03 декабря 2018

"Месть и великодушие": повесть "Выстрел"

Прекрасным материалом для  сочинения по направлению "Месть и великодушие" может послужить повесть А.С. Пушкина "Выстрел" из цикла "Повести Белкина". Она изучается в 6 классе. Далее вопросы по этому произведению для того, чтобы вы могли вспомнить сюжет, и для размышления, чтобы использовать этот материал в сочинении.
  • Кто был давним обидчиком Сильвио? Кому Сильвио готовит свою месть?
  • Почему произошла ссора между Сильвио и его обидчиком?
  • Что определяет поведение графа и Сильвио в полку?
  • Как проходила дуэль? Вы читали о дуэлях в произведениях русской литературы, но эта дуэль была особенной. Чем же она так отличалась?
  •      Почему Сильвио задержал ответный выстрел?
  • О чём говорилось в письме, которое позвало Сильвио в дорогу?

Роль мечты в моей жизни

 Конечно, трудно (практически невозможно) написать хорошее сочинение не знамо на какую тему. И тем не менее я рискну дать рекомендации для написания сочинения по направлению "Мечта и реальность". Если тема будет сформулирована, к примеру, так: "Роль и значение мечты в моей жизни". Чтобы раскрыть эту тему, необходимо ответить на следующие вопросы.
  • Нужно ли современному человеку мечтать?
  • Какой может быть настоящая мечта?
  • Почему нам хочется верить в сказку, в чудо?
  • Может ли сам человек поверить в сказку, чудо в своей жизни, судьбе или кто-то ему должен помочь сделать это?
  • Мечтания -- это пустое времяпрепровождение или устремлённость в будущее, плодотворный труд души, напряжение всех жизненных сил человека для достижения главных целей, его предназначения?
Повесть А. Грина "Алые паруса" можно использовать в качестве одного из аргументов.
(В произведениях, прочитанных на уроках литературы  в 6, 7, 8 классах, по-моему, можно найти аргументы и мысли для тезисов на любую тему. "Алые паруса", кстати, изучаются в 6 классе).

Направление "Мечта и реальность"

02 декабря 2018

Направление "Отцы и дети"

Направление "Месть и великодушие"

ЕГЭ: сочинение о воздействии музыки на человека (2014 год)

По мнению учёных, музыка может оказывать на нервную систему человека различное воздействие. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.

Во время осады Ленинграда на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Шостаковича. Она придавала им силы, помогала выжить в нечеловеческих условиях, помогла победить врага.

Именно о том, как  музыка влияет на человека, как она может мобилизовать людей на совершенно непосильную работу, поднять моральный дух и облагородить человека, и рассказывает автор текста известный русский бард Юрий Визбор.
Актуальную в любые времена и в любом людском сообществе проблему воздействия искусства, и в частности, музыки, на человека автор раскрывает на незатейливом очерковом материале о том, как ловили треску наши рыбаки в Баренцевом море. И тем значительнее этот рассказ, потому что не меломаны, не знатоки, не столичная тусовка, а простой рабочий люд – рыбаки поддались этому волшебному влиянию, этим «светлым звукам над ночным заполярным морем». Помполит требует включить «могучую музыку», осознавая  величие и могущественную силу этого искусства.

Направление "Искусство и ремесло"


  1. Что такое настоящее искусство?
  2. Как отличить настоящее искусство от ремесла?
  3. Почему люди путают искусство и ремесло?
  4. В чём ценность искусства?
  5. Можно ли без любви к своему делу стать профессионалом?
  6. Над каким искусством время не властно?
  7. Верите ли вы, что можно стать хорошим ремесленником за короткое время?
  8. Какими качествами должен обладать человек, чтобы овладеть искусством?
  9. Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»?

"Итоговое сочинение". Группа Вконтакте

Ссылка на группу "Итоговое сочинение" Вконтакте здесь
Я уверена, что большинство из 11-классников уже знают эту группу. Кстати, там представлены добротные рекомендации по итоговому сочинению. Но я всё-таки решила в эти последние дни перед "часом икс" сбросить ссылочку. Чтобы не искать долго и получить всё в одном пакете.

30 ноября 2018

Есть над чем подумать...


На картинке неправильно написано поименование автора. 
Вот ссылка из Википедии. Ома́р Хайя́м Нишапури́ (перс. عُمَر خَیّام نیشابوری‎; 18 мая 1048Нишапур — 4 декабря 1131[4], там же) — персидский философматематикастроном и поэт

Аргументы: жестокость и милосердие на войне


К итоговому сочинению 2018. 
Не могу не поделиться ссылкой из блога Ларисы Евгеньевны Лисовицкой

Прочитать необходимо весь материал. В нём сначала приводится фрагмент повести Б. Васильева "В списках не значился", в котором рассказывается о том, как боец Плужников оставил в живых пленного немца. Плужникову было приказано его расстрелять, а он проявил милосердие. А потом этот  немец сжёг из огнемёта еврейскую семью. Далее цитируется большой кусок текста повести, который поможет читателю (тому, кто познакомится с произведением хотя бы в таком урезанном виде) представить, насколько жестокой и бесчеловечной была война.
Б. Васильев ставит вопрос о том, как можно остаться человеком среди всеобщей жестокости войны: он не осуждает своего героя, из-за ЧЕЛОВЕЧНОСТИ которого погибли люди и который впоследствии погиб сам.

И ещё к итоговому сочинению...

В итоговом сочинении надо просто показать свое 
умение читать, судить о прочитанном и рассуждать логично 
на русском литературном языке, 
аргументируя свое мнение.
Итоговое сочинение (изложение) уже в среду! Развязка приближается. Хоть и говорят, что перед смертью не надышишься, призываю 11-классников в оставшиеся до 5 декабря дни не просто погуглить в Интернете в поисках готовых текстов, а ещё раз обратить внимание на правила (мы, учителя, употребляем слово "методика") написания сочинения: пиши на тему, не противоречь себе в разных частях сочинения, излагай мысли просто и ясно.

Открываю новые (для меня) блоги и сайты



Рубрика: Мечты и реальность в русской литературе 

К итоговому сочинению 2018


Осуществленные мечты в литературе XX века


Мне понравился этот материал и сайт даже при беглом знакомстве с содержанием последнего. А книги, о которых написала Лариса Евгеньевна, были в 20 веке самым любимым чтивом (не вкладываю ни грамма уничижительного смысла в это слово). Может быть, моя заметка поможет вам их вспомнить, а молодому поколению я настоятельно советую их прочитать. Готовый материал к итоговому сочинению нынешнего года.

Три мифа о сочинении 15.3

Скорее всего, вы об этом не знали...

МИФ 1.  Определение понятия может находиться только в начале сочинения.

Реальность: определение понятия можно написать в начале сочинения или в конце.


МИФ 2. Второй аргумент нельзя приводить тоже из прочитанного текста, как первый.

Реальность: оба аргумента могут быть приведены из прочитанного текста, НО не во всех текстах можно найти второй аргумент.

Официальное подтверждение: Критерии оценивания задания 15.3. (см. критерий С3К2)

МИФ 3. Второй аргумент можно приводить только из личного жизненного опыта.

Реальность: второй аргумент можно приводить из прочитанного тексталитературного произведениякинофильмовСМИ (в том числе из Интернета), личного опыта, опыта других людей.

Ссылка здесь

29 ноября 2018

Критерии оценивания сочинения 15.3


Ответ на задание 15.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям:
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)
Баллы
С3К1
Толкование значения слова




Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его.
2


Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его.
1


Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует.
0
С3К2
Наличие примеров-аргументов




Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста.
3


Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста.
2


Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта.
1


Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента.
0
С3К3
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения




Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста.
2


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.
1


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста.
0
С3К4
Композиционная стройность




Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.
2


Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста.
1


В работе допущено две и более ошибки в построении текста.
0


Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4
9


Пример сочинения о мужестве


Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?»
Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой.
Так, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу.
Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.
В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.

На примере этого сочинения мы видим, что в нём четыре абзаца. В первом абзаце сформулирован тезис, дано определение понятия "мужество",. Во втором  приводится аргумент из текста. В третьем аргумент из жизни, говорится о подвиге Алексея Маресьева. В последнем абзаце делается вывод.
Обратите внимание, как начинается второй абзац. Указательное наречие связывает микротемы сочинения очень экономно и вместе с тем логично. 
На мой взгляд, употребление вводной конструкции в третьем абзаце не обзательно. Можно обойтись без неё. (Перед вами работа, написанная учеником, не отредактированная мною, поэтому оригинал сохранён в неприкосновенности).
"В заключение хочется сказать" -- вполне уместно употребить это выражение, чтобы связать все части текста и подвести итог. Видите, как всё просто!

28 ноября 2018

План сочинения 15.3

1. Тезис и комментарий к нему.
2. Аргументы:
а) из предложенного текста + микровывод;
б) из жизненного опыта + микровывод.
3. Вывод - заключение.
Надо так написать сочинение, чтобы комментарий, микровыводы и заключение-вывод не противоречили друг другу.

Задание 15.3 и логика определения понятия

В части 15.3 ставится задача: написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.
Среди понятий могут быть известные нравственные категории: дружба, материнская любовь, красота, доброта, человечность, самоотверженность, гордость, одаренность и другие.
Знакомимся с заданием. Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему "Что такое жизненные ценности", взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, второй - из Вашего жизненного опыта.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
По существу в  сочинении 15.3 нужно раскрыть смысл понятия. А по законам логики определение должно быть точным и ясным, соразмерным, не должно быть тавтологичным и отрицательным.

Начинаем готовиться к сочинению ОГЭ-2019

Сочинение -- трудный и не очень трудный жанр. Почему трудный? Потому что надо знать, о чём писать, для кого писать и как писать. Нетрудный -- потому что в сочинении на экзамене по русскому языку в 9 классе рекомендуется использовать определённый шаблон. Написав своё сочинение по нему, вы гарантированно можете получить свои 9 баллов. И вуаля.
Я попытаюсь помочь вам научиться писать сочинение на ОГЭ. Для этого использую свой опыт учителя русского языка и литературы, выпустившего несколько десятков девятиклассников. Итак, добро пожаловать в мой блог. Будем учиться писать сочинение 15.3. Вы уже наверняка знакомы с тестами ОГЭ и знаете, что это такое.

06 ноября 2018

После уроков: Картина «Купчиха за чаем» художника Бориса Кустоди...

После уроков: Картина «Купчиха за чаем» художника Бориса Кустоди...: Пожалуй, каждый, кто рассматривал картину Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» задумывался о судьбе героини этого полотна. Кто она – эта ро...

После уроков: Владимир Набоков – творец особого мира, созданного...

После уроков: Владимир Набоков – творец особого мира, созданного...: Живи. Не жалуйся, не числи  ни лет минувших, ни планет,  и стройные сольются мысли  в ответ единый: смерти нет.  Будь милосерден. Царств н...

18 октября 2018

Межрегиональные Луконинские чтения

18 октября в Астрахани прошли межрегиональные Луконинские чтения, посвящённые 100-летию со дня рождения нашего земляка известного советского поэта Михаила Кузьмича Луконина. Наши учащиеся и учитель русского языка и литературы В.В. Саблина приняли участие в этом мероприятии. Десятиклассницы Е. Бирюкова, Д. Курепчикова, М. Савостикова, О. Храмцова и семиклассница К. Чеботкова выступили на Чтениях со своими эссе, презентациями о жизни и творчестве М.К. Луконина, интерпретациями его стихов. В.В. Саблина представила  своим коллегам методическую разработку "Веб-квест "Луконин. Поэт и время". В Чтениях приняли участие не только астраханские школьники и учителя, но и гости из Подольска, Волгограда, Средней Ахтубы.
Ссылка на веб-квест "Луконин. Поэт и время"