21 февраля 2011

21 феврыля -- международный день родного языка

Международный день родного языка – внимание новым ИТ
Проведение Международного дня родного языка (21 февраля) подчеркивает важность сохранения культурного и языкового богатства в мире, где половина из 6000 существующих языков находится под угрозой исчезновения.В нынешнем Международном году родного языка он посвящен теме «Информационные технологии и коммуникации в деле сохранения и популяризации языков и языкового разнообразия». Ее выбор подчеркивает огромный потенциал новых технологий в сохранении, документировании и поддержки использования родных языков.
Как подчеркивает в своем послании Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, «каждый язык уникален в передаче восприятия, форме изложения и отображении реальности, и Международный год дает возможность подчеркнуть важность многоязычия и языкового разнообразия и оказать им поддержку».
«Мы должны использовать силы, придаваемые нам прогрессом, для защиты многообразия в видении мира и оказания поддержки всем источникам знаний и формам выражения», - добавляет Генеральный директор.
Источник здесь

20 февраля 2011

ЕЩЁ О НАПИСАНИИ ЭССЕ

Требования к написанию эссе

Эссе — это литературное произведение (связный текст), отражающий позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме).
Цель эссе — высказать свою точку зрения и сформировать непротиворечивую систему аргументов, обосновывающих предпочтительность позиции, выбранной автором данного текста. Эссе включает в себя следующие элементы:
1. Введение. В нем формулируется тема, обосновывается ее актуальность, раскрывается расхождение мнений, обосновывается структура рассмотрения темы, осуществляете переход к основному суждению.
2. Основная часть. Включает в себя:
— формулировку суждений и аргументов, которые выдвигает автор, обычно, два-три аргумента;
— доказательства, факты и примеры в поддержку авторской позиции;
— анализ контраргументов и противоположных суждений, при этом необходимо показать их слабые стороны.
3. Заключение. Повторяется основное суждение, резюмируются аргументы в защиту основного суждения, дается общее заключение о полезности данного утверждения.

Оформление материалов эссе

Эссе представляется в электронном виде. Объем — до 3-х страниц машинописного текста в редакторе Word. Шрифт: Times New Roman, кегль — 12, интервал — одинарный. Все поля по 20 мм.
Вверху справа указывается фамилия, имя, отчество автора эссе, место учебы, класс. Далее — название эссе, затем через один пропущенный интервал располагается текст.

Критерии оценки материалов эссе

При оценивании материалов необходимо учитывать следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования научных понятий в контексте ответа на вопрос эссе;
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты социально-экономической действительности или собственный опыт.
Источник здесь

Жаль! Мало корму осталось

Фото

Не было, нет и не будет четырёх обязательных предметов

Интервью министра образования и науки  А. Фурсенко программе "Вести в субботу":
— Слово нанотехнология стало модным последние 3–4 года. Но через 10 лет, я думаю, будут вопросы по нанонаукам, по нанотехнологиям, без этого не уйти.
 — Мельком помянули очень важную тему. Все-таки, платно или бесплатно все это?
 — Бесплатно. У нас есть абсолютно точное понимание, я думаю, у всех есть, что есть нагрузка, есть время, которое по медицинским показаниям ребенок может проводить на уроках — 36 часов. И эти 36 часов оплачиваются бюджетом. И наша задача сделать так, чтобы они были максимально эффективно использованы ребятами. Чтобы за эти часы они получили максимум возможного. Если после этого они захотят в каких-то кружках что-то новое узнавать, то, в принципе, это может оплачиваться бюджетом. И новые подходы к обучению, стандартам позволяют это. Но где-то, наверно, могут быть и другие подходы.
— То есть другие подходы только в плане факультативов, что касается школьной программы, это все останется бесплатно?
— Однозначно.
Полностью интервью размещено  здесь
Употреби текущее время так, чтобы в старости не корить себя за молодость, прожитую зря.
Д. Боккаччо

Окончания-омонимы

Падеж — это выражение отношения предмета, назван­ного именем существительным, к другим предметам.
В русской грамматике выделяется шесть падежей имён существительных, значения которых обобщённо выражаются при помощи падежных вопросов.
Именительный падеж считается прямым, а все остальные — косвенными.
Чтобы определить падеж существительного в предложении нужно: 1) найти слово, к которому относится данное существительное; 2) поставить от этого слова к имени су­ществительному вопрос: увидеть (кого? что?) брата, гор­диться (чем?) успехами.
Среди падежных окончаний существительных часто встречаются окончания-омонимы. Например в формах родительного падежа из двери, дательного падежа к двери, предложного падежа о двери имеется не одно и то же окон­чание , а три разных окончания-омонима. Такими же омонимами являются окончания дательного и предложного падежей в формах по стране и о стран-е.
Источник здесь

О грамматических значениях слова

В речи каждое слово соединяется с другими при помощи многообразных связей. Одни из этих связей обнаруживают себя в различных внешних показателях: например, в падежных и  личных окончаниях, в предлогах и союзах. Подобные показатели выражают определённые грамматические значения. Таковы значения падежа (голову, головой), числа (голова, головы), рода (писал, писала), лица (пишу, пишешь, ...), глагольного вида (писать, написать) и др. Грамматические значения обладают одним интересным свойством -- они обязательны. Что это значит? А вот что: мы не можем употребить слово, не выразив при этом хотя бы некоторых из его грамматических  значений. Так, произнося слово стол, мы не только называем известный предмет, но и выражаем такие свойства этого существительного, как род (мужской), число (единственное), падеж (именительный или винительный -- сравните : В углу стоит стол. -- Я вижу стол).
Из книги Л.Р. Крысина "Жизнь слова".

Л.П. Крысин "Жизнь слова"

Книга известного лингвиста, доктора филологических наук Л.П. Крысина в популярной форме рассказывает о том, как живёт слово в языке, как "устроено" его значение, каковы отношения между словами разных смысловых групп, как взаимодействуют слова в составе предложений в нашей повседневной речи.
Под жизнью слова, пишет автор в предисловии, мы будем понимать в этой книге не его историю, от древних истоков до современности, а иногда и до "смерти" (ведь многие слова  уходят из языка, заменяясь другими), иначе говоря, не временной цикл, подобный циклу биологическому, -- а главным образом поведение слова в языковом пространстве, его функционирование в речи, его взаимодействие с другими словами в процессе человеческого общения.
Книга адресована учащимся старших классов, а также всем, кто интересуется русским языком.

19 февраля 2011

Заснежило...

Источник здесь

Образуй форму множественного числа

Проверочная работа опять-таки для 6 классников.
Образуйте формы множественного числа данных существительных, обозначьте окончания и поставьте ударение. Определите грамматические средства выражения числа.
Магазин, адрес, отпуск, директор, шофёр, торт, столяр, бант, крыло, доктор, стул, северянин, лисёнок.

Способы и средства выражения грамматических значений числа

В дополнение к учебнику для 6-классников.


1. Окончание (показатель рода и падежа):
буря - бури
столØ - столы
окно - окна
2. Суффиксы + окончание:
брат - брать[j]я
чудо - чудеса
сынØ - сыновь[j]я
крестьянин - крестьяне
котенокØ - котята
3. Чередование:
око - очи (к//ч')
ухо - уши (х//ш)
другØ - друзь[j]я (г//з' (+ [j] + окончание)
4. Мена места ударения (+ окончание):
гроза - грозы
волна - волны
весло - весла
5. Супплетивизм (образование форм слова от разных корней):
человек - люди
ребенок - дети
Кроме грамматических средств выражения значений числа, могут использоваться и синтагматические средства:
прошелØ день
зимний день
прошли дни
зимние дни
У несклоняемых существительных число определяется только синтагматически:
В районе открылось новое кафе.
Открылись новые кафе.
Источник здесь

В русском есть, а в китайском языке нет

Значение числа у существительных является грамматическим в русском языке (поскольку любое русское существительное является либо формой единственного числа, либо формой множественного числа) и неграмматическим в китайском и японском — т.к. в этих языках имя может служить названием и одного и нескольких предметов, если соответствующее уточнение не входит в намерения говорящего.
Источник здесь

Я вернулась!

Приветствую читателей  своего блога. Больше недели не заглядывала сюда, так как участвовала в конкурсе. Теперь вот вернулась.

11 февраля 2011

Фонетические игры-задания

Отгадай слово
•Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2-ой звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безудар­ный гласный от слова свекла. Какое слово у вас получилось? Подберите к нему не менее 5 однокоренных слов.

 Затранскрибируй слова
•Составьте транскрипцию слова, взяв 4-й звук от слова крылья, 4-й звук от слова ящик,3-й звук от слова визг и ударный гласный от слова столяр. Какое слово у вас получилось?

•Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный глас­ный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор. Подберите все возможные антонимы к полученному слову.
Источник здесь