16 января 2012

О психологической готовности к ГИА

Вечером было родительское собрание вместе с детьми. И я, и учителя-предметники говорили о подготовке к Государственной итоговой аттестации, в том числе о психологической. Здесь, оказывается, может возникнуть немало проблем.
Полезные рекомендации о том, как их преодолеть,  на мой взгляд, здесь

Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточными

В СПП с двумя и более придаточными возможны следующие способы связи этих частей друг с другом:
1) последовательное подчинение: соединение частей в составе СПП представляет собой цепочку, то есть главной части подчиняется придаточная (придаточная часть первой степени), от которой в свою очередь зависит следующая придаточная часть (придаточная часть второй степени), и т. д. При таком соединении каждая придаточная часть становится главной по отношению к последующей, но исходной главной частью остаётся только одна:
Я понял 1/, как непросто на самом деле то 2/, что мне предстоит сделать 3/.
Линейная схема приведённого выше предложения выглядит следующим образом:
Вот как выглядит вертикальная (иерархическая) схема того же предложения:
2) параллельное подчинение:
а) к одной главной части относятся разнотипные придаточные:
Когда учитель отвернулся 1/, Александр наклонился 2/, чтобы поднять записку3.
Смотреть дальше  Рекомендую своим ученикам этот источнике потому, что здесь доступно и наглядно представлен материал, особенно схемы предложений. Далее разобраны примеры с параллельным и однородным подчинением.

Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил


"Соборный вход светилом освещён..."

Соборный вход светилом освещён...
«Соборный вход светилом освещён...» на Яндекс.Фотках
Ярославская область.Толга. Введенский Толгский женский монастырь. Крыльцо Введенского собора.

Как различать причастия и отглагольные прилагательные

От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий, так и отглагольные прилагательные. Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса -ящ- образуется причастие горящий, а с помощью суффикса -юч- — прилагательное горючий. Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, -енн- или -им-), различить их труднее.
Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.
1Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, ‘возникший в результате осуществления действия’, ‘способный участвовать в действии’), ср.:
Она была воспитана в строгих правилах (=Ее воспитали в строгих правилах) — причастие;
Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная).
2. Слово в полной форме с суффиксом -н-(-нн-), -ен-(-енн)- является отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола НСВ и не имеет зависимых слов, и является причастием, если образовано от глагола СВ и/или имеет зависимые слова, ср.:
некошеные луга (прилагательное),
не кошенные косой луга (причастие, т.к. есть зависимое слово),
скошенные луга (причастие, т.к. СВ).
3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут быть только у переходных глаголов НСВ, слова с суффиксами -им-, -ем- являются прилагательными, если они образованы от глагола СВ или непереходного глагола:
непромокаемые сапоги (прилагательное, т.к. глагол промокать в значении ‘пропускать воду’ непереходный),
непобедимая армия (прилагательное, т.к. глагол победить СВ). 
Источник здесь

Электронные задания "Правописание НН и Н"

По этой ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/97d0dd95-84ff-44f8-80f6-7d2e04f4f912/%5BRUS7_139%5D_%5BQS_303%5D.html электронное задание "Правописание НН и Н". Вариант 1. Оно  предназначено прежде всего для 7-классников, которые сейчас изучают эту тему. Потренироваться могут и ученики других классов.
Вариант 2 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dd983d8d-b007-4dfa-b860-704f07f336e1/%5BRUS7_139%5D_%5BQS_304%5D.html 
Вариант 3 
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0f2d200b-3dd7-4c95-9381-5f0523e8e5f2/%5BRUS7_139%5D_%5BQS_305%5D.html 
Вариант 4 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/109b5db5-3b86-4a08-80d9-e8fdd7112187/%5BRUS7_139%5D_%5BQS_306%5D.html 

Математика - это поэзия

Математика — это поэзия.
Я об этом давно говорил.
На Васильевском спуске  в железе я
Или в бронзе её бы отлил.

Так бывает: одной теоремою
Обессмертил себя человек,
А иных, с ежегодной поэмою,
Кроме близких, не вспомнят вовек.

Как придирчиво в крупных издательствах
Проверяют рифмованный слог,
Так строги и слова в доказательствах.
Их не всякий бы выстроить смог.

Всё в учебник вошло, из которого
Заставляют (и правильно, пусть!)
Теорему штанов пифагоровых,
Словно Блока, учить наизусть.

Дело тут не в одних хрестоматиях.
Не открою, наверно, секрет:
Кто влюблён без ума в математику,
Тот уже прирождённый поэт.

А вот Гильберт сказал с сожалением:
Аспиранту Всевышний не дал
В математике воображения,
Он поэтом поэтому стал.
                     Павел Кикоть
Источник здесь   Просто я люблю математику. Стихи эти прочитала в блоге  "Такая разная математика". 

14 января 2012

Книги на ткани

Еще пять тыс. лет назад египетские жрецы наносили свои священные тексты на холсты, в которые заворачивали мумии. Одна из полотняных книг датируется I в. н.э. и содержит более 1500 слов. Текст написан красной краской, разделён на части – на шести льняных бинтах. Предполагают, что это текст из «Книги мёртвых» – сборника заупокойных ритуальных текстов (см. подробнее об этой книге в описании книг папирусных). 
В Древнем Китае наряду с бамбуковыми дощечками материалом для письма служил шелк. 
По сравнению с дощечками шелк имел ряд преимуществ: он был значительно легче, из него можно было вырезать любую форму, его было проще хранить и транспортировать. Но из-за высокой стоимости шелк не был распространен в качестве письменного материала в такой степени, как дощечки. 
В 1973 году в гробнице в Мавандуй (провинция Хунань) были найдены ценнейшие экземпляры «шелковых книг». На более чем 30 отрезах шелка было свыше 120 тысяч иероглифов. На шелке записаны труды древних ученых, достоверность исследований которых не вызывает сомнений. Например, «Усинчжань» описывает орбиты пяти планет (Венеры, Юпитера, Меркурия, Марса и Сатурна) и их расположение точнее, чем это сделано в более поздних трудах по астрономии. 
В старом Китае шелк считался роскошным материалом для письма. Иногда его даже красили в ярко-красный цвет.
Источник здесь

"Лиза ждёт автобуса"


Свен Нурдквист, создавший замечательную детскую серию «Петсон и Финдус», написал (и нарисовал!) новую историю, которая получила название Лиза ждет автобуса.
…Принято считать, что ожидание автобуса – одно из самых скучных дел в мире. Но те, кто так думает, просто не представляют себе, сколько  интересного придумывается на автобусной остановке! Ведь порой самое удивительное находится совсем рядом, нужно только отвлечься от повседневного. Хорошо, что иногда автобус опаздывает!
Источник здесь

Черноплодка в снегу

Черноплодка).JPG
«Черноплодка).JPG» на Яндекс.Фотках