воскресенье, 10 января 2016 г.

Новая рубрика "Классный час". Как жить в мире с родителями

Завожу новую рубрику "Классный час". С целью собрать в одном месте (и чтобы всегда материал был под рукой) сценарии, факты и другую информацию для воспитательной работы в классе. Здесь материал для тренинга "Как избежать конфликтов с родителями"

Снытко Г.М.
педагог-психолог гимназии 1538 СЗАО г. Москва

Как жить в мире с родителями
Цель: научить подростков общаться не только друг и другом, но и с роди телями; способствовать формированию адекватной самооценки школьников; развивать умение анализировать свое поведение, отвечать за свои поступки развивать у подростков чувство взрослости, личностной значимости.
Занятие 1. Знакомство. Мы все разные     _____________________
Цель: познакомить школьников друг с другом и с правилами поведения на занятиях, составить общую картину взаимоотношений подростков с родителями.
I.    РАЗОГРЕВ
Упражнение - энергизатор « Я работаю сегодня так ...».
Инструкция. Покажите ладошками свою готовность работать сегодня в руппе: обе ладони к ведущему - готов работать; обе к себе - пока не трогайте , я присматриваюсь; первые 10 минут меня не тревожить - одна ладонь в круг другая к себе.
Ведущий приветствует своими ладонями участников группы.
Обсуждение правил работы на тренинге в группе (прием правил, голо сование индивидуальное).
II.   ЗНАКОМСТВО
Упражнение «Имя».
Меня зовут... (На любую букву имени - качество, характеризующее меня). Упражнение «Здесь есть те, кто...»
Инструкция. Стульев на 1 меньше, чем участников. Ведущий в центре, oн произносит фразу: «Здесь есть те, кто... (например, умеет ладить с родителя ми!)» Те, кто это делает, встают и быстро меняются местами; тот, кто не успел, становится ведущим, придумывая свой конец предложения. Например:
·         иногда обижается на них;
·         дружит с ними;
·          вместе с ними ходит в поход;
·          вместе загорает летом;
·         считает, что родители заставляют делать то, что им хочется;
·          кто был с родителями в театре.
IIIЭТЮД
Упражнение «Незаконченное предложение».
Инструкция. Начала предложений написаны на листах, лежат на полу.
Придумать свой конец предложений:
     Мне хорошо, когда мои родители...
     Мне грустно, ...
     Я чувствую себя неуверенно с родителями, когда...
     Я горжусь собой, когдая с родителями…
■    Мне было трудно (легко) заканчивать предложение, потому что...  
Ведущий: Нас многое объединяет. Это показали предложения, которые
вы закончили. Но много у нас и разного. Мы будем говорить на наших занятиях об отношениях, которые складываются у вас с родителями.
Разрядка                                                                      
Упражнение «Люблю - не люблю».                                             
Инструкция. Представьте себе шкалу, где «+» - (люблю), «О» - (ней­трально отношусь), «-» - (не люблю). Вам нужно выбрать себе место на ней и встать туда.
■    ... быть вместе с родителями.
      ... ходить в цирк всей семьей.
            ■   ... встречать Новый год дома.
      ... чтобы долго меня кто-то из родителей уговаривал.
      ... чтобы напоминали об уроках.
■    ... ходили родители в школу интересоваться моими успехами.
        ■   ...
ждать родителей после родительского собрания.
      ... отмечать вместе день рождения и получать подарки.
IV. ЭКСПОЗИЦИЯ                                                            Упражнение «Закончи предложение».
      Когда я буду родителем, я не буду как мои родители...    
      Когда я буду родителем, я буду как мои родители...
Упражнение «Семейное древо».
    Время выполнения: 10 мин. Материалы: листы, ручки.
Инструкция. Нарисовать семейное древо, написав имена своих предков и членов семьи со стороны папы и мамы. В качестве образца представлен при­мерный рисунок.

По возможности ведущий раздает трафареты «древ». Дети показывают свои «древа», рассказывают о предках (до какого колена кто кого знает) и о своей сегодняшней семье.
VДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Взять листы с древом домой и попросить родителей помочь заполнить пустоты, насколько это возможно. Попросить их рассказать истории из времен детства.
Разрядка
Упражнение «Поменялись местами те, ...»
     в именах чьих родителей есть буква А;
     у кого папы Александры или Александровичи;
     у чьей мамы цвет глаз голубой;
     у кого есть братья или сестры;
     у кого дома есть животные;
     кто ходит за покупками для семьи;
     кто имеет по дому свои обязанности;
     кто любит помогать родителям на кухне.
VI. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Рефлексия. Закончи предложение.
     Когда я думаю о своей семье, я ...
     Папе (маме) будет приятно услышать ...
     Сегодня на занятии мне было ...(вырази чувство).

Занятие 2. Моя семья
Рассказ о своих родителях. Психологический портрет семьи
Цель: составить психологический портрет семейных отношений подростков, участвующих в тренинге, помочь им взглянуть со стороны на взаимоотношения с родителями, способствовать осознанию себя как сына или дочери своих родителей.
I.   РАЗОГРЕВ
Упражнение-знергизатор «Яработаю сегодня так ...». Дети показывают ладонями готовность работать. Упражнение «Поздоровайтесь!» Ьходимо поздороваться:
а) взглядом, кивком головы;
б) плечами;
в) спиной.
IIПРОЛОГ
Упражнение «Закончи предложение».
     Моя семья по сравнению с семьями моих сверстников ...
     То, что мне действительно нравится в моей семье ...
     Я думаю, что семья моих родителей по сравнению с семьями их
сверстников ...
     Я думаю, что труднее всего в нашей семье живется ...
     Легче всего в нашей семье живется ...
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ «СЕМЕЙНОЕ ДРЕВО»
■    Что вы узнали о вашем роде у родителей и как дополнили «семей-
     Меня в этой работе больше всего поразило то, ...
     Было неожиданностью для меня ...
     После выполнения этой работы я почувствовал ...
IV. ЭТЮД «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
МОИХ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСТВЕ»
Рассказать о родителях, какими они были в детстве, их хобби, клички, где жили, какую-нибудь забавную историю из их детства (можно об одном из них).
V. ЭКСПЛИКАЦИЯ
{Экспликация - от латинского explicatio - истолкование, объяснение).
1.   Рассказ старого кресла о нашей семье.
Представьте, что в вашем доме есть старая-старая вещь, которая многое знает о вашей семье, каждом ее члене, и что она умеет говорить. Сейчас эта вещь расскажет то, что она сочтет нужным, интересным о ва­шей семье. Например, это может быть кресло, старое, но очень любимое кресло вашей семьи. Итак ...
Какие чувства вы испытали, слушая рассказы членов нашей группы?
Разрядка
Упражнение «Группы».
Инструкция: В зале, где мы занимаемся, четыре угла. Вам предстоит вы­брать свой угол, объединившись в группы с теми, у кого подобная вашей точка зрения.
1     угол - для тех, кто считает, что у них хорошие отношения с родителями.
2     угол - для тех, у кого нормальные отношения.
3     угол - для тех, кто желает, чтобы они были лучше.
4     угол - для тех, кто затрудняется определиться.
Получилось четыре команды.
2.   Скульптура «Семья».
Сейчас каждая команда должна изобразить скульптурный портрет семы исходя из тех отношений, которые складываются у вас в команде. Какие чувства вы испытали, создавая скульптуру?
VI. КОРРЕКЦИЯ. РИСУНКИ «Я В ГЛАЗАХ...»
Метафорически, образно изобрази себя, как тебе кажется, каким тебя видят твои друзья, твои родители. Можно написать словами (по кругу, по желанию дети показывают свои работы и рассказывают, что представили).
Рефлексия
     Сегодня на занятии мне было ...
     Сегодня я понял (узнал)...
VII.         ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Принести фотографии семьи (те, которые нравятся) и подготовить г. сказ о счастливом моменте, изображенном на фото. Можно принести какую-то вещь, связанную с этим моментом.
Занятие 3. Моя семья (продолжение)_____________________
Цель: помочь осознать ценности своей семьи, оценить себя и родит по шкале качеств. I.   РАЗРЯДКА
1.    Упражнение - энергизатор «Мы сегодня работаем так ...»
2.    Упражнение «Слепой паровозик»
Все участники собираются по три-четыре человека. Эта мини-группа встает друг за другом паровозиком, положив руки на плечи или взявшись за та­лию. Первому завязывают глаза. Он должен провести свой паровозик, никого не потеряв, не задев других участников, не задев препятствия, находящиеся в помещении (столы, стулья и т.д.). О направлении движения ему сообщает вто­рой участник только нажатием рук, предварительно договорившись, как обозна­чить движение вперед, остановку, повороты.
 Рефлексия
При выполнении упражнения я испытывал чувства ...
II.   ПРОЛОГ
Упражнение «Ассоциация». Расскажи о своих родителях языком ассоциа­ции. «Моя мама (мой папа) похожа на цветок ..., цвет ..., время года ...» и т.п.
IIIЭТЮД «ЦЕННОСТИ МОЕЙ СЕМЬИ»
Что любят и ценят в моей семье. Можно говорить о предметах обихода, вещах, досуге, кулинарных блюдах и т.д.
IV. ЭКСПЛИКАЦИЯ. РАССКАЗ О ФОТОГРАФИИ

Рассказать о счастливом моменте, запечатленном на фотоснимке, кото­рый ребенок принес из дома: кто изображен, какое это событие, где происходи­ло. Фото показывается всем. Можно показать вещь, связанную с описываемым событием.

     Рассказывая, я испытывал чувство ...
     Слушая, я испытывал чувства ...
Разрядка. Упражнение «Поменялись местами все те, кто ...» (предло­жения строить на примере рассказов по фото).
VКОРРЕКЦИЯ
«Я думаю, что я ...»
Перед детьми плакат, где перечислены 25 качеств человека.





1
Добрый
2
Веселый
3
Вежливый
4
Послушный
5
Озорной
6
Вспыльчивый
7
Воспитанный
8
Тактичный
9
Резкий
10
Понимающий
11
Непримиримый
12
Злой
13
Аккуратный



14
Собранный
15
Рассеянный
16
Необязательный
17
Настойчивый
18
Настырный
19
Задиристый
20
Скрытный
21
Агрессивный
22
Упрямый
23
Мягкий
24
Нежный
25
Правдивый



1)   Оцените себя по баллам от 0 до 5 по каждому из перечисленных ка­честв и поставьте соответствующий балл у каждого качества.
2)   Глядя на фото, вспомните кого-то из родителей и попробуйте оценить
его по тому же списку качеств, представив при этом, что это ваш ро­весник. Проставьте оценки рядом со своими баллами второй колонкой.
3)   Представьте, что у вас есть возможность провести диалог с вашими
родителями
так, как будто они ваши сверстники, ваши друзья. Попро­буйте оценить себя их глазами и проставьте баллы в третью колонку.
По кругу можно обменяться мнениями, чувствами.

VI.    РЕФЛЕКСИЯ
     Я думаю, что сегодня я ...
     Моя мама (папа) также как и я ...
     Сегодня мне было ...
Разрядка

1)   Подарок. Подарить друг другу словесный подарок.
2)   На прощание сказать друг другу слова благодарности.
■    Я благодарю тебя за ...
VII.   ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Вспомнить свой самый лучший день рождения и рассказать о нем.
Занятие 4. Я и мои родители
_____ Мои проблемы взаимопонимания и взаимоотношения с ними
Цель: способствовать осознанию проблем взаимопонимания подростков и родителей, формировать умение понять родителей и принять их требования, осознавая то ценное, что уже дали родители им, детям.
I.   РАЗМИНКА
1.    Упражнение - энергизатор «Мы сегодня работаем так...»
2.    Упражнение «Голова и хвост дракона».
Все встают друг за другом. Ведущий (голова дракона) должен двигаться так, чтобы схватить последнего и замкнуть круг.

II. пролог
Упражнение «Незаконченное предложение».
     Семья - это ... (назовите предмет, с которым у вас ассоциируется
это
слово).
     Не будь родителей, я бы ...
■    Я люблю, когда мои родители ...
III. ЭТЮД
1.   Рассказ о любимом дне рождения (по желанию).
     Любимые подарки, которые я получил на дни рождения в семье.
     Любимое (фирменное) кулинарное блюдо семьи на день рождения.
2.   «Особые дары».
Дар, полученный от родителей.


В детстве
В начальной школе
После начальной школы
Сейчас
Дар родителей




Счастливее всего я чувствую себя, когда ... (Можно поставить стул, пред­ставив на его месте кого-то, кому хочешь выразить запоздалую благодарность).
Разрядка
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто...» (На примерах описаний дней рождений).
IV. ЭКСПЛИКАЦИЯ
1) Мои проблемы (время 5-7мин.)                                                     
Не всегда все в семье бывает гладко. Есть и проблемы.

На листочках бумаги запишите проблемы, которые возникают у вас во взаимоотношениях с родителями (можно без подписи). На тренинге мы не­которые из них рассмотрим.
2) «Копилка» проблем
Ведущий собирает листки и просматривает, наиболее типичные отбирает для работы.
Разрядка
Упражнение «Ты меня любишь, милый? - Да, только не могу улыбнуться».
Все встают в два круга, один внутри другого. Внешний круг говорит пер­вую фразу, внутренний отвечает, потом меняются местами.
V.   КОРРЕКЦИЯ
1)   «Общее у наших мам». В течение 7-ми минут по группам в 3-4 чело­века обсудить и найти как можно больше общих черт у ваших мам. Задача -
набрать характеристик больше, чем у других групп.
     У всех наших мам есть ...
     Все наши мамы ... и т.д.
2)   «Только у моей мамы ...»
Каждый пишет на листочке то, что присуще только его маме. По очереди зачитывают по одному определению. Побеждает тот, кто напишет больше оп­ределений.
VI.  РЕФЛЕКСИЯ
     Какое чувство вы испытывали, выполняя задания?
     Только моя мама по отношению ко мне ...
     Общее у наших мам по отношению к нам ...
     По отношению к родителям я испытываю ...
Занятие 5. Я и они (мои родители) Решение типичных сложных ситуаций
Цель: дать возможность подросткам осознать особенность своей и роди­тельской любви, способствовать изменению стереотипов во взаимоотношениях ) родителями.
I.    РАЗМИНКА
1.    Упражнение - энергизатор «Я работаю сегодня так ...»
2.    Упражнение «Выбрасывание пальцев».
II.   ПРОЛОГ
Упражнение «Закончи предложение».
     Я чувствую себя хорошо, когда мои родители ...
     Я чувствую себя глупо, когда ...
     Я чувствую себя неуверенно, когда ...
     Я горжусь собой, когда я с родителями ...
Разрядка.
Упражнение «Атомы - молекулы»
Все участники свободно передвигаются (или танцуют). Когда ведущий го­рит «Молекулы», и называет любое число, не большее чем количество участников, все объединяются в группы. Например, «молекула - 5». Все объединяются по 5 человек и замирают. Когда ведущий говорит «Атомы», начинается свободное движение.
IIIЭТЮД
1.   «Объясни инопланетянам, что такое любовь родителей к с
Представьте, что вы перенеслись во времени на 25-30 лет вперед. Вы - родители (ваша микрогруппа), у вас есть дети вашего теперешнего возраста Прилетает НЛО. Инопланетянам нужно объяснить, что значит любовь родите лей к детям. Придумайте и запишите как можно больше способов выражения любви родителей к детям. Время выполнения - 5-7 мин.
(По кругу, не повторяясь, говорят о выражении любви).
2.   Смена ролей: «Любовь детей к родителям».
Вы от своего имени напишите, что значит любить родителей. Время выполнения задания 5-7 мин.
(По кругу зачитывают записи). Рефлексия
     Когда я буду родителем, я ...
     Я испытал чувства ...
     Я понял (а)...
Разминка
Упражнение «Слепой и поводырь».
Все распределяются по парам. Один в паре - слепой (закрывает или за­вязывает глаза). Второй - поводырь. Он должен вести своего «слепого», только словами направляя движение: «Влево. Вправо. Прямо...». Или: поводырь ведёт молча, указывая движение лёгким прикосновением, но так, чтобы «слепой» чувствовал себя спокойно, уверенно. Затем роли в парах меняются.
IV.     ЭКСПЛИКАЦИЯ. «ИДЕАЛЬНЫЙ РОДИТЕЛЬ И ИДЕАЛЬНЫЙ РЕ-
БЕНОК»
Составить коллективный портрет идеального родителя и идеального ре­бенка (на доске, плакате). Обсуждение.
 Рефлексия
■    Что я делаю (имею) из того, что есть в идеальном ребенке?
V.      КОРРЕКЦИЯ. «ТЕЛЕГРАММА»
Напишите сами себе телеграмму в будущее, которое вы вообразили, и по­шлите ее себе, идеальному родителю и вашему идеально воспитанному ребенку.
Разрядка
Упражнение «Телетайп».
Все участники стоят в кругу, взявшись за руки. Ведущий - в центре круга. Один из участников говорит: «Передаю телеграмму ... (называет имя любого участника)» и незаметным нажатием рук вправо или влево «передаёт теле­грамму». Тот, кто получил пожатие, передает его следующему и так до тех пор, пока пожатие-«телеграмму» не получит адресат, который сообщает, что «теле­грамму получил». И теперь он сам передает «телеграмму». Ведущий должен заметить пожатие и перехватить «телеграмму». Тот игрок, которого поймали при нажатии, становится ведущим.
VI.     РЕФЛЕКСИЯ
     Выполняя задание, я испытал чувства ...
     Чтобы меня понимали родители, я ...
VII.    РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ
1. Подарок другу.
■    Я хочу подарить тебе ... (качество, необходимое в общении с роди­телями).
2. Благодарю тебя за ...
 VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Можно принести фото родителей и подумать, что доброго можно сказать о них в кругу.

Занятие 6. Я и они (продолжение)

Цель: способствовать осознанию ответственности в семье.

I.    РАЗМИНКА
1.    Упражнение - энергизатор «Я работаю сегодня так ...»
2.    Упражнение «Найди пару и двигайся одинаково».
На счет «раз» каждый из вас должен найти пару (стоя на месте и не разго­варивая). На счет «два» вы начинаете двигаться, повторяя движения выбранного напарника. На счет «раз» все останавливаются и ищут новую пару, и т.д.

II.   ПРОЛОГ. «ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ» (Домашнее задание)
Презентация родителей. Ставят стул, на нем фото родителей (можно какую-нибудь вещь), и говорят о родителях приятные вещи.

Рефлексия
■   Во время упражнения я испытал чувства ...
Разминка

Упражнение «Разгоняем паровозик» (по кругу хлопают в ладоши, посте­пенно ускоряя хлопки).
III. ЭТЮД «ПИРОГ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»
Материалы - бумага, ручка.
Нарисуйте пирог и отметьте тот кусок (долю) ответственности за себя и за все в себе, какую вы берете на себя в вашей жизни.
Обсуждение по кругу.
IV. ЭКСПЛИКАЦИЯ. «ДЕНЬГИ»
1) На листе бумаги в двух колонках запишите следующее:


За что несут ответственность в жизни мои родители
За что несу ответственность в своей жизни я сам
1.
2. 3.


2)    Разложить монеты в кучки, соответственно своей оценке ответствен­ности родителей и своей.
3)    Подумайте, какую долю ответственности от родителей вы могли бы
взять на себя?
4)          А какую долю могли бы передать родителям вы?
Пересмотрите денежное выражение ответственности.
Родительские деньги собираются на покупку открытки для поздравле­ния родителей.
V. КОРРЕКЦИЯ. «ПИРОГ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»
Нарисуйте новый пирог и отметьте сейчас долю своей ответственности е жизни.
Рефлексия
Что изменилось? Почему?
Разрядка
Упражнение «Барьер».
Все встают в круг, держась за руки. Один стоит в центре, ему надо угово­рить кого-нибудь выпустить его из круга. Кто пропускает, тот становиться в круг,
VI.  РЕФЛЕКСИЯ
     Мне бывает нелегко понять старших, потому что ...
     Родителям трудно понимать меня, когда ...
     Чтобы меня понимали родители, я ...
     Сегодня я ...
VII. РИТУАЛ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
1.   Упражнение на поддержку (с мячом).
Кидая мяч друг другу, называть достоинства и хорошие качества человека.
2.   Благодарю за ...
VIII.   ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Продумать сложные ситуации во взаимоотношениях с родителями.




Занятие 7. Я и они
Цель: через ролевые игры отработать негативные моменты взаимоотно­шений родителей и подростков, продолжить формирование приемлемых сте­реотипов поведения в семье.
I.    РАЗМИНКА
1.        Упражнение - энергизатор «Я сегодня готов работать так...»
2.        Упражнение «Заяц и охотник».
Ведущий-волк должен поймать зайца. Все участники -зайчики в домиках, то есть стоят в кругах (начерчены не далеко друг от друга на земле или мелом на полу). Но домиков на один меньше. Зайчик без домика должен попроситься к кому-нибудь: «Пусти меня». Или кто-то сам должен пригласить: «Иди ко мне». При этом хозяин из своего домика выпрыгивает. Тот, кого поймали, становится ведущим.
II.   ПРОЛОГ
Закончи предложение:
     Если бы я был на месте мамы (папы), я ...
     Моя семья будет отличаться от семьи родителей ...
     Я буду ... мамой (папой). (Назвать качества).
Ш. ЭТЮД «ПЕСТРЫЕ ЗОНТИКИ»
Вспомнить событие из жизни, где присутствуют родители, и рассказать его нам, выбрав какой-нибудь зонтик в зависимости от чувства, каким было ок­рашено это событие.
     Черный зонтик - печальные воспоминания.
     Красный - тревожные.
     Пестрый - яркие, радостные.
Если затрудняетесь определить чувство, то берите белый зонт.
Рефлексия
■    Выполняя это упражнение, я испытал...
IV. ЭКСПЛИКАЦИЯ. РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ. «АУКЦИОН»
Вы называете проблему, связанную с вашими отношениями с родите­лями, а мы помогаем найти как можно больше способов, помогающих решить эту проблему.
1)    Сначала мы выслушиваем ситуацию.
2)    Каждый имеет право задать один вопрос.
3)    Каждый имеет право в адрес заявителя проблемы высказать свое
мнение (1 раз).
Вопрос: «Почему наши родители ведут себя так, а не иначе?»
V.   КОРРЕКЦИЯ. РОЛЕВАЯ ИГРА «УБЕДИ ПРЕДКОВ»
1.      По вопросам, интересующим большинство, проводится игра. Тема
выбирается
в группе путем голосования:
1)    Почему надо ходить на дискотеки?
2)    Почему не рано дружить с мальчиками?
3)    Почему я хочу выбрать именно эту профессию (ВУЗ, училище,
колледж)?
4)    Почему я могу курить?
Участники делятся на две команды: 1 - родители; 2 - подростки. Цель игры: набрать как можно больше аргументов для защиты своей точки зрения.
Обсуждаются аргументы по одному от каждой команды по цепочке, не вдаваясь в дискуссию. Споров быть не должно!!!
2.      Смена ролей и разыгрывание второй ситуации.
VI.  РЕФЛЕКСИЯ
     Сегодня на занятии мне было ...
     Если бы я был на месте родителей ...
     Не будь родителей, я ...
     Моя жизнь была бы счастливее, если бы я ...
VII. РИТУАЛ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
1.   Упражнение «Восковая палочка».
Все распределяются по парам. Один - скульптор, художник. Другой - мяг­кий воск. Художник «лепит» фигуру из воска, придумывает ей название, пред­ставляет. Затем участники меняются ролями.
2.     «Спасибо тебе за ...»
3.     «Мне бы хотелось тебе подарить ...» (называют качества, не­
обходимые
для общения в семье).
Занятие 8. Я с ними (родителями). Они со мной
Цель: помочь подросткам осознать себя как личность в семье и обществе.
 I.   РАЗМИНКА
1.        Упражнение - энергизатор «Я сегодня работаю так...»
2.        Упражнение «Путаница».
Выбирается ведущий, он уходит из помещения или отворачивается, так, чтобы не видеть происходящее. Все участники, встав в круг и взявшись за руки, должны произвольно «запутаться», т.е. не размыкая рук, перешагивая через сплетения рук, переворачиваясь, переплестись между собой. Ведущий должен суметь распутать, так же не разрывая руки участников.
II.   ПРОЛОГ
     Семья это... (передавая по кругу желудь, закончить предложение). В
течение одной минуты высказаться должно как можно большее число
участников
.
     Родители - это люди, которые ... (за две минуты успеть высказать­ся всем).
IIIЭТЮД «ЛИНИЯ ЖИЗНИ»
На листе бумаги начертить линию жизни от рождения до сегодняшнего дня. Отметить на ней те годы, в которые происходили основные события вашей жизни, и семья в них принимала участие.
Рефлексия
■    Что вы отметили (по желанию).
IVРАЗМИНКА. ШКАЛА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ»
Встаньте на следующие даты те, у кого они отмечены:
     Рождение;
     Детский сад;
     В первый класс;
     В начальной школе;
     Переход в 5 класс;
     День рождения.
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто ...» Упражнение проводится по результатам шкалы «Линия жизни».
V.   РЕФЛЕКСИЯ
     Сегодня я ...
     Моя жизнь стала бы счастливее, если бы я ...
     Мне на занятии ...
VI.  РИТУАЛ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
1)    Упражнение на поддержку. Записки с любовью.
2)    Я благодарен тебе за то ... (по кругу устно).
Занятия 9-10. Я решаю проблемы
Цель: через ролевые игры способствовать адекватному осознанию проблем взаимоотношений в семье, формировать корректное поведение подростка,
I.    РАЗМИНКА
1.    Упражнение-энергизатор «Я готов работать так ...»
2.    Упражнение «Построиться по ... (цвету волос, любви к шоколаду, желанию решать проблемы с родителями и т.п.)».
II.   ПРОЛОГ
Упражнение «Изобрази состояние».
Материалы: карточки с написанными на них обозначениями эмоциональных состояний.
Детям раздаются карточки. Каждый изображает состояние, обозначенное на карточке, а другие должны назвать это состояние (печаль, гнев, страх, радость и т.п.
IIIЭТЮД «КТО ТАКОЙ Я? КТО ТАКИЕ МОИ РОДИТЕЛИ?»
Материалы: листы, ручки.
Каждый ребенок пишет по 10 ответов на вопросы темы этюда. Рефлексия
■    Мне было легко писать ответы ...
■    Мне было сложно ...
IVЭКСПЛИКАЦИЯ
Упражнение «Пустой стул».
Ребенок ведет виртуальный диалог по поводу какой-то проблемы с кем-то из родителей, сидя на одном из двух стульев. Он высказывает свое отношение к этой проблеме (или случаю, ситуации), а потом пересаживается на стул роди­телей и уже от их имени отвечает на возникшие вопросы.
Рефлексия
■    Мои впечатления от упражнения.
V.   КОРРЕКЦИЯ.   РАЗЫГРЫВАНИЕ   СИТУАЦИЙ,   ПРЕДЛОЖЕННЫХ
ДЕТЬМИ (ТЕХНИКА ОБМЕНА РОЛЯМИ)
1 ситуация - на вечеринке у подруги, которая живет в квартире одна, без
мамы;
2  ситуация - класс отправляется в поход без взрослых;
3  ситуация - ты куришь, родители против этого;
4  ситуация - родителям не нравятся твои друзья.
VI.     ТРЕНИНГ ЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Упражнение «Мозговой штурм». Совместное нахождение и проигрыва­ние вариантов желательного поведения в вышеназванных ситуациях.
Упражнение «пустой стул».
Обсудив и проанализировав проблему, сказать слова благодарности ро­дителям: «Мама (папа), я тебе благодарна и признательна ...»
Разрядка
Упражнение «Небо - земля (пол - потолок)»
Ведущий говорит по очереди «пол», «потолок». Участники при слове «пол» должны встать на полу, при слове «потолок» - подпрыгнуть или влезть куда-либо (на стул, на скамью). Тот, кто не успел, становится ведущим.
VII.    УПРАЖНЕНИЕ НА ПОДДЕРЖКУ
1Футболка с надписью на спине.
Написать себе девиз, которым бы ты руководствовался в общении с ро­дителями.
2.  Ладошка.
Листок свернуть как открытку, обвести на нем свою руку и написать доб­рое слово (качество) о себе. Другие участники тренинга по кругу должны допол­нить. В центре ладони - имя ребенка.
VIII.   РИТУАЛ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
«Я благодарен ... (имя кого-то из участников тренинга) за ...» (по кругу высказывается вся группа).
Занятия 11-12. «Я моделирую свое поведение»
Цель: через ролевые игры способствовать адекватному осознанию проблем взаимоотношений в семье, формировать корректное поведение подростка.
I.   РАЗМИНКА Упражнение энергизатор «Я готов работать так ...».
Упражнение «Салки обнималки».
Ведущий (салка) должен за ограниченное время осалить, т.е. обнять, как можно большее количество участников. Каждый участник должен побывать ве­дущим.
Упражнение «Два круга комплиментов».
Все участники встают в два круга, лицом друг к другу. По команде ведущего внешний круг начинает движение, например, вправо. Во время короткой остановки те, кто во внешнем круге должны сказать комплимент участи внутреннего круга. Затем круги меняются местами.
II.   ПРОЛОГ
     На этой неделе в общении с родителями я был ...
     По отношению ко мне родители стали ...
     Я по отношению к родителям стал ...
IIIЭТЮД «СКУЛЬПТУРА»
Дети делятся на группы. Каждая группа изображает одну из ситуаций.
1.     Моя мама, когда я прихожу поздно.
2.     Семья на кухне.
3.     Семья в воскресный день.
Рефлексия
■    Когда мы делали скульптуру ...
IVКОРРЕКЦИЯ. ОТРАБОТКА НАВЫКОВ ПРИЕМЛЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ!
Разыгрывание вариантов желательного поведения в разных ситуациях.
Разрядка
Упражнение «Хлопки в догонялки».
Дети друг другу адресуют легкие хлопки в убыстряющемся темпе.
V.   РЕФЛЕКСИЯ
     Сегодня на занятии мне было ...
     Мое открытие ...
VI.  РИТУАЛ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
1.    Упражнение на поддержку « Трон»
Кто-то из детей садится на стул-трон перед всеми. Все участники тренинга говорят о нем что-то хорошее.
2.    Упражнение «Записки "Экстрасенс"».
Каждый из шляпы вытаскивает записку и именем кого-то из участников. На ней надо написать, что чувствовал этот человек в течение занятия.
3.    Упражнение «Спасибо за...» (по кругу).
Занятие 13. «Спасибо, семь я!»
Цель: помочь подростку выразить благодарность родителям и любовь к ним, закрепить навыки благодарного поведения в семье. Разминка
1.     Упражнение-энергизатор «Я готов работать так...»
2.     Упражнение «Волшебный листик».
Каждая пара держит лист бумаги лбами (спинами) и движется по команде ве­дущего то быстрее, то медленнее.
 I.   ПРОЛОГ
1.    Упражнение «Нарисуй символ слова "семья"».
Каждый ребенок получает по листу ватмана для изображения символа семьи. Рефлексия
■   Я нарисовал ..., потому что ...
2.    Упражнение «Ассоциации к слову "семья"».
■   Каким цветом окрашено слово «семья» для тебя?
     Какой музыке соответствует это слово?
     Какому времени года?
     Какой праздник вспоминается, когда произносят слово «семья»?
Ведущий все ответы записывает на плакате, а потом говорит о том, что
всем вместе удалось нарисовать книгу о семье, о понимании слова «семья».
II.   ЭТЮД «НАРИСУЙТЕ ПОРТРЕТ СВОЕЙ СЕМЬИ»
Материалы: восковые мелки, цветная пастель.
Выставка портретов. Желающие могут поделиться впечатлением, чувст­вами.
IIIЭКСПЛИКАЦИЯ. МЕДИТАЦИЯ
Ведущий произносит примерно такой текст: «Вы были маленькие, и они носили вас на руках, а сейчас они стареют, и нам надо носить их на руках. Я расскажу вам о маленьком ребенке, который рос, а мама пела ему песенку «Я люблю тебя несмотря ни на что» и старела. Прошло время. Однажды приехал сын и спел эту песню своей старенькой маме, а когда ее не стало, он стал сам отцом и пел ее своей дочери».
IV. КОРРЕКЦИЯ
Упражнение «Письмо родителям»
Наедине напишите письмо своим родителям. Вы его не отправите, оно останется у вас.
VРЕФЛЕКСИЯ
■   Сегодня на занятии я ...
VI. РИТУАЛ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
■   Спасибо за ... (по кругу друг другу).
Занятие 14. Завершающее занятие «Мы и наша семья».
Цель: составить общую итоговую картину взаимоотношений подростков с родителями, оказать поддержку подросткам, подчеркнув уникальность каждого, указав на те личностные изменения, которые произошли в течение занятий.
I.   РАЗМИНКА
1.    Упражнение-энергизатор «Я готов сегодня работать так...».
2.    Упражнение «Клубок».
Передавая клубок сказать теплые слова другому, потом, распутывая, по­благодарить за слова в свой адрес.
IIПРОЛОГ
■   На тренинге я научился ...
III. ЭТЮД «СБОР ЧЕМОДАНА»
Каждому участнику тренинга вся группа советует, что положить в свой «чемодан» общения с родителями, отмечая, что уже есть у хозяина, а что надо сформировать.
IV.   ЭКСПЛИКАЦИЯ «Мой портрет в семье в лучах солнца» (время 10-15мин).
■   Почему я в семье заслуживаю уважение?
Нарисуй солнце. В центре напиши свое имя или нарисуй свой портрет. Вдоль лучей напиши свои достоинства и все хорошее, что знаешь о себе, и за что тебя могут уважать в семье. Этих качеств должно быть много, чтобы было как можно больше лучей.
Выставка портретов. Обмен мнениями.
Разрядка
Упражнение «Пройдись по-другому».
V.   КОРРЕКЦИЯ
     Главное, что я бы хотел(а) изменить в себе по отношению к родителям ...
     Хочу сказать спасибо родителям за ...
VI.  РЕФЛЕКСИЯ
     Эти занятия мне дали ...
     Эти занятия меня научили ....
     Я себя чувствую ...
VII.  РИТУАЛ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
     Вечеринка (чаепитие).
     Спасибо за ...