27 сентября 2011

Вот я какой!

Вот я какой!
«Вот я какой!» на Яндекс.Фотках

Коварство, кузнецы и козни

Коварство -- это "злонамеренность, прикрытая показным доброжелательством". Никто из на не хотел бы иметь в числе друзей такого, кто обладает подобным качеством, -- коварного человека.
Но давайте присмотримся не к понятию -- к слову. Как оно образовалось? Если мы сопоставим два слова: коварство и коварный, выделим в них суффиксы, то увидим общую часть: ковар-.. В некоторых славянских языках, родственных русскому, ковар означает "кузнец". Слово образовано от ковать, кую с помощью суффикса -ар (-арь) (сравните в русском: ключарь, букварь, звонарь). Следовательно, корень -ков-.
Но ведь ковать -- значит ударами молота придавать какую-то форму куску металла! Это значение, на первый взгляд, совершенно не соотносится со  старинным смыслом существительного ковъ -- "интрига, дурное намерение, обман" (замышлять ковы).
Всё встанет на свои места, если мы вспомним, как в древности относились к кузнецам. Люди считали, что кузнецы связаны с потусторонними силами, что они занимаются колдовством и могут навредить человеку, навести на него порчу. Слишком уж необычайным казалось людям превращение руды в железное орудие. Об этом восприятии говорят старинные выражения ковать зло, ковать крамолу.
С исторической точки зрения однокоренными слову коварный будут не только глаголы ковать, кую, но и существительное кознь (строить козни),  в котором мы выделим суффикс -знь (жизнь).

26 сентября 2011

Правило-алгоритм. Интерактивная таблица

Интерактивная таблица "Запятая перед союзами И, ДА ( в значении И), ИЛИ по этой ссылке http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/79d2a941-0a01-00ee-00f9-b48e0177ede6/%5BRUS89_03_162%5D_%5BIM_017A%5D.swf

Интерактивные тексты "Простое и сложное предложения"

По  этой ссылке http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/79d2a8fb-0a01-00ee-01fe-7574f63601a0/%5BRUS89_03_162%5D_%5BIM_011A%5D.swf и по этой ссылке http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/79d2a8ff-0a01-00ee-013d-31119267da3e/%5BRUS89_03_162%5D_%5BIM_011%5D.swf размещены интерактивные тексты по теме "Простое и сложное предложение".

Сферы деятельности и научные труды М.В. Ломоносова

Химия. Молекулярно-кинетическая теория Ломоносова, его идея о связи вещества и движения.
Физика атмосферных явлений. Работа "Теория  электричества, разработанная математическим путём" (1756).
Астрономия. Труд "Явление Венеры на Солнце, наблюдаемое в Санкт-Петербургской Императорской Академии  Наук майя 26 дня 1761 года".
Минералогия. "Первые основания металлургии, или рудных дел" (1763) -- руководство для специалистов горнорудной промышленности.
Оптическое производство, производство цветных стёкол.  Мозаичные портреты, мозаичная картина "Полтавская  баталия".
История. "Древняя российская история" (1754 -- 1758).
Экономика и политика. "О сохранении и размножении российского народа".
Грамматика. "Российская грамматика" (1755). Статья "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке" (1757).
Риторика. "Краткое руководство к красноречию". (1744). 
Подробно здесь

Николо БУАЛО и его "Поэтическое искусство"


БУАЛО — (Boileau) Никола (1636 1711), французский поэт, теоретик классицизма, законодатель французского парнаса . Был королевским историографом. Трактат Поэтическое искусство (1674; в форме поэмы) иерархический свод правил и предписаний поэтики...

25 сентября 2011

Дмитрий Шостакович. Песня о встречном

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич (19061975) — советский композиторпианистдирижёрпедагог и общественный деятель. Один из крупнейших композиторов XX века. Творчество Шостаковича оказало значительное влияние на развитие мировой музыкальной культуры. Сегодня у Дмитрия Дмитриевича день рождения

"Газпром Добыча Астрахань" -- 30 лет

Картинка 157 из 305

Слова с буквой «ять»

Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с
Уб(е)жал по сл(е)ду в л(е)с,
Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал
И за б(е)дный тот об(е)д
Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.
Источник здесь

Досто-. Что это такое?

Достоверный, достославный, достопамятный, досточтимый, достохвальный. Большинство из этих прилагательных в современном русском языке звучат как высокие, но несколько устаревшие. Мы без труда сможем выделить в них корни, но останется первая часть досто-, которая не выглядит как корень. Что же это за "деталь"?
В словаре В.И. Даля говорится, что досто- -- это часть слова, сходная с приставкой, ставится она перед существительными или прилагательными для усиления их достоинства и значения. Достославный -- очень славный, досточтимый -- всеми чтимый.

О пользе/бесполезности сочинения школьного

Уверена, что с этим сталкиваются все учителя литературы, когда, задав  сочинение по пройденному произведению, получают либо похожие  работы, либо работы, написанные таким безукоризненным стилем, что хоть на академический конкурс посылай. Как оценить подобное "творчество"? Тема раскрыта, мысли выстроены  логично, цитаты, выводы в наличии... 
Не поленилась сегодня и проверила с помощью программы "Антиплагиат" сочинение по "Слову о полку Игореве" одного своего ученика. Получила результат: уникальность текста составила 40 процентов. Указаны адреса, откуда  сделаны заимствования. Это различные сайты с готовыми сочинениями, рефератами и пр. Ещё раз подчеркну: в сочинении всё правильно (иначе и быть не могло!), по теме, есть план, составленный учеником. Такую же картину увидела и в других работах.
Как поступить? Совсем отказаться от сочинения как формы развития речи и творческих способностей  учащихся, как формы проверки знаний? Или всё же использовать её? Но какой смысл в этом? По-настоящему уникальный текст, может быть, создаст один ученик ... или ни одного. Между тем методисты рекомендуют проведение  сочинений в этом их качестве и дают темы, по которым написано "море" сочинений и списать  нужное труда не составляет. Ещё с большим ужасом воспринимается  призыв вернуться к старой форме выпускного экзамена по литературе за курс средней школы -- сочинению. Что будем тогда оценивать? Изобретательность наших детей в технологии списывания?! Вот и я нынче в  раздумье  и в размышлении о том, как перехитрить  своих "продвинутых" учеников...

Под осенним дождём

под осенним дождем
«под осенним дождем» на Яндекс.Фотках

О Елизавете Петровне, парусе и дожде...

Вспомнила своего преподавателя по  русской литературе 19 века Елизавету Петровну Николаеву. Небольшого роста, дородная, но не полная, всегда безупречно одетая, непременно с каким-то элементом старины русской в дворянском этаком стиле, она  по имени-отчеству заставляла нас вспомнить Елисавету Петровну, незабвенную, прославленную Михаилом Васильевичем Ломоносовым, а по стати, походке, манере передать нам своё неограниченное знание русской литературы и любовь к ней, конечно же, Екатерину Великую.  Царственный вид, кафедра вроде трона... и желание образовать нас незнающих. Так вот вспомнила об Елизавете Петровне, как  она, выслушав мой пространный ответ о Лермонтове на экзамене, попросила  прочитать что-нибудь наизусть.-- А что Вы хотите? -- выпалила я. (Самоуверенная была, однако.) -- "Парус", например, -- был ответ. "Белеет парус..."  прозвучало очень театрально, выразительно и с чувством. Я получила свою "пятёрку". А сейчас, готовя презентацию о живописном наследии поэта, я слушаю  романс  в исполнении И. Козловского и не могу наслушаться. Бывают же на свете голоса! И учителя... А ещё Елизавета Петровна Николаева любила гулять под дождём.  -- Под ногами бы не хлюпало, -- говаривала  она, --  тогда полное удовольствие... У нас сегодня идёт дождик.