24 февраля 2012

Заглянем в словарь модных слов


Заглянем в словарь. На этот раз в Словарь модных слов.  ПОЗВОНИТ, ПОЗВОНЯТ (об ударении в этих словах). Автор словаря Владимир Новиков советует «следить за чистотой речи так же тщательно, как за чистотой тела. Моемся же мы каждый день, даже если не очень хочется. А девушкам, желающим быть безупречными во всех отношениях, можно посоветовать следующий гигиенический  метод, нечто вроде ежедневной медитации. Когда вы после душа пользуетесь дезодорантом, то, проводя им по левой впадинке, повторите вслух с правильным ударением «позвонИт» а потом, скользя по правой, произнесите: «позвонЯт».  Словарь маленький, но любопытного в нём много."

Чистые воды


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Где-то в Словении.

Комментарий к морфологическому разбору глагола

При определении формы глагола важно правильно ее выписать из текста. Надо помнить, что у глагола представлено много составных форм: будущее время глаголов НСВ (буду читать), условное наклонение (читал бы), некоторые формы повелительного наклонения (пусть читает, давайте пойдем). При этом компоненты глагольной формы могут стоять в предложении неконтактно.
Начальной формой глагола является инфинитив (неопределенная форма). Типичной ошибкой при указании начальной формы глагола является подмена инфинитива на инфинитив глагола другого вида, например, указание на то, что начальная форма у глагола, имеющего в тексте форму забрел, — забредать. Как было сказано при описании безличных глаголов, некоторые из них не имеют формы инфинитива (следует в значении долженствования и др.), однако число таких глаголов минимально.
К постоянным признакам глагола относятся переходность, возвратность, вид и спряжение. В учебных комплексах 2 и 3 в схеме морфологического разбора глагола не указана переходность, в комплексе 1 в схеме не указана возвратность. Однако правильно указать и тот, и другой признак.
Полностью здесь
Источник здесь

Как стать счастливым человеком. 8 простых привычек

1. НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ О ТОМ, ЧТО О НИХ ДУМАЮТ ДРУГИЕ
2. ВСЕГДА ВИДЕТЬ ПЛЮСЫ
3. ВСЕГДА БЫТЬ  ДРУЖЕЛЮБНЫМ И БЛАГОДАРНЫМ
4. ВСЕГДА УЛЫБАТЬСЯ И БЫТЬ ПОЗИТИВНЫМ
5. ЖИТЬ В НАСТОЯЩЕМ МГНОВЕНИИ
6. ЗНАТЬ, ЧТО НЕ ВСЕ СОВЕРШЕННО, НО НЕ РАССТРАИВАТЬСЯ
7. СТАРАТЬСЯ СДЕЛАТЬ ДОБРО
8. ПРОДОЛЖАТЬ УЧИТЬСЯ
Здесь комментарии по каждому пункту 

Военная разведка


Миф о Прометее, сказание об Исходе и легенда о Данко

Ученица 7 класса Зухра Ш.  заинтересовалась  информацией о библейских корнях сюжета о Данко, а также о сходстве его с мифом о Прометее и написала об этом сочинение. 
-- Я прочитала сказание об Исходе, -- написала Зухра, -- и нашла  общие черты библейского сказания и легенды о Данко: тяжелая жизнь, страх за близких людей; наличие заветов; герой-спаситель; трудный, утомляющий путь; беспочвенные упреки  народа в адрес героев; смиренное отношение их к рабской жизни; достижение героями своей цели -- спасения людей; смерть главного героя.
Миф и Прометее и легенда о Данко схожи в том, что и там и там людей поражают страшные болезни  и много народа умирает, а также цели главных героев совпадают -- они совершают подвиги, жертвуя собой, ради счастья других.
По моему мнению, пишет Зухра, главное сходство легенды, сказания и мифа -- это главные герои, их цели, намерения. Я думаю, что когда Прометей, Моисей и Данко совершали свои поступки, они мыслили так: "Одна моя жизнь -- ничто по сравнению с другими тысячами. лучше уж я умру один, но спасу всех их." Данко, Моисей и Прометей -- люди, жившие ради других, готовые  отдать свою жизнь во имя жизни других людей. Это герои, достойные бессмертия и поклонения...

Помещики-"расточители" и помещики-"накопители"

Программы по литературе и учебники к ним сейчас самые разные. Особенно различаются  программы и учебники для 9 класса.  В одних произведения русской классики изучаются более или менее подробно, по другим  ученики знакомятся лишь с отдельными главами из романов Пушкина, Лермонтова, поэмы Гоголя. Достаточно полного представления о произведении, его персонажах при таком подходе сформировать трудно. Может частично восполнить этот пробел обзор содержания, краткое его изложение. А также опорные схемы.  Предлагаю своим ученикам план составления характеристики помещиков -- персонажей поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души":
а) описание деревни;
б) описание господского дома;
в) описание внешнего вида помещика;
г) отношение Чичикова к каждому помещику;
д) купля-продажа  мертвых душ.
Источник: "Тематическое планирование" к учебнику литературы для 9 класса  С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева.

"Кукушка" И. Бунина и "Мужичок из робких" И. Репина


Читаем в 7 классе рассказ И.А. Бунина "Кукушка". Предлагаю сравнить персонажа рассказа с портретом на картине И.Е. Репина "Мужичок из робких"  (1877): какие общие черты можно отметить в портретных изображениях Кукушки и "мужичка из робких".

Кукушка производит такое же  впечатление  смиренного и запуганного, много повидавшего на своем веку человека. (Прочитала в одной из статей по ссылке с картинки о бомжах -- автор проводит аналогии. Может быть, он и прав?)

22 февраля 2012

Игрушечная армия

Авиаотряд своими руками
«Авиаотряд своими руками» на Яндекс.Фотках
Игрушечная армия
«Игрушечная армия» на Яндекс.Фотках

Метонимия -- "переименование"

Среди олимпиадных заданий по русскому языку встретилось задание по определению вида метонимии. Помещаю  ту таблицу, а также справку о метонимии.
Метонимия (от греч. metonymia – 'переименование') – это перенос названия по смежности, а также само переносное значение, которое возникло благодаря такому переносу. В отличие от переноса метафорического, который обязательно предполагает сходство предметов, действий, свойств, метонимия основана на соположении, смежности предметов, понятий, действий, ничем друг на друга не похожих. Например, такие разные "предметы", как промышленное предприятие и работники этого предприятия, могут быть названы одним и тем же словом завод (ср.: "строится новый завод" и "завод выполнил план "); одним словом мы именуем страну, государство и правительство страны, государства (ср.: "народ Франции" и "Франция заключила договор") и т.д.
В зависимости от того, какой именно смежностью связаны предметы (понятия), действия, различают метонимию пространственную, временную и логическую*.
Источник здесь

Существенные изменения в КИМах ГИА по литературе 2012 года


1.      Сокращено число заданий в части 1 базового уровня сложности (с 3-х до 2-х) при сохранении продолжительности экзамена.
2.      Сокращено число альтернативных заданий в части 2 (с 5 до 4); расширен диапазон их формулировок (констатирующие темы, темы в форме вопросов).
3.      Уточнены инструкции для выпускников ко всей работе и к отдельным заданиям. В большей степени, чем в предыдущей версии, акцентировано внимание участников экзамена на определенных аспектах качества развернутых ответов, которые отражены в критериях оценивания.
4.      Усовершенствована система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом:
·        принципиально переработаны формулировки, описывающие требования к выставлению того или иного балла;
·        изменена глубина некоторых критериев;
·        для заданий части 1 снято требование обязательного привлечения теоретико-литературных понятий;
·        для оценивания выполнения заданий 1.1.3 и 1.2.3 изменена последовательность критериев (на первое место вынесен критерий «Умение сопоставлять художественные произведения»);
·        уточнены названия критериев: название «Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе» заменено на название «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов»; название «Последовательность и логичность изложения» –  на «Композиционная цельность и логичность изложения» и т.п.
·        Внесенные изменения привели к сокращению максимального балла за экзаменационную работу в целом с 30 до 23 и уточнению шкалы пересчета первичного балла, полученного за выполнение экзаменационной работы, в отметку по  пятибалльной шкале.
Источник здесь

К 75-летию В.Г. Распутина

По этой ссылке 
https://docs.google.com/document/d/143adkzaJ2Bp6u-3z2kudiGt5aqgNrCA6H2Fyw6YI7k0/edit?pli=1 методические рекомендации к открытому  уроку  по  литературе  по  творчеству В.Г.Распутина (к 75-летию писателя) «Прощание с Матерой».