30 ноября 2015

Тематическое направление "Год литературы": краткие методические пояснения

Направление  связано с рассмотрением литературы как величайшего культурного феномена. 
Учащимся может быть предложено поразмыслить над следующими проблемами:

  • роль книги в жизни человека (Способна ли книга сделать человека лучше? Согласны ли вы с утверждением А.Н. Толстого: "Хорошая книга -- точно беседа с умным человеком"? Можно ли обойтись без книг? Почему книги требуют  бережного отношения к себе7);
  • значение литературы в жизни общества (Какие вопросы задаёт жизни литературы? Помогает ли литература человека познать самого себя?  Какие нравственные уроки, с вашей точки зрения, может преподать литература? Согласны ли вы с утверждением Д.С. Лихачёва: "Литература -- это совесть общества, его душа"?);

Тематическое направление "Путь": краткие методические пояснения

Диапазон размышлений выпускников в рамках этого тематического направления достаточно широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств её достижения.
Учащимся  может быть предложено поразмыслить над следующими проблемами:
  • проблема свободы выбора жизненного пути (Жизненный  путь человека: свободный выбор каждого или предопределённость судьбы?  Что влияет на выбор человеком жизненного пути?  Согласны ли Вы с утверждением  Нострадамуса о том, что жизненный путь человека -- это череда выборов?  Почему жизненный путь некоторых литературных героев -- это путь материальных обретений и духовных утрат? Всегда ли цель оправдывает средства? Чем опасна  свобода без ограничений?);
  • проблема поиска смысла жизни (Долгая дорога к себе: духовные искания каких литературных героев вам ближе и почему?  Какую жизнь можно считать прожитой не зря?  Согласны ли вы с утверждением К.Д. Ушинского: "Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья"?);

Образец сочинения по направлению "Любовь"

Романова Е.А.
Место любви среди других человеческих ценностей
 Любовь – это самое чистое и прекрасное чувство, воспевавшееся еще с античности. Любовь одинаково волновала воображение человечества всегда, будь это любовь юношеская или более зрелая. Любовь никогда не стареет. Она может расти, созревать, но не стареть. Люди, к сожалению, не всегда  сознают истинную мощь любви, понимают ее слишком примитивно.
Для каждого из нас любовь – это что-то свое, личное, сокровенное. Но прежде всего это прекрасное чувство является общечеловеческой ценностью. Несомненно, и здоровье, и благополучие, и другие ценности так или иначе присутствуют в нашей жизни, равно как и любовь. И все они занимают свое определенное место. Давайте ответим на вопрос: а где же среди них находится любовь?
Вопрос неоднозначный. Если бы сейчас представилась возможность устроить социологический опрос, то многие из респондентов наверняка ответили бы: «Любовь – одна из важнейших вещей в жизни человека». Однако нашлись бы и те, кто заявил бы, что для них любовь далеко не на первом месте, что в жизни есть вещи поважнее. Лично я поддерживаю тех, кто относится к любви как к одной из важнейших человеческих ценностей. Считаю, что никакие деньги, драгоценные камни и мировые богатства не заменят человеку этого прекрасного чувства. В доказательство своей точки зрения могу привести следующие аргументы.
У Александра Ивановича Куприна есть замечательная повесть – «Суламифь». В ней рассказывается об истории отношений царя Соломона и простой девушки Суламифи. Любовь это бескорыстная, нежная, трепетная, пронизанная теплом и заботой друг другу. Для обоих героев любовь была высшей ценностью. Но, как это часто бывает, такие отношения заканчиваются трагически – Суламифь погибает от удара ножом на руках у своего возлюбленного. Несмотря на то, что час ее смерти близок, девушка абсолютно счастлива, потому что именно в этот момент она находится рядом с любимым ей человеком.

Тематическое направление "Любовь": краткие методические пояснения

Это направление  даёт возможность выпускникам  рассмотреть любовь как высокое явление, облагораживающее и возвышающее человека; рассуждать о её светлых и трагических сторонах.
Одиннадцатиклассникам   может быть предложено подумать над следующими проблемами:
  • проблема истинной любви (В чём проявляется истинная любовь и не выдумка ли это?);
  • проблема преодоления эгоизма в любви (Что важнее: любить или быть любимым?);
  • проблема соотношения любви и ревности (В чём  счастье и драма любви? Может ли любовь нести человеку несчастье? Как чувство ревности влияет на внутренний мир и поступки человека? Может ли любовь быть без ревности?);
  • проблема самоотверженной родительской любви (Согласны ли Вы с утверждением о том, что родительская любовь носит самоотверженный характер?  В чём, по-вашему, должна проявляться  родительская любовь?);

29 ноября 2015

Образец сочинения по направлению "Дом": о доме и бездомье

Автор: Бида А.И.
Тема Дома в творчестве М.А.Булгакова
Тема Дома -  одна из главных в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Дом в представлении писателя не ограничивается ролью интерьера. Это место, где можно укрыться от жизненных бурь, где тебя любят и ждут. Героям Булгакова приходится искать и защищать свой дом, воплощение прочности, надёжности, самой жизни. Сохранение дома, семьи, мира очень важно. Потеря Дома – трагедия.
Тема Дома и бездомья является общей для его романов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита». «Белая гвардия» - первый роман Булгакова. В доме семьи Турбиных запечатлел он родной дом на Андреевском спуске. В памяти писателя навсегда остался образ лампы под зелёным абажуром и отец, засидевшийся допоздна над работой в кабинете. В доме его детства царили тёплый уют, дружеское взаимопонимание, атмосфера высокой интеллигентности. «Часы, играющие гавот», «лампа под зелёным абажуром», «кремовые шторы», «изразцовая печка»  создают ощущение уюта и тепла. Сохранение дома, родного очага во всех перипетиях революции и гражданской войны стало лейтмотивом романа. По словам Ю.М.Лотмана, «история проходит через Дом человека, через его частную жизнь». Дом Турбиных, как Ноев ковчег, спасает от смуты, царящей за окнами, всех, кто переступает его порог. Но «упадут стены», «потухнет огонь в бронзовой лампе…»  В свершившейся революции видит писатель величайшую катастрофу. Да и сам Город в романе – по существу, образ Родины, оказавшейся в центре масштабных исторических событий, разрушающих её.
Путь от антидома к Дому проходит любимый герой Булгакова Мастер. 

28 ноября 2015

Тематическое направление "Дом": краткие методические пояснения

Это тематическое направление нацелено на размышления выпускников о доме как о важнейшей ценности  бытия, нравственной опоре в жизни человека.
По справедливому замечанию писателя Фазиля Искандера, существует "литература дома" ("литература достигнутой гармонии") и "литература бездомья" ("литература тоски по гармонии").
Дом -- это быт и стиль жизни, привычный уклад и традиции определённой семьи. Это место, где можно укрыться от жизненных бурь, потому что здесь тебя окружают близкие люди, которые всегда помогут. Это ближайшее окружение, которое формирует характер человека.
Бездомье -- это отсутствие дома, семьи, поддержки близких, обречённость на вечное скитание, разлука с Родиной, которые негативно влияют на характер человека и заставляют его мучительно страдать от осознания своего одиночества в окружающем мире.

Образец сочинения по направлению "Время"

Автор: Дерновая Валентина Николаевна.
Что для человека главное в разговоре со временем?
Великая наука жить счастливо состоит в том, 
чтобы жить только в настоящем... Пифагор
Что есть время? Время ─ это жизнь. Как часто мы волнуемся о том, что тратим время впустую, ведь тратить время ─ значит тратить жизнь.
Все мы ─ рабы Хроноса, пленники прошлого или будущего. Мало кто живет настоящим, наслаждаясь каждым днем: одних чересчур волнует будущее, другие живут былым.
Так, герои «Вишневого сада» Чехова погрязли в рутине минувшего. Трофимов, вечный студент, размышляет: «Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом». Но ему ли говорить о важности прошлого, увязшему в прошлом настолько, что оно не дает ему продвинуться дальше, стать кем-то большим, чем просто студентом?
Зацикленность на былом или грядущем отравляет жизнь, не дает ощутить ее в полной мере, познать со всех сторон. Но без дум об этом не обойтись, иначе можно забыть о чем-то важном, оставшемся в прожитом, или, не задумавшись о предстоящем, не понять, чего хочется от жизни.

Направление итогового сочинения "Время": какие здесь могут быть "поднаправления"

Это  тематическое направление ориентировано на следующие размышления выпускников:
  • специфика изображения времени в художественном произведении (Времена года в литературе: кто из авторов Вам ближе? Как мир человеческих чувств соотносится с временами года?);
  • человек и время (Как время влияет на человека?);
  • человек и эпоха (Как эпоха влияет на отношение к жизни и формирование нравственных ценностей молодёжи? Как эпоха влияет на взаимоотношения отцов и детей? Как эпоха влияет на судьбу человека?);
  • быстротечность времени (Согласны ли Вы с утверждением Э. Юнга: "Время, затраченное впустую, есть существование; время, употреблённое с пользой, есть жизнь"? Почему время -- главный враг человека в произведениях А.П. Чехова?).    
Список произведений, к которым можно обратиться, 
раскрывая темы блока № 1
"Время"
А.П. Чехов -- рассказ "Студент", пьеса "Вишнёвый сад"; С.А. Есенин -- поэма "Анна Снегина"; И.А. Бунин -- рассказы "Тёмные аллеи", "Господин из Сан-Франциско";

Цитата. Как выглядит задание на итоговом сочинении

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт». Итоговое сочинение выполняется самостоятельно.
Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за такую работу выставляется «незачёт».
В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём).
Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

В комплект тем итогового сочинения включены по одной теме от каждого общего тематического направления в соответствии с последовательностью направлений:
1. Время
2. Дом
3. Любовь
4. Путь
5. Год литературы

Сайт с темами Итогового сочинения начал работу

Темы для проведения итоговых сочинений будут доступны, начиная с 9:45 местного времени субъекта Российской Федерации 2 декабря 2015 года.
Для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.
Сайт: topic.ege.edu.ru 
Никаких "реальных тем" до экзамена в Интернете не будет!
Читать далее: http://sochinenie11.ru/o/433-sayt-s-temami-itogovogo-sochineniya-nachal-rabotu.html

22 ноября 2015

ЕГЭ: в 2016 году изменения не коснулись русского языка

22 августа на сайте ФИПИ были помещены демоверсии тестовых заданий на 2016 год. Опираясь на них, посмотрим,  каковы  критерии оценивания задний, сколько  баллов максимально и минимально можно получить на ЕГЭ.
В 2016 году изменения не коснулись русского языка.
По- прежнему будет предложено 25 заданий, написание эссе по тексту. В прошлом году были убраны задания, в которых нужно было просто найти один ответ из четырёх. На сегодняшний день необходимо либо верно записать слова  (а не просто найти их), либо найти два ответа из предложенных ( задание 1 и 15), либо назвать цифры, обозначающие правильную постановку запятых. Сложным остаётся задание 7, в котором нужно соотнести ошибочные предложения с правилами, по которым допущены ошибки.
Количество баллов за задания
1 балл
2 балла
4 балла
 5 баллов
за эссе
Задания
2-6
задания 1 и 15
Задание 24
Задание 7
Задание 25

8-14
Ставится 1 балл, если одна ошибка.
За каждую правильную цифру в ответе- 1 балл
За каждую правильную цифру в ответе- 1 балл
24 балла
16-23




                                                          Максимальное количество баллов
56
                                                          Минимальное количество баллов
36
Критерии оценивания эссе можно прочитать на  сайте: esse-ege.ru
Критерии оценивания итогового сочинения по литературе и ТЕМЫ в 2016 году можно найти на моём сайтеliteratura-ege.ru 

Минимальное количество слов в итоговом сочинении

До сих пор самый популярный вопрос по итоговому сочинению - о минимальном количестве слов.
Давайте поставим точку. 
Документ ФИПИ 2015-2016 учебный год. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения). http://fipi.ru/sites/default/files/document/itog_soch/mr_dlya_ekspertov.docx

20 ноября 2015

Участие в Межрегиональной метапредметной конференции

Ученица 11 а класса нашей школы Нармина Абдуллаева приняла участие в III Межрегиональной метапредметной конфереции "Этот удивительный термин", о чём свидетельствует полученный ею сертификат сетевого образовательного сообщества "Открытый класс" Национального фонда подготовки кадров.  Нармина представила на суд компетентного жюри сочинение-скетч "Не божественная комедия". В сочинении она использовала литературоведческие термины. Сертификат
Работа Нармины здесь

Итоговое сочинение: рекомендации по направлениям

ГОД ЛИТЕРАТУРЫ ссылка
ВРЕМЯ ссылка
ДОМ ссылка
ЛЮБОВЬ ссылка
ПУТЬ ссылка

06 ноября 2015

Шла по центру Астрахани и фотографировала...

 Гимназия № 3 -- главная в нашем городе. "Ассоциированная школа" -- написано над входом. Ещё её называют "президентской", потому что в ней  бывал Президент России.
Я в гимназии оказалась на заседании региональной ассоциации учителей литературы (об этом  написала в моём другом блоге -- "Блоге методического объединения").
 Рядом с гимназией № 3 старое здание бывшего педагогического института -- теперь Астраханского государственного университета. Это вход, кажется, на биологический факультет.
 Новый современный дом. Теперь они все такие -- навороченные.
 Здание областного суда -- Дворец правосудия (у нас масштабы поистине гигантоманские -- вспомните Театр оперы и балета). 
 В этом здании располагается Центр занятости населения. Любопытное -- на крыше.
 Комментариев не требуется. Расположен ресторан на главной улице -- улице Кирова.
 Там же эта повозка -- павильон-киоск всякой мелочи: напитков, сигарет, жевательной резинки и прочего
Перед витриной этого самого киоска-повозки. Не поняла символику пушек. Я ведь просто шла и изредка направляла  свой Canon  на очередной объект, который казался мне чем-то особенным. Получилась, на мой взгляд, интересная подборка. А вы как думаете?

Россия -- наш дом


31 октября 2015

Итоговое сочинение: "32 ступени к успеху"

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2015/2016 УЧЕБНОГО ГОДА
Подготовка к сочинению глазами учителя. В рамках проекта «32 ступени к успеху». Презентация в Омском региональном парке информационных технологий. Бабанова Наталья Юрьевна, Соколина Лариса Григорьевна
Ссылка

18 октября 2015

Валентин Гафт. "Хулиганы"

Презентация "Итоговое сочинение 2015 - 2016 учебного года"

В презентации "Итоговое сочинение 2015 - 2016 учебного года" содержится информация о целях и задачах итогового сочинения, о критериях оценки сочинения и требованиях к нему, о содержании по каждому направлению и произведениях классической литературы для анализа и аргументации. 
Очень полезное пособие для подготовки к экзамену!

Дети СССР были другими

Если вы были ребенком в 60-е, 70-е или 80-е, начало 90-х, оглядываясь назад, трудно поверить, что нам удалось дойти до сегодняшнего дня.
В детстве мы ездили на машинах без ремней и подушек безопасности. Наши кроватки были раскрашены яркими красками с высоким содержанием свинца. Не было секретных крышек на пузырьках с лекарствами, двери часто не запирались, а шкафы не запирались никогда.
Мы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок. Никому не могло придти в голову кататься на велике в шлеме. Ужас. Часами мы мастерили тележки и самокаты из досок и подшипников со свалки, а когда впервые неслись с горы, вспоминали, что забыли приделать тормоза.
После того, как мы въезжали в колючие кусты несколько раз, мы разбирались с этой проблемой.
Мы уходили из дома утром и играли весь день, возвращаясь тогда, когда зажигались уличные фонари, там, где они были.

13 октября 2015

Размышления по поводу выпускного сочинения

Вы услышите советы опытного педагога, как лучше написать сочинение. Также мы коснулись темы любви на примере творчества Куприна, Бунина и Чехова!