20 мая 2011

Орфографический тренажер «ГРАМОТЕЙ: Класс»

Грамотей-Класс" - это система из нескольких взаимосвязанных программ: орфографического тренажера ученика и двух учительских программ - которые способны работать как автономно на множестве машин, так и в локальной сети. В настоящий момент поддерживается до 99 рабочих мест учеников, каждым из которых может пользоваться большое количество учеников.
Подробно здесь

Если леди покидает экипаж...

Фразеологизмы, по мысли известного русского языковеда Ф.И. Буслаева, своеобразные микромиры, они содержат в себе "и нравственный закон, и здравый смысл..." Эту мысль можно подтвердить множеством примеров. А вот любопытное задание.
Прочитайте английские пословицы и найдите аналог в русском языке. Сделайте выводы.
Почувствовать себя, как вошь у уха. Если леди покидает экипаж, скорость увеличивается. Муха в бальзаме. Не насвистывай, пока не выберешься из лесу. Лучше одна птичка в руках, чем две в кустах. Молчаливые собаки  опасны. Кому суждено быть повешенным, тот не утонет.

Но панталоны, фрак, жилет...

Панталоны -- заимств. в 18 в. из франц.яз, где pantalons из  собст. имени героя итальянской комедии масок  Панталоне, носившего широкие штаны. Хотя одежда претерпела значительные изменения, название осталось.
Жилет -- заимств. в 18 в. из франц. яз., где gillet -- суффиксальное производное от собственного имени  известного шута Gill, начавшего носить такой род одежды.
 По имени ярмарачного паяца -- владельца несуразной безрукавки -- и была названа жилетом вошедшая вскоре в моду мужская одежда без рукавов, которую надевали под сюртук, фрак или пиджак.

19 мая 2011

Сегодня День пионерии

Шум дождя

И дети, и взрослые устали от уроков, от школы,  контрольных диктантов и тестов. Хочется отдохнуть, отвлечься от надоевшей повседневности и... послушать музыку.

КРАСНЫЕ МАКИ

Под Белой горой
«Под Белой горой» на Яндекс.Фотках
Красные маки отвоевывают подножие травертинов Памуккале. Отдельные цветы забираются на сами белые склоны, пробивая известковую корку.

Виды рассуждений: к экзаменам

Существует несколько видов рассуждений.
Рассуждение-доказательство  представляет собой монологические высказывания, имеющие целью доказать истинность или ложность  главного утверждения (тезиса) текста.
Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиия (подведение к вопросу) -- вопрос -- ответ (тезис) -- доказательство тезиса -- выводы.
В рассуждении-объяснении нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, так как заранее известно, что главное утверждение текста истинно. Главная задача -- раскрыть содержание тезиса.
Рассуждение -- размышление включает в себя объяснение  и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, отграничить или расширить и т.д. Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от других видов,  содержит  в себе не один  вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов.

И кафтан, и сарафан

Кафтаны молодого Петра I, 1680-90.

Итак, продолжаем говорить об истории слов.
Кафтан  -- заимств в др.-рус. эпоху из тюрк.яз., где кафтан, как полагают некоторые учёные, является сложением  кап "мешок, облочка, футляр" и тон "вид мужской одежды". Кафтан -- старинная  русская мужская длинная верхняя одежда.
Слово кафтан широко  используется в русских  народных пословицах и поговорках: В пашне огрехи, на кафтане -- прорехи. Кафтан золотой, а душка -- полушка. Пошёл в суд в кафтане, а вышел нагишом. И кафтан греет, когда шубы нет. Тришкин кафтан и др.

Сарафан -- др.-рус. заимств. из тюрк. яз., где sarapa из перс. "почётная одежда". В др.-рус. яз. -- "мужской  кафтан".
Сарафан -- основной элемент русского национального костюма центральных и северных областей России. Это любимая женская одежда, которая воспевалась в песнях и романсах. Сарафаны можно увидеть на картинах художников В.М. Васнецова, А.Г. Васнецова, Д.Г. Левицкого.

18 мая 2011

"Попробовали" ГИА...

Наконец-то стали известны результаты пробного ГИА по русскому языку в 9 класее. У нас в школе есть и "пятёрка", и "двойки". Немного "двоек" -- меньше, чем на пробном по математике.  Что же будет на экзамене?  (Мне нынче проще, чем коллегам, которым придется "сдавать экзамен" вместе с учениками, -- у меня нет девятого класса).

"Жизнь слова" в художественном тексте

Все уровни языка (фонетический, лексический, грамматический) "работают" на порождение смысла, рождают асслциации, организуют контекстуальные значения языковых единиц. Прочитайте отрывки из стихотворений, и вы увидите, как различные языковые средства помогают  поэтам создать художественный образ.
В углу шуршали мыши,
Весь дом застыл во сне.
Шёл дождь -- и капли с крыши
Стекали по стене.
                            К.Д. Бальмонт
Отростки ливня грязнут в гроздьях.
И долго, долго до зари
Кропают с кровель свой акростих,
пуская в рифму пузыри.
                                 Б.Л. Пастернак
Когда умирают кони -- дышат,
Когда умирают травы -- сохгут,
Когда умирают солца -- гаснут,
Когда умирают люди -- поют песни.
                                        В. Хлебников
Зову, упрекаю, надеюсь и спорю,
Молю, упрекаю, прощаю, кляну...
В.М. Тушнова

Воздушная войлочная вишня

Войлочная вишня
«Войлочная вишня» на Яндекс.Фотках
К авторскому названию я прибавила слово воздушная. Получился почти оксюморон. Такое у меня нынче лирическое состояние духа.

Ворона, дерево, одуванчики

...
«...» на Яндекс.Фотках
Два одуванчика в траве и ещё один -- дерево, похожее на этот цветок. Посмотрите.

ЦВЕТУЩИЕ НА СКЛОНЕ

Цветущие на склоне
«Цветущие на склоне» на Яндекс.Фотках
Прострел, или сон-трава. Правда, обычно эти цветы бывают жёлтыми, а эти белёсые.
"Нелепо, смешно, безрассудно,
Безумно, ВОЛШЕБНО, НИ ТОЛКУ, НИ ПРОКУ,
Ни в лад, невпопад совершенно"-- строчки из песни на слова Юлия Кима из к\ф "Обыкновенное чудо". Такой комментарий дал к своему снимку автор. Подошло под моё настроение. ...А вообще-то, у меня сегодня день рождения. И кажется, у меня всё наоборот, но цветы  эти очень понравились.

Пословица -- не понятие, а суждение

Национально-культурная семантика присутствует на всех уровнях языка. Однако наиболее ярко она проявляется в словах, фразеологизмах и языковых афоризмах (пословицах, поговорках и крылатых выражениях).
Под пословицами в широком смысле лингвисты понимают краткие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный  план и составляющие в грамматическом отношении законченное предложение. В основе целостного смыслового содержания пословицы лежит не понятие, а суждение. Познавательная ценность языковых афоризмов очень велика: это и свидетельство о далёкой старине, это и неписаные законы народной жизни, это и отражение обычаев, порядков, представлений. Афоризмы отражают народную культуру и национально-культурный компонент языка единицами своего состава.