЛАГОЛ. В глагольных образованиях содержится грамматическое указание, что данное слово называет действие. Даже названия качеств и состояний, когда они морфемно оформлены в виде глаголов, оцениваются как название признаков, изменчиво протекающих во времени, т.е. как действия: белеться, простираться, покоиться, вмещать, содержать, обусловливать и т.д.
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Прилагательные содержат грамматическое указание, что данное слово называет непроцессуальный признак. Эта непроцессуальность есть даже у прилагательных, образованных от глагольных основ: вареный (окунь), обездоленный, разбрызгивательный, паяльный (прибор) и т.д.
НАРЕЧИЕ. Наречия как грамматический класс слов объединяются тем, что указывают на непроцессуальный совместный признак. Это противопоставляет их всем глаголам (у которых формы деепричастия обозначают процессуальный совместный признак, а остальные формы – процессуальный несовместный) и всем прилагательным, лишенным совместности, «сопроводительности». Наречия всегда указывают признак, сопутствующий другому признаку, выраженному глаголом или прилагательным (реже – существительным). У качественных наречий есть степени сравнения; других частных грамматических значений у наречий нет. Таким образом, наречия характеризуются отсутствием набора тех частных грамматических значений, которые есть у глагола, прилагательного и существительного.
НАРЕЧИЕ. Наречия как грамматический класс слов объединяются тем, что указывают на непроцессуальный совместный признак. Это противопоставляет их всем глаголам (у которых формы деепричастия обозначают процессуальный совместный признак, а остальные формы – процессуальный несовместный) и всем прилагательным, лишенным совместности, «сопроводительности». Наречия всегда указывают признак, сопутствующий другому признаку, выраженному глаголом или прилагательным (реже – существительным). У качественных наречий есть степени сравнения; других частных грамматических значений у наречий нет. Таким образом, наречия характеризуются отсутствием набора тех частных грамматических значений, которые есть у глагола, прилагательного и существительного.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. В отличие от всех других частей речи, существительное обозначает не признаки. Только существительное может употребляться для называния предметов, т.е. того, что обладает признаками: стол, Африка, учитель, студенчество, ветер, эпоха, совесть, прыжок, белизна (Какая белизна кругом!) и т.д.
Каждой части речи свойственна своя синтаксическая характеристика, вытекающая из противопоставлений (строго морфологических), которые описаны выше.
Существительное выступает в роли подлежащего и дополнения, другие части речи могут исполнять эти функции только превращаясь в существительные, т.е. приобретая признаки несогласованного рода – числа – падежа. Глаголы формируют в предложении сказуемое; прилагательные – определения; наречия – обстоятельства. Выступать в роли обстоятельства – значит быть пояснительным словом при глаголе или прилагательном; эта функция, как очевидно из сказанного, определяется значением наречия как несамостоятельного, совместного признака, т.е. «признака признака».
Источник здесь
Союзы и знаки препинания. Тест-презентация
Здесь размещён файл с тестом в форме интерактивной презентации по теме "Союзы и знаки препинания" для 6 класса по учебнику под ред. М.В. Панова. Презентацию сделал ученик 8 класса МОУ "СОШ № 49" города Астрахани Максим Калинин. Пройдитесь по ссылке, откройте прикреплённый файл, сохраните его на своём компьютере, ответьте на вопросы теста -- и получите отметку. Тестирование надо проходить в режиме Показ слайдов. Желаю удачи!
22 января 2011
УТОМЛЁННЫЕ ГРАМОТОЙ

Куда идёт русский язык? Насколько опасно для него вторжение иностранных и просто странных слов? К чему приведёт «языковая свобода»? Об этом и многом другом – в интервью «ЛГ» доктора филологических наук, директора Института лингвистики РГГУ Максима КРОНГАУЗА.
– В вашей книге «Русский язык на грани нервного срыва» есть такие слова: «Глупо говорить о его (языке. – В.Б.) засорённости, глупо вообще пенять на язык, коли жизнь у нас такая. И надо быть терпимее и помнить, что слова суть отражения». Неужели не надо возмущаться тем, что происходит?
– Может быть, и надо, но так специалисты – лингвисты, филологи – рискуют оказаться в изоляции. Они могут поучать, рассказывать, как сделать язык чистым, красивым, но вряд ли от этого ситуация изменится. Единственная приемлемая, во всяком случае для меня, позиция состоит во взаимодействии с обществом и наблюдении за состоянием языка.
Идёт совершенно естественный процесс, ставший следствием огромных внешних изменений – политических, экономических, технологических. Язык становится иным, чтобы обслуживать наши потребности. Это можно обсуждать, об этом можно спорить, но ужасаться и возмущаться, на мой взгляд, неконструктивно.
– Были ли в нашей истории периоды, когда русский язык резко менялся?
– Были. И всякий раз это становилось следствием серьёзных перемен.
Большое количество заимствований появилось в Петровскую эпоху, во время технологического прогресса, всплеска интереса к загранице: баталия, виктория, фортеция, политес, ассамблея. В послереволюционное время, когда возник новый политический строй и изменился весь уклад жизни, возникли слова: ликбез, совдурак, соглашательство, нацмен, женкор.
Мы видим сходство с теми историческими периодами, но в нашем времени есть и своя уникальность. На нынешнее состояние языка огромное влияние оказал Интернет – ничего похожего раньше не было.
– А всем ли «пришельцам» уютно в русском языке?
– Борьба с заимствованиями идёт внутри самого языка. Чужое слово либо исчезает, либо осваивается и перестаёт восприниматься как иностранное. Можно привести массу примеров, когда оно обрусело. Различных заимствований в русском языке огромное количество, и ничего страшного в этом нет.Русский язык тоже активно использует свои ресурсы на освоение новых слов, на их «одомашнивание».
– В конце сороковых – начале пятидесятых годов, когда шла «борьба с низкопоклонством перед Западом», русский язык «чистили» от иностранных слов. «Голкипер» заменили «вратарём», «норд» – «севером», «шофёр» – «водителем». Это помогло языку?
– Пока действовал запрет на иностранные слова, использовались только русские. Но как только позволили выбирать, они стали конкурировать между собой. Такой же «спор» шёл и между другими словами.Приведу пример иного рода. В XIX веке министр просвещения России славянофил Александр Семёнович Шишков в противовес иностранным предложил использовать русские слова – например, мокроступы вместо галош, трупоразъятие вместо анатомии, шарокат вместо бильярда. Но насильственное внедрение не имело успеха.
Много и часто использовал в своих произведениях новые слова Александр Исаевич Солженицын. Но в русский язык – об этом можно сожалеть или признать справедливым – они не вошли. Также можно спорить о том, какие слова лучше – русские или заимствованные.
– Что вы скажете о словах-паразитах? Обо всех этих «как бы», «конкретно», «в натуре»…
– Конечно, в больших количествах они режут слух, мешают коммуникации. Но их дозированное использование, по-моему, допустимо – они заполняют паузу, дают человеку подумать, что сказать дальше.
– Ваша идея создать музей вышедших из употребления слов наверняка нашла отклик…
– Нужна коллективная память, когда люди будут вспоминать старые, дорогие сердцу слова, связанные, может быть, с памятными событиями в жизни, и «сдавать» их в музей. Как осуществить такую идею? Парадоксально, но для сохранения традиций нужно использовать новые технологии. Эта идея, скорее всего, будет реализована в Интернете.
– Нынешняя молодёжь, мягко говоря, «не отягощена» грамотностью. Не оттого ли, что мало читает?
– Утверждать, сколько они читают, я не могу. Сегодня читают иначе и другое. Книжки менее популярны, информацию молодые люди в основном черпают из компьютера.
При общении со своими студентами я поражаюсь несовпадению наших с ними базовых знаний. Более того, сейчас вообще нет общепризнанного обязательного канона. Раньше были произведения, которые читали все – например, «Мастер и Маргарита»… Люди «перекликались» цитатами – из Ильфа и Петрова, Окуджавы, братьев Стругацких, Трифонова. Сейчас это невозможно – мы потеряли общее поле, на котором существовали.
Почти не осталось точек соприкосновения не только между представителями разных поколений, но и между сверстниками. Нельзя сказать, что все молодые знают одни и те же тексты.
– Каким вам видится русский язык будущего? Чем сердце лингвиста успокоится?
– Прогнозы – дело неблагодарное. Но в сегодняшнем обществе заметна тяга к консерватизму, в том числе языковому. Общество в штыки принимает различные изменения в словарях, вплоть до включения туда новых слов. Так, недавно всерьёз обсуждалось, нужно ли включать в словарь слова гламур и блог, хотя они не просто вошли в русский язык, но и употребляются чаще, чем многие исконно русские слова. Однако консерватизм – всего лишь одна из существующих тенденций.
Язык, как показала история, подвержен внешним влияниям. И если в политической и социальной жизни, а также в области технологий нас ждут перемены, это снова отразится на языке.
Беседу вёл Валерий БУРТ
Источник здесь
21 января 2011
Стало А вместо О. В каком из слов?
Задача из "Русского медвежонка" для 10-11 классов.
В каком из следующих слов в ходе истории русского языка произошло орфографическое изменение -- замена безударного о на а?
(А) народ; (Б) староватый; (В) прародитель; (Г) пароход; (Д) паром.
В каком из следующих слов в ходе истории русского языка произошло орфографическое изменение -- замена безударного о на а?
(А) народ; (Б) староватый; (В) прародитель; (Г) пароход; (Д) паром.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)