14 мая 2012

ГИА: типовые варианты тестов


Типовые экзаменационные варианты  тестов по русскому языку  ГИА 2012 года напечатаны вот в таких сборниках (есть 5 и 12 вариантов, здесь 28).
Блок 2 вариант 5 по этой ссылке http://www.docme.ru/doc/40418/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA-2-%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0... Попробуйте решить.

Критерии оценки сжатого изложения

Смысловая целостность -- основной признак текста, который в школьных учебниках выражается через понятия "основная мысль текста" и "тема текста". Целостность текста выражается  в единстве темы.
Речевая связность -- связность, имеющая  формальные показатели, выраженные грамматическими или лексическими средствами.
Логические ошибки -- нарушение причинно-следственных отношений, сопоставление несопоставимых понятий, объединение двух или более суждений в одном предложении, пропуск слова или словосочетания, которое понятны автору, но неизвестно читателю.
Абзацное членение текста связано с авторским замыслом и может выполнять или логико-смысловую, или экспрессивно-эмоциональную, или акцентно-выделительную функции. Для текстов, рассчитанных только на интеллектуальное восприятие, характерны абзацы тематические (каждый абзац раскрывает новую микротему), для текстов, рассчитанных не только на интеллектуальное, но и на эмоциональное восприятие, -- абзацы акцентные, экспрессивно-выделительные.
Оценивается также коммуникативный замысел. Просто говоря,  все элементы текста должны быть разложены по полочкам, автором должна быть понята тема текста.

Сжатое изложение: приёмы сжатия текста

Приёмы сжатия текста можно разделить на содержательные и языковые. Однако разделение это условно, так как одно без другого невозможно. Среди содержательных приёмов основными являются:
1) разделение информации  на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (подробностей, деталей, уточнений, пояснений и т.д.);
2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).
К основным языковым приёмам компрессии (сжатия) исходного текста относятся:
1) замены:
-- замены однородных членов  обобщающим наименованием;
-- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
-- замена  предложения или его части указательным местоимением;
-- замена  предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
-- замена сложноподчинённого предложения простым;
2) исключения:
-- исключение повторов;
-- исключение6 фрагментов предложения;
-- исключение одного или нескольких синонимов;
3) слияние нескольких предложений в одно.

13 мая 2012

Цветотерапия


Так и не клюёт!


Ссылка

ГИА: сочинение по заданию С2.1

Ещё одно сочинение  из написанных моими девятиклассниками. 
Известный языковед, доктор филологических наук Г. Степанов писал: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика -- как они думают". Попробуем порассуждать на  эту тему.
Словарь, словарный состав языка иначе называется лексикой. Каждое слово называет либо предмет, либо действие, либо признак и т.д. Русский язык очень богатый, яркий и образный. Одним из средств выразительности является метафора. Метафора -- это употребление слова в переносном значении. Например, в предложении 2 есть метафора "декабристы -- сердце русской истории". Благодаря использованию этого изобразительно-выразительного языкового средства автор создаёт яркий, запоминающийся образ.
Грамматика -- раздел науки о языке,  который включает морфологию и синтаксис.  Предметом изучения синтаксиса являются словосочетания, предложения, слова, грамматически, не связанные с членами предложения.  Одним из таких грамматических явлений является обращение. Например, в  предложении 20 употреблено обращение "Саня". С помощью   именно такой формы не просто называется человек по имени, но и выражается отношение к нему -- приятельское, дружелюбное, близкое. Обращение на письме выделяется запятой или  восклицательным знаком.
Таким образом, мы доказали, что с помощью слов человек выражает свои мысли, то, о чём он думает,  с помощью грамматики -- как он относится к этому, как он думает. (Елена А.).

Аудиозаписи текстов для изложения

По этой ссылке   http://krukovapolina.webasyst.net/files/6f24c0fd аудиозапись текста для написания сжатого изложения в формате ГИА.
Внимание! Данный текст содержит 4 микротемы (по нормам ГИА 2011 года).
В 2012 году количество микротем исходного текста сократилось до 3!
И тем не менее для тренировки текст подходит. Попробуйте написать  сжатое изложение.
Напечатанный текст "Память о Великой Отечественной войне" можно найти здесь
Ещё 19 текстов в аудиозаписи размещены по этой ссылке.

42 варианта задания В1 (синонимы)


Задание В1 экзаменационного теста ориентировано на умение заменять указанное слово синонимом (реже - синонимичным выражением). Как правило, синоним должен быть стилистически нейтральным.
СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА - это слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.
Например: слово бродить является нейтральным по сопоставлению с книжным блуждатьи просторечными шататься, шляться.
Теперь посмотрим, как сформулировано задание В1. 
Выглядит оно примерно так: "Замените разговорное слово "страшно" в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним".
На первый взгляд, задание В1 несложное. Но у многих учеников оно вызывает трудности, т.к. русский язык настолько богат, что одно слово может иметь не один и не два, а несколько десятков синонимов. Поэтому нередко в ответах приводится не один вариант, а два или даже три возможных. 
Предлагаю потренироваться в замене слова стилистически нейтральным синонимом, выполнив задания в формате ГИА-2012.

Лексическая синонимия

 Синонимы (гр. synonymos - одноименный) - это слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской: здесь - тут, жена - супруга, смотреть - глядеть; родина - отечество, отчизна; храбрый - смелый, отважный, бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой.
Синонимы, как правило, обозначают одно и то же явление объективной действительности. Номинативная функция и позволяет объединить их в незамкнутые ряды, которые пополняются с развитием языка, с возникновением у слов новых значений. С другой стороны, синонимические отношения могут распадаться, и тогда отдельные слова исключаются из синонимического ряда, приобретают другие семантические связи. Так, слово щепетильный, прежде синонимичное слову галантерейный [ср.: торгует Лондон щепетильный (П.)], теперь синонимизируется со словами тонкий, деликатный; слово пошлый перестало быть синонимом слов распространенный, популярный (ср. высказанную писателем Тредиаковским надежду, что написанная им книга будет хоть немного пошлою) и сблизилось с рядом: вульгарный - грубый, низкий, безнравственный, циничный; у слова мечта нарушена в настоящее время смысловая соотнесенность со словом мысль [ср.: Какая страшная мечта! (П.)], но сохранилась со словами мечтание, греза. Соответственно изменяются и системные связи родственных слов. Семантические структуры приведенных лексических единиц повлияли на образование таких, например, синонимических рядов: щепетильность - утонченность, деликатностьпошлость - грубость, низость; мечтать - грезить.
Поскольку синонимам, как и большинству слов, свойственна многозначность, они включаются в сложные синонимические отношения с другими многозначными словами, образуя разветвленную иерархию синонимических рядов. С иными словами синонимы связаны отношениями противоположности, образуя с ними антонимические пары.
Источник здесь

О происхождении слова патриот

Греческое слово patria означает "родина, отечество". Древние греки называли патриотом  земляка, соотечественника. Когда это слово попало во французский язык, оно стало характеризовать человека, горячо любящего вою родину, преданного отечеству.
Слова патриот и  патриотизм закрепились в русском  языке в течение  последних двух столетий. Однако не надо забывать, что есть старинное русское выражение, которым можно с полным правом заменить слово патриот: ревнитель о благе отечества.

12 мая 2012

ВЕСЕННЕЕ


Императорский дворец Гугун

Лого Императорский дворец Гугун/
" Запретным " дворец называется потому, что на протяжении 500 лет его истории здесь мог жить только император и его семья. Придворные, чиновники и все остальные жили за стенами этого огромного города, и до 1925 года простым смертным вход сюда был запрещен. Построенный в 1406 - 1420 годах, он являлся резиденцией 24-х императоров династий Мин и Цин (1368 - 1911). В его возведении принимали участие миллион строителей и 100 тысяч других специалистов - мастеров резьбы по камню, дереву, художников и т.д. Самый крупный дворцовый комплекс в мире, занесен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия человечества. 
Дальше...

Сочинение на лингвистическую тему (С2.1)

В 9 классе писали сочинение на лингвистическую тему по заданию  С2.1. Я вслед за своими коллегами советую ученикам, готовясь к выполнению этого задания на экзамене, выучить  ряд  подходящих заготовок и по возможности использовать их в сочинениях. Разумеется,  иллюстрируя  соответствующими примерами из текста. Кто-то внял советам, кто-то всё ещё сомневается в том, такое ли будет задание в КИМах, и не хочет тратить своих усилий, как ему кажется, впустую. Здесь то, что получается, на мой взгляд, более или менее правильно.
"Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика -- как они думают", -- утверждал известный лингвист Г. Степанов. Я разделяю его мнение и попробую доказать правоту данного высказывания.
Под словарём языка Г. Степанов имел в виду лексику. В разделе лексика изучается словарный состав языка, с помощью которого люди называют предметы, явления, действия, выражают своё мнение, отношение к окружающему. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли, то есть "словарь языка свидетельствует, о чём думают люди". Например, в предложении 4 автор с помощью сравнения показывает, как учитель  любит русскую классику, как он старается передать  это своим ученикам, с какой интонацией он постоянно произносил слова: "Мы изучаем литературу!"
Грамматика -- это раздел науки  о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение, соединение в словосочетания и предложения. Грамматика объединяет морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли. Например, в предложении 48 с помощью тире присоединяется распространённое приложение -- расшифровка аббревиатуры ЛЮРС ("Любители русской словесности").
Таким образом, большой словарный запас и знание грамматических правил, а также  лексических значений слов помогают человеку точно и ясно выражать свои мысли, делают его речь богаче и ярче. Это подтверждает истинность  тезиса Г. Степанова. (Наиль М.).

Борис Васильев. "Экспонат №..."

Вы читали рассказ Б.Л. Васильева "Экспонат №..."? О женщине Анне Федотовне, потерявшей на войне единственного сына и жившей только благодаря единственному письму  с фронта. И  это письмо у неё украли... пионеры из соседней школы.
На первый взгляд дети относятся ответственно к порученному заданию. Им "предстоит жить и воспитываться на примерах", вот они и переживают, что эти примеры "могут пропасть".
Дети у Бориса Васильева отнюдь не стандартные отрицательные герои современной прозы: они не стяжатели или эгоисты, не инфантильные иждивенцы или агрессивные вещепоклонники. Пионеры у Васильева убеждённо выполняют свой долг. В этом и заключается парадокс: из благих побуждений, из-за бескомпромиссной дисциплинированности они совершают злое, страшное дело.
В эпилоге раскрывается конфликт рассказа и с пугающей чёткостью выражена его проблема. Активность пионеров не вдохновлена никакой высокой целью. У них есть конкретное задание, но нет гуманистической направленности, во имя которой следует это задание выполнить. У них есть  энергия, желание, но нет души.
В рассказе "Экспонат №..." Борис Васильев обличает бесчеловечную разлагающую силу формализма. Для Анны Федотовны письма -- это память о сыне, целая жизнь, а для юных пионеров всего лишь забытый экспонат.
Об этом мы сегодня размышляли с 7-классниками на уроке литературы.