У верующих есть традиция купания в Крещенский сочельник. Лед прорубается заранее, обычно в форме креста. Прорубь называют Иорданью - в память о реке Иордан, в водах которой крестил Иисуса Христа Иоанн Предтеча. Источник здесь |
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
19 января 2011
Всем в прорубь!
Фестиваль Образовательных сайтов
Уважаемые коллеги – специалисты управлений образования, директора и педагоги школ, гимназий, лицеев, учреждений дополнительного образования, детских садов, студенты учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального педагогического образования!
Центр новых образовательных технологий ТГПУ приглашает Вас принять участие во всероссийском Фестивале Образовательных сайтов, который проводится с 15 января 2011 года по 30 марта 2011 года. Сайт должен быть уже созданным и опубликованным, либо сайт может создаваться в рамках Фестиваля и быть заявленным в номинации «Первые шаги».
В рамках Фестиваля Образовательных сайтов выделены следующие номинации:
номинация «Сайт управления образования»;
номинация «Сайт образовательного учреждения»;
В номинации могут быть заявлены сайты школ, детских садов, учреждений доп.образования.
номинация «Сайт педагога»;
В номинации могут быть заявлены авторские сайты педагогов, сайты группы педагогов и сайты классов, если педагог ведет этот сайт.
номинация «Блог педагога»;
В номинации могут быть заявлены авторские блоги педагогов, блоги группы педагогов и блоги классов, если педагог ведет этот блог.
номинация «Первые шаги»;
Участники номинации «Первые шаги» могут самостоятельно создавать сайт в рамках конкурса или обучиться на предложенных семинарах и создать сайт в рамках семинара. Созданный сайт будет участником номинации «Первые шаги». Регистрация участника на семинар происходит отдельно от регистрации на фестивале, оплата обучения на семинаре не входит в оплату оргвзноса фестиваля.
Читать полностью здесь
Центр новых образовательных технологий ТГПУ приглашает Вас принять участие во всероссийском Фестивале Образовательных сайтов, который проводится с 15 января 2011 года по 30 марта 2011 года. Сайт должен быть уже созданным и опубликованным, либо сайт может создаваться в рамках Фестиваля и быть заявленным в номинации «Первые шаги».
В рамках Фестиваля Образовательных сайтов выделены следующие номинации:
номинация «Сайт управления образования»;
номинация «Сайт образовательного учреждения»;
В номинации могут быть заявлены сайты школ, детских садов, учреждений доп.образования.
номинация «Сайт педагога»;
В номинации могут быть заявлены авторские сайты педагогов, сайты группы педагогов и сайты классов, если педагог ведет этот сайт.
номинация «Блог педагога»;
В номинации могут быть заявлены авторские блоги педагогов, блоги группы педагогов и блоги классов, если педагог ведет этот блог.
номинация «Первые шаги»;
Участники номинации «Первые шаги» могут самостоятельно создавать сайт в рамках конкурса или обучиться на предложенных семинарах и создать сайт в рамках семинара. Созданный сайт будет участником номинации «Первые шаги». Регистрация участника на семинар происходит отдельно от регистрации на фестивале, оплата обучения на семинаре не входит в оплату оргвзноса фестиваля.
Читать полностью здесь
Сочетается с тремя падежами. Ответ на задачу
Русский предлог к всегда сочетается с существительными в дательном падеже. Какой из следующих предлогов может сочетаться с существительными в трёх разных падежах?
(А) за; (Б) на; (В) о; (Г) с; (Д) никакой.
Проверяем: предлог за сочетается с винительным (уронить за тумбочку) и творительным (лежать за тумбочкой) падежом, предлог на -- с винительным (положить на тумбочку) и предложным (лежать на тумбочке, предлог о -- тоже с винительным (удариться о тумбочку) и предложным (мечтать о тумбочке). На первый взгляд предлог с тоже сочетается с двумя падежами -- родительным (пить чай с блюдца) и творительным (чашки с блюдцами). Итак, такого предлога нет? И всё-таки... Оказывается, советание предлога с с винительным падежом тоже возможно -- при сравнении : небо с овчинку, глаза размером с блюдце. Искомый предлог найден. Ответ: (Г).
18 января 2011
Красноярская школьница выпустила книгу
Писать стихи Василина начала в 13, когда в первый раз влюбилась. Над книжкой стихов и рассказов работали с мамой почти год: искали издателей, подбирали иллюстрации. Всё за свой счёт. Живут вдвоём, отец ушел из семьи почти сразу после того, как узнал диагноз девочки. Может быть, поэтому все рассказы у Василины обязательно про счастливые семьи и со счастливым финалом.
У девочки нарушена речь, она учится дома, потому что плохо ходит. Пенсии хватает ровно на один курс массажа. Мама Оксана Игнатьева вспоминает, тяжелее всего пришлось в начале 90-х, когда сама училась жить вместе с ребёнком-инвалидом, на хлеб зарабатывала лепкой пельменей и уборкой офисов.
Сейчас девушка учится в 10 классе. Чтобы успешно сдать ЕГЭ, приглашают репетиторов. Василина планирует получить высшее образование, найти хорошую работу, накопить денег. В семье верят - где-то в Европе делают операции, болезнь излечима. Об этом мечтают в каждой семье, где есть ребёнок ...Прочитать полностью
КАК ПЕРЕВЕСТИ НА СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ?
Повелитель многих языков, язык российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольством велик перед всеми в Европе. Невероятно сие покажется иностранным и некоторыи природным россиянам, которые больше к чужим языкам, нежели к своему, трудов прилагали. Но кто, не упреждённый великими о других мнениями, прострёт в него разум и с прилежанием вникнет, со мною согласится.
Переведите текст на современный русский язык, стараясь как можно точнее передать смысл слов Ломоносова.
Юноша Ломоносов по дороге в Москву. Источник здесь
Ответ на задачу о предлогах, союзах и местоимениях из одной буквы
Сколько в русском языке предлогов, союзов и местоимений, состоящих из одной буквы?
(А) 4 предлога, 1 союз и 1 местоимение;
(Б) 4 предлога, 2 союза и 1 местоимение;
(В) 5 предлогов, 1 союз и 1 местоимение;
(Г) 5 предлогов, 2 союза и 1 местоимение;
(Д) 5 предлогов, 2 союза и 2 местоимения.
В названии была подсказка. Ничего не поделаешь, придётся вспомнить алфавит и считать. Итак; а -- союз, в -- предлог, и -- союз, к -- предлог, о -- предлог, у -- предлог, я (наконец-то!) -- местоимение. Итого 5 предлогов, 2 союза, 1 местоимение. Ответ: (Г).
А ещё есть однобуквенное слово э, но это междометие. Есть и другие однобуквенные междометия, например, а и о (А, я это понял! О, придумал!), что вполне естественно, ибо от междометия требуется не только выразительность, но и краткость. Они совпадают на письме с соответствующими предлогами и союзами.
(А) 4 предлога, 1 союз и 1 местоимение;
(Б) 4 предлога, 2 союза и 1 местоимение;
(В) 5 предлогов, 1 союз и 1 местоимение;
(Г) 5 предлогов, 2 союза и 1 местоимение;
(Д) 5 предлогов, 2 союза и 2 местоимения.
В названии была подсказка. Ничего не поделаешь, придётся вспомнить алфавит и считать. Итак; а -- союз, в -- предлог, и -- союз, к -- предлог, о -- предлог, у -- предлог, я (наконец-то!) -- местоимение. Итого 5 предлогов, 2 союза, 1 местоимение. Ответ: (Г).
А ещё есть однобуквенное слово э, но это междометие. Есть и другие однобуквенные междометия, например, а и о (А, я это понял! О, придумал!), что вполне естественно, ибо от междометия требуется не только выразительность, но и краткость. Они совпадают на письме с соответствующими предлогами и союзами.
16 января 2011
Бумаги не жалеть!
Характеристику предложения при письменном синтаксическом разборе лучше записывать не строчкой, а столбиком, и каждый признак – под своим номером:
1. Повествовательное.
2. Невосклицательное. – И т.д.
При такой записи гораздо меньше пропусков, нарушений последовательности. Дополнительный расход бумаги в данном случае оправдан.
Источник здесь
1. Повествовательное.
2. Невосклицательное. – И т.д.
При такой записи гораздо меньше пропусков, нарушений последовательности. Дополнительный расход бумаги в данном случае оправдан.
Источник здесь
Части речи одной буквой
Попросив учеников указать в предложении части речи, мы нередко обрекаем себя на раздражающе кропотливый труд: нелегко расшифровывать то, что меленькими буквами и при этом еще карандашом надписано над словами. А между тем название каждой знаменательной части речи удобно обозначать одной первой буквой; только причастие, если считать его отдельной частью речи, приходится, в отличие от прилагательного, обозначать двумя буквами – Пр. Служебные части речи вообще надо не надписывать, а обводить – союзы кружком, предлоги квадратиком или прямоугольником; для частиц можно использовать еще какую-нибудь геометрическую фигуру, например, ромб. Мои ученики заключают частицы в разорванные квадраты. Получается разборчиво и наглядно.
Источник здесь
РАСКУСИ-КА!
При закреплении темы «Частицы, пишущиеся через черточку (дефис)» можно рассказать такую историю.
По преданию как-то в разговоре с Петром I турецкий паша, враждовавший с Россией, достал из кармана горсть маку и хвастливо заявил, что имеет под своим началом столько воинских частей, сколько зернышек на его ладони. В ответ Петр тоже порылся в кармане и извлек всего-навсего одно зернышко перца.
– Наше войско невелико, а попробуй раскуси-ка, – сказал Петр.
Ответ Петра обычно вызывает сочувственный смех. От души посмеявшись, учащиеся продолжают работу с повышенным интересом и энергией, в частности, отыскивают в ответе Петра частицу, пишущуюся через черточку. Небольшая затрата времени на такое отступление окупилась...
Источник здесь
По преданию как-то в разговоре с Петром I турецкий паша, враждовавший с Россией, достал из кармана горсть маку и хвастливо заявил, что имеет под своим началом столько воинских частей, сколько зернышек на его ладони. В ответ Петр тоже порылся в кармане и извлек всего-навсего одно зернышко перца.
– Наше войско невелико, а попробуй раскуси-ка, – сказал Петр.
Ответ Петра обычно вызывает сочувственный смех. От души посмеявшись, учащиеся продолжают работу с повышенным интересом и энергией, в частности, отыскивают в ответе Петра частицу, пишущуюся через черточку. Небольшая затрата времени на такое отступление окупилась...
Источник здесь
15 января 2011
НЕ и НИ. Совет: заострите внимание на примерах
В известном шлягере поется: "Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне не пророчил…" Или все-таки "ни пророчил"? Что перед нами - утверждение или отрицание? По сравнению с отрицательной частицей не частица ни употребляется гораздо реже, но именно с различением этих частиц связано немало трудностей в русском письме.
К "прозрачным" случаям употребления ни относятся:
1) ни в устойчивых выражениях:
-- Ни дать ни взять; ни свет ни заря; ни днем ни ночью; ни стать ни сесть; ни жив ни мертв; ни рыба ни мясо; ни то ни се (запятой не разделяются!).-- Ни один - т.е. никто (не один - много); ни разу - нисколько (не раз - много раз, несколько раз).-- Ни с места! Ни шагу назад!
2) парное употребление ни: ни-ни (Ни хлеба, ни зрелищ народ не получил).
В подобных предложениях отрицательную частицу ни можно заменить и/ или вовсе опустить -- смысл высказывания сохранится. (И хлеба, и зрелищ народ не получил. Хлеба, зрелищ народ не получил.)
К трудным случаям употребления ни можно отнести следующие:
1) ни для усиления отрицания.
В предложениях, где ни используется для усиления отрицания, обычно уже имеется отрицание (нет, не): Нет ни копейки денег. Не дал мне ни рублика. Иногда отрицание только подразумевается: Ни копеечки в кармане. Ни копеечки не было в кармане.
2) существует еще двойное отрицание с не (Не мог не заметить. Нельзя не сознаться). Это двойное отрицание придает предложению смысл утверждения, а не отрицания (Не мог не заметить - заметил. Нельзя не сознаться - надо сознаться). Чтобы не сделать ошибок, подберите синонимические замены выражениям и словам, тогда многое прояснится; старайтесь не запоминать правила, а понимать их и заострите внимание на примерах, иллюстрирующих правила.
3) употребление ни при местоимениях и наречиях.
Кто ни пройдет, след оставит (кто ни пройдет - всякий пройдет).
Где бы ни остановился, всюду узнают (где бы ни остановился - где угодно остановился).Какой бы дорогой ни шел, везде тупик (какой бы дорогой ни шел - любой дорогой шел).
В таких предложениях местоимения и наречия с ни можно легко заменить синонимическими конструкциями. Ни употребляется с местоимениями и наречиями в тех случаях, когда нет восклицания и вопроса.
4) в независимых восклицательных и вопросительных предложениях (при наличии или возможности подстановки усилительных частиц только, уж) пишется не: Где он не бывал? Кто не любил его! Какие думы не передумал!
5) в уступительных придаточных для усиления утвердительного смысла употребляется только ни: "Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне ни пророчил..." ("отправлюсь", невзирая на то, что "пророчит путь"). То есть, что бы там ни пелось, писать-то нужно все-таки ни.
Источник здесь
К "прозрачным" случаям употребления ни относятся:
1) ни в устойчивых выражениях:
-- Ни дать ни взять; ни свет ни заря; ни днем ни ночью; ни стать ни сесть; ни жив ни мертв; ни рыба ни мясо; ни то ни се (запятой не разделяются!).-- Ни один - т.е. никто (не один - много); ни разу - нисколько (не раз - много раз, несколько раз).-- Ни с места! Ни шагу назад!
2) парное употребление ни: ни-ни (Ни хлеба, ни зрелищ народ не получил).
В подобных предложениях отрицательную частицу ни можно заменить и/ или вовсе опустить -- смысл высказывания сохранится. (И хлеба, и зрелищ народ не получил. Хлеба, зрелищ народ не получил.)
К трудным случаям употребления ни можно отнести следующие:
1) ни для усиления отрицания.
В предложениях, где ни используется для усиления отрицания, обычно уже имеется отрицание (нет, не): Нет ни копейки денег. Не дал мне ни рублика. Иногда отрицание только подразумевается: Ни копеечки в кармане. Ни копеечки не было в кармане.
2) существует еще двойное отрицание с не (Не мог не заметить. Нельзя не сознаться). Это двойное отрицание придает предложению смысл утверждения, а не отрицания (Не мог не заметить - заметил. Нельзя не сознаться - надо сознаться). Чтобы не сделать ошибок, подберите синонимические замены выражениям и словам, тогда многое прояснится; старайтесь не запоминать правила, а понимать их и заострите внимание на примерах, иллюстрирующих правила.
3) употребление ни при местоимениях и наречиях.
Кто ни пройдет, след оставит (кто ни пройдет - всякий пройдет).
Где бы ни остановился, всюду узнают (где бы ни остановился - где угодно остановился).Какой бы дорогой ни шел, везде тупик (какой бы дорогой ни шел - любой дорогой шел).
В таких предложениях местоимения и наречия с ни можно легко заменить синонимическими конструкциями. Ни употребляется с местоимениями и наречиями в тех случаях, когда нет восклицания и вопроса.
4) в независимых восклицательных и вопросительных предложениях (при наличии или возможности подстановки усилительных частиц только, уж) пишется не: Где он не бывал? Кто не любил его! Какие думы не передумал!
5) в уступительных придаточных для усиления утвердительного смысла употребляется только ни: "Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне ни пророчил..." ("отправлюсь", невзирая на то, что "пророчит путь"). То есть, что бы там ни пелось, писать-то нужно все-таки ни.
Источник здесь
14 января 2011
Чудодей Даниил Хармс
Помните увлекательную историю об одном "очень-очень вкусном пироге", которую приходится досочинять самим?
И я гостей к себе...
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый...
Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости...
Я ждал, пока хватило сил,Потом кусочек...
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту...
Когда же гости подошли,То даже крошек...
Автор этой истории - Даниил Хармс (Ювачев), русский писатель. 12 января ему исполнилось 105 лет со дня рождения. Читаем его Стихи для детей .
Детство Дани было обычным для той поры: кормилица, гувернер, Рождество, бабочки в Летнем саду, паровые машины, дача в Разливе и пр. Абсолютный музыкальный слух, умение рисовать, склонность к языкам, шалости, проказы... Читать дальше
Предлоги, союзы, частицы. Слитно/раздельно?
Зима без снега. 14 декабря. Источник здесь |
Снега ещё нет (у нас его совсем не было этой зимой!), но пора надевать зимние шубы, так(как) по календарю уже зима. Мы будем делать вид, как(будто) играем в снежки, и людям покажется, что снег и вправду выпал. Но надо иметь (в)виду, что(так) могут подумать (не)все. Несмотря(на) косые взгляды, мы будем продолжать игру, так(что) зима увидит, как (по)ней соскучились, и наконец подморозит дороги и подсыплет снегу. (В)общем, если вы хотите, что(бы) наступила зима, присоединяйтесь (к)нам!
Где НИ, а где НЕ?
Задача из "Русского медвежонка".
Скольких букв и не хватает в этих пословицах и поговорках?
Н...в свои сани н...садись.
Сколько волка н...корми, он всё в лес смотрит.
Н...было н....гроша, да вдруг алтын.
Один в поле н...воин.
(А) пяти; (Б) четырёх; (В) трёх; (Г) двух; (Д) одной.
Скольких букв и не хватает в этих пословицах и поговорках?
Н...в свои сани н...садись.
Сколько волка н...корми, он всё в лес смотрит.
Н...было н....гроша, да вдруг алтын.
Один в поле н...воин.
(А) пяти; (Б) четырёх; (В) трёх; (Г) двух; (Д) одной.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)