11 октября 2011

В доисторическую пещеру... на виртуальную экскурсию

Очень любопытную виртуальную экскурсию по музею В.П. Алабина в Самаре я обнаружила по этой ссылке  http://www.samara3d.ru/s3dplayer.php?width=702&height=527&tour=8&panorama=1&quality=2&menu=on#.  Изображение панорамное -- так что создаётся полный эффект присутствия в доисторической пещере или в подводном мире, в лесу или возле реки. Отправляйтесь на экскурсию... виртуальную, правда. А что? Удобно ведь.

Марсианская трава?..

Цвета
«Цвета» на Яндекс.Фотках

Тестовые задания по литературе

По этой ссылке http://www.samsdam.net/rusliter/ размещены  тесты по литературе. В частности, по древнерусской, 18-20 веков, фототесты "Поэты и писатели" (всех времен), тестовые задания по зарубежной литературе и на эрудицию. Полюбопытствуйте. Не только получите оценку своих знаний, но и узнаете много интересной и полезной информации из мира литературы.

10 октября 2011

Где поставить запятую?

Как рассказывает легенда, один богач в Древней Греции оставил большое наследство, но, как указано было в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие: "Поставить статую золотую пику держащую". Они заспорили между собой. Подумайте, как мог разрешиться спор. Имеет ли он, на ваш взгляд, однозначное решение? Почему? Предложите свои варианты постановки знаков препинания и объясните, как изменяется смысл предложения.

О роли знаков препинания

Пунктуация, как и все знаки письменного языка, служит общению между людьми. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённое значение и оттенки, вкладываемые им в  своё письменное высказывание. А  читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.
А так как все пишущие выступают в роли читающих и, наоборот, все читающие -- в роли пишущих, то значения знаков препинания должны быть едиными для всех грамотных людей, пользующихся языком.
А.Б. Шапиро, русский языковед.

09 октября 2011

Ещё о видах глагола. Глаголы "застывшие" и "бегущие"

...Русские писатели-классики тонко чувствовали дух русской речи и использовали, в частности, противопоставление видов в художественных целях. В сказке П. П. Ершова "Конек-Горбунок" с помощью глагольных видов разоблачается мнимое превосходство энергичных и деловых братьев над медлительным и ленивым Иваном. Как, например, отправлялся сторожить пшеничное поле старший брат Данило?
Вот как стало лишь смеркаться,
 Начал старший брат сбираться, 
Вынул вилы и топор 
И отправился в дозор. 
Ту же энергию выказывает второй брат Гаврило: 
Стало сызнова смеркаться; 
Средний брат пошел сбираться, 
Взял и вилы и топор
И отправился в дозор. 
Настала очередь Ивана; для него у сказочника припасены глаголы несовершенного вида: 
Тут Иван с печи слезает
Малахай свой надевает
Хлеб за пазуху кладет
Караул держать идет
Но, как мы знаем, неторопливость Ивана на самом деле обернулась обстоятельностью и непоказной ответственностью, которые и привели в дальнейшем к бурным событиям, окончившимся тем, что Иван-дурак стал царем, да еще и женился на прекрасной царь-девице.
А если вы транжирите время просто так, от лени, то рискуете отстать от жизни и многое проворонить в ней, как это случилось с Сережей из детского стихотворения Д.Хармса "Иван Иваныч самовар", где об этом поведали нам те же глагольные виды:
 "Утром рано подошел
К самовару подошел
Дядя Петя подошел…". 
За ним "к самовару подошла тетя Катя", "девчонка прибежала ", даже "дедушка пришел, Очень старенький пришел" - всех угостил чаем самовар. 
"Вдруг Сережа приходил , 
Неумытый приходил , 
Всех он позже приходил…". 
Но… чай кончился: не любил Иван Иваныч лодырей. 
О семантическом богатстве русского глагольного вида написаны сотни книг, статей и диссертаций - в нашем отечестве и за его пределами. Цель же настоящих заметок - показать, как иногда из-за скучного понятия "грамматическая категория" выглянут вдруг в истинном свете наши устремления и поступки, помыслы и оценки, наше восприятие этого огромного, вечно изменяющегося окружающего мира.
Источник здесь 

Крым. Виртуальное путешествие

Караул-Оба
«Караул-Оба» на Яндекс.Фотках

Видовые пары глаголов

Видовые пары (система видовых оппозиций). Категория вида в русском языке охватывает все глаголы, но не все они образуют видовые пары. «Видовую пару образуют две соотносительные формы одного и того же глагола, совпадающие лексически и имеющие разные видовые значения: одна несовершенного вида, другая совершенного вида. Члены видовых корреляций обозначают один и тот же факт действительности, называют две стороны одного и того же действия, одного и того же процесса – отношение действия к внутреннему пределу (совершенный вид) или длительность его, продолжительность (несовершенный вид)» [Тихонов А.Н. Глагол. – М.: Academia, 1998. – С. 10]. Видовые пары составляют глаголы противопоставленных видов, тождественные по лексическому значению. Такие отношения, когда видовые различия не сопровождаются изменениями в семантике, называются коррелятивными. В образовании видовых пар участвуют только предельные глаголы: одни (НСВ) передают стремление к пределу, другие (СВ) выражают значение предела. Таким образом, способность объединяться в видовые пары зависит от лексического значения глаголов: если у глаголов несовершенного и совершенного вида лексическое значение не изменяется, сохраняется, то такие глаголы образуют видовую пару. Если глаголы не способны выражать достижение предела или стремление к нему, они относятся к непредельным глаголам и не входят в видовые пары. Видовая пара – это глаголы противопоставленных видов, тождественные по значению. Примеры: глаголы измерять – измерить, пахать – вспахать не различаются семантикой. Их различие только в виде, поэтому они образуют видовые пары. Приставки до- и пере- в глаголах дописать и перепахать вносят дополнительное лексическое значение префиксального глагола в сравнении с глаголом несовершенного вида, поэтому глаголы писать – дописать, пахать – перепахать не образуют видовые пары. Это однокоренные некоррелятивные глаголы совершенного и несовершенного вида.
Источник здесь

Простое волшебство Марка Бернеса

Марк Бернес -- советский актёр и исполнитель песен. Народный артист РСФСР (1965). Лауреат Сталинской премии (1951). Один из наиболее любимых артистов советской эстрады, выдающийся русский шансонье. 8 октября ему исполнилось бы 100 лет.
О Марке Бернесе можно прочитать здесь Можно также здесь послушать песни в его исполнении.

08 октября 2011

Фото тест "Русские писатели 18 века"

По этой ссылке http://www.samsdam.net/rusliter/00095.php фото тест по русской литературе "Портреты поэтов 18 века".  Полезно пройти  его каждому. (Я, конечно, имею в виду прежде всего своих учеников, делая такое предложение).

...У меня в Москве....


Марина Цветаева. "Мой Пушкин"


Начинается как глава настольного романа всех наших  бабушек  и  матерей Jane Eyre {"Джен Эйр" - роман  английской  писательницы  XIX  века  Шарлотты Бронте.} - Тайна красной комнаты.
     В красной комнате был тайный шкаф.
     Но до тайного шкафа было  другое,  была  картина  в  спальне  матери  - "Дуэль". Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят  третьего,  под мышки, к саням - а еще один, другой,  спиной  отходит.  Уводимый  -  Пушкин,отходящий - Дантес. Дантес вызвал Пушкина на дуэль, то есть заманил  его  на снег и там, между черных безлистых деревец, убил.
     Первое, что я узнала о Пушкине, это - что его убили.  Потом  я  узнала,что Пушкин - поэт, а Дантес - француз. Дантес  возненавидел  Пушкина,  потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на  снег и там убил его из пистолета в живот. Так я трех лет  твердо  узнала,  что  у поэта  есть  живот,  и  -  вспоминаю  всех  поэтов,  с  которыми когда-либо встречалась, - об этом животе поэта, который так часто не-сыт и в  который Пушкин был убит, пеклась не меньше, чем о его  душе. С  пушкинской  дуэли  во мне началась сестра. Больше скажу  -  в  слове  живот  для  меня  что-то священное,- даже простое "болит живот" меня заливает  волной  содрогающегося  сочувствия, исключающего всякий  юмор.  Нас  этим  выстрелом  всех  в  живот ранили.
     О Гончаровой не упоминалось вовсе, и я о ней  узнала  только  взрослой. Жизнь спустя горячо приветствую такое умолчание матери.  Мещанская  трагедия обретала величие мифа. Да, по существу, третьего в этой дуэли не было.Было двое: любой и один. То есть вечные действующие лица пушкинской лирики:  поэт и чернь. Чернь, на этот  раз  в  мундире  кавалергарда,  убила  -  поэта.  А Гончарова, как и Николай I-ый - всегда найдется.
Читать дальше
Сегодня у Марины Цветаевой день рождения.

Северное сияние


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Полярное сияние в ночь с 26 на 27 сентября. Город Кировск Мурманской области.

О репутации и чести

Reputatio в переводе с латинского означает "обдумывание, размышление". Когда римляне рассуждали о том, кого назначить на должности консулов, они тщательно обдумывали все варианты, обсуждали возможные  последствия этих решений.
Из латыни это слово попало во французский язык и получило новое значение: "приобретённая кем- или чем-нибудь общественная оценка, создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого- или чего-либо".
Людям свойственно заботиться о своей репутации. Очень важно, чтобы о тебе думали хорошо, чтобы считали тебя надёжным человеком; в противном случае трудно достигнуть успехов в продвижении по карьерной лестнице.
Однако существует более важное в нравственном отношении понятие, чем репутация, -- честь. Репутация -- это то, как ты выглядишь перед другими; честь -- это твой образ перед зеркалом собственной совести.