08 сентября 2011

Широкое и узкое значение термина «имя числительное»

Имя числительное – знаменательная часть речи, называющая отвлечённое число и количество предметов.
Число и количество – категории не только лингвистические, но и математические, астрономические, философские, мифологические и т. д. Возникли они в дописьменный период, и поэтому точно датировать происхождение этих понятий невозможно. Первыми дошедшими до нас математическими текстами считают два египетских папируса и многочисленные глиняные таблички из древнего Вавилона, содержащие формулировки решения задач [Детская энциклопедия в 12 томах. – Т. 2. – М.: Просвещение, с. 501 ] . Первым способом «записи» чисел были зарубки на палке. Около 5 тысяч лет назад люди одновременно в разных местах – Вавилоне, Египте, Китае – открыли способ записи чисел по разрядам: отдельно единицы, десятки, сотни. Развивалась математика, астрономия. Число и количество активно использовались как средство, помогающее человеку не только просуществовать физически, активно развивать земледелие, но и открывать новые земли, познавать мир.
Для называния чисел понадобились новые лексические единицы, они и стали основой новой части речи – имени числительного. Историки языка утверждают, что эта часть речи появилась сравнительно поздно, ибо человек прежде всего назвал предметы, его признаки и лишь значительно позже познал отвлеченное число. Некоторые косвенные доказательства свидетельствуют о том, что homo sapiens трудно отделял число от предмета. Любопытным является свидетельство писателя Семушкина, который в 30-е годы ХХ века побывал в гостях у жителей Севера в одном из стойбищ чукчей и описал следующий случай. Хозяин яранги вместе со своим родственником дважды пересчитали стадо оленей: первый считал их по головам в самом стаде, второй – по памяти на пальцах, при этом для подсчёта не хватило рук и ног своей семьи из пяти человек и пришлось пригласить еще двух человек из соседней яранги. В том и другом случае оленей оказалось 128 [ Цит. по кн.: Депман И. Мир чисел. – Л.: Дет. лит., 1966. – С. 4-5 ] . Для нас в этом факте интересно то, что старик помнил каждого оленя и откладывал на пальцах каждую особь отдельно, то есть в его сознании количественная характеристика была неразрывной с самим предметом.
Источник здесь

Крым. Херсонес. Виртуальное путешествие

Херсонес
«Херсонес» на Яндекс.Фотках

Международный День искоренения неграмотности

Ликвидация неграмотности - массовое обязательное обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой. После Октябрьской революции в России борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований общественных отношений, народного хозяйства, культуры. Л.н. стала гл. задачей внешкольного отдела Наркомпроса РСФСР (создан в 1917; с 1920 – Главполитпросвет), которым руководила Н.К. Крупская. По декрету СНК "О ликвидации неграмотности" (декабрь 1919) всё население республики в возрасте от 8 до 50, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию). Предусматривалась также организация обучения детей школьного возраста, не охваченных школами. Были созданы школы для переростков, школы при детских домах, колониях и т.п., входившие в систему Главсоцвоса.
Читать дальше 

07 сентября 2011

"Итильский берег" -- военно-исторический фестиваль

V военно-исторический фестиваль «Итильский берег» прошёл в Харабалинском районе Астраханской области. Фестиваль  объединил на берегу Волги и Ахтубы около двухсот представителей ведущих клубов страны, занимающихся реконструкцией военной истории разных эпох и народов, а также представителей исторической науки Астраханской области. Для жителей Астраханской области и гостей «Итильский берег» станет ярким и запоминающимся зрелищем с массовыми сражениями, индивидуальными турнирами, знакомством с образцами вооружений и предметов быта, выступлениями фольклорных коллективов.
Основная тематика мероприятий V военно-исторического фестиваля «Итильский берег» заключается в представлении зрителю наиболее ярких страниц уникальной, неповторимой истории Астраханского края.

06 сентября 2011

Осень убирала берёзу в золотой убор

Давайте понимать друг друга с полуслова…
 Осень приходила к нам светлая и тихая, так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. Она делала дали нежно-голубыми и глубокими, небо чистым и кротким. Тогда можно было различить самый отдалённый курган в степи,  на открытой и просторной равнине жёлтые жнивья.  Осень  убирала и берёзу в золотой убор. А берёза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он, пока, наконец,  не оставалась вся раздетая на его золотистом ковре. Очарованная осенью, она была счастлива и покорна и вся сияла, озарённая изподнизу отсветом сухих листьев, а радужные паутинки тихо летали возле неё в блеске солнца, тихо садились на сухое, колкое жнивьё.                                     И.А. Бунин

К уроку литературы в 9 классе. Ария князя Игоря

Ария князя Игоря из оперы Бородина "Князь Игорь"

Проверь свои знания по литературе!

Здесь   тестовые задания  по литературе "О художественной литературе и чтении". Проверь свои знания. Всё просто: открываешь ссылку, выбираешь задание, открываешь его и  отвечаешь на вопрос. Сразу получаешь оценку. Попробуй!

Обращение -- обвращение

Обращать, обращаться, обращение. Корень в этих словах, кажется, выделить легко: обращ-. Мы знаем, что если в корне есть буква щ, то нужно поискать историческое чередование т//ч//щ. Ищем -- и находим: обратиться. Не хватает варианта с ч.
Вслушаемся в звучание корня. Он не даёт нам представления о внутренней форме слова. Почему обращение называется именно обращением? И почему об- выглядит как приставка? Если это так, то корень рат-//ращ-?
В заданных словах мы сталкиваемся с уже знакомым нам явлением русского языка. Вернёмся к истокам.
Ворот, ворочать (вот, кстати, недостающий компонент чередования -- буква ч), поворачивать, вращать. Когда мы хотим кому-то что-то сказать, мы поворачиваемся к этому человеку. Говорить, глядя в  другую сторону, считается невежливым; к тому же тебя могут просто не понять. Итак, мы поворачиваемся, обворачиваемся, обвращаемся. В двух последних словах рядом на стыке приставки и корня, оказываются два согласных звука: [б] и [в]. Оба образуются с помощью губ, причём первый более звучный, чем второй. Звук, оказавшийся более сильным, как бы "приклеивает" к себе второй, а потом и вовсе поглощает его.
 Приставка срастается с корнем: обворачиваться -- оборачиваться, обвращаться -- обращаться.

05 сентября 2011

Слайд-шоу "Искусство создания книги"

Пройдя по  этой ссылке
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/75e97c03-dbff-4d5a-a97a-337fd7a53be7/%5BLI6RK_1-01%5D_%5BSL_01%5D.html#_blank ,  найдёте красивые фотографии старинных книг и убедитесь, что создание книги -- это настоящее искусство.

Писатели о книгах и чтении

Айзек Азимов (1920), американский писатель, ученый биохимик:
«Книга дает вам необходимые слова, чтобы читать и перечитывать их, когда вы хотите – в постели, за столом или растянувшись на полу – и как вы хотите – не спеша, быстро, подряд или по кусочкам. Но главное – книга дает вам слова, к которым вы сами подбираете картины, возникающие в вашем воображении. Вы знаете, как выглядит д`Артаньян и Дон-Кихот, и это – ваш д`Артаньян, ваш Дон-Кихот – ваша личная собственность, ваша на всю жизнь… Никогда не будет придумано что-либо подобное книге – способное дать вам как раз столько, сколько нужно, и никогда – слишком мало или слишком много, дать вам одному целую вселенную».

ОДЕНЬ И ВООРУЖИ БОГАТЫРЯ. Интерактивное задание

Завтра в 7 классе мы начинаем читать былины. Сначала прочитаем былину о  Святогоре и Микуле Селяниновиче, а потом об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике. По этой ссылке располагается интересное интерактивное задание "Одень и вооружи богатыря". Попробуйте его выполнить. Очень увлекательно!

"ВАШЕ ВРЕМЯ ИСТЕКЛО"

Р.В. Назаров в книге "Несекретные секреты" (СПб, 1998) приводит такую версию "связи" воды и времени, отразившуюся в языке.  Одним из свмых древних приборов для измерения времени в Древней Греции были водяные часы, где вода медленно и равномерно вытекала из одного сосуда в другой. В судебных заседаниях обвинителю и обвиняемому предоставлялось одинаковое время, и, прежде чем они начинали говорить, им отмеривали равное количество воды. Оратор имел право говорить, пока вода текла. Когда же она истекала, он должен был замолчать. Отсюда и выражение "ваше время истекло".
На снимке: водяные часы, или клепсидра. Основа механизма как у песочных часов. 

04 сентября 2011

Озеро Большое Алло. Виртуальное путешествие

;Утро. Озеро Большое Алло. Фаны. Таджикистан. Август. 2011
«Утро. Озеро Большое Алло. Фаны. Таджикистан. Август. 2011» на Яндекс.Фотках
Это в Таджикистане. Снимок сделан рано утром, когда солнечные лучи едва коснулись прохладных вод озера, осветив его глубину и синий покой..

В Астраханском кремле установлены телескопы...

Астраханцы и гости города смогут полюбоваться видами современного городского пейзажа с высоты птичьего полета и познакомиться с уникальными экспозициями по истории Астраханского кремля XVI —XIX столетий.
С сентября астраханцы и гости города смогут обозревать Астрахань и её окрестности в мощные телескопы, расположенные на четвёртом ярусе музейного объекта "башня «Красные ворота». Один из телескопов направлен на Волгу и её противоположный берег, другой обращён внутрь Астраханского кремля. Третий телескоп установлен на последнем ярусе музейного объекта «Пыточная башня». Глядя в него, можно, как на ладони, увидеть всю территорию Белого города — исторического и культурного центра современной Астрахани.
Источник здесь