13 сентября 2011

Размышляем над "Словом о полку Игореве"

Это  и последующие  высказывания я размещаю здесь  к  уроку литературы в 9 классе. Завтра предполагаю, что мы обсудим их. Цель наша состоит в том, чтобы понять это произведение и, когда  прийдёт пора писать сочинение, интерпретировать текст в соответствии с существующими мнениями. А возможно, и как-то по-своему...
"Академик  Б. А. Рыбаков считает "Слово о полку Игореве" произведением, "выходящим далеко за рамки чистой поэзии и являющимся по сути дела политической речью, написанной в жанре политической сатиры и предназначенной для оглашения на княжеском "снеме" (съезде) в Киеве и агитации в пользу действительно состоявшегося впоследствии в 1187 г. общерусского похода на половцев".
Рассматривая "Слово..." в целом, мы убеждаемся в полном и подавляющем преобладании в нём одного только -- лирического начала. Это произведение лирическое по преимуществу. Огромная общественная и эпическая тема разрешена в нём средствами лирики.  К Русской  земле обращена вся полнота лирических чувств его автора, весь эмоциональный подъём его. Именно эта лирическая взволнованность "Слова..." делает его произведением политическим". (Д.С. Лихачёв)

12 сентября 2011

Подготовка к выполнению задания А 4 (Фонетика. Гласные звуки)

В проекте ДЕМО-2012 появилось задание по фонетике (А4).  Задание лёгкое. Но только для тех, кто владеет теоретическим материалом по данной теме. Если же у вас всё-таки имеются пробелы в отношении звуков речи, тогда эта статья вам поможет их устранить. Пост содержит теорию, два практических задания, ссылку на ответы с комментариями, а также на тест в режиме онлайн.
Читать дальше
Спасибо  Марине Анатольевне с её блогом "По уши в ГИА"

"Богатырская симфония" А. П. Бородина

А. П. Бородин. Вторая (Богатырская) симфония«Можно, не побывав в России, получить представление о стране и народе, слушая эту музыку», — сказал о Второй симфонии Бородина немецкий дирижер Ф. Вейнгартнер. Такие высокие слова как нельзя более точно и справедливо определяют существо этой симфонии — произведения, единственного в своем роде, в своей национальной самобытности и мощи. Недаром она именуется «Богатырской» — с таким размахом, широтой, с такой необычайной для инструментальной музыки картинностью воссоздан в ней образ русской древности, русского национального характера.У Второй симфонии нет вступления. Сразу, без подготовки раздается громогласный унисон смычковой группы, поддерживаемой медью. Эта тема подобна богатырскому боевому кличу. Что-то есть в ней бесконечно древнее, былинное — в массивных, тяжело раскачивающихся унисонных ходах, в долгих остановках на основном, гулком призывном тоне.Как известно, Бородин не раз рассказывал друзьям (В. В. Стасову — в том числе) о замысле Богатырской, и потому мы знаем, что в первой части её он хотел изобразить собрание русских богатырей.
Источник здесь

"Богатыри" В.М. Васнецова. К сочинению- описанию картины

В.М. Васнецов писал картину "Богатыри"в 1881-1898 гг. Наконец он окончил „Богатырей". Всю ширь огромной стены в Третьяковской галерее занимают "Богатыри", и кажется, что нет уже самой стены, а есть только даль неоглядная, далекий горизонт, холмы, темнеющий вдалеке лес да грозно бегущие тучи, что гонит по небу крепчающий ветер. А еще крохотные елочки, до которых рукой подать... Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. А на переднем  плане этого огромного полотнища -- богатыри на заставе, на защите родной земли. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его - Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина.Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется. Спокойны, дружелюбны богатыри.
И рады бы мирно почивать в домах своих. Но лезет, лезет к нам всякая нечисть. Хотя знает вещие слова, сказанные однажды: „Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет". И ведь не раз сбывалось пророчество. Однако неймется блажным ворогам. Хотят испытать непобедимость богатырскую. Громыхает гортанно гром за увалами. Где-то блеснула зарница. Клубятся тучи над бескрайними далями.
Стоит, не дрогнет богатырская застава. Видала всяких гостей земля наша. Сдюжит и ныне. Но зачем затевают недоброе? Ведь знают, какой лютой бедой может все обернуться... Высоко-высоко в небе парит степной орел.
Как писал В. Васнецов в письме к профессору Академии художеств, "картина моя "Богатыри" - Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого!"
Источник здесь

11 сентября 2011

"ЛИЦО" ПОКА СТАРОЕ...

Поздно ночью вчера-сегодня прикидывала разные шаблоны своего блога. Перепробовала все имеющиеся в наличии. Утомились глаза... а я вернулась к старому шаблону -- наиболее простой его форме из всех. Почему? Прежде всего из-за единственной причины: показалось, что в новом "обрамлении" сообщения плохо читаются, а также либо названия были мелковаты, либо фон режет глаза, либо рисунок его не по теме. В общем, ничего не выбрала и "осталась пока при своих интересах". А всё началось с того, что закачала Гугль хром -- новый браузер. Появилась возможность использовать опцию Документы в почте и закачивать туда свои документы. Активировалась опция Действия  внизу сообщения. К новому интерфейсу привыкаю, он мне  кажется не совсем удобным, но, надеюсь, что "все премудрости" освою. Так что, друзья, если вы вдруг не узнаете "в лицо" мой блог, не пугайтесь: это я эспериментирую с шаблонами, благо, что  на панели инструментов  всегда под рукой Design.

О СОБАКАХ: очень трогательно и забавно




Посмотреть на Яндекс.Фотках

10 сентября 2011

Руководство для родителей по безопасности детей в Интернете

Являются ли ваши дети новичками в интернете или уже хорошо ориентируются в Сети, вы всегда можете помочь им в грамотном использовании онлайн-ресурсов.
Посмотрите  материалы по этой ссылке, чтобы узнать о различных вариантах использования интернета. В каждом разделе есть ссылка на дополнительные советы по интернет-безопасности, соответствующие возрасту вашего ребенка.

Дворцовая площадь. Виртуальное путешествие

А из нашего окна площадь ...Дворцовая... видна.)
«А из нашего окна площадь ...Дворцовая... видна.)» на Яндекс.Фотках

Научись различать однокоренные слова и формы одного слова!

Для того, чтобы увеличить картинку, щёлкни по ней мышкой. Получишь чёткое изображение. Таблица помогает усвоить различия между формой слова и однокоренными словами.
Презентация здесь

КАК ВЫУЧИТЬ ПРАВИЛА?

Вынесенный в заглавие вопрос стоит перед учеником. Для учителя вопрос звучит иначе.
Например: как заставить выучить правила? Или: как помочь выучить правила? Второй вариант, разумеется, лучше, но требует уточнения. В сущности, учитель должен задаться двумя основными вопросами: 
как научить детей видеть и понимать те закономерности языка, которые превратились в правила?
как сделать эти закономерности-правила базой для грамотного письма?
Оба вопроса методического характера.
При адекватной методике преподавания ученик практически избавлен от необходимости заучивать правила. Они сами укладываются в сознании, усваиваются и запоминаются в процессе правильно организованной работы. Заучивать придется только исключения из правил.Тут сразу оговоримся, чтобы не создавать лишних иллюзий: знание правил не дает стопроцентной автоматической гарантии грамотности письма. Но незнание их дает почти стопроцентную гарантию безграмотности.
Алгоритм работы на конкретном примере расписан  дальше 

Сайт "Умная школа"

Имя числительное -- особая часть речи. Почему?

В современном русском языке числительные, образуя особую, отдельную часть речи, объединяют слова — названия чисел, совершенно разные по своему образованию, по своему исконному характеру, по типам словоизменения. Это объясняется тем, что как особая часть речи числительные сложились в относительно поздний период истории русского языка и до сих пор сохраняют многие особенности, присущие им в древнерусскую эпоху. Эти особенности связаны в первую очередь с тем, что в древнерусском языке слова — названия чисел не образовывали особой части речи, а относились или к прилагательным, или к существительным, или вообще еще не являлись собственно словами, а представляли собой сочетания слов определенного характера.
Прилагательными были названия чисел одинъ (одьна, одьно), дъва, (дъвЪ), три (трье), четыре (четыри). Такой их «прилагательный» характер выражался прежде всего в том, что они согласовывались в роде, числе и падеже с существительными, к которым относились: дъва (м. р.) и дъвЪ (ж. и ср. р.); они также согласовывались с существительными, выступавшими в падежных формах двойственного числа, а трье (м. р.), три (ж. и ср. р.) и четыре (м. р.), четыри (ж. и ср. р.) — с существительными, выступающими в падежных формах множественного числа: дъва стола, дъвЪ рыбЪ, дъвЪ селЪ; трье стали, три рыбы, три окна; четыре столи, четыри рыбы, четыри окна. В современном языке такие отношения не существуют.
Синтаксические признаки прилагательного полностью сохранило только числительное один, которое, сочетаясь с существительными, согласуется с ними в роде, числе и падеже. Следует отметить, что слово один может употребляться также в качестве местоимения и существительного. Например: «...в одном департаменте служил один чиновник» (Н. В. Гоголь); «Все за одного, один за всех» (пословица).
Остальные количественные числительные в им.-вин. пад., сочетаясь с существительными, выступают в роли управляющих слов, причем числительные два — четыре требуют род. пад. ед. ч. (четыре стола), а остальные числительные — род. пад. мн. ч. (пять столов). Во всех косвенных падежах числительные сочетаются с существительными, полностью согласуясь с ними, ср. двух столов, двумя столами. Прилагательные-определения, имеющиеся при существительных, которые сочетаются с числительными два, три, четыре, могут быть и в форме им. пад. мн. ч., и в форме род. пад. мн. ч., например: четыре отважные летчицы и четыре отважных летчик.
Читать полностью

Конкурс мини-рецензий

Вы прочитали книгу о лингвистике, которая вас потрясла до глубины души, и хотите посоветовать её остальным? У вас есть любимая настольная книга — и по странному совпадению она посвящена лингвистике или языкам? Вы можете написать о лингвистической книге так, чтобы другие немедленно кинулись за ней в магазины? Вам кажется, что раздел «Книга месяца» давно не обновлялся?
Тогда примите участие в нашем конкурсе! Мы приглашаем всех школьников — читателей нашего сайта написать мини-рецензию на свою любимую книгу о лингвистике (от 750 до 1500 знаков, включая пробелы). По итогам голосования посетителей сайта авторы самых популярных рецензий получат призы!
Источнике здесь

ЦАРЬ

Царь!
«Царь!» на Яндекс.Фотках