"Господа Головлёвы": аргументы к сочинению
Проблема деградации человеческой личности. На страницах романа "Господа Головлёвы" (роман опубликован в 1880 году) писатель развернул трагическую историю семьи Головлёвых, историю деградации человеческой личности. Эгоистичные, жадные, злые, выворачивающие наизнанку самые добрые человеческие чувства -- такими представлены Головлёвы. Все пороки этой семьи воплощены в Порфирии Головлёве, по прозвищу Иудушка. Для него в жизни нет ничего, через что он не смог бы переступить.
«С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкою поцеловать ее в плечико, и иногда понаушничать». Арина Петровна по-своему выделяла Порфирия среди всех детей: «И невольно рука ее искала лучшего куска на блюде, чтоб передать его ласковому сыну...», «Как ни сильно говорила в ней уверенность, что Порфишка-подлец только хвостом лебезит, а глазами петлю накидывает...», «Несмотря на то, что один вид этого сына поднимал в ее сердце смутную тревогу чего-то загадочного, недоброго», она никак не могла определить, что же «источает» его взгляд: яд или сыновнюю почтительность? Порфирий среди остальных членов семьи выделяется прежде всего многословием, переросшим в пустословие, подлость характера.
Автор большое внимание уделяет нравственной стороне поступков героев. Стремление к обогащению – смысл жизни и Арины Петровны и Иудушки. И у матери и у сына перед этой страстью отступают даже родительские и сыновьи чувства. Но если у Арины Петровны существуют хоть какие-то нравственные ограничения, то у Иудушки их нет вообще. Его средства выживания – хитрость, умение опереться на закон, обряды. Не зря зовут его "кровопивушкой", "язвой смердящей".
Иудушка Головлев действует только "по закону", "по закону" он доводит до самоубийства своих детей, разоряет родственников. Как мать, так и сын беспощадны к своим детям. Настойчиво и методически, проводя ограбление родных, Иудушка доводит до гибели всю семью, и заканчивает жизнь в жутком одиночестве.
Проблема разрушения семьи. По форме роман представляет собой семейную хронику, в нем прослеживается жизнь семьи Головлевых в трех поколениях (родители - дети - внуки). Жанр семейной хроники позволил писателю проследить процесс оскудения и вырождения дворянства в России в XIX в. И он делает страшный вывод: «В течение нескольких поколений три характеристические черты проходили через историю этого семейства: праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой. Первые две приводили за собой пустословие, пустомыслие и пустоутробие, последний являлся как бы обязательным заключением общей жизненной неурядицы». И в этом выводе вынесен окончательный и бесповоротный приговор всему дворянскому классу.
Работая над "Господами Головлевыми", Салтыков поставил перед собой сложную задачу: художественно раскрыть внутренний механизм разрушения семьи.
Вот перед нами родоначальница и глава семейства Арина Петровна Головлева. Она властная и энергичная помещица, хозяйка и глава семейства, натура целеустремленная, сложная, богатая своими возможностями, но испорченная беспредельной властью над семьей и окружающими. Она единолично распоряжается имением, обездоливая крепостных, превратив мужа в приживальщика, калеча жизнь "постылым детям" и развращая "любимчиков".
С языка Арины Петровны не сходило слово "семья". Но это был лишь пустой звук. В хлопотах о семье она забывала о ней. У нее не было времени и желания думать о воспитании детей, о развитии их нравственности. Жажда накопительства извращала и убивала инстинкт материнства.
Все вместе — всевластие хозяйки и матери, атмосфера стяжательства, презрение к созидательному труду — нравственно разлагает души детей, формирует натуры приниженные, рабские, готовые на ложь, обман, подличанье и предательство.
Паразитический образ жизни, отсутствие привычки жить своим трудом, праздность, атмосфера накопительства (или, как мы сегодня говорим, — вещизма), лицемерие, ложь, вражда всех к каждому и каждого ко всем; непригодность к делу, лень, беспомощность ведут господ Головлевых к неизбежному вымиранию.
(По материалам учебника литературы для 10 класса Б.А. Ланина и сочинениям из Интернета).
Проблема деградации человеческой личности. На страницах романа "Господа Головлёвы" (роман опубликован в 1880 году) писатель развернул трагическую историю семьи Головлёвых, историю деградации человеческой личности. Эгоистичные, жадные, злые, выворачивающие наизнанку самые добрые человеческие чувства -- такими представлены Головлёвы. Все пороки этой семьи воплощены в Порфирии Головлёве, по прозвищу Иудушка. Для него в жизни нет ничего, через что он не смог бы переступить.
«С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкою поцеловать ее в плечико, и иногда понаушничать». Арина Петровна по-своему выделяла Порфирия среди всех детей: «И невольно рука ее искала лучшего куска на блюде, чтоб передать его ласковому сыну...», «Как ни сильно говорила в ней уверенность, что Порфишка-подлец только хвостом лебезит, а глазами петлю накидывает...», «Несмотря на то, что один вид этого сына поднимал в ее сердце смутную тревогу чего-то загадочного, недоброго», она никак не могла определить, что же «источает» его взгляд: яд или сыновнюю почтительность? Порфирий среди остальных членов семьи выделяется прежде всего многословием, переросшим в пустословие, подлость характера.
Автор большое внимание уделяет нравственной стороне поступков героев. Стремление к обогащению – смысл жизни и Арины Петровны и Иудушки. И у матери и у сына перед этой страстью отступают даже родительские и сыновьи чувства. Но если у Арины Петровны существуют хоть какие-то нравственные ограничения, то у Иудушки их нет вообще. Его средства выживания – хитрость, умение опереться на закон, обряды. Не зря зовут его "кровопивушкой", "язвой смердящей".
Иудушка Головлев действует только "по закону", "по закону" он доводит до самоубийства своих детей, разоряет родственников. Как мать, так и сын беспощадны к своим детям. Настойчиво и методически, проводя ограбление родных, Иудушка доводит до гибели всю семью, и заканчивает жизнь в жутком одиночестве.
«С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкою поцеловать ее в плечико, и иногда понаушничать». Арина Петровна по-своему выделяла Порфирия среди всех детей: «И невольно рука ее искала лучшего куска на блюде, чтоб передать его ласковому сыну...», «Как ни сильно говорила в ней уверенность, что Порфишка-подлец только хвостом лебезит, а глазами петлю накидывает...», «Несмотря на то, что один вид этого сына поднимал в ее сердце смутную тревогу чего-то загадочного, недоброго», она никак не могла определить, что же «источает» его взгляд: яд или сыновнюю почтительность? Порфирий среди остальных членов семьи выделяется прежде всего многословием, переросшим в пустословие, подлость характера.
Автор большое внимание уделяет нравственной стороне поступков героев. Стремление к обогащению – смысл жизни и Арины Петровны и Иудушки. И у матери и у сына перед этой страстью отступают даже родительские и сыновьи чувства. Но если у Арины Петровны существуют хоть какие-то нравственные ограничения, то у Иудушки их нет вообще. Его средства выживания – хитрость, умение опереться на закон, обряды. Не зря зовут его "кровопивушкой", "язвой смердящей".
Иудушка Головлев действует только "по закону", "по закону" он доводит до самоубийства своих детей, разоряет родственников. Как мать, так и сын беспощадны к своим детям. Настойчиво и методически, проводя ограбление родных, Иудушка доводит до гибели всю семью, и заканчивает жизнь в жутком одиночестве.
Проблема разрушения семьи. По форме роман представляет собой семейную хронику, в нем прослеживается жизнь семьи Головлевых в трех поколениях (родители - дети - внуки). Жанр семейной хроники позволил писателю проследить процесс оскудения и вырождения дворянства в России в XIX в. И он делает страшный вывод: «В течение нескольких поколений три характеристические черты проходили через историю этого семейства: праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой. Первые две приводили за собой пустословие, пустомыслие и пустоутробие, последний являлся как бы обязательным заключением общей жизненной неурядицы». И в этом выводе вынесен окончательный и бесповоротный приговор всему дворянскому классу.
Работая над "Господами Головлевыми", Салтыков поставил перед собой сложную задачу: художественно раскрыть внутренний механизм разрушения семьи.
Работая над "Господами Головлевыми", Салтыков поставил перед собой сложную задачу: художественно раскрыть внутренний механизм разрушения семьи.
Вот перед нами родоначальница и глава семейства Арина Петровна Головлева. Она властная и энергичная помещица, хозяйка и глава семейства, натура целеустремленная, сложная, богатая своими возможностями, но испорченная беспредельной властью над семьей и окружающими. Она единолично распоряжается имением, обездоливая крепостных, превратив мужа в приживальщика, калеча жизнь "постылым детям" и развращая "любимчиков".
С языка Арины Петровны не сходило слово "семья". Но это был лишь пустой звук. В хлопотах о семье она забывала о ней. У нее не было времени и желания думать о воспитании детей, о развитии их нравственности. Жажда накопительства извращала и убивала инстинкт материнства.
Все вместе — всевластие хозяйки и матери, атмосфера стяжательства, презрение к созидательному труду — нравственно разлагает души детей, формирует натуры приниженные, рабские, готовые на ложь, обман, подличанье и предательство.
С языка Арины Петровны не сходило слово "семья". Но это был лишь пустой звук. В хлопотах о семье она забывала о ней. У нее не было времени и желания думать о воспитании детей, о развитии их нравственности. Жажда накопительства извращала и убивала инстинкт материнства.
Все вместе — всевластие хозяйки и матери, атмосфера стяжательства, презрение к созидательному труду — нравственно разлагает души детей, формирует натуры приниженные, рабские, готовые на ложь, обман, подличанье и предательство.
Паразитический образ жизни, отсутствие привычки жить своим трудом, праздность, атмосфера накопительства (или, как мы сегодня говорим, — вещизма), лицемерие, ложь, вражда всех к каждому и каждого ко всем; непригодность к делу, лень, беспомощность ведут господ Головлевых к неизбежному вымиранию.
(По материалам учебника литературы для 10 класса Б.А. Ланина и сочинениям из Интернета).
(По материалам учебника литературы для 10 класса Б.А. Ланина и сочинениям из Интернета).
"Отцы и дети": материалы для аргументов в сочинении
Проблема спора поколений, конфликта отцов и детей. Со времени появления романа И.С. Тургенева любой конфликт поколений в России стали называть конфликтом отцов и детей. Роман о том времени, когда "обдумывались и решались судьбы будущих поколений, будущие судьбы всей России, становившиеся в зависимость от того или другого разрешения реформ. Эта заманчивая работа потянула к себе всех более даровитых людей и выдвинула массу молодых публицистов, литераторов, учёных". (Публицист Н.В. Шелгунов).
Образованная молодёжь, всегда иронически относившаяся к официальной народности и имперскому самолюбованию почувствовала себя обманутой. Он отрицала сложившиеся основы российской жизни, отрицала официальную демагогию, противопоставляя всему этому прогресс, науку, демократизм, философский материализм.
Вместе с горьким и униженным настоящим она отрицала всё то, чем восхищалась в прошлом: искусство, эстетику, религию...
"Отрицание прежнего" из моды стало лозунгом эпохи. Тургенев дал этому явлению название -- нигилизм. Нигилизм вошёл в русский язык вместе с первым нигилистом, главным героем романа "Отцы и дети" Евгением Базаровым.
Базаров проповедует материалистическое мировоззрение, отрицает мораль, дворянскую культуру, идеалистическую философию. искусство, религию. Главным оппонентом Базарова (представителя "детей") становится дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов (представитель"отцов"). Взгляды Базарова оказываются сильным шоком для поколения "отцов". Они не могут победить Базарова доказательной логикой, превосходством в знаниях. Однако они берут не умением, а числом: их много, а Базаров одинок.
По сути все Кирсановы -- "отцы", их целый клан, в борьбе с которым одиночка Базаров обречён. В людях из народа Базаров тоже не видит помощников. Мужик пока ещё слишком тёмен: его не понять, да и сам он себя не понимает. А Базаров для него -- ещё один барин, да ещё и с причудами: лягушек, например, режет...
Историческая обречённость Базарова, в которой был убеждён Тургенев, повлекла за собой неожиданную и нелепую гибель героя.
Проблема отцов и детей (в прямом значении этого выражения). Евгений Базаров не ценит любовь родителей. Матушка даже побаивается его серьёзности, а отец после разговоров с сыном испытывает свою несостоятельность, отсталость, ненужность. Базаров не стыдится того, что его дед землю пахал. Отец гордится достижениями сына. Они с матерью любят сына, однако душевного отклика не получают. Базаров борется со своими чувствами (таков его жизненный принцип -- поступать всегда рационально), отрицает всякую привязанность, любовь, главное для него -- "не рассыропиться".
Проблема испытания героя любовью. "Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни..."
Его неприличное ухаживание за Фенечкой закончилось дуэлью с Павлом Петровичем. Не могла заинтересовать Базарова и эмансипированная женщина Авдотья Кукшина. Зато Базаров влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. "В разговорах с ней он ещё больше прежнего высказывал своё презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в себе".
Одинцова позволила Базарову открыть нечто новое в самом себе, новые чувства, новое отношение к женщине. Их союзу не суждено было состояться, но самой своей влюблённостью Базаров был реабилитирован в глазах Тургенева! Его Базаров вовсе не был циничным декламатором необычных идей: у него была душа, он наполнен любви, он показан человеком, достойным самых высоких чувств.
(По материалам учебника литературы для 10 класса Б.А. Ланина).
А.Н. Островский. "Гроза": аргументы к сочинению
Проблема самодурства, подавления всякого проявления свободы.Персонажи драмы Кабаниха и Дикой -- невежественные злобные люди, которые противостоят всякому проявлению свободы и появлению духовно свободных людей. Никто не может противоречить самодурам -- они властвуют в жизни, попирая традиции, закон. Кабаниха "исповедует" домострой в самых реакционных его проявлениях. Косность как отрицание всего нового, жизнь, регламентированная до самых подробных мелочей, -- всё это держится властью Кабанихи.
Самодурство Дикого -- другая крайность "тёмного царства" -- заключается в пренебрежении законом, попрании его. Если Кабаниха живёт по старым законам, но всё же по законам, то Дикой не признаёт ни законов, ни разума, ни логики. Собственная прихоть, капризы и произвол для него -- главный закон. И произвол его направлен преимущественно на унижение и оскорбление других.
Можно подумать, что эти жестокие люди -- прирождённые преступники, одержимые каким-то человеконенавистничеством. Однако это вполне типичные "мирные обыватели", часто добродушные, наивные и склонные к юмору. Почему же они имеют возможность обижать всякого, в то время как их никто обидеть не может?
Если ответить на этот вопрос коротко: самодурство -- не что иное, как уродливое выражение жестоко оскорблённой, угнетённой человеческой природы.
И.А. Гончаров. "Обломов": аргументы для сочинения
Проблема поисков смысла жизни, насколько важно иметь жизненную цель. Обломов, несомненно, лучше и благороднее своих "деятельных" друзей и знакомых. Он не видит цели жизни, не может согласиться с её раздробленностью, с ничтожностью интересов окружающих его людей и страдает от этого. Его волнуют вопросы: куда бежать? Зачем? К чему стремиться? Для чего мучиться всю жизнь? Все эти вопросы возникают и перед Ольгой, и перед Штольцем. Они тоже не могут ответить на них. Светская жизнь бессмысленна и несчастна.
Известный критик 19 века Н.А. Добролюбов писал: "И всё же обломовщина -- не только черты апатии, лени, инертности, безволия. Прежде всего обломовщина -- это отсутствие высокой цели жизни, обрекающее человека либо на праздное существование, либо на бессмысленную суету".
Проблема влияния детства на формирование характера человека. Знакомство с миром Илюши Обломова проходит так же, как и у других барских детей (подробно). Воспитание Андрея Штольца: отец приучил его к труду, развил в нём привычку к познаванию нового. Как всё это повлияло на характеры героев, к чему пришёл каждый из них?
Автор одного из учебников литературы конца 19 -- начала 20 века В.В. Сиповский заметил: "По идее особенно близок к роману Гончарова "Недоросль" Фонвизина. Так как в обоих произведениях основная мысль может быть выражена словами "вот злонравия достойные плоды", то оба произведения могут быть рассмотрены как "педагогические"; ибо в обоих авторы задаются одной и той же задачей: проследить, как дурное воспитание извращает душу ребёнка. Только атмосфера в обоих произведениях различная: в "Недоросле" злобой пропитана вся жизнь -- в "Обломове" всё освещено любовью. Гончаров, очевидно, поставил себе более трудную задачу..."
Проблема общественного застоя и апатии. Своим романом Гончаров дал социологическое и психологическое объяснение причин общественного застоя и апатии. Писатель детально показал корни, причины и современное состояние крепостнической России. Не имея намерений всё вокруг разоблачать, не прибегая к резким художественным средствам, он сумел показать всё решительно и категорично. Путь Обломова от чудесного детства в родном имении до бесславной и незаметной кончины был удивительной по точности историей многих помещиков, постепенно приспособлявшихся к невыносимым по своей духовной тяжести условиям крепостнической России.
Проблема русского национального характера. Психолог, литературовед и критик Д.Н. Овсянико-Куликовский считал, что обломовщина есть национальная русская болезнь. Он призывал искать более глубокую основу этого явления, чем крепостное право. Философ Н.О. Лосский в знаменитой книге "Характер русского народа" справедливо заметил, что "обломовщина есть во многих случаях оборотная сторона высоких свойств русского человека -- стремления к полному совершенству и чуткости к недостаткам нашей действительности. Отсюда понятно, что обломовщина широко распространена во всех слоях русского народа. Конечно, большинству людей необходимо трудиться, чтобы иметь средства для жизни своей и семьи. В этом невольном, нелюбимом труде обломовщина выражается в том, что работу свою такой Обломов исполняет "кое-как", небрежно, лишь бы сбросить её с плеч долой".
(По материалам учебника литературы для 10 класса Б.А. Ланина).
Ю. Бондарев. "Берег": аргументы к сочинению
Один из самых ярких представителей «прозы лейтенантов» и едва ли не родоначальник этого направления, Ю. Бондарев предельно честен в изображении войны. Он не скрывает ее ужасов, он знает им цену, ибо на фронте не раз сам смотрел в глаза смерти.
Но вопросы нравственного самочувствия для писателя куда важнее «правды войны». Бондарев стремится понять правду о человеке, убедиться в том, что любовь сильнее ненависти. В числе лучших его произведений роман «Берег», ставший культовым едва ли не на следующий день после выхода.
Герои Бондарева всегда находятся между двумя берегами: жизни и смерти, любви и ненависти, порядочности и подлости. Они должны выбирать. Автор не делает выбора за них. Но всегда понятно, на чьей он стороне.
(Думаю, что данное произведение можно использовать в сочинении на ЕГЭ по русскому языку и в выпускном сочинении по проблемам: нравственный выбор человека, истинный и мнимый патриотизм, жестокая правда войны... Советую вам, ребята, прочитать этот роман. И наверное, не только с практической целью -- подготовиться к экзамену. Произведение интересно написано и захватывает буквально с первых страниц.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий