22 сентября 2011

"Путешествие Гулливера" в кино

Завтра на уроке искусства будем говорить о Д. Свифте и его "Путешествии Гулливера". Отрывок из кинофильма "Дом, который построил Свифт" (реж. М. Захаров, Доктор -- А. Абдулов).

21 сентября 2011

Море. Небо. Парус

Белеет парус одинокий...
«Белеет парус одинокий...» на Яндекс.Фотках

"Белеет парус одинокий"

Известно, что хорошая музыка благотворно влияет на человека.  Давайте послушаем романс "Белеет парус одинокий"  в исполнении знаменитого русского певца С. Лемешева.  Вы, конечно, знаете, что слова этого стихотворения, положенного на музыку, написал М.  Ю. Лермонтов.

Несклоняемые существительные

В русском языке есть так называемые несклоняемые существительные. К ним относятся многие нарицательные и собственные заимствования (пальто, Токио), некоторые аббревиатуры (см. о роде аббревиатур), русские фамилии на -ых, -их, -во(Петровых, Долгих, Дурново). Их принято описывать как слова без окончаний. Однако не следует думать, что эти слова не могут стоять в форме определенного числа и падежа. Число и падеж этих существительных выражается внесловно, его можно определить по окончанию согласуемых с этим существительным определений: красив-ого пальто (Р. п. ед. число), красив-ыми пальто (Т. п. мн. числа). Иногда такое склонение называют нулевым.
Источник здесь

Когда используются собирательные числительные?

Собирательные числительные используются:
1) в сочетании с существительными мужского и общего рода, называющими лицпятеро друзей, встретил пятерых друзей; на улице стояло семеро зевак. В подобных конструкциях допускается также использование количественных числительных: пять друзей, пяти друзей;семь зевак;
2) в сочетании с существительными дети, ребята, люди, лица в значении 'люди': у Марии Николаевны пятеро детей, встретил троих ребят, в спектакле шестеро действующих лиц. Допускается также использование количественных числительных: пять детей, встретил трех ребят, шесть действующих лиц;
3) в роли субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями:пятеро в серых шинелях, нас пятеро;
4) в сочетании с неодушевленными существительными pluralia tantum (т. е. употребляющимися только в форме множественного числа) и с названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, двое носков. В косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами, двумя носками.
Источник здесь

20 сентября 2011

Где-то в Таиланде. Виртуальное путешествие

Тапу
А представляете, официальное название столицы Таиланда Бангкока 
переводится как «Город ангелов, великий город, город — вечное сокровище, неприступный город Бога Индры, величественная столица мира, одарённая девятью драгоценными камнями, счастливый город, полный изобилия грандиозный Королевский Дворец, напоминающий божественную обитель, где царствует перевоплощённый бог, город, подаренный Индрой и построенный Вишнукарном».И почему интересно у нас нет таких романтических названий городов?
«Тапу» на Яндекс.Фотках  Источник здесь

"Стонет сизый голубочек". Романс на стихи И.И. Дмитриева

К уроку литературы в 6 классе. Завтра будем читать басню Ивана Ивановича Дмитриева  "Муха" и, разумеется, о знаменитом русском баснописце, которого современники называли "русским Лафонтеном". Написавший около 80 басен, Дмитриев был известен и как лирик. Большой популярностью пользовались (и дожили до наших дней) его лирические песни, раскрывающие внутренний мир человека.

Какие бывают числительные?


  • Количественные числительные – обозначают собственно количество или число: один, два, пять, пятнадцать, тридцать, семьдесят, двести, пятьдесят два и т. д. 
  • Собирательные числительные – обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и др. 
  • Порядковые числительные (счетные прилагательные) – числительные со счетно-порядковым значением: пятый, шестой, двадцатый, семьдесят пятое, тридцать вторая.

    Количественные числительные могут быть определенными и неопределенными (ср.: пятьи несколько); по своему строению – простыми (с одним корнем: пять, девять), сложными (с основой, состоящей из двух частей: пятьдесят, пятьсот, девяносто, девятьсот) и составными(состоящими из нескольких слов: двадцать пять, девяносто шесть).
    Источник здесь

Стихотворение про ВРЕМЯ, ПЛАМЯ, СТРЕМЯ


Выполняя задание учебника, попытались сочинить стихотворение с разносклоняемыми существительными. Вот что получилось у Алёны Т. (она тогда училась в 6 классе, сейчас -- семиклассница).
Если нам прикажет ВРЕМЯ,
То, засунув ногу в СТРЕМЯ,
Разведя большое ПЛАМЯ,
Поведём народ за нами.
Станем все директорами,
Например, в колхозе "ПЛАМЯ".
Если нам прикажет ВРЕМЯ,
Разведём такое ПЛЕМЯ.
Наперегонки со всеми
По новаторской системе
Выведем такое В...
И своё прославим ИМЯ.

Разносклоняемые существительные. Почему они так называются?

Эта картинка для 6-классников. Завтра они будут знакомится с разносклоняемыми существительными.  Ребятам надо найти ответ  на вопрос, почему эти существительные так называются. И конечно, запомнить  их: 10 существительных на -мя и существительное путь.

19 сентября 2011

Ведь этот мир -- один на всех!

Татьяна Вострикова  -- наша соседка, живёт этажом ниже. Недавно  опубликовала в местном издательстве поэму "Где леса, луга и речка". Свой рассказ в стихах она посвятила  внуку Ивану. Безыскусное, но подкупающее искренней дочерней любовью к людям и природе коренной  России повествование Татьяны Востриковой, -- сказано в аннотации к книжке, -- предназначено не только для детей, но и для всех, у кого не порвалась духовная связь с малой родиной. Вот отрывок из поэмы "Где леса, луга и речка".
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Леса, болота, бездорожье --
В России много мест глухих.
Куда добраться очень сложно,
Но люди там живут. Для них
Нет места на земле дороже.
Егор, Меланья, дед Степан...
Кто вспомнит их и им поможет?
Пора задуматься бы нам!
Мы побывали там недавно.
Завёл нас к ним нехитрый стих.
Там люди вспомнили о главном.
Теперь спокойна я за них!
Не с праздности и не от скуки
Их дети, правнуки и внуки
Вернутся вновь к своим корням.
Подумать надо бы и нам
О близких, о земле родимой,
Как для потомков сохранить
Природу, чтобы не в пустыне
Им после нас пришлось бы жить.
Пускай текут живые реки, 
Пускай синеют небеса,
И пусть, хранимы человеком,
Цветут  луга, растут леса.
Пусть будут птицы, рыбы, звери.
Пусть сохранит всё человек!
Да будет так! Я  в это верю,
Ведь этот мир -- один на всех!

Краски осени. Бересклет

Краски осени...
«Краски осени...» на Яндекс.Фотках

Научная грамматика о сложном предложении

Сложное предложение - это синтаксическая конструкция, тесно связанная с простым предложением, но отличающаяся от него как структурно, так и по характеру сообщения. Поэтому определить сложное предложение - это значит в первую очередь выявить признаки, отличающие его от простого предложения. Структурное отличие очевидно: сложное предложение представляет собой грамматически оформленное сочетание предложений (частей), так или иначе приспособленных друг к другу, тогда как простое предложение - единица, функционирующая вне такого сочетания (отсюда и его определение как простого предложения). В составе сложного предложения его части характеризуются грамматической и интонационной взаимосвязанностью, а также взаимообусловленностью содержания. В коммуникативном плане различие между простым и сложным предложениями сводится к различию в объеме передаваемых ими сообщений. Простое нераспространенное предложение сообщает об одной отдельной ситуации: Мальчик пишетДевочка читаетВечереетНаступила зимаУ нас гостиМне весело. Сложное предложение сообщает о нескольких ситуациях и об отношениях между ними или (специфический случай) об одной ситуации и отношении к ней со стороны ее участников или лица говорящего: Мальчик пишета девочка читаетКогда мальчик пишетдевочка читаетОн сомневаетсячтоб тебе понравилась эта книгаБоюсьчто мой приезд никого не обрадует. Таким образом, сложное предложение - это целостная синтаксическая единица, представляющая собой грамматически оформленное сочетание предложений и функционирующая в качество сообщения о двух или более ситуациях и об отношениях между ними.
   Примечание. Грамматическое единство сложного предложения не нарушается в тех случаях, когда его части разделены паузой, обозначаемой на письме знаком точки: Я помогу тебеЕсли хочешьОн придетНо немного позже. Поскольку разделенные таким образом части сохраняют все признаки компонентов сложного предложения, соответствующие материалы используются для иллюстрации грамматического строения сложных предложений того или иного типа.
       Граница между простым и сложным предложениями не всегда является четкой. Есть случаи, когда одно и то же предложение может быть интерпретировано и как простое, и как сложное. Таковы предложения, в которых при одном подлежащем имеется не одно, а несколько сказуемых, например: Я простился и пошел домойОна то посидитто походит.
   Интерпретация предложений с несколькими сказуемыми при одном подлежащем как предложений простых, а не сложных опирается на принцип однородности - одинакового отношения двух или более членов предложения к какому-либо другому его члену (см. § 2066). Однако эта интерпретация не всегда последовательна. К простым она относит только те предложения, в которых однородные сказуемые связаны между собой сочинительными союзами, и исключает из их числа предложения, в которых между однородными сказуемыми имеет место связь при помощи союзов подчинительных, типа: Я смирилсяхотя и обиделсяРебенок забыл об урокахпотому что увлекся рисованиемОна краснелакогда волноваласьИдеи интересныепотому что новые.
Читать дальше

Для любознательны и... хитрых

Знаете ли вы...
...что первая редакция "Повести временных лет" была завершена в 1110 -- 1113 гг.; в первоначальном  виде эта редакция не сохранилась.
...что в первой половине Х1Х века автором "Повести временных лет" считали преподобного Нестора. Впоследствии, благодаря изысканиям источниковедов, было установлено, что он не являлся единственным писателем  "Повести". Нестор Летописец имел предшественников,  которые до него трудились над собиранием летописного материала.
...что самый ранний дошедший до нашего времени список "Повети временных лет" относится к Х1У в.  Он получил название  Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377 году.
...что имя Кий означало "палица, дубина, боевой молот". Этимология названия и имени Щек возводится к славянскому слову, означающему "змей". Имя Хорив содержит корень -хор-, заимствованный из иранских языков и означающий "Солнце". Имя Лыбедь возводят обычно к словам  "лебедь", "любовь" и "лыбь" ("сырое место").
Материал в дополнение к завтрашнему уроку литературы в 7 классе.