Между категориями синтаксическими и несинтаксическими (словообразовательными) есть и более тонкая, и притом более существенная, внутренняя разница. Формы, образующие словообразовательные категории, всегда вносят какой-либо н о в ы й о т т е н о к в в е щ е с т в е н н о е з н а ч е н и е с л о в а. В слове столы выражается не то же самое, что в слове стол, в слове столик представляемый предмет тоже изменяется (уменьшается) и т.д. При словах похаживает, постукивает нам представляется не точно такое же хождение и стучание, как при словах ходит и стучит. Точно так же и он стучится не то же самое, что он стучит, потому что стучаться можно только тогда, когда хочешь обратить на себя внимание того, кто находится внутри, а "стучать" можно с разными целями и по разным предметам (стучусь в дверь, в окно, в квартиу, но стучу по столу, стучу по двери обозначало бы только самый процесс стучания без оттенка желания проникнуть внутрь, стучусь в стол могло бы быть сказано только спиритом).
А. М. Пешковский "Русский синтаксис в научном освещении", 1956.
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Комментариев нет:
Отправить комментарий