Мои эссе

МОИ ЭССЕ

О романе "Марсианин" и ... школьном образовании

Это не отзыв о прочитанной книге. Это скорее рефлексия (!) по поводу  романа  Энди Вейера "Марсианин" и... всяких школьных экзаменов и того, чему в школе учат. Признаюсь, у меня не так уж много внешних раздражителей: слава Богу, спокойное существование, взвешенное состояние духа, человек я не конфликтный и простой, есть работа. Так вот с ней, работой, связаны основные моменты-раздражители. И не в последнюю очередь, как можно предположить, экзамены, школа. Причем здесь роман "Марсианин"? Притом, что  главная мысль  в нём заключается в том, что школа (понятно, что в более широком смысле -- образование, навык, тренировка) учит основам всего того, что может  пригодиться в жизни. Как выжить в совершенно немыслимых условиях, вспомнив и применив, к примеру,  реакцию разложения воды на кислород и водород, как создать плодородную почву из марсианской совершенно безжизненной пыли, чтобы не умереть с голоду... Это не фантастика, а реальная жизнь... я имела в виду реальную математику, ботанику с физикой и химией, которые порой кажутся ненужными в школьном обиходе. Как тут не вспомнить о  целесообразности советской системы образования,  когда  молодое поколение постигало основы всех наук. Беда была другая: не  учили нас и не умели мы  по большей части  эти знания применить на практике...
(Написала, бог весть что! Другой бы учитель литературы  сочинил рецензию по форме и плану.  Всё-таки опубликую сей опус: такие вот мысли меня посетили по прочтении этой "сенсации года").
Абэ  Кобо. "Женщина в песках"
Об автореАбэ Кобо (1924-1993) -- выдающийся японский писательдраматург и сценарист, один из лидеров японского послевоенного авангарда в искусстве. Основная тема творчества — поиск человеком собственной идентичности в современном мире. По романам «Женщина в песках», «Чужое лицо» и «Сожжённая карта» в 1960-х годах режиссёром Хироси Тэсигахара были сняты кинофильмыВикипедия
Теперь о "Женщине в песках"Главный герой, энтомолог, отправляется в прибрежный район на поиски насекомых, но по иронии судьбы ловец становится жертвой. Деревушку, где он остановился на ночлег, беспрерывно засыпает прибрежный морской песок. Дома погружаются в глубокие песчаные ямы. Жители,чтобы не погибнуть, вынуждены изо дня в день отгребать песок. По верёвочной лестнице он спустился к дому, где жила одинокая женщина. Наутро лестницы на месте не оказалось -- так гость стал пленником.
Он пытается бежать -- его ловят и возвращают в яму. Он ищет другие способы вырваться из песчаного плена -- и делает открытие, как из песка можно получить воду.  Когда женщину увозят в больницу, он получает наконец возможность подняться наверх, вздохнуть  полной грудью, но ветер показался ему слишком жёстким. Его взору предстало море, но оно было свинцовым и жёлтым одновременно и  страшно неприветливым. И он остаётся в этой жизни, в этой песчаной яме на целых семь лет. Книга заканчивается.
Но книга-то называется "Женщина в песках". Герой попадает в дом к молодой одинокой вдове,  главной заботой которой, как и большинства жителей деревни, является еженощное отгребание песка от своего жилища, чтобы он не завалил дом и  всю деревню. Люди, как проклятые, исполняют эту тяжелую работу. Почему как проклятые? Вовсе нет. Для них это жизненная и единственная, пожалуй, в жизни  необходимость,   главное занятие, смысл жизни. Ужасно, страшно,  в такое трудно поверить.
Ну почему же? Разве не так мы ощущаем себя в рутине повседневности? Прикованные, как рабы к галерам,  к своим каждодневным делам. Об этом  говорит со своим  читателями  писатель. 
А женщина?..
"Женщина в песках, женщина в городе, женщина в деревне, женщина в пригороде, на кухне, в детской, на пляже, в церкви, на курорте, в магазине, у плиты - везде женщин остается женщиной. Униженной и оскорбленной, одинокой и забитой, странной и печальной. Смех сквозь слезы, жизнь с хитрецой, любовь до отчаянья, самоотдача до безвозмездности. Умение быть женщиной всегда есть великое чудо.Женщина - хозяйка -- женственность в каждой кастрюльной грани, гармонии вкуса и пары поднимающиеся от кастрюль.Женщина - бизнес леди -- отточенные движения, целеустремленность, продуманность, четкость действий и умение добиваться своего.Женщина врач, учитель, пилот, кондитер, контроллер, руководящее лицо или просто рядовая домохозяйка... Она все равно остается той самой женщиной в песках, как нарисовал ее Абэ Кобо... Верно поймавший настроение и стиль, психологический портрет и скрытые мотивы... Все верно..." 
И еще об одном -- о песке. Произведение Абэ Кобо -- это целый трактат о песке, его свойствах, особенностях, влиянии на   жизнь и занятия человека. Но прежде всего это философская притча, удивительная смесь, как отмечают многие читатели, японских созерцательных культурных традиций, кафкианских мотивов и современных взглядов на мир. Книга заставляет задуматься об одиночестве человека, о том. что он, как песчинка в дюнах, незаметен, невидим и движется по воле ветра. Это книга о смысле жизни,  о любви, о ценности всего того, к чему человек обычно бывает равнодушен: возможности дышать, есть, пить, окунаться в воду, видеть зелёную траву под ногами и подставлять лицо прохладному ветру...
Наконец о силе писательского воздействия, о таланте автора. Читая книгу, я испытала примерно вот такие ощущения.  "Открываю книгу, начинаю читать, ощущаю какие-то неприятные ощущения на коже. Провожу рукой по затылку - на руке несколько песчинок. Продолжающиеся буквы издают непонятный шорох. Проглатываю их и чувствую, как песок скрипит на зубах. Сплёвываю. Неприятная вязкая слюна. Хочется пить. Ищу воду, но не могу оторваться от книги, из которой на меня начинает всё быстрее и быстрее сыпаться песок.  Захлопнуть книгу, найти воду и напиться!  Не получается! Слова пролетают всё быстрее и быстрее, песок сыпется - вот уже ног не чувствую, не могу сдвинуться. Мельком вижу, что вокруг меня гора песка. Глаза слезятся. Знаю, что стали красными, но проверить не могу - глаза прикованы к песчаным буквам. Кожа начала шелушиться, пошла красными пятнами. А песок неумолим - сыпется из книжки и сыпется. 
Сколько его там? Успею ли я дочитать до того, как меня накроет с головой?  Я в ловушке. Хочу вырваться и не могу. Не из книжки, не из песка. 
Интересно, если читать быстрее, то может успею? 

Проверяю. Убыстряюсь. Песок вместе со мной. Вот уже по грудь, одна рука засыпана, другой неловко опираю книгу на гору песка и аккуратно переворачиваю страницы. Почти всё, почти, конец так близок... Ещё чуть-чуть и я свободна... Вот. Всё.

Дочитываю. Накрывает."
Роман "Женщина в песках" написан  полвека назад. Но мне думается, что он не потерял актуальности и  сегодня. Может, даже ещё острее стали  некоторые наши противоречия с жизнью.  Спешим, летим, некогда остановиться, просто нельзя -- накроет... Мы -- как песок. и песок -- наша жизнь, которая уходит сквозь пальцы...
Скачать книгу можно здесь


Восемь привычек, как быть счастливым
1. НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ О ТОМ, ЧТО О НИХ ДУМАЮТ ДРУГИЕ
Не позволяют негативно настроенным людям влиять на их самочувствие. Что бы ни говорили эти люди, все стекает с них, как с гуся вода. Ведь они твердо знают, что достойный человек – не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинство.

2. ВСЕГДА ВИДЕТЬ ПЛЮСЫ
Во всем плохом есть что-то хорошее. Если не удается разглядеть в ситуации положительную сторону, такие люди создают ее сами. Они не сожалеют. Если это было хорошо, то это замечательно. А если это было плохо, то это опыт.

3. ВСЕГДА БЫТЬ  ДРУЖЕЛЮБНЫМ И БЛАГОДАРНЫМ
Счастливым людям не важно, как вы выглядите или откуда вы родом. Все, что им нужно – это еще один человек, рядом с которым можно смеяться и быть счастливым. Они не стесняются и не жалеют нескольких минут на то, чтобы выразить благодарность другим людям.

4. ВСЕГДА УЛЫБАТЬСЯ И БЫТЬ ПОЗИТИВНЫМ
«Мы смеемся не потому, что мы счастливы; мы счастливы потому, что смеемся» (Уильям Джеймс). Улыбки и смех – неотъемлемая черта счастливых людей. Так уж сложилось, что люди, с которыми мы проводим много времени, влияют на нас и на наше восприятие окружающего мира. Чем больше времени мы проводим с позитивно настроенными и оптимистичными людьми, тем более светлыми красками будет раскрашена наша жизнь.

5. ЖИТЬ В НАСТОЯЩЕМ МГНОВЕНИИ
«Я пережил много страшных вещей в своей жизни, некоторые из них произошли на самом деле»(Марк Твен). Они не ждут вечера пятницы, утра воскресенья, покупки новой машины, новой квартиры. Не ждут весны, лета, осени, зимы. Ведь самая ужасная ошибка – это думать, что ты живешь, когда на самом деле ты лежишь в камере хранения в ожидании жизни

6. ЗНАТЬ, ЧТО НЕ ВСЕ СОВЕРШЕННО, НО НЕ РАССТРАИВАТЬСЯ
Трудно побороть в себе перфекционизм, но это необходимо. Все хорошо в меру. Счастливые люди умеют контролировать стремление к совершенству. Они не казнят себя за неточности и недочеты. Они гордятся собой и своими достижениями. Иногда некоторые вещи идут не так, как планируется, и это нормально. Невозможно все держать под контролем.

7. СТАРАТЬСЯ СДЕЛАТЬ ДОБРО
Один из лучших способов чувствовать себя счастливым – изменять окружающий мир. Для этого необязательно спасать народ или останавливать цунами. Достаточно просто улыбаться людям, делать комплименты, помогать друзьям, дарить подарки.

8. ПРОДОЛЖАТЬ УЧИТЬСЯ
Они любопытны и стремятся узнать новое о мире и людях, населяющих его. Всегда есть что-то, о чем мы еще не знаем. Интерес к жизни дает энергию, поможет создать новые идеи, положительно повлияет на мышление и делает дни более насыщенными и яркими.



Что такое эссе?
Эссе -- это жанр, в котором очень ярко выражена индивидуальная позиция автора, его мысли и чувства. Это размышление по поводу услышанного, прочитанного. просмотренного... Основателем этого жанра является французский философ-гуманист Мишель де Монтень (1533-1592). Мысли в эссе, по мнению философа, следуют "не в затылок друг другу", а видят друг друга "краешком глаза".
Стиль эссе отличается непринуждённостью; часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь; образностью и афористичностью.
главное в эссе -- это жанровая свобода для самовыражения. Праивло жанра -- развёртывать  конкретную тему максимально широко, не упуская ни одной из возможных  точек зрения, вбирая их в качестве со-мнений или сомнений.
Эссе включает разные способы человеческого освоения мира: художественного, философского, научного, религионого... и " держится как целое энергией взаимных переходов ... из образного ряда в понятийный, из отвлечённого -- в бытовой".
М. Эпштейн. Законы свободного жанра. 

МОЕМУ БЛОГУ ОДИН ГОД
Блоггинг сегодня в моде. И я среди огромного количества себе подобных заболела этой болезнью. И (хвалю себя!) в отличие от очень многих не бросила это дело. Вхожу в число тех 5 процентов блогеров, которые ежедневно обновляют своё детище. Сегодня исполнился год моему блогу.
Почему я "не сошла с дистанции" на этом пути?
Во-первых, потому, что испытываю внутреннюю потребность  вести блог. Зачем? Чтобы образовать своих учеников, дать им дополнительный материал к учебнику. Чтобы разнообразить формы подачи знаний на уроке с помощью блога, например, через использование интерактивной таблицы или тренажёра. Чтобы мотивировать учащихся на выполнение творческих работ. Сочинения, рассказы, стихотворения ребят публикуются в блоге. Их могут прочитать все-все -- согласитесь, какой мощный стимул для маленьких авторов  творить, выдумывать, пробовать!
Во-вторых, привычка писать в блог ежедневно способствует моему развитию: оттачивается слог, мысли обретают стройную форму, сообщения, опубликованные в течение дня, выстраиваются в определённую систему. Связанные одной темой, идеей или наоборот -- противопоставленные, оформленные иллюстрациями, -- это как маленькая страничка в газете или в журнале.
В-третьих, хотя и мало  у моего блога зарегистрированных постоянных читателей, устные отзывы учеников-читателей, статистика просмотров, комментарии коллег побуждают меня не бросать начатое.
И так -- уже год. В  блоге опубликовано более 1000 сообщений. Число просмотров доходит до 20 тысяч. Мне нравится вести мой блог.

Уделы разных народов. Болгарская притча
Когда делил Господь участи  людям, пришли к нему турки. По своей воле Господь дал им ГОСПОДСТВО ("агалък"). Прослышали болгары, что Господь одаряет народы. "Так чего же хотите в дар?" -- спросил их Господь. "Хотим господства", -- ответили болгары. "Господство я дал туркам, пожелайте что-нибудь другое!" -- сказал им Господь. "Ах,  что же ты НАДЕЛАЛ, Господи?" ("Какова РАБОТА си направил?") "Благословение моё на вас, болгары, -- сказал Господь, -- я своих слов назад не беру. А как вам я и дам в дар РАБОТУ. Ступайте и будьте здоровы". Прослышали евреи: "Господства хотим". -- "Господство взяли другие". -- "Как же ты проСЧИТался, Господи!" -- "Так пуская СЧЁТЫ будут вашими". Прослышали французы -- и те запросили господства. "Господство взяли другие". -- "Ну же и ИСКУСНИК ты, Господи!" -- "Так пусть тогда ИСКУССТВО будет за вами". Пришли цыгане и так посетовали, узнав, что господство отдано другим: "Эх, что за БЕДНЯГИ мы! ЧУЖИМ, что ли нам пробавляться?" "Так будьте БЕДНЯКАМИ и ищите ЧУЖОЕ!" -- сказал Господь.


Учитель и интернет, или Об информационной компетентности

Всё читаю "Предателя". Кое-какие цитаты

"Весёлое сердце благотворно...." 

"Цветочный крест": и хула и хвала -- всё едино  
Прочитала роман Елены Колядиной "Цветочный крест". О нём было много разговоров в конце прошлого и начале нынешнего года. Роман получил престижнейшую премию "Русский Букер" за 2010 год. Автор -- журналистка из Череповца, мало кому известная как писательница, и вот на тебе -- обошла маститых писателей и стала обладательницей аж 800 тысяч рублей.
И за что премию получила? За роман-катавасию или, как она сама говорит", роман о любви и сексе. Роман, написанный таким языком, который одни считают искусственным, стилизованным, находят в книге массу лингвистических ошибок, упрекают "авторессу" в смешении стилей и подстилей, а другие хвалят за сочность и образность. Автора чуть было не прокляла православная церковь. Только прочитавши первую фразу романа, иные падали в обморок, другие, совсем не читая, сразу отдавали первые места "Цветочному кресту" в конкурсах "Абзац" (за самую плохую книгу: Елена Колядина, кстати, стала лауреатом и этой премии) и в английском конкурсе, в котором дают премии за произведения о самом плохом сексе.
Знакомая, приславши мне текст, предупредила: "Постарайтесь одолеть первую главу. Дальше..."Приученная читать по-всякому: и вполглаза и в два глаза, с перечитыванием, возвращением к прочитанному -- я за три вечера роман прочитала. С неподдельным интересом, увлечённая сюжетом, правда, то и дело спотыкаясь на крепких выражениях. Прочитала и вот думаю: что это такое? Посмеяться решила Елена Колядина над читателями? Или она серьёзные проблемы имеет в виду: всякие там феминистские, о забитой жене и всех женах печалится? Или выведши в романе такого "розмысля", как отец Логгин, основы церкви подтачивает? Не от лукавого ли это сочинение? Или наоборот -- высокое двигало помыслами писательницы, и она сочинила книгу о вечном, добром, о любви и вере?
Как учительнице русского языка и литературы мне пристало обращать внимание на детали. И действительно, деталь мне порой может многое открыть и в авторском замысле, и в художественном мире писателя, и в понимании подспудного смысла произведения. Особенно, когда перечитываешь книгу. Вот и в этой катавасии отложилась цитата: "Не будем судить батюшку (отца Логгина) строго за излишнюю его ретивость, ненужную в делах простых, книжность, упорство и амбициозность, ведь 9 октября 1673 года было ему всего 24 года, и был он слишком молод, чтобы снисходительнее, мягче и с большим пониманием относиться к слабостям людским, да более ценить чужую жизнь". А ведь книга-то, наверное, как раз о слабостях людских, которые понять надо и принять... Такова жизнь.  


Отзыв о романе Ю.Арабова "Орлеан" 

Онлайн-встреча с писателем Виктором Драгунским 

Об учении и научении 
«Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которое делает человека лишь педантом, а в использовании фактов, которое делает его философом». (А. Дистервег )
«Знать на зубок ещё не значит знать» (М.Монтень)
 
«На готовых истинах формируется догматически окаменевший интеллект» (Э.В. Ильенков)
 «Великая цель образования – это не знания, а действия» (Г.Спенсер)
 «
Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого, это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства». (Бенджамин Дизраэли)
 «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя – все, что может сделать учитель - это указать дорожки». (Ричард Олдигтон)

 «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». (А.Дистервег )
 «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой)
 
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». (А. Дистервег)
«Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить» (Т. Эдисон)
 

«REGIONS.RU/Новости Федерации» / Уполномоченные по правам ребенка 1 сентября проведут в российских школах уроки медиабезопасности. 

Живём как в омуте -- об этом пишут в книгах 


04.01.11 Я думаю, что компьютеры приведут нас к полному изменению программы обучения, изменятся сами принципы обучения в школе.
Сеймур Паперт

Изменения в образовании связаны с различными факторами, несомненно важным является общественный строй, экономическая ситуация, особенности научно-технического прогресса на каждом временном участке. Образование традиционно более гибко подстраивается под идеологические изменения в обществе, нежели чем под появление каких-либо технических новинок. Школьники во все времена зависели от технологий, а взрослые очень сокрушались по этому поводу. Вспомним ретро-цитатник, который собрал Ярослав Быховский, директор по развитию программы «1 ученик : 1 компьютер» корпорации Intel в России и СНГ.
 «Школьники сегодня слишком зависят от грифельных досок, которые стоят очень дорого. Что будет делать ученик, если его доска разобьется? Он не сможет научиться писать.»
Из выступления на собрании учителей, 1703 г.
«Школьники сегодня очень зависят от бумаги. Они не знают, как правильно пользоваться грифельной доской, чтобы не обсыпать себя мелом с ног до головы. Что они станут делать, когда у них не будет достаточно бумаги?»
Отчет директора школы, 1815 г.
«Школьники сегодня слишком зависят от чернил. Они не знают, как заточить перочинным ножиком карандаш. Перо и чернила никогда не заменят карандаш!»
Журнал Национальной ассоциации учителей, 1907 г.
«Школьники сегодня слишком зависят от чернил, которые продаются в магазине. Они не умеют делать их сами. Когда у них закончатся чернила, они не смогут заниматься, потому что им будет нечем писать. Это очень печальная ситуация в современном образовании.»
Журнал «Сельский американский учитель», 1928 г.
«Школьники сегодня слишком зависят от авторучек. Они не умеют писать металлическими перьями. Родители не должны позволять детям такую роскошь, потому что в реальном мире, на производстве и в офисах еще редко встретишь подобные экстравагантные приспособления.»
Газета «Родительский комитет», 1941 г.
«Шариковые авторучки разрушат систему образования в нашей стране. Школьники просто постоянно выбрасывают старые и покупают новые. Банковские служащие и офисные работники никогда не позволят себе подобной роскоши.»
Журнал «Federal Teachers», 1950 г.

Среди читателей этого текста, наверняка, есть немало тех, кто еще и в 60-е годы в нашей стране успел захватить точно такой же взгляд на шариковые ручки своих первых учителей.

Современное реформирование образования, и с точки зрения его хода и с точки зрения определения целей, прежде всего, связано с возросшим использованием средств информационных технологий. Прежде всего, возросшим их использованием в реальной жизни.

Еще в 1970 году Сеймур Паперт писал:
«Мне стало ясно: дети должны овладеть мощью компьютеров, и моя цель — предоставить им такую возможность. Я был одержим и до сих пор остаюсь одержимым этой мыслью: детям необходимы компьютеры, увеличивающие их интеллектуальные силы, их способность действовать в мире и общаться друг с другом и быть активными членами общества».
И всей своей замечательной работой, кстати, в сотрудничестве с Жаном Пиаже, швейцарским психологом, создателем теории развития ребенка — генетической эпистемологии, оказавшей огромное влияние на развитие психологии и образования, Паперт доказал истинность своих слов.

Стоит ли спустя 40 лет дискутировать о том, нужно или не нужно использовать информационные технологии в учебном процессе? Конечно, нет, они уже там есть! Однако изменения в образовании не могут произойти только из-за размещения в классах компьютеров с соответствующим программным обеспечением. Это сложный процесс изменения моделей учебной деятельности. И если педагог еще не внедрил новые модели, то эти информационные технологии в виде разнообразных гаджетов в карманах учеников будут использованы ими на том уровне и так, на сколько хватит … вдохновения. Например, заснять на видео разъяренную или беспомощную учительницу и выложить ролик на ютубе.

В рамках нашего семинара предполагается познакомиться с некоторыми моделями учебной деятельности, выделенных в ходе работы экспериментальных площадок, и, в значительной мере, влияющих на определение потребности в цифровых учебных ресурсах.

Аналитики выделяют два возможных подхода к продвижению процесса использования информационных технологий в учебном процессе: эволюционный и революционный.

Учителя, долгие годы работающие по стандартной классно урочной системе, не готовы к изменению своей роли в учебном процессе. Они готовы на первых порах использовать компьютер только в том случае, если он гармонично вольется в существующий процесс, как бы только помогая ему в традиционном ведении урока. В этом случае у учителя не возникает отторжения на первом этапе внедрения компьютера в учебный процесс, на этапе привыкания к новому инструменту. Такой путь можно назвать эволюционным.

Существуют учителя, имеющие опыт использования групповых форм работы, проектного подхода, потенциально готовых к быстрому изменению своей роли в учебном процессе. Такие учителя готовы к быстрому, революционному, внедрению новых форм организации учебного процесса с опорой на широкое использование информационных технологий.

Обобщение опыта экспериментальной работы показывает: оба пути в конечном итоге приводят к общим результатам , испытывают потребность в одинаковых цифровых образовательных ресурсах, одинаковых способах организации взаимодействия с использованием возможностей Интернет.

И именно последний вывод ученых-аналитиков заставляет задуматься, а каковы они эти общие результаты? Согласны ли с этим тезисом педагоги-практики? Стоит ли затевать революцию для того, чтобы получить минимальный результат, к которому мы рано или поздно придем в итоге неотвратимости эволюции? Какова она эта золотая середина между двумя такими крайними точками зрения?


Приглашаем всех неравнодушных педагогов к работе на семинаре, итогом которого станет подборка готовых моделей учебной деятельности на основе использования информационных технологий.


Из «Молитвы  человека пожилого возраста» Алексея Германа («Мой друг Иван Лапшин», «Двадцать лет без войны», «Проверки на дорогах», «Хрусталёв, машину!», «Трудно быть богом»): «господи, ты знаешь лучше меня, что я скоро состарюсь. Удержи меня от рокового обыкновения думать, что я обязан по любому поводу что-то сказать.
…Спаси меня от стремления вмешиваться в дела каждого, чтобы что-то улучшить.  Пусть я буду размышляющим, но не занудой. Полезным, но не деспотом. Охрани меня от соблазна детально излагать  бесконечные подробности. Дай мне крылья, чтобы я в немощи достигал цели. Опечатай мои уста, если я хочу повести  речь о болезнях. Их становится всё больше, а удовольствие без конца рассказывать о них – всё слаще.
…Не осмеливаюсь просить тебя улучшить мою память, но приумножь моё человеколюбие, усмири мою самоуверенность, когда случится моей памятливости столкнуться с памятью других.
…Об одном прошу, Господи, не щади меня когда у тебя будет случай преподать мне блистательный  урок, доказав, что и я могу ошибаться.
…Если я умел бывать радушным, сбереги во мне эту способность. Право, я не собираюсь превращаться в святого: иные из них невыносимы в близком общении. Однако и люди кислого нрава -- вершинные  творения самого дьявола. Научи меня открывать хорошее там, где его не ждут, и распознать неожиданные таланты в других людях.
Аминь».


Как стать счастливым человеком. 8 простых привычек.

1. НЕ БЕСПОКОЯТСЯ О ТОМ, ЧТО О НИХ ДУМАЮТ ДРУГИЕ
Не позволяют негативно настроенным людям влиять на их самочувствие. Что бы ни говорили эти люди, все стекает с них, как с гуся вода. Ведь они твердо знают, что достойный человек – не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинство.

2. ВСЕГДА ВИДЯТ ПЛЮСЫ
Во всем плохом есть что-то хорошее. Если не удается разглядеть в ситуации положительную сторону, такие люди создают ее сами. Они не сожалеют. Если это было хорошо, то это замечательно. А если это было плохо, то это опыт.

3. ВСЕГДА ДРУЖЕЛЮБНЫ И БЛАГОДАРНЫ
Счастливым людям не важно, как вы выглядите или откуда вы родом. Все, что им нужно – это еще один человек, рядом с которым можно смеяться и быть счастливым. Они не стесняются и не жалеют нескольких минут на то, чтобы выразить благодарность другим людям.

4. ВСЕГДА УЛЫБАЮТСЯ И ПОЗИТИВНЫ
«Мы смеемся не потому, что мы счастливы; мы счастливы потому, что смеемся» (Уильям Джеймс). Улыбки и смех – неотъемлемая черта счастливых людей. Так уж сложилось, что люди, с которыми мы проводим много времени, влияют на нас и на наше восприятие окружающего мира. Чем больше времени мы проводим с позитивно настроенными и оптимистичными людьми, тем более светлыми красками будет раскрашена наша жизнь.

5. ЖИВУТ В НАСТОЯЩЕМ МГНОВЕНИИ
«Я пережил много страшных вещей в своей жизни, некоторые из них произошли на самом деле»(Марк Твен). Они не ждут вечера пятницы, утра воскресенья, покупки новой машины, новой квартиры. Не ждут весны, лета, осени, зимы. Ведь самая ужасная ошибка – это думать, что ты живешь, когда на самом деле ты лежишь в камере хранения в ожидании жизни

6. ЗНАЮТ, ЧТО НЕ ВСЕ СОВЕРШЕННО, НО НЕ РАССТРАИВАЮТСЯ
Трудно побороть в себе перфекционизм, но это необходимо. Все хорошо в меру. Счастливые люди умеют контролировать стремление к совершенству. Они не казнят себя за неточности и недочеты. Они гордятся собой и своими достижениями. Иногда некоторые вещи идут не так, как планируется, и это нормально. Невозможно все держать под контролем.

7. СТАРАЮТСЯ СДЕЛАТЬ ДОБРО
Один из лучших способов чувствовать себя счастливым – изменять окружающий мир. Для этого необязательно спасать народ или останавливать цунами. Достаточно просто улыбаться людям, делать комплименты, помогать друзьям, дарить подарки.

8. ПРОДОЛЖАЮТ УЧИТЬСЯ
Они любопытны и стремятся узнать новое о мире и людях, населяющих его. Всегда есть что-то, о чем мы еще не знаем. Интерес к жизни дает энергию, поможет создать новые идеи, положительно повлияет на мышление и делает дни более насыщенными и яркими.