18 января 2011

КАК ПЕРЕВЕСТИ НА СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ?

Повелитель многих языков, язык российский не токмо обширностью мест,  где он господствует, но  купно и  собственным своим пространством и довольством велик перед всеми в Европе. Невероятно сие покажется иностранным и некоторыи природным россиянам, которые больше к чужим языкам, нежели к своему, трудов прилагали. Но кто, не упреждённый великими о других мнениями, прострёт в него разум и с прилежанием вникнет, со мною согласится.
Переведите текст на современный русский язык, стараясь как можно точнее передать смысл слов Ломоносова.
Юноша Ломоносов по дороге в Москву. Источник здесь

Ответ на задачу о предлогах, союзах и местоимениях из одной буквы

Сколько в русском языке предлогов, союзов и местоимений, состоящих из одной буквы?
(А) 4 предлога, 1 союз и 1 местоимение;
(Б) 4 предлога, 2 союза и 1 местоимение;
(В) 5 предлогов, 1 союз и 1 местоимение;
(Г) 5 предлогов, 2 союза и 1 местоимение;
(Д) 5 предлогов, 2 союза и 2 местоимения.
В названии была подсказка. Ничего не поделаешь, придётся вспомнить алфавит и считать.  Итак; а -- союз, в -- предлог, и -- союз, к -- предлог, о -- предлог, у -- предлог, я (наконец-то!) -- местоимение. Итого 5 предлогов, 2 союза, 1 местоимение. Ответ: (Г).
А ещё есть однобуквенное слово э, но это междометие. Есть и другие однобуквенные междометия, например, а и о (А, я это понял! О, придумал!), что вполне естественно, ибо от междометия требуется не только выразительность, но и краткость. Они совпадают на письме  с соответствующими предлогами и  союзами.

16 января 2011

Бумаги не жалеть!

Характеристику предложения при письменном синтаксическом разборе лучше записывать не строчкой, а столбиком, и каждый признак – под своим номером:
1. Повествовательное.
2. Невосклицательное. – И т.д.
При такой записи гораздо меньше пропусков, нарушений последовательности. Дополнительный расход бумаги в данном случае оправдан.

Источник здесь

Части речи одной буквой

Попросив учеников указать в предложении части речи, мы нередко обрекаем себя на раздражающе кропотливый труд: нелегко расшифровывать то, что меленькими буквами и при этом еще карандашом надписано над словами. А между тем название каждой знаменательной части речи удобно обозначать одной первой буквой; только причастие, если считать его отдельной частью речи, приходится, в отличие от прилагательного, обозначать двумя буквами – Пр. Служебные части речи вообще надо не надписывать, а обводить – союзы кружком, предлоги квадратиком или прямоугольником; для частиц можно использовать еще какую-нибудь геометрическую фигуру, например, ромб. Мои ученики заключают частицы в разорванные квадраты. Получается разборчиво и наглядно.



Источник здесь


РАСКУСИ-КА!

При закреплении темы «Частицы, пишущиеся через черточку (дефис)» можно рассказать такую историю.
По преданию как-то в разговоре с Петром I турецкий паша, враждовавший с Россией, достал из кармана горсть маку и хвастливо заявил, что имеет под своим началом столько воинских частей, сколько зернышек на его ладони. В ответ Петр тоже порылся в кармане и извлек всего-навсего одно зернышко перца.
– Наше войско невелико, а попробуй раскуси-ка, – сказал Петр.

Ответ Петра обычно вызывает сочувственный смех. От души посмеявшись, учащиеся продолжают работу с повышенным интересом и энергией, в частности, отыскивают в ответе Петра частицу, пишущуюся через черточку. Небольшая затрата времени на такое отступление окупилась...
Источник здесь

15 января 2011

Как вас назвать?


НЕ и НИ. Совет: заострите внимание на примерах

В известном шлягере поется: "Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне не пророчил…" Или все-таки "ни пророчил"? Что перед нами - утверждение или отрицание? По сравнению с отрицательной частицей не частица ни употребляется гораздо реже, но именно с различением этих частиц связано немало трудностей в русском письме.
К "прозрачным" случаям употребления ни относятся:
1) ни в устойчивых выражениях:
-- Ни дать ни взять; ни свет ни заря; ни днем ни ночью; ни стать ни сесть; ни жив ни мертв; ни рыба ни мясо; ни то ни се (запятой не разделяются!).-- Ни один - т.е. никто (не один - много); ни разу - нисколько (не раз - много раз, несколько раз).-- Ни с места! Ни шагу назад!
2) парное употребление ни: ни-ни (Ни хлеба, ни зрелищ народ не получил).
В подобных предложениях отрицательную частицу ни можно заменить и/ или вовсе опустить -- смысл высказывания сохранится. (И хлеба, и зрелищ народ не получил. Хлеба, зрелищ народ не получил.)

К трудным случаям употребления ни можно отнести следующие:
1)  ни для усиления отрицания.
В предложениях, где ни используется для усиления отрицания, обычно уже имеется отрицание (нет, не): Нет ни копейки денег. Не дал мне ни рублика. Иногда отрицание только подразумевается: Ни копеечки в кармане. Ни копеечки не было в кармане.

2) существует еще двойное отрицание с не (Не мог не заметить. Нельзя не сознаться). Это двойное отрицание придает предложению смысл утверждения, а не отрицания (Не мог не заметить - заметил. Нельзя не сознаться - надо сознаться). Чтобы не сделать ошибок, подберите синонимические замены выражениям и словам, тогда многое прояснится; старайтесь не запоминать правила, а понимать их и заострите внимание на примерах, иллюстрирующих правила.

3) употребление ни при местоимениях и наречиях.
Кто ни пройдет, след оставит (кто ни пройдет - всякий пройдет).
Где бы ни остановился, всюду узнают (где бы ни остановился - где угодно остановился).Какой бы дорогой ни шел, везде тупик (какой бы дорогой ни шел - любой дорогой шел).
В таких предложениях местоимения и наречия с ни можно легко заменить синонимическими конструкциями. Ни употребляется с местоимениями и наречиями в тех случаях, когда нет восклицания и вопроса.

4) в независимых восклицательных и вопросительных предложениях (при наличии или возможности подстановки усилительных частиц только, уж) пишется не: Где он не бывал? Кто не любил его! Какие думы не передумал!

5) в уступительных придаточных для усиления утвердительного смысла употребляется только ни: "Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне ни пророчил..." ("отправлюсь", невзирая на то, что "пророчит путь"). То есть, что бы там ни пелось, писать-то нужно все-таки ни.
Источник здесь

14 января 2011

Чудодей Даниил Хармс

Помните увлекательную историю об одном "очень-очень вкусном пироге", которую приходится досочинять самим?
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе...
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый...
Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости...
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек...
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту...
Когда же гости подошли,
То даже крошек...
Автор этой истории - Даниил Хармс (Ювачев), русский писатель. 12 января ему исполнилось 105  лет  со дня рождения. Читаем его Стихи для детей .
Детство Дани было обычным для той поры: кормилица, гувернер, Рождество, бабочки в Летнем саду, паровые машины, дача в Разливе и пр. Абсолютный музыкальный слух, умение рисовать, склонность к языкам, шалости, проказы... Читать дальше

Предлоги, союзы, частицы. Слитно/раздельно?

Зима без снега. 14 декабря.   Источник здесь
Снега ещё нет (у нас его совсем не было этой зимой!), но пора надевать  зимние шубы, так(как) по календарю уже зима. Мы будем делать вид, как(будто) играем в снежки, и людям покажется, что  снег и вправду выпал. Но надо иметь (в)виду, что(так) могут подумать (не)все. Несмотря(на) косые взгляды, мы будем продолжать игру, так(что) зима увидит, как (по)ней  соскучились, и наконец подморозит дороги и подсыплет снегу. (В)общем, если вы хотите, что(бы) наступила зима, присоединяйтесь (к)нам!

Где НИ, а где НЕ?

Задача из "Русского медвежонка".
Скольких букв и не хватает в этих пословицах и поговорках?
Н...в свои сани н...садись.
Сколько волка н...корми, он всё в лес смотрит.
Н...было н....гроша, да вдруг алтын.
Один в поле н...воин.
(А) пяти; (Б) четырёх; (В) трёх; (Г) двух; (Д) одной.

12 января 2011

Начинаем изучать частицы...

В 6 классе по учебнику под редакцией М.В. Панова мы начинаем изучать тему "Частицы", поэтому размещаю это сообщение-задание.
ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА
Название "частицы" объединяет очень разные по значению и по роли служебные слова. Одни обеспечивают образование грамматических форм, другие выражают цель высказываний, третьи просто делают речь живой, яркой. Похоже, частицы -- это такие служебные слова, которые не вошли ни в одну другую группу. Словом, всякая всячина.  (Н. Ильина.)
Докажите справедливость утверждений, содержащихся во втором предложении. Приведите примеры.
Источник: сборник упражнений И.А. Громова.

И вновь о предлогах

Задача из "Русского медвежонка".
Русский предлог к всегда сочетается с существительными в дательном падеже. Какой из следующих предлогов может сочетаться с существительными в трёх разных падежах?
(А) за; (Б) на; (В) о; (Г) с; (Д) никакой.

11 января 2011

За что «кол»? Едва прикоснулся к науке…

Мы, учителя, обязаны ставить все отметки, в том числе и двойки. Официально у нас пятибалльная система знаний. Но я не видел ни одного аттестата, где стояла бы «двойка» или тем более «единица». За что «кол»? Ничего не знает! К концу каждой четверти учитель сталкивается с жестким прессингом как со стороны администрации, так и со стороны родителей. С обеих сторон одно и то же: "Учитель плохо работает". На вопрос: "А что значит хорошо работать?", - обе стороны, не сговариваясь, требуют только одного - хороших отметок в журнале.
Возможно, двойка - это не так уж и страшно... Существующая система контроля и оценки знаний на самом деле уже не устраивает. Изменилось время, мы уже живем и работаем совсем в другой стране. Раз это так, то не целесообразно ли отказаться от нее или заменить более совершенной? Возможно, учащиеся, освобожденные от карающей функции отметки, стали бы учиться лучше и более добросовестно относиться к своим учебным обязанностям.
Однако хочется, чтобы инновации шли в гармонии с опытом предков. 175 лет тому назад был составлен документ, точно определивший, какую оценку и за что следует ставить. Документ этот, высочайше утвержденный 8 декабря 1834 года, назывался "Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках". Излагать его современным языком нет смысла: наш язык беднее, лучше прочитать текст подлинника. Вот что в нем говорилось:
1-я степень (успехи слабые). Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успехов в оной, — или потому, что совершенно не радел при наклонности к чему-либо иному.
Читать дальше
Валериан Чупин, учитель физики,
 педагог дополнительного образования
Центра детского (юношеского) технического
творчества «ЮТЕКС», города Чайковский Пермского края.