Итоговое сочинение (изложение)

Рекомендации по написанию итогового сочинения в 2019 -2020 учебном году Источник

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При написании следует ориентироваться на следующие категории.
1. Критерии итогового.
Изучите критерии, прежде чем приступать к написанию сочинения.  2. Объем сочинения.
Рекомендуемый объем итогового сочинение: от 350. Работа объемом меньше 250 слов не проверяется.3. Тезис.
Если тема сочинения – это вопрос (так, скорее всего, и будет, как показывает опыт прошлого года), то ответ (тезис) должен быть четким, лаконичным и понятным. 
4. Оригинальность.
  • Не списывайте. Несмотря на наличие огромного количества материалов в сети, частичное или полное копирование запрещено! Используйте информацию с умом.
Например, на нашем сайте можно найти аргументы к разным направлениям и разным темам. Это не значит, что их можно переписывать. Это пример, точка зрения, микроанализ произведения или героя, направление размышлений в рамках темы. Это поможет вам понять, в каких произведениях вообще представлено направление.Не используйте клише. Это недопустимо в литературном сочинении.

5. Содержание сочинения.
Скажите «нет» пафосным конструкциям, взывающих к чувствам экзаменатора и не имеющих никакой значимости для раскрытия темы, и демагогии, не подкрепленной аргументами. Так часто делают те, кто боится недобрать слов. Пишите по существу.  6. План и композиция сочинения.
 - Оптимальная композиция: трехчастная.
 - Существует два варианта плана итогового сочинение.
1) Один тезис и аргумент(ы) к нему. План 
2) Два и > тезисов (к каждому тезису подобран аргумент). Все тезисы должны соответствовать теме.
!!!Если тезисов несколько, то содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы.
Алгоритм написания:

1) Не начинайте писать сочинение со вступления.
2) Прочитайте тему.
2) Вспомните произведения, подберите аргументы
3) Напишите тезис + аргументы в черновик.
4) Только потом стоит подумать о вступлении и заключении. Подумайте, как можно ввести тему сочинения, чтобы это не было искусственно. Продумайте всю логику, связки между каждой частью сочинения, прежде чем начнете писать.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
 Требование № 1.  «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2.  «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).


Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

«Соответствие теме»;
«Аргументация. Привлечение литературного материала»;
«Композиция и логика рассуждения»;
«Качество письменной речи»;
«Грамотность».


Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 

Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных

Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения» и «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачет» по одному из критериев № 3 или № 4. Такое итоговое сочинение по критерию № 5 не проверяется.


Рекомендации для высших учебных заведений.
Критерии оценивания
Баллы
К1. Соответствие теме
Участник раскрывает тему сочинения или в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно
2
Участник поверхностно рассуждает на предложенную тему или рассуждает на тему, близкую к предложенной, коммуникативный замысел сочинения прослеживается
1
Сочинение не соответствует теме,
и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается
0
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала 
Участник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе произведения (произведений) отечественной или мировой литературы по собственному выбору, показывая разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; выборлитературного произведения и аспекты его анализа оправданны с точки зрения темы;
допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)
2
Участник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения,
и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы,
и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения,
и/или допущено 2–4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала
1
Сочинение написано без привлечения литературного материала,
или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала
0
К3. Композиция 
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов мысли
2
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть не более 2 нарушений последовательности и необоснованные повторы мысли,
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть не более 2нарушений композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль не развивается
1
Логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть
0
К4. Качество речи
Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, использованием разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, уместным употреблением терминов
2
Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи
1
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, - и/ или сочинение отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи
0
К5. Оригинальность сочинения 
Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или оригинальные наблюдения и проч.) или яркостью стиля
1
В сочинении не продемонстрирован творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля
0
К6. Речевые нормы 
Речевых ошибок нет, или допущено 1–2 речевые ошибки
2
Допущено 3–4 речевые ошибки
1
Допущено 5 и более речевых ошибок
0
К7. Орфографические нормы

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 ошибка
3
Допущено 2–3 орфографические ошибки
2
Допущено 4–5 орфографических ошибок
1
Допущено более 5 орфографических ошибок
0
К8. Пунктуационные нормы

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 ошибка
3
Допущено 2–3 пунктуационные ошибки
2
Допущено 4–5 пунктуационных ошибок
1
Допущено более 5 пунктуационных ошибок
0
К9. Грамматические нормы 

Грамматических ошибок нет, или допущена 1 грамматическая ошибка
2
Допущено 2–3 грамматические ошибки
1
Допущено 4 и более грамматических ошибок
0
К10. Фактическая точность в фоновом (не литературном) материале 
Фактические ошибки отсутствуют
1
Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале
0
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ
20


ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

План итогового сочинения. 

1. Вступление
2. Тезис
3. Связка
4. Аргумент №1
5. Микровывод
6. Связка
7. Аргумент №2
8. Микровывод
9. Заключение 

Вступление.
Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису, обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о месте этих явлений в жизни человека и т.д.)Тезис.

Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.

- Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.

- Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.
- Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами, расширить ее, распространить.
Связка.
Теперь подробнее о связке. Связка - это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении.
Микровывод.
После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели Вас в другую сторону.  
Аргументация в итоговом сочинении= анализ произведения, героя произведения или ситуации.
Из каких частей может состоять этот анализ:
План анализа персонажа:
1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис.
2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)
3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики.
4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт.
5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса.
6. Мнение автора произведения о герое, его поступках. 
Рекомендуем ознакомиться с разделом сайта ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ 

КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ

Вступление и заключение

Вступление

-Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос темы сочинения, этого будет достаточно.

-Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированны темой.
-Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
-Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос  (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать 
Заключение 
В заключении можно:

- подвести итог всего рассуждения
- использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения
- дать краткий и точный ответ на вопрос темы.
Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.!!! Важно 
1) Заключение должно содержательно соответствовать  вступлению / теме / основному тексту сочинения.
2) Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между ними является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ НАПИСНИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ, КАК ИХ ИЗБЕЖАТЬ? 
От каких недочетов следует избавиться. (По рекомендациям экспертов ФИПИ)

1) 
Отсутствие связок между содержательными частями сочинения:вступлением и заключением, основной частью сочинения и заключением.

2) Пропорциональность частей сочинения. Вступление и заключение в совокупности должны составлять не более 1/3 всего сочинения. Основная часть – 2/3.

3) Неумение строго следовать теме сочинения в ходе рассуждения.

4) Неумение композиционно выстраивать свое сочинение в соответствии с темой и основной мыслью.  

5) Огромное количество лишней информации во вступлении и заключении. Однако слишком короткое и необоснованное заключение – это тоже плохо. Оно должно действительно обобщать и подытоживать всю работу. Отсутствие заключения являются серьезной логической ошибкой. Заключение должно содержательно соответствовать  вступлению / теме / основному тексту сочинения. 
6) Отсутствие во вступлении проблемного вопроса (это сама тема) и формулировки ключевого тезиса, который будете доказывать.
7) Нечеткое формулирование тезисов, затрудняющее их встраивание в логическую структуру сочинения; Если тезисов несколько, то не должно быть противоречия между тезисами, сформулированными в разных частях сочинения.
8) Слабые аргументы. Являются таковыми, если не доказывают, неубедительно или поверхностно  подтверждают тезис.
9) Необоснованные повторы одних и тех же мыслей.
10) Ошибки в делении текста на абзацы и даже полное отсутствие абзацев.  11) Неумение оперировать абстрактными понятиями.
12) Неразличение понятий «пример» и «аргумент», неумение формулировать на основе примера микровывод, соотнесенный с выдвигаемым тезисом.

КАК ПИСАТЬ АРГУМЕНТЫ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ

Как правильно писать аргументы в итоговом сочинении, как убедительно доказать тезис?

1) Избегайте общих формулировок. Если в произведении говорится о мести, это не значит, что данное произведение подойдет к любой теме направления.
2) Аргумент должен подтверждать тезис, а тезис будет ответом на вопрос (Пр.Что такое месть? – тезис: Месть– это разрушающая сила.) или расшифровкой понятия («Музыка — универсальный язык мира.» -Тезис: музыка  - это вид искусства, понятный всем).
3) Кол-во аргументов. Можно использовать 1 аргумент, но в этом случае необходимо дать комплексный анализ произведения в рамках темы. Не следует перегружать сочинение литературными аргументами ни для набора слов, ни для получения хорошей оценки. Как правило, это ведет только к плачевным последствиям. 
4) Качество аргумента. 
  • Используйте для подтверждения тезиса только то произведение, которое вы читали, чтобы не допустить фактических ошибок.
  • Не пересказывайте произведение. Необходим анализ и ваши рассуждения. Каждый аргумент должен действительно подтверждать ваш тезис, поэтому необходимо делать микровыводы в соответствии с темой.

Виды аргументов

1) ЧАСТИЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ (только с учетом нижеизложенных требований)
-Использовать частичный пересказ содержания литературного произведения.
(использовать только те ключевые сюжетные моменты, которые необходимы для раскрытия темы);
-Помимо опоры на сюжет важно включать важные для раскрытия темы описания – портреты, пейзажи и  другие важные смысловые детали;
-Комментировать сведения о героях и событиях в русле той проблемы, которая обозначена в теме сочинения.



2) 
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ.
- нужно выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого связаны с формулировкой темы, а также хорошо знать подробности жизни и судьбы героя, детали его портрета, речи, связанных с ним пейзажей и интерьеров, понимать авторское отношение к персонажу, видеть динамику развития его образа, изменения в его характере и поступках);План анализа литературного героя здесь 
3) АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ  
 (литературный материал можно привлечь  в форме размышлений о проблемах художественного произведения, связанных с формулировкой темы)
- важно подобрать для аргументации такое произведение, где можно выделить проблемы, созвучные теме. Нужно вначале сформулировать главную проблему, т.е. выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения, а затем обозначить более частные вопросы и соотнести их с проблемами, поставленными в произведении);

4) ОБРАЩЕНИЕ К СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- из системы образов должны быть выбраны главные или второстепенные герои, характеризуя которых, выпускник сможет обосновать свою позицию, размышления о них нужно строить в контексте темы сочинения;

-пересказ фрагментов, связанных с поступками героев, обязательно должен сопровождаться оценками и комментариями в русле темы);


5) СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ И ФРАГМЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
- в итоговом сочинении достаточно обратиться всего к одному произведению, но при желании можно сопоставить эпизоды или персонажей разных произведений
- не следует выбирать такие книги, в которых героев и события трудно сопоставить по сходству или различию в ракурсе темы;
- нельзя только упоминать героев или эпизоды, не демонстрируя знания текста и не аргументируя выдвинутых тезисов; 
- размышления о героях и событиях разных произведений не должны вестись изолированно, нужно обязательно найти основания для их сопоставления) 



5 сочинений по темам "Итогового сочинения 2015/16".
 Москва, Санкт-Петербург, Тула, Воронеж, Краснодар, Ростов, Нижний Новгород, Киров, Уфа, Крым и другие.

106. Когда хочется остановить мгновение?
202. Что дом может рассказать о своём хозяине?
301. Какие качества раскрывает в человеке любовь?
406. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
503. Чтение литературного произведения – труд или отдых?

КОГДА ХОЧЕТСЯ ОСТАНОВИТЬ МГНОВЕНИЕ?
Обычно люди желают остановить мгновенье в тот момент, когда они с ужасом понимают, что его, как и миллиарды следующих, уже никогда не вернуть. Заморозить реальность хочется и в миг, когда удается увидеть что-то очень красивое и завораживающее: горный пейзаж, к примеру, или закат солнца. Однако мне кажется, что чаще всего желание остановить мгновение появляется тогда, когда это самое мгновение является самым счастливым за долгое время.
Например, когда находишься рядом с человеком, которого любишь. Героиня романа М.А Булгакова «Мастер и Маргарита», обретя в лице Мастера свою любовь и свой смысл жизни, наслаждалась каждым мгновением, проведенным с ним. Однако в те дни, когда в их отношениях наступил сложный период, когда Мастера начала охватывать душевная болезнь, Маргарита перестала ценить эти минуты и стала чаще проводить время вне дома. После того как любимый пропал, у девушки было время подумать над своими чувствами, и позже, следуя по нити событий, мы видим, через какие трудности готова была пройти Маргарита, чтобы вновь вернуть любимого. За то, чтобы снова увидеть Мастера, девушка продала душу дьяволу, побывала на балу у сатаны и перетерпела ужасные муки, а тот момент, когда герой вновь оказался в её объятиях, был, наверное, самым долгожданным за всю её жизнь. Я думаю, что тот миг, в котором девушка вновь встретила любимого и поняла, что никто и никогда больше не сможет их разлучить, героиня хотела бы остановить навечно. И, кажется, Воланд дал ей такую возможность.
Печорин из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», судя по всем признакам, не был способен на любовь. Но я склоняюсь к тому, что Григорий Александрович просто подавлял в себе это чувство, и на самом деле готов был навсегда остановить время, чтобы остаться с девушкой, чью жизнь успел изрядно искалечить. Судя по образу мышления героя и циничному отношению к жизни, трудно сказать, что в его разум могла попасть подобная мысль, однако из эпизода с погоней на коне мы узнаем истинные чувства героя. Его волнение, заставляющее Печорина бешено гнать коня, резкие, судорожные и в какой-то степени отчаянные движения показывают, что если бы он все-таки догнал карету с Верой и успел бы хоть на миг увидеть эту девушку, он пожелал бы растянуть этот миг на всю свою оставшуюся жизнь. Но, к сожалению, этого мига не наступило, и герой предпочел заглушить в себе былое желание и больше никогда ничего подобного не чувствовал.
Остановить мгновение невозможно - время уходит бесследно, это подтверждают и примеры, приведенные выше, и простой жизненный опыт. Однако приблизить какой-то миг и постараться выжать из него самый максимум может каждый из нас. Поэтому важно ценить данное нам время и пользоваться каждым мгновением своей жизни, ведь это все, что у нас есть.

ЧТО ДОМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ О СВОЁМ ХОЗЯИНЕ?
Издревле известно, что дом еще с момента постройки начинает накапливать энергетику своего хозяина и со временем будто бы образовывает слепок его души. По размеру жилья, по его внешнему и внутреннему облику, по мелким и крупным говорящим деталям быта можно определить характер хозяина, его склад ума, уклад жизни и даже душевное состояние. Неслучайно дом является одной из ключевых деталей, с помощью которых писатели раскрывают образ персонажа.
Например, в романе И.А. Гончарова «Обломов» образ комнаты Ильи Ильича не просто идентичен по своей сути главному герою. Квартира со всеми многоговорящими деталями очень ярко дополняет образ своего хозяина. В её описании автор употребляет словосочетание «с первого взгляда» - «…с первого взгляда казалась прекрасно убранною…», и позже, следу по сюжету, мы понимаем, что и сам Обломов лишь с первого взгляда деятелен – все его существование, описанное в самом начале произведения, лишь имитация жизни. О лени хозяина и его слуги говорит множество деталей: паутина и пыль повсюду, осевший диван, отклеивающееся с мебели дерево, пятна и залежалые остатки еды и многое другое. О его бездеятельности – пыльные страницы книг, прошлогодние газеты и засохшая чернильница. Все это прекрасно характеризует образ Ильи Ильича Обломова и как ничто другое описывает его внутреннее состояние, его характер и образ жизни в целом.
Н.В. Гоголь в романе «Мертвые души» очень точно использует прием художественной детали для полной передачи образов помещиков. Так, с помощью описания дома Собакевича, автор познакомил нас с героем еще до его появления в сюжете. Читая описание поместья, мы видим ошарашивающую своей величиной деревню и крепкие, добротные, сделанные на совесть постройки. Сам дом сделан «для удобства», а его стены Н.В. Гоголь даже характеризует как «дикие». Все постройки, включая и сам дом, кажутся неказистыми и кривыми, однако очень грубыми, прочными и полновесными. То же самое автор описывает и внутри дома: каждый элемент декора своими размерами, своим видом и прочностью напоминает хозяина дома, и позже, знакомясь с самим Собакевичем, мы в этом убеждаемся. Н.В. Гоголь делает акцент на том, что герой похож «на средней величины медведя» и во всех своих качествах не уступает своему поместью. И даже в том, как Собакевич ведет дело, герой проявляет себя как крепкий хозяин, «человек – кулак»: он знает все имена и достоинства своих крепостных, не упускает ни единой возможности обмануть и даже вводит в список продаваемых душ свою жену. Поместье и дом Собакевича являются деталью, полностью выражающей и дополняющей образ Собакевича как человека тучного, грубого, прочного, незыблемого, неказистого и больше похожего на животного, нежели на человека. Таким образом, легко сделать вывод, что жилище, как изнутри, так и снаружи, может полностью раскрыть образ своего хозяина: как с хорошей, так и с плохой стороны. Дом раскрывает все черты нашего характера, и даже те, что мы тщательно пытались скрыть.



КАКИЕ КАЧЕСТВА РАСКРЫВАЕТ В ЧЕЛОВЕКЕ ЛЮБОВЬ?
Любовь – это то чувство, которое, подобно лакмусовой бумажке, выводит наружу все качества человека и все грани его характера. В художественной литературе даже существует такой прием как «проверка любовью» - один из признаков достойного персонажа с чистой, неиспорченной противоречиями душой. Именно в ходе такой «проверки» зачастую выявляются многие качества, с первого взгляда не заметные читателю.
Например, в произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» автор показывает нам, какую градацию перемен проходит главная героиня. Мы знакомимся с ней в тот момент, когда она одиноко прогуливается по городу с желтыми цветами в руках - уже из этого факта сам по себе возникает вывод о том, что женщина не была особо привязана к своему супругу, к тому же, и самого Мастера поразило её «необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах». Затем, следуя по сюжету романа, обращая внимание на предысторию каждого персонажа, мы понимаем, что Маргарита не испытывала особой страсти в браке, в ней не было привязанности и трепета по отношению к супругу, в её поведении даже можно было заметить оттенки гордости, в свободное время она предпочитала находиться одной. Но с приходом в её жизнь Мастера, с приходом настоящей, искренней, страстной, глубокой любви все предыдущие предрассудки Маргариты словно улетучились – не стало ни одиночества в глазах, ни оттенков гордости, девушка абсолютно все свое время проводит с любимым, сочувствуя и сопереживая ему, она буквально живет его творчеством, а позже даже продает душу дьяволу за то, чтобы вечно находиться рядом с Мастером. Любовь раскрыла в главной героине преданность и жертвенность, степень которых, наверное, даже самая героиня без любви к Мастеру не могла себе представить.
Иногда любовь кардинально меняет характер человека и даже способствует взрослению личности. Так произошло с героем романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Петром Гриневым. Мы знакомимся с ним, когда тот только переходит порог взросления, но все еще остается слегка избалованным птенцом, только что вылетевшим из-под уютного крыла любящей матери и слегка безразличного отца. Затем, встретив Марию, герой влюбляется и это сначала заставляет его действовать опрометчиво, растрачивая время на бесполезные дуэли, подвергая тем самым риску собственную жизнь. Однако и этот поступок уже был достоин уважения, ведь тем самым Петр защищал честь возлюбленной, что уже является подвигом, о каком ранее Гринев даже не помышлял. И с течением времени чувства героя все больше и больше усиливаются, в нем появляется твердый героизм и чувство собственного достоинства, поэтому герой не боится ни Пугачева, ни смерти и даже жалеет когда-то ненавистного, а теперь до ужаса жалкого Швабрина. Любовь окрыляла его и поддерживала в трудные минуты, каких было немало, давая толчок к действиям. Она раскрыла в нем невероятную храбрость и героизм, а также чувство собственного достоинства.
Однажды почувствовав любовь, человек запускает в себе механизм изменения характера, который начинает работать усерднее с усилением чувств. Благодаря этому зачастую человек раскрывает в себе новые качества, доселе ему неизвестные.

СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С МЫСЛЬЮ, ЧТО ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ – ЭТО ПОСТОЯННЫЙ ВЫБОР? 
Невозможно отрицать тот факт, что жизнь – это череда событий и всевозможных решений. Все, что происходит в нашей судьбе, является следствием наших поступков, поэтому важно осознанно подходить к любому выбору и уметь вовремя отказать от своих убеждений, либо вовремя убедиться в их исключительной верности.
Жизненный путь Григория, главного героя романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон», был полон ситуаций, в которых нужно было делать серьезные решения. Говоря о нравственном выборе героя, сказать однозначно, во всех ли ситуациях его решения были правильными и верными, нельзя. Но Григорий на протяжении всего романа руководствуется только своими собственными убеждениями и принципами, всегда думает о своих близких и всеми силами пытается угодить всем, при этом иной раз сам оказываясь ни с чем. Сначала Герой метается от Натальи к Аксинье, позже, на войне, его душу терзают противоречия – его добрая натура против кровопролитий, однако убийство австрийца совершилось, и кровь его навсегда останется на руках Григория. Герой также несколько раз пытается сделать выбор, быть на стороне красных или на стороне белых, но что бы он не совершал, каким бы метаниям не подвергался и какой бы выбор ни делал – Григорий всегда возвращался домой, ведь сердце его желало лишь семейного счастья и спокойствия. Зачастую жизнь предоставляет человеку выбор с целью так называемой «проверки»: проверки любовью, дружбой, семьей.
Герою романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» приходилось ни раз проходить такую «проверку», приходилось ни раз делать выбор, несущий за собой логичные последствия. Евгений метался между городским обществом и деревенским, попутно выражая пренебрежение к обоим категориям. Изначально он сделал выбор в пользу одиночества и отказал Татьяне в чувствах, попутно проведя с ней нравоучительный разговор. Но противоречивость героя сыграла с ним злую шутку: в тот момент, когда нужно было выбирать в пользу дружбы, герой испугался общественного мнения. Мнения того самого светского общества, к которому, казалось бы, испытывал неприязнь. Евгений согласился на дуэль и убил прекрасного поэта, позже получив по заслугам. Судить нельзя, однако, мне кажется, что есть бы герой попробовал сделать выбор, опираясь на свою совесть, то история приобрела бы совершенно иное направление.
Безусловно, жизнь – это постоянный выбор. И всегда важно помнить, что каждое наше действие, любой наш выбор может повлиять на будущее и изменить его. И насколько верным будет решение, насколько правильным с точки зрения нравственности будет посыл– настолько светлым будет наше будущее.

ЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ – ТРУД ИЛИ ОТДЫХ?
Ни для кого уже не является секретом тот факт, что чтение способствует умственному, духовному и физическому развитию человека и существенной градации его способностей и мироощущения в целом. Однако даже при наличии всех этих плюсов, чтение не пользуется у людей таким спросом, как, к примеру, телевидение или компьютерные игры. Существует особый пласт людей, принципиально не читающих книги, есть и те, кто просто не может заниматься этим по каким-либо причинам. Остальные же читают либо для повышения умственных способностей, либо для устранения стресса или легкой отрешенности от реальности – другими словами, для отдыха. И нельзя точно сказать, что есть для человека чтение: ситуации могут быть разными, и вариации их использования тоже многочисленны.
Например, для героя из романа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» с самого детства чтение было лишь глаголом, не имеющим за собой какого-либо смысла, а книга - предметом, о котором он мог случайно услышать от родителей. В свои 30 лет Чарли имел уровень развития ребенка, и лишь после операции и долгой и мучительной терапии он смог взять в руки книгу и попытаться её прочесть. Это, совершенно точно, нельзя было назвать отдыхом. Чтобы связать вместе буквы, и, тем более, слова, Чарли пришлось очень сильно постараться, и первое время он не заходил дальше одной страницы. Однако упорство героя помогало ему перебарывать свою боль и с течением времени наращивать количество и качество прочтенного текста. Поистине, чтение было для Чарли частью работы – долгой и мучительной работы над собой.
Совсем по-другому занималась чтением художественной литературы героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна, в отличие от её сестер и других членов семьи, сплетням предпочитала чтение художественных произведений. Она действительно наслаждалась книгами и буквально жила ими. Девушка представляла себя одной из героинь любимых романов и, погружаясь в этот мир «обольстительного обмана», создавала в своем сознании идеальные образы. Татьяна, будучи личностью незаурядной, пыталась отгородиться от обывательства и пошлости окружающей её реальности, и в этом ей помогали книги: они стали её отдушиной.
Для кого-то книги могут быть причиной нервных расстройств, для кого-то ежедневным стимулятором мозга. Кому-то они мог приносить счастье и расслабленность, а для кого-то служить наказанием. Единого мнения не существует: читать или не читать – выбор каждого. Однако это ни в коем случае не может умалять заслуг художественных произведений. Все темы Итогового сочинения этого года.

Как написать выпускное сочинение? Полезные ссылки

http://sochinenie.wikivote.ru/
Примеры сочинений
Круглый стол " Как готовить к итоговому сочинению не только школьников, но и учителей"
"Внимая ужасам войны" (из опыта подготовки к итоговому сочинению в 11 классе)
Все темы сочинений 3 декабря 2015 года
Сергей Волков: "Сочинение теперь как такой сигнальный маячок"читайте с детьми книги, разговаривайте с ними, учите их выражать и доказывать мысли"
Видеолекция "Подготовка к выпускному сочинению"
Татьяна Владимировна Скрипка "Готовимся к новому сочинению в 11 классе. "Сквозные" темы, мотивы, образы в русской литературе XIX - XX вв."
Татьяна Скрипка "Тематические тесты по литературе как средство подготовки к сочинению"
Татьяна Скрипка "Художественные тексты второй половины 19 века как материал для учебно-тренировочных тестов"
Сайт ВИРО. Итоговое сочинение
"Методические рекомендации по написанию итогового сочинения(изложения ) для учителей русского языка и литературы"
Структура сочинения. Презентация
Темы сочинений с апробации 20 ноября 2014
Готовые сочинения.
Курс дистанционный "Подготовка к сочинению".
Презентации курса "Подготовка к выпускному сочинению"
Как написать сочинение на тему "Чем люди живы?"
Как написать сочинение на тему "Спор поколений: вместе и врозь"
Как написать сочинение на тему "Человек и природа"
Как написать сочинение на тему "Уроки, заданные человечеству войной"
Итоговое сочинение 2015
Примерный алгоритм выпускного сочинения.
Экспресс-программа по подготовке к выпускному сочинению.
Сочинение? Легко! 10-11 классы.  Светлана Красовская, Мстислав Шутан, Елена Певак, Виктория Моисеева, Татьяна Неретина.
Пишем сочинение вместе
Важное о сочинении для учеников
Методические рекомендации по написанию сочинения по направлению «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ»
Материалы для написания сочинения "Чем люди живы".
Н.Беляева "Методическое обеспечение итогового сочинения (изложения) в 2014-2015 у.г.
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения).
Видеолекция Светланы Красовской "Итоговое сочинение: спорные вопросы, узкие места и подготовительная работа"
Красовская Светлана "Экзаменационное сочинение: тематические направления, литературные аргументы, критерии оценивания".
Видеолекция "Школьное сочинение: современные методические подходы"
Натан Тамарченко КАК УЧАТ В ШКОЛЕ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ И КАК ЭТО СТОИЛО БЫ ДЕЛАТЬ?
Рекомендации по написанию выпускного сочинения по направлению "Вопросы, задаваемые войной".
Имя Лермонтова на карте России.
«Печально я гляжу на наше поколенье».
Г. Егораева. Методические рекомендации к написанию выпускного сочинения по литературе (11 класс).
Методические указания и контрольные задания по литературе (подготовка к сочинению).
Как получить зачет на итоговом сочинении
Перечень возможных тем сочинения по направлениям.
Памятка по написанию выпускного сочинения
Список литературы для подготовки к итоговому сочинению
Темы по направлению "Чем люди живы?"
Воспитание добротой ( по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского").
Выпускное сочинение по литературе в 11 классе. Комментарий разработчиков
5 примеров сочинений по Лермонтову
Сочинение "Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри"
Вопросы, заданные человечеству войной. Практикум «Пишем сочинение вместе»
Готовые сочинения
"Дрофа": вебинары
Материалы к выпускному сочинению 2015 года по направлению "Человек и природа"
Материалы к написанию сочинения "Человек и природа" (По рассказу Николая Почивалина «На природе»).
Рекомендации по написанию сочинения
Список возможных тем по направлению "Вопросы, заданные человечеству войной"
Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе
Темы сочинений в рамках подготовки к выпускному сочинению
Возможные темы выпускного сочинения.
Круг проблем направления "Чем люди живы?"
ЧЕМ ЖИВЫ ЛЮДИ? СВОБОДНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ.
Презентация "Чем люди живы?"
Примерные темы сочинения направления «Вопросы, заданные человечеству войной».
Сочинение ученицы на военную тему. Вопросы, заданные войной.
ВОПРОСЫ, ЗАДАННЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ВОЙНОЙ. Свободное размышление учителя.
Утверждены критерии оценки итогового сочинения.
Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
Утвержденные Рособрнадзором Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования
Письмо Рособрнадзора № 02-651 от 01.10.2014 "О документах по организации и проведению итогового сочинения (изложения)"
Проект рекомендуемых критериев оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования
Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения)
Технический регламент проведения итогового сочинения (изложения)
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Чем люди живы? (На материале произведений М.Горького).
Рекомендации по написанию сочинений по пятому направлению "Вопросы, заданные человечеству войной".
Рекомендации по написанию третьего блока сочинений "Человек и природа в отечественной и мировой литературе".
Подготовка к первому направлению тем итогового сочинения 2014-2015.
Произведения, которые можно использовать при написании сочинения 2014-2015 года.
Рекомендации по написанию сочинений по второму направлению "Вопросы, заданные человечеству войной".
Проект критериев оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего  образования.
Презентация Егораевой Г.Т. посвящена подготовке к итоговому сочинению в 11 классе.
Ученические сочинения по тематическим направлениям 2015 года ещё   ещё  ещё
Данная презентации с семинара Бузиной Е.В. содержит информацию об итоговом сочинении, об изменениях, касающихся ЕГЭ и ОГЭ, а также ссылки на полезные интернет-ресурсы.
Лев Айзерман: "Весь год я слышу бодрые «уря-уря»: в школу возвращается сочинение...Нас захлестнёт поток пустословия, штампов, безликости"
Сергей Кравцов: "Критериев для проверки сочинения будет не больше 10"
В Министерстве образования и науки РФ опровергли информацию о том, что в сочинениях выпускников не будет учитываться грамотность.
"Сочинение – экзамен не по литературе (для этого есть ЕГЭ по литературе) и не по русскому (есть ЕГЭ по русскому) – это межпредметный экзамен".
Сергей Волков: "Работа над критериями идет, ошибки всех сортов будут подчеркиваться, грамотность будет учитываться при выставлении зачета"
Выпускные сочинения - зачем и о чем?
"Теперь учителя будут готовить школьников к написанию сочинения на темы, вписывающиеся в парадигму этих направлений"
"То, что нам сегодня предлагают под названием “сочинение”, ни в коем случае нельзя отождествлять с тем сочинением, которое мы писали когда-то"
Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на учебный год 2014/2015
Сергей Волков: "Направления тем сочинения, которое в этом году будут писать 11-классники, планируется обнародовать 27 августа 2014".
Сайт "Всё о выпускном сочинении"
Ещё раз об итоговом сочинении на основе литературных произведений в 11 классе.
В 2015 году планируются изменения в порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования
СОЧИНЕНИЕ КАК ДОПУСК К ЕГЭ
Перечень направлений тем для итогового сочинения на 2014/15 учебный год будет утвержден до сентября
"Система обучения сочинениям в 5-8 классах". Под ред. Т.А.Ладыженской
Блог "Как научиться писать сочинения и рефераты"
Дмитрий Ливанов: "В декабре 11-классники напишут сочинение. Оно будет оцениваться по двухбалльной шкале: зачет или незачет"
Темы итоговых сочинений по литературе в 10 классе (2013-2014 у.г.)
Тралкова Н.Б. "Сочинение на литературную тему как учебная задача"  
Мастер-класс Ирины Минераловой "Слова в русской литературе: пишем сочинение вместе"
"Через несколько дней базовая модель итогового сочинения будет предъявлена педагогическому сообществу для широкого обсуждения"
Критерии оценивания сочинения по литературе для обучающихся 10-х классов Санкт-Петербурга
Михаил Павловец: "Только что с очередного заседания рабочей группы при МОН по возвращению сочинения"
Сергей Волков, Михаил Павловец, Марат Алимов "УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ"
Итоговое сочинение по литературе в 10 классе  Москва
Галина Ребель "Выпускное сочинение по литературе: перезагрузка"
Сергей Волков о первом заседании рабочей группы МОН по введению итогового сочинения
Первое заседание рабочей группы по введению итогового сочинения состоялось
Проект "Возвращение выпускного сочинения: общественные консультации"
Оксана Смирнова о сочинении     ещё     ещё  ещё     ещё      ещё    ещё   ещё               
Опять о школьном выпускном сочинении
"В результате учителя русского языка и литературы сошлись на том, что вводить сочинение как выпускной экзамен нецелесообразно"
"Но сказать президенту о том, что возврат к сочинению — плохая идея, никто не решится"
Главный изъян идеи возвращения экзаменационного сочинения по литературе"Я для себя знаю, для чего я прихожу в класс. Но государство не знает, для чего оно посылает учителей литературы в классы"
"Школьники не читают, не пишут, да и говорить толком не умеют не в последнюю очередь потому, что этого не умеют и их учителя"
Заседание Общественного совета при МОН: возвращение по поручению президента сочинения как итогового экзамена
"За основу сочинения школьники смогут выбрать одну из 100 книг, рекомендованных к прочтению Президентом Путиным"
"Ввести сочинение в систему аттестации учащихся десятых классов в 2013/2014 учебном году – с такой инициативой выступили педагоги столицы". 
Сергей Волков о выпускном сочинении
"Количество нынешних учителей, которым НЕ НА-ДО, достигло критической массы"
"Чтобы человек успешно написал сочинение в 11 классе, его надо начинать готовить к этому с пятого"
Ирина Лукьянова: "Выпускное сочинение, как я его помню, — совершенно мертворожденный жанр с огромным количеством формальных требований".
Источник

"Берег" Юрия Бондарева: проблема нравственного выбора

Один из самых ярких представителей «прозы лейтенантов» и едва ли не родоначальник этого направления, Ю. Бондарев предельно честен в изображении войны. Он не скрывает ее ужасов, он знает им цену, ибо на фронте не раз сам смотрел в глаза смерти.
Но вопросы нравственного самочувствия для писателя куда важнее «правды войны». Бондарев стремится понять правду о человеке, убедиться в том, что любовь сильнее ненависти. В числе лучших его произведений роман «Берег», ставший культовым едва ли не на следующий день после выхода.
Герои Бондарева всегда находятся между двумя берегами: жизни и смерти, любви и ненависти, порядочности и подлости. Они должны выбирать. Автор не делает выбора за них. Но всегда понятно, на чьей он стороне.
(Думаю, что данное произведение можно использовать в сочинении на ЕГЭ по русскому языку и в выпускном сочинении по проблемам: нравственный выбор человека, истинный и мнимый патриотизм, жестокая правда войны... Советую вам, ребята, прочитать этот роман. И наверное, не только с практической целью -- подготовиться к экзамену. Произведение интересно написано и захватывает буквально с первых страниц.)

Подготовка и проведение выпускного сочинения. Методические рекомендации для образовательных организаций ссылка. Достаточно полный сборник материалов, рекомендаци, инструкций  к итоговому сочинению. Имеются фрагменты сочинений с рецензиями. А также содержатся все необходимые материалы о выпускном изложении.

Курсы по подготовке к сочинению в выпускном классе ссылка

Классификация ошибок в выпускном сочинении по версии ФИПИ ссылка  Ресурс, прежде всего полезный для учителя, содержит классификацию грамматических, речевых и логических ошибок, а ткже орфографических, пунктуационных и фактических.

Критерии оценивания выпускного сочинения ссылка

Ошибки в сочинении. Презентация ссылка

Пособие по подготовке к выпускному сочинению. Уроки повторения русской классики в 11 классе ссылка

А.С. Грибоедов. Из пособия по подготовке к выпускному сочинению ссылка

А.С. Пушкин. Лирика А.С. Пушкина. Анализ лирического стихотворения. Памятка, как учить стихи. "Евгений Онегин". Сочинения с рецензиями ссылка

М.Ю. Лермонтов. Лирика М.Ю. Лермонтова. "Герой нашего времени". Анализ стихотворений, Сочинения с рецензиями ссылка

Р.В. Гоголь. "Мёртвые души" ссылка

И.А. Гончаров "Обломов" ссылка

А.Н. Островский. "Гроза". "Бесприданница"ссылка

И.С. Тургенев. "Отцы и дети" ссылка

Ф.И. Тютчев ссылка 

Елена Бузина. Выпускное сочинение: алгоритм подготовки ссылка  Здесь о подготовке к "старому" сочинению (до 2007 года), когда публиковался перечень тем сочинений и из него формировался список тем на экзамене по литературе в 11 классе. Однако в материале есть рациональное зерно: общие установки по написанию сочинения, образцы униеврсальных вступлений-заключений к темам. Далее пример.
  • «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н.Г. Чернышевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
  • «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание» (К.Г. Паустовский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
  • «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С. Мережковский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)
  • «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)
  • «Поэзия — это форма любви» (М.М. Пришвин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
  • «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предаёт самого себя…» (Б.Л. Пастернак). (По одному из произведений русской литературы XX века.)
Приведём в качестве примера два варианта “универсального” вступления по темам с ключевым словом “любовь”.
1. “Любовь… Что такое любовь? Каждый человек вкладывает своё понимание в это слово. Но совершенно очевидно, что:
— истинная любовь очищает и возвышает человека;
— у любви тысячи аспектов, и истории любви лучших литературных героев доказывают это;
— любовь — это истина;
— любовь всесильна;
— любовь делает человека лучше, светлее;
— любовь есть жизнь, и «нарушитель любви… предаёт себя»”.
2. “Что есть любовь? Вечный вопрос… Как найти ту меру, имея которую можно чувствовать себя счастливым? Любовь — это норма жизни, может быть, лишь её редкие всплески. Такие редкие, что иногда мы их даже не замечаем и только потом, оглядываясь, с грустью понимаем: «это была любовь…»”.
Ниже приведён вариант заключения, который вполне соотносится и с первым, и с вторым вариантом универсального вступления.
“Ответ на вопрос: «что есть любовь?» я нахожу в замечательной истории любви героев… для которых поиск счастья, обретение истины, движение к свободе с удивительной ясностью и точностью «прочитывается» в мысли Достоевского о том, что «любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» Лучше и не скажешь…”
Опыт показал, что предложенный нами вариант подготовки одинаково результативен как для “слабых”, так и для “сильных” выпускников. Он позволяет чётко организовать процесс подготовки на самом сложном уровне — уровне самостоятельной работы с консультационной поддержкой учителя.
Подготовленные на основе приведённого алгоритма варианты вступлений–заключений для одной темы могут использоваться практически в каждой “линии”. После опыта создания двух-трёх универсальных вариантов выпускники обычно достаточно свободно формулируют собственное отношение, перерастающее в позицию яркую и самобытную, которая и ценится в работах такого плана превыше всего.
TopList

Комментариев нет:

Отправить комментарий