31 октября 2010

О значении аффиксов

Между категориями синтаксическими и несинтаксическими (словообразовательными) есть и более тонкая, и притом более существенная, внутренняя разница. Формы, образующие словообразовательные категории, всегда вносят какой-либо н о в ы й   о т т е н о к  в  в е щ е с т в е н н о е  з н а ч е н и е     с л о в а.  В слове столы выражается не то же самое, что в слове стол, в слове столик представляемый предмет тоже изменяется (уменьшается) и т.д. При словах похаживает, постукивает нам представляется не точно такое же хождение и стучание, как при  словах ходит и стучит. Точно так же и он стучится не то же самое, что он стучит, потому что  стучаться можно только тогда, когда хочешь  обратить на себя внимание того, кто находится внутри, а "стучать" можно с разными целями и по разным предметам (стучусь в дверь, в окно, в квартиу, но стучу по столу, стучу по двери обозначало бы только самый процесс стучания без оттенка желания проникнуть внутрь, стучусь в стол  могло бы быть сказано только спиритом).
А. М. Пешковский "Русский синтаксис в научном освещении", 1956.

29 октября 2010

"Русский язык: понимаю -- пишу -- проверяю"

Шестиклассникам, ради которых и был затеян этот блог, может быть, и рановато задумываться над заданиями ЕГЭ. Однако, я думаю, что вот эта  ссылка  здесь не помешает. Это курс  подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку, который ведёт Марина Владимировна  Карнаухова -- автор книги-репетитора "Русский язык: понимаю -- пишу -- проверяю"

28 октября 2010

Откуда пошло и что есть слово "блог"?

Слово блог заимствовано из английского языка, где, кстати, появилось тоже недавно. В 1997 году один из первых блогеров (тогда этого слова, конечно, ещё не существовало) по имени Джорн Барджер (Jorn Barger) придумал слово weblog, состоящее из двух корней: web – сеть и log – записывать, регистрировать информацию в вахтенном журнале. А дальше началась языковая игра. В 1999 году другой блогер, Питер Мерхолз (Peter Merholz), увидел в этом слове два других корня: не web+log, а we+blog (что-то вроде: мы записываем происходящее в Сети). Затем он решительно отбросил местоимение we (мы) и осталось только blog – сначала глагол, описывающий соответствующее действие, а затем и существительное, по смыслу – некий аналог вахтенного журнала в Сети.
Нельзя сказать, что мы не пытались это слово перевести. В русских текстах в качестве перевода мелькают слова журнал или дневник. Но самым нейтральным и самым употребительным оказалось именно заимствование. Тем более что вскоре русский язык одолжил у английского и название для автора блога – блогер, или блоггер (от английского blogger), а затем и сам создал прекрасное слово блогерша. К тому же коммуникативное пространство, в котором блогеры ведут свои блоги, называется блогосферой. Интересно, что появился и русский глагол со значением «вести блог» – бложить (с ударением на о), но воспринимается он как шутливый и игровой и, безусловно, находится вне литературной нормы. В любом случае, можно говорить о полноценном словообразовательном гнезде с этим корнем или о группе довольно употребительных однокоренных слов.                                       
                                                                             Максим Кронгауз.
Источник здесь Однако сначала я об этом прочитала в блоге "Учитель словесности" Светланы Георгиевны Ясинской. За эту и другую полезную информацию очень благодарна автору "Русской словесности".

26 октября 2010

Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле

Отцовским умом деткам жить, а не отцовскими деньгами.
Читаю сейчас о Пятой заповеди "Почитай отца своего и мать". Весьма актуально и написано замечательно.  В копилку мудрости можно положить почти всё.

Интернет ресурсы. Русский язык и культура речи

Русская фонетика  http://fonetica.philol.msu.ru/index1.htm -- мультимедийный учебник

Владимир ШАХИДЖАНЯН: Электронный курс "УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПУБЛИЧНО" http://1001.ru/books/speak/
Курс в форме серии упражнений. Автор электронного курса утверждает, что, выполнив все упражнения, вы станете говорить в два раза лучше, чем говорите сегодня.

•[http://slovari.gramota.ru/sl_tales.html?orfogr.htm]  ГРАМОТА.РУ
Словари русского языка: орфографический, толковый, синонимов. Словари онлайн: орфографический словарь, словарь синонимов, трудностей ударения и произношения, словарь имен собственных, толковый словарь. Лексикография. Словари русского языка, новые словари.

Искусство метафоры http://www.metaphor.narod.ru/content.htm
Подборка литературы о метафоре. Писали о метафоре во все времена много, но все как-то непрактично, смутно. Здесь сделана попытка внести ясность.

24 октября 2010

И ветер, и дождик...

Наступила осень. Мрачно стало на улицах и в переулках. Погода... то холодно, то жарко -- её не понять. Стало быстро темнеть вечерами,  не погуляешь на улице.
Тучи заволакивают весь город и сеют мелким холодным дождём. Деревья по утрам покрываются  слюдяным слоем инея. Зябко, ветрено, тоскливо.
Но если подумать: скоро придёт зима, а там Новый год. Мне нравится зимой.
Роман Н. (написано на уроке в субботу).

Золотая осень


Золотистый осенний ковёр под ногами у нас. Багристо-жёлтый, ярко-оранжевый наряд деревья надели. Солнце не такое, как летом. Но всё-таки оно изредка пробивается сквозь облака и  золотит дорожку. Красиво  осенью в парке. Радует глаз  яркое разноцветное убранство деревьев.
Раиль Т. (миниатюра, написанная на уроке в субботу).

22 октября 2010

Об истории знаков препинания от Аристофана и далее

Хочешь прочитать о двоточие, троеточии, удивительном знаке, молчанке, черте, чёрточке  и пр. -- загляни сюда Узнаешь много интересного из истории пунктуации.

21 октября 2010

"Созвездие Козлотура" и другие...

Мудрость - это ум, настоянный на совести.
                                              Фазиль Искандер.
Сегодня вышла в свет новая книга этого знаменитого  российского писателя.
Классик современной российской литературы Фазиль Искандер представил в Доме Книги на Новом Арбате в четверг сборник своих избранных произведений, в который вошли самые знаменитые рассказы и повести, созданные им в разное время.
В сборник "Фазиль Искандер. Избранные произведения", наряду с культовой повестью Искандера "Созвездие Козлотура", вошли рассказы "Дедушка", "Мальчик и война", "Хиромант", повесть "Софочка" и другие произведения.

Посмотрите в его глаза...

Одни вопросы

Что такое информационный голод? И можно ли его почувствовать сейчас, когда информационное половодье с краями заливает пространство Интернета? Да и книги никто не отменял. Их продолжают издавать. И полезные в том числе. И почему мы путешествуем по Сети? Что мы там выискиваем? Какая информация нужна современным детям? Может быть, уча тому, чему мы учим, мы только засоряем их мозги?! (Это уже проблема педагогическая).
К таким вопросам, которые пока не сумела облечь в размышления, я прихожу исподволь, но достаточно часто, " рыская" по знакомым и незнакомым  блогам,  лихорадочно открывая ссылку зв ссылкой. Что это -- информомания или как там ещё?
Другая сторона дела. Ежедневно бывает от 50 до 100 просмотров моей страницы. Кому-то она интересна? Или просто мимоходом заглянул человек? Блог-то не совсем как блог -- про новый учебник русского языка, про разные задачки для 5-6-классников, про ошибки и прочее, что далеко не всем интересно. Как-то я обмолвилась, рефлексируя по поводу, зачем мне нужен блог, о том, что мне он нужен прежде всего для того, чтобы собрать в одном месте свои наработки по определённой теме (работе по УМК М.В. Панова). Однако рамки, видимо, необходимо расширять,  озаботиться и тем, что интересно и ученику, и учителю, и родителю, и просто скучающему прохожему по Интернету? Хотя зачем?
Сожалею, очень сожалею о том, что коллеги, работающие по УМК, видно, не знают о моём блоге. Впрочем, по этому комплексу работает мало учителей.  Жаль!

20 октября 2010

Учись с помощью Интернета!

Чтобы не забыть и, когда потребуется, вернуться, здесь  статья канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории методологии содержания образования ИСМО РАО (г.Москва) Г.А Андрияновой "Виды учебной деятельности  школьников в дистанционном обучении". И ещё одна статья по теме -- "Модель образовательной деятельности в дистанционном эвристическом обучении"  А.В. Хуторского, докт. пед. наук, академика Международной педагогической академии, директора Центра дистанционного образования "Эйдос", г.Москва\

19 октября 2010

Правила -- закон для каждого

Это сочинение на тему "Правила безопасности детей на дорогах". И не столько из-за каких-то особенностей формы или содержания я помещаю его в блог. Глеб П. написал о том, что должен знать каждый, о чём необходимо помнить постоянно. Прислушайтесь, пожалуйста, к его призыву и берегите себя.
Правила безопасности на дорогах должен соблюдать каждый. Дети часто не соблюдают их. Они не обращают внимания на дорожные знаки, сигналы светофора, зебру на  проезжей части. Я считаю, что каждый школьник должен знать правила дорожного движения. На дорогах происходит много аварий. В этом бывают выноваты не только водители, но и пешеходы.
Вот несколько правил дорожного движения.
Переходи дорогу только на зелёный свет и только по пешеходноиу переходу.
Не играй близко от дороги.
Прежде чем перейти дорогу, посмотри сначала налево, а потом направо. Если убедился, что нет машин, тогда иди.
Строго соблюдай правила дорожного движения.
А вот стихи на тему сочинения.
Дорога -- совсем
Безобидное слово.
Дороги нас в жизни к цели ведут.
Но сердце болит,
Разорваться готово,
Когда на дороге я вижу беду.
Загублена жизнь. А ведь это случайность.
Её мы могли без труда избежать.
Я голову снова склоняю печально
И чувства свои не могу передать.
Будьте внимательны на дорогах!

"Тр-тр", "лы сы" и аббревиатуры

Что же это мы всё о серьёзном да о серьёзном!  Перед вами фрагмент из жизни простоквашинских героев Э.Н. Успенского. Прочитайте и подумайте над заданиями  после текста.
Потом дядя Фёдор взял книжечку и стал читать: "Завод железнотракторных изделий. Тр-тр "Митя" продуктовый. 20 л.с."
Прочитал он и говорит:
-- Ничего не понятно. Что такое "тр-тр"? Что такое "лы сы"?
-- Что же тут непонятного, -- говорит кот. -- Просто всё, как арбуз. "Тр-тр" это сокращённо "трактор". А "Митя" значит "модель инженера Тяпкина". Который тебе письмо прислал.
-- А что значит 20 "лы сы"? -- спрашивает дядя Фёдор.
-- "Лы сы" -- это лошадиные силы. Значит, он перетянет двадцать лошадей, если они будут тянуть в одну сторону, а он в другую.
-- Так сколько же ему сена надо! -- ахнул Шарик.
-- А сена ему не нужно. Тут же написано: он работает на продуктах.
1. Какое из встретившихся в тексте сокращений является аббревиатурой? Почему?
2. Может быть, ваше имя тоже является "аббревиатурой"? Попробуйте назвать своим именем какой-либо аппарат или механизм. Как вы расшифруете это название?
Источник: "Сборник упражнений..." И.А. Громова.