Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
06 декабря 2018
...И последний штрих. Все темы итогового сочинения
Все темы итогового сочинения 2018-2019 учебного года по ссылке
05 декабря 2018
К вопросу об использовании примеров в итоговом сочинении
Завершая тему итогового сочинения, размещу выдержку из задания этого года:
"В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соблюдение требований объема и самостоятельности написания сочинения, соответствие выбранной теме, умение аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал".
Это к вопросу, можно ли использовать в качестве примеров произведения мировой литературы. Ответ однозначный: можно. Об остальном говорено-переговорено. С почином вас в государственной итоговой аттестации!
04 декабря 2018
Направление "Доброта и жестокость": повесть "Уроки французского"
Напоследок ещё одна подсказка. Повесть В. Распутина "Уроки французского" об уроках доброты и... жестокости. Как, по-вашему, к своим ученикам относятся Лидия Михайловна и директор Василий Андреевич: кто из них по-человечески вам более симпатичен?
Лидия Михайловна по-человечески пожалела одинокого полуголодного ребёнка. Игра для учительницы стала единственно возможным средством поддержать своего ученика: на вырученные деньги он мог купить себе немного еды
Формально директор поступил правильно. Однако его решение жестокое: он даже не попытался разобраться в том, чему сам стал свидетелем. Ведь учительница делала всё, что было в её силах. Интересовался ли директор тем, как живут ученики, каждый ли день удаётся им хоть немного поесть? Директор мог расспросить обоих или поговорить с учительницей наедине, а потом принимать решение об её увольнении.
03 декабря 2018
Направление "Доброта и жестокость": повесть "Детство"
Мы забыли, собирая материал для сочинения по направлению "Доброта и жестокость", о повести М. Горького "Детство". А ведь в ней содержится богатейший материал о "свинцовых мерзостях дикой русской жизни"(жестокость) и светлых и добрых людях в доме деда Каширина (доброта). Писатель показывает как положительные, так и отицательные черты русского национального характера, в котором уживаются жестокость, жадность, эгоизм, лживость, раболепие и непокорность, стойкость, щедрость, доброта и любовь к людям. Найдите и прочитайте сцену "Обед в доме Кашириных" или как дед по субботам наказывал провинившихся за неделю. И обязательно прочтите о бабушке Алёши Акулине Ивановне, Цыганке, Хорошем Деле. Думаю, это поможет вам раскрыть тему и доказать экспертам, которые будут проверять ваше сочинение, какой вы вдумчивый читатель и вспомнили повесть, которую читали на уроках литературы в 6 классе.
"Месть и великодушие": повесть "Выстрел"
Прекрасным материалом для сочинения по направлению "Месть и великодушие" может послужить повесть А.С. Пушкина "Выстрел" из цикла "Повести Белкина". Она изучается в 6 классе. Далее вопросы по этому произведению для того, чтобы вы могли вспомнить сюжет, и для размышления, чтобы использовать этот материал в сочинении.
- Кто был давним обидчиком Сильвио? Кому Сильвио готовит свою месть?
- Почему произошла ссора между Сильвио и его обидчиком?
- Что определяет поведение графа и Сильвио в полку?
- Как проходила дуэль? Вы читали о дуэлях в произведениях русской литературы, но эта дуэль была особенной. Чем же она так отличалась?
- Почему Сильвио задержал ответный выстрел?
- О чём говорилось в письме, которое позвало Сильвио в дорогу?
Роль мечты в моей жизни
Конечно, трудно (практически невозможно) написать хорошее сочинение не знамо на какую тему. И тем не менее я рискну дать рекомендации для написания сочинения по направлению "Мечта и реальность". Если тема будет сформулирована, к примеру, так: "Роль и значение мечты в моей жизни". Чтобы раскрыть эту тему, необходимо ответить на следующие вопросы.
- Нужно ли современному человеку мечтать?
- Какой может быть настоящая мечта?
- Почему нам хочется верить в сказку, в чудо?
- Может ли сам человек поверить в сказку, чудо в своей жизни, судьбе или кто-то ему должен помочь сделать это?
- Мечтания -- это пустое времяпрепровождение или устремлённость в будущее, плодотворный труд души, напряжение всех жизненных сил человека для достижения главных целей, его предназначения?
(В произведениях, прочитанных на уроках литературы в 6, 7, 8 классах, по-моему, можно найти аргументы и мысли для тезисов на любую тему. "Алые паруса", кстати, изучаются в 6 классе).
Направление "Мечта и реальность"
- Примеры итогового сочинения «Мечта и реальность»
- Цитаты и афоризмы по направлению «Мечта и реальность»
- Как раскрыть тему «Мечта и реальность»
- Аргументы по направлению «Мечта и реальность»
- «Мечта и реальность» в литературе: список произведений
- Темы сочинений «Мечта и реальность»
- Всё вместе здесь
- И ещё ссылка на материалы по теме в блоге Ларисы Евгеньевны Лисовицкой.
Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-mechta-i-realnost/
Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-mechta-i-realnost/
02 декабря 2018
Направление "Отцы и дети"
- Как раскрыть тему «Отцы и дети»
- Примеры итогового сочинения «Отцы и дети» с проверкой
- Цитаты и афоризмы по направлению «Отцы и дети»
- Аргументы по направлению «Отцы и дети»
- «Отцы и дети» в литературе: список произведений
- Темы сочинений «Отцы и дети
- Всё вместе здесь
- Направление "Отцы и дети" уже стало привычным для нас. Перед экзаменом посмотрите ещё раз темы. Вся русская классика о взаимоотношениях отцов и детей. И в реальной нынешней жизни примеров-иллюстраций (почему-то они называются аргументами?!) предостаточно. Только не увлекайтесь и пишите грамотно, излагайте свои мысли литературным языком.Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-ottsyi-i-deti/
Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-ottsyi-i-deti/
Направление "Месть и великодушие"
- Цитаты и афоризмы по направлению «Месть и великодушие»
- Как раскрыть тему «Месть и великодушие»
- Примеры итогового сочинения «Месть и великодушие»
- Аргументы по направлению «Месть и великодушие»
- «Месть и великодушие» в литературе: список произведений
- Темы сочинений «Месть и великодушие»
- Всё вместе здесь
О чём писать в сочинении по этому направленю?
ФИПИ даёт такое пояснение по направлению.
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
Внимательно прочитайте материалы по ссылке Как раскрыть тему «Месть и великодушие». Думаю, это поможет вам соориентироваться в теме.
ЕГЭ: сочинение о воздействии музыки на человека (2014 год)
По мнению учёных, музыка может оказывать на нервную систему человека различное воздействие. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.
Во время осады Ленинграда на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Шостаковича. Она придавала им силы, помогала выжить в нечеловеческих условиях, помогла победить врага.
Во время осады Ленинграда на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Шостаковича. Она придавала им силы, помогала выжить в нечеловеческих условиях, помогла победить врага.
Именно о том, как музыка влияет на человека, как она может мобилизовать людей на совершенно непосильную работу, поднять моральный дух и облагородить человека, и рассказывает автор текста известный русский бард Юрий Визбор.
Актуальную в любые времена и в любом людском сообществе проблему воздействия искусства, и в частности, музыки, на человека автор раскрывает на незатейливом очерковом материале о том, как ловили треску наши рыбаки в Баренцевом море. И тем значительнее этот рассказ, потому что не меломаны, не знатоки, не столичная тусовка, а простой рабочий люд – рыбаки поддались этому волшебному влиянию, этим «светлым звукам над ночным заполярным морем». Помполит требует включить «могучую музыку», осознавая величие и могущественную силу этого искусства.
Направление "Искусство и ремесло"
- Цитаты и афоризмы по направлению «Искусство и ремесло
- Примеры итогового сочинения «Искусство и ремесло»
- Аргументы по направлению «Искусство и ремесло»
- Как раскрыть тему «Искусство и ремесло»
- «Искусство и ремесло» в литературе: список произведений
- Темы сочинений «Искусство и ремесло»
- Всё это вместе здесь
- Направление "Искусство и ремесло" мне кажется непростым. Во всяком случае я ни разу не писала сочинение об этом. О чём здесь можно поразмышлять? О гении и бездарности, о том, где кончается ремесло и начинается искусство, о силе воздействия искусства на человека (об этом у меня было сочинение, только в формате ЕГЭ), о предназначении художника и многом другом. Посмотрите только, какие разные темы придумали по этому направлению.
- Что такое настоящее искусство?
- Как отличить настоящее искусство от ремесла?
- Почему люди путают искусство и ремесло?
- В чём ценность искусства?
- Можно ли без любви к своему делу стать профессионалом?
- Над каким искусством время не властно?
- Верите ли вы, что можно стать хорошим ремесленником за короткое время?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы овладеть искусством?
- Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»?
"Итоговое сочинение". Группа Вконтакте
Ссылка на группу "Итоговое сочинение" Вконтакте здесь
Я уверена, что большинство из 11-классников уже знают эту группу. Кстати, там представлены добротные рекомендации по итоговому сочинению. Но я всё-таки решила в эти последние дни перед "часом икс" сбросить ссылочку. Чтобы не искать долго и получить всё в одном пакете.
30 ноября 2018
Аргументы: жестокость и милосердие на войне
К итоговому сочинению 2018.
Не могу не поделиться ссылкой из блога Ларисы Евгеньевны Лисовицкой
Прочитать необходимо весь материал. В нём сначала приводится фрагмент повести Б. Васильева "В списках не значился", в котором рассказывается о том, как боец Плужников оставил в живых пленного немца. Плужникову было приказано его расстрелять, а он проявил милосердие. А потом этот немец сжёг из огнемёта еврейскую семью. Далее цитируется большой кусок текста повести, который поможет читателю (тому, кто познакомится с произведением хотя бы в таком урезанном виде) представить, насколько жестокой и бесчеловечной была война.
Б. Васильев ставит вопрос о том, как можно остаться человеком среди всеобщей жестокости войны: он не осуждает своего героя, из-за ЧЕЛОВЕЧНОСТИ которого погибли люди и который впоследствии погиб сам.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)