06 сентября 2020

Правило морфемного разбора

 Правило:

"Для того чтобы правильно определить, из каких морфем состоит основа слова, следует применить критерий Винокура (этот критерий найден учёным Г.О. Винокуром). По критерию Винокура на морфемы членится такое слово, которое можно объяснить через более простое однокоренное слово".
По этой  ссылке можно найти материал, как правильно сделать морфемный разбор слова, используя критерий Г.О Винокура.
Здесь "Заметки  по русскому словообразованию" Г.О. Винокура. Очень занимательно не только для лингвистов.

Как правильно делать морфемный разбор

 В целом при выделении суффиксов и комплексов суффиксов необходимо ориентироваться на слова, от которых образовано данное слово, и их лексическое значение.

Образец рассуждения:
Сравним морфемный состав имён существительных: Сашенька, вишенка, горошинка.
В слове Сашенька (Саш-еньк-а) выделяется корень Саш- (Саш-а) и суффикс -еньк-: «Сашенька — уменьшительно-ласкательное к Саша». 
В слове вишенка (вишен-к-а) выделяется корень вишен- с беглой гласной (вишн-я) и суффикс -: «Вишенка — маленькая вишня». 
В слове горошинка (горош-ин-к-а) выделяется корень горош- с чередующимися согласными х/ш (горох) и два суффикса: суффикс -ин- (горош-ин-а): «Горошина — единичная составляющая гороха»; суффикс -к-: «Горошинка — маленькая горошина».
Сравним морфемный состав имён прилагательных: мечтательный и сознательный.
В слове мечтательный (мечт-а-тель-н-ый) выделяется корень мечт- (мечт-а) и три суффикса: суффикс глагола -а- (мечт-а-ть): «Мечтать — предаваться мечтам»; суффикс -тель со значением «деятель» (мечт-а-тель): «Мечтатель — тот, кто любит мечтать»; суффикс прилагательного -н(ый): «Мечтательный — такой, как мечтатель; свойственный мечтателю». 
В слове сознательный (со-зна-тельн-ый) выделяется корень зна- (зна-ть) с приставкой со- (со-зна-ть), а также один суффикс -тельн(ый): «Сознательный — такой, который правильно сознаёт, понимает окружающую действительность». Суффикс -тель в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель.
Источник здесь

О морфемном разборе и критерии Винокура

В некоторых учебных пособиях (в частности, в комплексе 2) для этого предлагается следующая процедура: в слове выделяется корень как общая часть родственных слов, затем то, что осталось в слове, выделяется как приставка (приставки) и суффикс (суффиксы) в соответствии с нашими представлениями о том, есть ли в русском языке такой суффикс или такая приставка. Но такой разбор может повлечь за собой ошибки, в его процедуре недостаточно обоснованности. Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор основы надо связать с разбором словообразовательным.
Алгоритм морфемного разбора основы, связанный с его словообразовательным разбором, был обоснован русским ученым-лингвистом Григорием Осиповичем Винокуром (1896 — 1947).
Что такое производность основы?
Под производностью понимают образованность данной основы от другой основы на синхронном уровне, в современном языке. Как мы узнаем, что одна основа образована, то есть производна от другой? Значение производной основы всегда можно (и до́лжно) объяснить через значение основы, являющейся для нее производящей (базовой), а не через прямое указание на обозначаемый ею объект внеязыковой действительности. Например: столик ¬ стол. Мотивация: столик — это ‘маленький стол’. В толкование производного слова обязательно входит производящее слово (основа). Этот критерий называется критерием мотивированности.
В критерии мотивированности подчеркивается, что смысловая связь производного и производящего должна чувствоваться в современном языке (на синхронном уровне). Исторически одно слово может быть образовано от другого. Так, например, слово забыть исторически образовано от слова быть, слово столица — от слова стол. Но для современного носителя языка смысловые связи между ними являются разрушенными. Значение слова столица не может быть объяснено через значение слова стол, следовательно, они не связаны отношениями производности. Слово столица (аналогично забыть) непроизводно, значит, его основа нечленима на синхронном уровне, корень этого слова — столиц. Смешение синхронного морфемного и этимологического анализа слов при изучении современного русского языка недопустимо.
Источник здесь
Другие статьи по теме:
Алгоритм морфемного членения основы.
Как разбирать слова со связанными корнями.
Можно посмотреть на странице блога "Для уроков". Целевая аудитория: учителя и ученики. 

Выставлен ли суффикс -ин- в ВИТРИНЕ?

 

В каких словах есть суффикс -ин-, а в каких его нет? Докажи, используя критерий Г.О. Винокура

31 августа 2020

Читательский дневник четвероклассника

 "Мой читательский дневник" ссылка О книгах, которые прочитал мой внук Артём. Блог он ведёт с моей помощью, как и все дети, которые делают это под руководством взрослых.

30 августа 2020

Подборка тем к новым направлениям 2020-2021 учебного года

Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности).

1) Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?

2) Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?

3) Как исторические события влияют на судьбу человека?

 4) Почему нельзя забывать историю своего народа?

5) Как произведения искусства становятся бессмертными?

 6) Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?

7) К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?

 8) Какие личности остаются в истории?

9) Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?

10) «Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?

 Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»).

1) Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?

 2) Почему важно быть толерантным?

 3) Всегда ли нужно избегать конфликтов?

4) Может ли человек выжить без общения?

 5) Почему люди не понимают друг друга?

6) Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?

7) Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?

 8) Почему многие люди зависят от мнения окружающих?

 9) Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?

10) Почему общество не принимает некоторых людей?

  Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом). 

1) Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?

2) Почему конфликт отцов и детей неизбежен?

3) Нужно ли читать книги в XXI веке?

4) Можно ли назвать поколение Z потерянным?

5) Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?

6) Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?

7) Важно ли сохранять связь между поколениями?

8) Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?

9) Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?

10) Можно ли говорить о деградации современного поколения?

 Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством).

1) Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?

2) Как современные технологии влияют на жизнь общества?

3) Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?

4) К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?

 5) Сложно ли жить в эпоху перемен?

 6) Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?

7) Почему многие люди боятся перемен?

 8) Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?

 9) Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?

 10) Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?

  Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).

1) Что значит быть совестливым человеком?

2) Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?

 3) Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?

4) Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки?

5) Каждый ли человек ищет смысл жизни?

6) Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум с сердцем не в ладу». В чём опасность внутреннего разлада с собой?

7) Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?

 8) Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?

9) Что влияет на формирование внутреннего мира человека?

10) «Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?

В комментариях можете предложить свои темы.

Читать далее: https://4ege.ru/sochinenie/60086-temy-itogovogo-sochinenija.html

29 августа 2020

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года

 1. Забвению не подлежит. Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы. 

2. Я и другие. При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему. 

3. Время перемен. В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристку, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями. 

4. Разговор с собой. Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения. Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Читать далее: https://sochinenie11.ru/novosti/616-napravleniya-itogovogo-sochineniya-2020-21.html

Новые направления тем итогового сочинения в выпускных классах в 2020/21 учебном году.

 1. Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности).

2. Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»).

3. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом).

4.  Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством).

5.  Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).

Читать далее: https://sochinenie11.ru/novosti/616-napravleniya-itogovogo-sochineniya-2020-21.html

Расписание итогового сочинения 2020/21

Основной срок написания итогового сочинения в новом учебном году - 2 декабря 2020 года. Дополнительные сроки - 3 февраля и 5 мая 2021 года. 

Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачёт»/«незачёт». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложени

Читать далее: https://sochinenie11.ru/novosti/617-raspisanie-itogovogo-sochineniya-2020-21.html

2020 - 2021 учебный год

О сложившейся ситуации, об организации учебного процесса в новом учебном году общеизвестно. Вчера вечером обо всём рассказала на родительском собрании в своём 8 а классе. Вместе с родителями были дети. Кажется, порядок и требования понятны. Будем их выполнять.

Для учителей накануне прошли августовские чтения в институте повышения квалификации. Основная тема -- цифровизвция образования. Наша область включена в эксперимент по апробации цифровой образовательной среды. Суть его в оснащении школ техническими возможностями, обучении педвгогов, наполнении соответствующим контентом образовательной платформы, применение новаций учителями.

О классном руководстве и бесплатном питании. У нас так же, как везде по России. Кстати, на сайте школы выложено 10-дневное меню для 1 - 4 классов.

Об анализах и прививках: ждём их проведения.

Из всего вышесказанного следует: учителей ждёт большая работа. С началом учебного года всех нас!

09 августа 2020

Марина Клейн. "Звёзды и тернии"

 Стожарск – закрытый город. В него сложно попасть и еще сложнее уехать, в школах преподаются необычные предметы, а изучение звезд запрещено законом. Уже много лет здесь появляются странные небесные создания…

Вега была уверена, что защищает мир, пока не открыла страшную тайну: Странники, которых ей велели уничтожать, не несут никакой угрозы. Но тогда почему губернатор и ее таинственный соперник Ильгекарт сражаются с ними? Как с этим связана организация «Корона Астралиса», в которой состояли родители Веги? Что за неведомая болезнь убивает жителей города?

Чтобы разобраться во всем этом, Вега и ее новый друг Ден отправляются в путешествие по звездному миру. Им предстоит разгадать загадку своего рождения, узнать множество тайн Вселенной и попытаться спасти Стожарск, пока не стало слишком поздно.

Мой отзыв. Очень полезное и добротное подростковое фэнтези. Прочитала с большим интересом и получила удовольствие.

30 июля 2020

К вопросу о ...счастье

Биологическую точку зрения идеально передает слоган нью-эйдж: «Счастье идет изнутри». Деньги, статус, пластические операции, роскошные дома, власть – всё это не даст счастья. Долговечное счастье приходит лишь изнутри – это серотонин, дофамин и окситоцин. 

23 июля 2020

О "Краткой истории человечества"

Возвращаюсь к "Краткой истории человечества". Очень понравилось начало. Ликбез по диалектическому материализму. Но "присутствует западная историческая призма"     и поэтому умалчивается история Руси, России, СССР. Оказывается, что Вторую мировую выиграли Страны Коалиции Запада, нет слов про освободителей. СССР, конечно, не разгромил и полумиллионную японскую армию в Манчжурии. 
Все исторические победы человечества принадлежат капитализму, ни слова про Гагарина, выход  сапиенса в открытый космос, что советский сапиенс прожил более года в космосе, полеты станций к Венере и др. рекорды в ккосмосе. Успехи  нашей страны во многих областях проигнорированы. Необъективность автора по отношению к нашей истории заставила меня критически оценить книгу, однако я всё-таки советую её прочитать или прослушать.
Об авторе. Юваль Ной Харари – профессор истории в Еврейском университете Иерусалима, историк-медиевист, автор международных бестселлеров о развитии и будущем человечества.

Sapiens. Краткая история человечества. Юваль Ной Харари

Sapiens. Краткая история человечества
SapiensКраткая история человечества. Юваль Ной Харари.  Аудиокнига продолжительностью более 17 часов. Очень удобный формат для занятых людей. Можно прослушивание текста совмещать с другими делами, слушать на сон грядущий, не зажигая огня, заниматься хобби. Я иногда слушаю и вышиваю... А теперь о содержании книги. Отзыв потом
Колыбель человечества взращивала все новые виды, в том числе Homo rudolfensis (человек с озера Рудольф), Homo ergaster (человек работающий) и в итоге наш собственный вид, который мы без ложной скромности окрестили Homo sapiens (человек разумный). Некоторые виды людей удались крупными, другие были карлики. ..
Далее очень любопытная информация. Поэтому приведу её полностью (для памяти, может быть, пригодится).
Хронология Истории Источник
ЛЕТ НАЗАД

13,8 млрд                Появление материи и энергии. Начало физики Появление атомов и молекул. Начало химии

Захар Прилепин. "Взвод". Офицеры и ополченцы русской литературы

Ограничусь лишь краткой заметкой об этой книге. Прочитала только о Денисе Давыдове. А там ещё рассказано о поручике Гавриле Державине, адмирале Александре Шишкове, полковнике Фёдоре Глинке, штабс-капитане Константине Батюшкове, генерал-майоре Павле Катенине, корнете Петре Вяземском, ротмистре Петре Чаадаеве, майоре Владимире Раевском, штабс-капитане Александре Бестужеве-Марлинском. Знакомые всё имена... Одиннадцать биографий писателей и поэтов Золотого века, умевших держать в руках не только перо, но и оружие. 
Послесловие в книге "От первых лет поклонник бранной славы" АЛЕКСАНДР ПУШКИН, или Приглашение к путешествию в Золотой век"заканчивается словами: "Станет очевидным, что если этому взводу нужен взводный, то он есть: Пушкин."
Нравится мне, как пишет Прилепин: традиционно, весомо, основательно, опираясь на объективные, проверенные факты.

22 июля 2020

"Современная песня" -- предсказание на все времена

Денис Давыдов -- генерал-лейтенант, поэт, партизан
Был век бурный, дивный век, Громкий, величавый; Был огромный человек, Расточитель славы: То был век богатырей! Но смешались шашки, И полезли из щелей Мошки да букашки. Всякий маменькин сынок, Всякий обирала, Модных бредней дурачок, Корчит либерала. <...> Что ж?- Быть может, наш герой Утомил свой гений И заботой боевой, И огнем сражений?.. Нет, он в битвах не бывал - Шаркал по гостиным И по плацу выступал Шагом журавлиным. <...> Всё исчадие греха, Страстное новинкой; Заговорщица-блоха С мухой-якобинкой; И козявка-егоза - Девка пожилая, И рябая стрекоза - Сплетня записная; <...> И раздолье языкам! И уж тут не шутка! И народам и царям - Всем приходит жутко!
<...> И комар, студент хромой, В кучерской прическе, И сверчок, крикун ночной, Друг Крылова Моськи; И мурашка-филантроп, И червяк голодный, И Филипп Филиппыч7 - клоп, Муж... женоподобный,- <...> Все, что есть,- все пыль и прах! Все, что процветает,- С корнем вон!- ареопаг Так определяет. И жужжит он, полн грозой, Царства низвергая... А России - боже мой!- Таска... да какая! И весь размежеван свет Без войны и драки! И России уже нет, И в Москве поляки! Но назло врагам она Все живет и дышит, И могуча, и грозна, И здоровьем пышет. Насекомых болтовни Внятием не тешит, Да и место, где они, Даже не почешет. А когда во время сна Моль иль таракашка Заползет ей в нос,- она Чхнет - и вон букашка!
Это ж удивительно -- до обидного! -- предсказание на все времена. (З. Прилепин. "Взвод")

21 июля 2020

"Любви все возрасты покорны..." А дальше что у Пушкина?

Итак, читаем "Евгения Онегина"...
Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Её порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют —
И жизнь могущая даёт
И пышный цвет и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мёртвый след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.
Вот что имел в виду классик. Для юного сердца любовь «благотворна», а для возраста «позднего и бесплодного» она только лишь «мертвый след».
Будем теперь осторожнее с этой фразой.
Получается, что мы, опустив дальнейшие строчки, искажаем истинный смысл слов Пушкина. 
Таким образом, мы сознательно не замечаем глубокой житейской мудрости, которую наш великий поэт вложил в свое произведение. И тому же Джигарханяну никто не сказал, что
Печален страсти мёртвый след...

16 июля 2020

Трудно быть богом. (Разговор Руматы с Будахом)

Прослушала ещё одну аудиокнигу. Аркадий и Борис Стругацкие. "Трудно быть богом". Название у многих на слуху. По этой научно-фантастической повести снят фильм и вроде бы не один. Произведение философское. Смысл всей книги передан самим названием: богом быть трудно, всемогущество не только предоставляет тебе что-то, но и обязывает. Есть в повести замечательный диалог главного героя Руматы и арканарского учёного Будаха. Собеседники рассуждают о том, как сделать людей счастливыми. Не стану пересказывать этот фрагмент и пытаться его интерпретировать. Прочитайте его и сделайте выводы сами. О сущности человека, о его терпении и выносливости, о смысле жизни и почему так много зла вокруг... Далее трейлер по фильму, цитата из диалога героев и диалог полностью.
Трудно быть богом (1963). Трейлер
- Тебе виднее, всемогущий.  Сделай тогда просто так, чтобы люди
получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им.
- И это не пойдет людям на пользу, - вздохнул Румата, - ибо когда
получат они все даром, без трудов, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.
-Не давай им всего сразу! - горячо сказал Будах. - Давай понемногу,
постепенно!
- Постепенно люди и сами возьмут все, что им понадобится.

14 июля 2020

"Я, конечно, вернусь"...

Автор Владимир Иванович Новиков -- (род. 9 марта 1948, Омск) — советский и российский филолог, педагог, литературный критик и прозаик, колумнист.

Доктор филологических наук (1992), профессор кафедры литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ, академик Академии русской современной словесности (Из Википедии).

Аннотация к книге "Высоцкий"

Книга Вл. Новикова - мастерски написанный, неприукрашенный рассказ о жизни и творчестве Владимира Высоцкого, нашего современника, человека, чей голос в 70-80-е годы звучен буквально в каждом доме. Из этой биографии читатель узнает новые подробности о жизни этой мятущейся души, ее взлетах и падениях, страстях и недугах. Автор не ограничивается чисто биографическими рамками повествования, вдумчиво анализируя творчество Высоцкого-поэта и стремясь определить его место в культурно-историческом контексте эпохи. Настоящее издание дополнено главой о посмертной судьбе поэта, а также именным указателем.
Читала книгу дольше обычного -- примерно дней десять. Это не детектив и не лёгкое чтение. Рассказ о жизни поистине талантливого человека, когда читаешь о нёй, заставляет остановиться, призадуматься, вернуться на предыдущие страницы. Также меня увлёк литературоведческий анализ стихов Высоцкого, сделанный автором блестяще, по всем правилам науки о поэтическом творчестве.
И напоследок две песни в исполнении Владимира Семёновича Высоцкого 

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/160

12 июля 2020

О внедрении в школах цифровой образовательной среды

Из официального документа
Эксперимент по внедрению в российских школах и колледжах цифровой образовательной среды планируется начать с сентября 2020 года, соответствующий проект постановления правительства РФ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
"Провести с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых", - говорится в докумете.
Кроме того, постановлением будет утверждается целевая модель цифровой образовательной среды.

Астраханская область и конкретно наша школа будет участвовать в этом эксперименте. Разумеется, эта новость заставила меня  заинтересоваться тем, а что это такое. Навигатором в поисках нужной информации для меня стал (как, кстати, это было уже не раз) блог Светланы Георгиевны Ясинской  "Учитель словесности", в котором была опубликована информация о школьной цифровой платформе. Подчеркну, я точно не уверена в том, что это будет та самая платформа в эксперименте, однако, пройдя по указанному адресу, я получила первые представления о том, что нас ждёт в новом учебном году.
Школьная цифровая платформа. Платформа "Сбербанка" "Шаг в будущее" ссылка на  комплект материалов https://www.youtube.com/channel/UC96YygKRCOpunoa7jjP4Erw?fbclid=IwAR3ZEI4ogJr1iCE1uDb2IM_Zp8eedns4po47yirYZNCAQR0_MDgs5q8W5Y8
Также я просмотрела в записи видео "Особенности использования ПМО по литературе" ссылка https://youtu.be/p2LoVHO4Hxc  и по русскому языку https://youtu.be/KVDbGy55emA?list=UU96YygKRCOpunoa7jjP4Erw
ПМО -- персонализированная модель обучения. Учителя, которые  участвуют в эксперименте с 2018 и 2019 года, представили общие принципы новой образовательной модели и свой модуль по изучению темы "Басня" в 5 классе. Модуль  -- это (иными словами) система уроков. Мне показалось всё это  интересным и несложным.