10 апреля 2023

Экология по Арсеньеву. Урок третий. Текст Тотального диктанта

     В комментарии  к сообщению "Диктант написан и проверен" меня попросили напечатать текст, который 8 апреля писали в нашей часовой зоне. Выполняю эту просьбу. Текст находится в открытом доступе, поэтому я не нарушаю требований конфиденциальности. Текст с разметкой возможных вариантов правописания и постановки знаков препинания. Вариативность в современном русском языке -- это, если можно так сказать, фишка, весьма значимая особенность существования языка.

Экология по Арсеньеву

 Урок третий

 1 Путешественник, учёный, писатель [0 / , / ] Владимир Арсеньев оставил огромное наследие, часть которого,1 как ни странно,1 не осмыслена до сих пор, – имею в виду прежде всего дневники и письма[1].

2 Арсеньев продолжил начатое русскими первопроходцами [0 / –] открытие Дальнего Востока.По-настоящему освоенным становится только то, что переплавлено в художественные образы. Именно Арсеньев [,2 / –3] этот очарованный странник [,2 / –3] рассказал миру об Уссурийском крае, сделав его фактом культуры.

5 Самоучка, не имевший академического образования, он стал учёным широчайшего, воистину ломоносовского профиля[2]. 6 За его плечами были только два года юнкерского пехотного училища [, / ;] всё остальное – самообразование, которое военный географ[3] Арсеньев продолжал всю жизнь. 7 Изучал языки коренных народов [, / ;] занимался археологией, этнографией и полутора десятками других наук.

8 Составлял геополитические прогнозы, часть из которых сбылась уже после его смерти, а часть [0/–] [небезынтересна / не безынтересна] и поныне [, / ;] помогал царской и советской властям заселять и развивать дальневосточные периферии.

9 Жёстко критиковал современную ему цивилизацию, не признавая технического прогресса [0 / –] в отсутствие нравственного. 10 Видя, что происходит с природой из-за бездумного отношения к планете и желания поскорее извлечь выгоду, называл человека бичом [з/З]емли [, / –] самым ужасным, свирепым и беспощадным хищником. 11 Арсеньев считал тайгу храмом [0 / –] и не мог равнодушно смотреть на ее осквернение. 12 В итоге он был вынужден прийти к невесёлой мысли: «Цивилизация родит преступников»[4].

13 Арсеньев,4 вне всякого сомнения,4 [незаурядный / не заурядный] прозаик [, / – / ;] и было бы неверно считать его книги слегка обработанным полевым дневником. 14 Это [0 / ] самобытный философ, тонкий лирик,5 учившийся описанию и осмыслению природы у русских классиков,5 [0 / ] и даже [0 / ] мистик.

15 Важна,6 конечно,6 и сама личность Арсеньева [, / –] интеллигента, пассионария, человека железной воли. 16 Скрывая многочисленные недуги, он до конца дней ходил в тяжелейшие походы [0 / –] и никогда не жаловался. 17 Твердил: «Работай [0 / –] или умри [ ». / !»] [5]

18 Уроженец Петербурга, он по собственному желанию навсегда перебрался на Дальний Восток     [, / : / – / ;] городу всю жизнь предпочитал тайгу. 19 Жизнь его – нечастый для России пример успеха, достигнутого не покорением, а,7 напротив,7 оставлением столицы.



[1]

а) …не осмыслена до сих пор, имею в виду прежде всего дневники и письма.

б) …не осмыслена до сих пор, имею в виду прежде всего дневники и письма.

в) …не осмыслена до сих пор имею в виду прежде всего дневники и письма.

г) …не осмыслена до сих пор; имею в виду прежде всего дневники и письма.

д) … не осмыслена до сих пор (имею в виду прежде всего дневники и письма).

[2]

а) широчайшего, воистину ломоносовского профиля; б) широчайшего, воистину ломоносовского, профиля; в) широчайшего – воистину ломоносовского – профиля.

[3] а) военный географ; б) военный, географ; в) военный-географ.

[4]

а) к невесёлой мысли: «Цивилизация родит преступников».

б) к невесёлой мысли: «Цивилизация родит преступников!»

в) к невесёлой мысли: «Цивилизация родит преступников…»

г) к невесёлой мысли «Цивилизация родит преступников».

д, е, ж) к невесёлой мысли: цивилизация родит преступников [. / ! / …]

з, и, к) к невесёлой мысли – цивилизация родит преступников [. / ! / …]

[5] Допустимо такое оформление:

Твердил:

- Работай или умри [. / !]

1 комментарий:

  1. Нечастый — редкий; не частый — ещё более редкий. Раздельное написание акцентирует признак, отрицает частоту признака.
    Вывод: написание "не/частый" вариативно.

    ОтветитьУдалить