пятница, 15 марта 2013 г.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: интерактивное задание

Напишите сочинение-рассуждение здесь, раскрывая смысл  высказывания известного  лингвиста А. М. Пешковского, который, характеризуя обособленные определения, писал:
«…Согласуемые обособленные члены и группы дают нам возможность нагружать наши выражения, не перегружая их, усложнять мысль, не усложняя, в такой же степени её выражения. Это — лёгкое вооружение в отличие от тяжёлого вооружения отдельных придаточных предложений». Аргументируя свой ответ, приведите примеры из предложенного далее текста.
(1)У самой дороги вспорхнул стрепет. (2)Мелькая крыльями и хвостом, он, залитый солнцем, походил на рыболовную блесну или на прудового мотылька… (3)Дрожа в воздухе, как насекомое, играя своей пестротой, стрепет поднялся высоко вверх по прямой линии, потом, вероятно, испуганный облаком пыли, понёсся в сторону, и долго ещё было видно его мельканье… (4)А вот, встревоженный вихрем и не понимая, в чём дело, из травы вылетел коростель. (5)Он летел за ветром, а не против, как все птицы. (6)Одни только грачи, состарившиеся в степи и привыкшие к степным переполохам, ни на что не обращая внимания, долбили своими чёрными клювами чёрствую землю. (А. П. Чехов).
Алгоритм-помощник в выполнении этого задания
Как начать сочинение?
Можно применить цитирование: Известный русский лингвист А.М. Пешковский писал: ”...”  Можно прямую речь заменить косвенной, однако в данном случае это достаточно сложно, поэтому  предпочтительнее остановиться на цитировании. Далее необходимо употребить предложение, кратко выражающее суть высказывания. В чём она заключается  в нашем примере? В способности обособленных членов предложения  лаконично, но при этом полно и ярко, образно характеризовать предметы и явления.


Основная часть сочинения -- аргументы, подтверждающие мысль А.М. Пешковского.

Он говорит о согласуемых обособленных членах. Найти их в исходном тексте, назвать их вид (причастные обороты) и указать, какую роль они выполняют в тексте. Например, Докажем истинность этого высказывания на примерах исходного текста. Так, в предложениях 2,  … согласованные определения, выраженные причастными оборотами, ...... .
Вторая часть высказывания лингвиста предполагает сравнение причастных оборотов с синонимичными им  придаточными предложениями. Можно  заменить  причастный оборот придаточным предложением. Каким получается предложение? Это будет второй  аргумент,  необходимый в сочинении согласно формату  экзаменационной работы на ГИА.

Заключение. В заключительной части делается вывод из всего сказанного. Обычно о том же, что и во вступлении, но другими словами.

В сочинении должно быть не менее трёх абзацев, а лучше главную часть разделить на две части. Объём сочинения не менее 70 слов.
Что почитать и посмотреть по теме
Как писать сочинение-рассуждение в формате ГИА 2013 здесь имеется подробная пошаговая инструкция по выполнению задания

Форма выполнения задания: в рукописном  варианте -- это обязательно. Можно также опубликовать своё сочинение в комментарии на странице блога “ГИА: образцы сочинений” по адресу  http://qwertyui11.blogspot.ru/p/blog-page_21.html. Этот вариант желателен. Удачи в выполнении задания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий