04 июня 2014

ГИА: сочинение о фразеологизмах

Попытаюсь доказать, что все-таки "шаблоны" смогут помочь учащимся. Я взяла сочинение 5 по тексту демоверсии и на его основе написала сочинение по заданию теста 32 из сборника И.П.Цыбулько. На работу потратила пять минут...здесь
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в  повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
                         
Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так: устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте.

03 июня 2014

ГИА: 95 образцов сочинений-рассуждений

По этой ссылке  95 образцов сочинений-рассуждений на лингвистическую тему (ГИА: задание С2). 

ГИА А4. Трудные случаи

Цель данной статьи - предостеречь девятиклассников от ошибки при выполнении задания А4. Напомню, что это задание связано с фонетическим анализом слова. Рассмотрим, в каких случаях возможна ошибка. 


Один из предлагаемых вариантов ответа задания А4 может выглядеть таким образом: 

В слове ПРИЖАЛА все согласные звуки твёрдые.
Необходимо определить, является ли данное суждение ошибочным.
В данном случае оно ошибочное, т.к. буква Р обозначает мягкий звук, а смягчает её гласный звук И.
Есть ещё гласные, которые могут смягчать предыдущий согласный: Е, Ё, Ю, Я. Смягчает согласный и мягкий знак - Ь.

Обратите внимание на то, что в некоторых словах гласная Е не смягчает предыдущий согласный, например: ТЕСТ, ЭНЕРГИЯ, ИНТЕРНЕТ, МОДЕЛЬ и т.п.
Некоторые согласные всегда остаются твёрдыми, даже если после них следуют вышеуказанные буквы. Это согласные Ж, Ш, Ц. Запомните их!
По этой причине ошибочным будет такое суждение (Ж - всегда твёрдый):

В слове ЖИЗНЬ все согласные звуки мягкие.

Рассмотрим другую формулировку суждения:

02 июня 2014

ЕГЭ по английскому языку: особенности

Сегодня была на ЕГЭ по английскому языку в качестве организатора. Экзамен проводился в соответствии с новыми правилами: с камерами видеонаблюдения  в аудиториях, проверкой металлоискателями при входе в ППЭ. Ученики воспринимали всё это безо всяких эмоций, по крайней мере, так выглядело внешне. 
Конечно, экзамен по иностранному языку не похож на другие экзамены. Требуется максимальная сосредоточенность от участников при прослушивании текстов и выполнении заданий к ним. Здесь напряжение  было заметно. 
Экзамен прошёл в штатном режиме. Немного недочитали инструкцию, поэтому не упаковали диски вместе с КИМами. Однако это не самое грубое нарушение порядка...
Вторым экзаменом в  нашем ППЭ был экзамен по физике. На него отводится больше времени, чем на экзамен по иностранному языку. Тоже всё прошло  в штатном режиме.

01 июня 2014

ГИА как ЕГЭ

Вчера  впервые экзамен в 9 классе проводился по образцу и подобию ЕГЭ. Я работала руководителем ППЭ (пункта проведения экзамена) в чужой школе. Форма экзамена значительно, на мой взгляд, повысила уровень дисциплины участников. "Перемешанные" в разных аудиториях, девятиклассники заметно присмирели. Подождём, какие будут результаты.
Организация  получения уполномоченными  экзаменационных материалов у нас в Астрахани подкачала (нарушился график), но экзамен (это была математика) обошелся без нарушений.

29 мая 2014

ЕГЭ: 29 мая

Посмотреть изображение в Твиттере
На стене в ситуационном центре Рособрнадзора расположен огромный экран, на котором идет одновременная прямая трансляция примерно из ста аудиторий по всей России, где сдают ЕГЭ. Аудитории на экране сменяют друг друга каждые несколько секунд.
Источник здесь

25 мая 2014

Фразеологизмы: список ссылок

Викисловарь. Список фразеологизмов
Словарь фразеологизмов
Самые известные русские фразеологизмы 
Полный список русских фразеологизмов

ГИА: фразеологизмы (задание А3)

Некоторым 9-классникам трудно даётся задание А3 в КИМах ГИА. В частности, если требуется найти фразеологизм. Предлагаем  материал о фразеологизмах из Краткого теоретического курса  русского языка Е.И. Литневской.
Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, постоянное по своему составу и значению, воспроизводимое в речи как готовая единица.
Фразеологизмы изучаются в лексикологии, а не в синтаксисе потому, что во многих отношениях фразеологизмы ближе к слову, чем к словосочетанию: в большинстве случаев фразеологизм равен слову по своему значению, является его эквивалентом (приказать долго жить = умереть), фразеологизмы являются единым членом предложения (Он пришел к шапочному разбору – обстоятельство, ср.: Он пришел поздно), а главное, в составе свободного словосочетания каждое слово сохраняет свое значение, слова в них можно переставить или заменить на другие, фразеологизм же отличается постоянством состава, воспроизводится в речи как готовая единица, значение большинства фразеологизмов не равняется сумме значений составляющих его компонентов.

ЕГЭ: способы выражения сказуемого (задание В8)

Сказуемое — главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим.
Сказуемое имеет лексическое значение (именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение (характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесенности высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении — и времени).
Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. Далее характеристика каждого вида сказуемого и способы его выражения.Публикуем по просьбе читателя блога.

22 мая 2014

Минобразования хочет вернуть медали для школьников

Законопроект Минобрнауки, опубликованный на едином портале раскрытия информации, предлагает поощрять школьников «за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности». Критерии оценки успехов не уточняются, пишет1 «Коммерсантъ».

19 мая 2014

Минобрнауки: ЕГЭ можно будет сдавать три раза

Минобрнауки готовится приказ, допускающий сдачу единого госэкзамена (ЕГЭ) три раза по одному предмету, пишут1 «Известия» со ссылкой на министра образования и науки Дмитрия Ливанова. Это будет возможно как в случае получения неудовлетворительной оценки, так и при желании выпускника улучшить свой результат.
«Планируемые изменения позволят повысить объективность оценки знаний учащихся и эффективность проведения ЕГЭ, обеспечить непрерывный процесс сдачи», — пояснил он. По словам министра, это позволит «существенно разгрузить, как проверяющих, так и самих учеников».

18 мая 2014

Десять условий успешного обучения ребёнка (памятка для родителей и учителей)

Современные родители часто стараются помочь детям в обучении. Часто делают это неумело, во вред ребёнку. Предлагаю небольшую ПАМЯТКУ для родителей. Подтолкнула меня на составление такой памятки небольшая статья в блоге доктора педагогических наук Милтона Рамиреса (Эквадор).
В принципе многие учителя на первых родительских собраниях убеждают молодых пап и мам, как необходимо организовать домашнюю учебную работу. Надеюсь составленная памятка поможет и родителям, и педагогам.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Успешные ученики не рождаются таковыми. Они могут достигнуть успеха, соблюдая важные условия организации обучения.

17 мая 2014

ГИА: подготовка к заданию В8

Образец формулировки задания:
В8.  Среди предложений 25-27 найдите сложноподчиненное предложение с 
однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Вместо слова "однородным" могут стоять другие слова: последовательным или параллельным.
Что должен знать ученик, выполняя задание В8?
Существует 3 вида соподчинения придаточных предложений к главному:
При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении 1-ое придаточное подчиняется главному, 2-ое придаточное 1-ому придаточному, 3-е придаточное - 2-ому и т.д.

16 мая 2014

36 тем сочинений (цитаты) части С2 (по сборнику типовых заданий под редакцией И.П. Цыбулько)

1. «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Л. В. Успенский)
2. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». (Л. В. Успенский)
3. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». (К. А. Федин)
4. «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». (А. А. Потебня)