06 августа 2023

Какими были компьютеры в советских кинофильмах


    Первые электронные вычислительные машины в СССР появились еще в конце 1940-х годов. В то время подобные устройства занимали целую комнату, потребляли очень много электричества и выделяли столько тепла, что иногда в зданиях приходилось разбирать часть кровли. При этом компьютер мог выполнять лишь несколько простых операций в секунду.
    Постепенно машины усовершенствовались. Память и скорость действий у них росли, а размеры становились все компактнее. К 1980-м годам компьютер уже помещался на обычном рабочем столе, а некоторые модели начали производить массово.
    Мы выбрали несколько кадров из советских кинолент, где можно увидеть компьютеры того времени — как близкие к реальным моделям, так и придуманные режиссерами. Смотрите, как выглядели вычислительные машины в комедии «Служебный роман», научно-фантастическом фильме «Солярис» и приключенческой картине для подростков «Отроки во Вселенной». Полностью

05 августа 2023

Тест по русскому языку

 Источник

Предлагаем проверить, хорошо ли вы помните школьную программу по русскому языку. В этом тесте мы собрали вопросы на знание правил постановки ударений, грамматики, словообразования — и другие задания. Отвечайте на них и делитесь результатами с друзьями.

Пройти тест

04 августа 2023

Сайт научной библиотеки

    

Ссылка на сайт "Научная библиотека". Девиз сайта "Наука. Искусство. Величие". Здесь прелставлена самая разнообразная информация по всем отраслям знания: энциклопедии, словари, биографии писателей, школьные учебники, книги, тексты. На сайте можно купить нужную книгу, диск, готовые наборы для школы.

03 августа 2023

Цифровые компетенции педагога

 

Webflow Animation: создание ярких и динамичных эффектов для вашего сайта

 Источник

    Одним из способов создания запоминающегося впечатления и привлечения внимания посетителей является использование движений. В этой статье мы рассмотрим возможности Webflow для создания потрясающей анимации на вашем сайте.
Что такое Webflow
    Webflow – это платформа создания сайтов без программирования. Здесь есть визуальный редактор и CMS.
Как использовать Webflow для анимации
    Webflow обладает мощными инструментами для создания анимации, которые делают процесс легким и доступным для дизайнеров и разработчиков. Вот несколько причин, выбрать его:Визуальный редактор: Webflow предлагает интуитивно понятный визуальный редактор, который позволяет создавать сайт без необходимости писать код. Вы можете просто выбрать элемент и применить к нему анимацию, настраивая ее параметры и поведение.
    Интерактивность: Webflow позволяет создавать интерактивные эффекты, которые реагируют на действия пользователя. Вы можете создавать эффект, активируемый при наведении курсора, щелчке или прокрутке страницы. Это поможет сделать ваш сайт более привлекательным и захватывающим.
    Микро: Webflow предоставляет возможность добавлять микроанимацию, которая придает жизнь маленьким элементам на странице. Например, вы можете применить на кнопки, иконки, заголовки и другие элементы, чтобы сделать их более интересными и привлекательными для посетителей.
    От простого к сложному: Webflow позволяет создавать сложные анимационные эффекты, включая перемещение, изменение размера, поворот, изменение цвета. Вы можете управлять каждым аспектом, чтобы достичь желаемого визуального эффекта.
Как создать анимацию в Webflow
    Выберите элемент: откройте свой сайт в Webflow и выберите элемент, который вы хотите анимировать. Это может быть кнопка, изображение, текстовый блок и т.д.
Откройте панель стилей: перейдите к панели стилей элемента и найдите вкладку «Анимация» (Animation). Здесь вы найдете все инструменты.
    Добавьте: нажмите на кнопку «Добавить анимацию» (Add Animation), чтобы начать создание. Выберите тип, например, перемещение, изменение размера или изменение прозрачности.
    Настройте параметры: после выбора типа вы сможете настроить ее параметры, такие как продолжительность, задержка, эффект затухания и др. Все эти настройки влияют на то, как все будет выглядеть.
    Настройте взаимодействие: если вы хотите создать интерактив, вы можете настроить взаимодействие с помощью триггеров. Например, вы можете настроить, чтобы движение активировалось при наведении курсора или щелчке.
    Просмотрите результат: после настройки всех параметров просмотрите результат в режиме предварительного просмотра. Вы можете проверить, как будет выглядеть анимация во время взаимодействия с элементом.

02 августа 2023

Актуальная цитата из романа "Молодая гвардия". О язве людоедства

     Перед Клером, закосневшим в убийствах, потому что он ничего другого не умел делать в жизни, стоял не шестнадцатилетний мальчик, а молодой народный вожак, который не только ясно видел свой путь в жизни, а видел путь своего народа среди других и путь всего человечества. И он говорил:

— Страшны не вы, — вы уже разбиты и обречены, — страшно то, что вас породило и порождает после того, как люди так давно существуют на земле и достигли таких ясных вершин в области мысли и труда… Язва людоедства разъедает души уже не только отдельных людей, а целых народов, она угрожает существованию человечества… Эта язва людоедства, более страшная, чем чума, будет разъедать мир до тех пор, пока благами мира будут пользоваться не те люди, которые их создают, пока неограниченной властью над людьми будут пользоваться выродки человечества, сосредоточившие в своих руках все богатства мира… Напрасно эти господа в белоснежном белье надеются уйти от суда истории. Забрызганные кровью, они уже стоят перед его грозными очами… Я жалею только о том, что не смогу больше бороться в рядах своего народа и всего человечества за справедливый, честный строй жизни. Я шлю мой последний привет всем, кто борется за него!.. ("Молодая гвардия". Глава 53)

01 августа 2023

Как дети стали героями?

     Несколько дней нахожусь под впечатлением от прочитанного романа А.А. Фадеева "Молодая гвардия". Сначала слушала аудиокнигу в исполнении актрисы Маргариты Ивановой, дочитывала уже обычную бумажную версию, благо, что книгу мне недавно подарил один мой девятиклассник. Издание 1978 года.

    Когда слушала и читала, то постоянно мне хотелось остановить запись или вернуться к прочитанному отрывку, хотя ведь читаю не в первый раз. Зачем? Чтобы запомнить, записать мысль, характеристику героя, ещё раз насладиться языком, полнотой стиля автора. Развёрнутые описания военных событий, эвакуации, движения "гигантского табора" отступающих, стремящихся  на восток, подробные истории героев, лирические отступления, размышления автора и героев о войне, мире, патриотизме, человеческой сущности, природе -- всё это разворачивалось в широкую, масштабную, эпическую картину.

    В подпольной организации "Молодая гвардия" состояли подростки -- мальчики и девочки, младшему из которых было 14 лет, а старшим — чуть за 20. И действовали они часто как дети -- наивно, неосторожно. Они собирали оружие, чтобы поднять восстание  в городе перед приходом Красной Армии. С сентября по январь (время существования организации) ребята писали листовки, устраивали диверсии на угольных шахтах, карали предателей, нападали на немецких солдат, подожгли немецко-фашистскую биржу труда, чтобы уничтожить списки, составленные для угона в Германию молодых людей, перед праздником Октябрьской революции вывесили красные флаги над административными зданиями врагов. Эти действия требовали  от юных подпольщиков смелости и отваги. Боялись они? Думаю, что да. Ну что заставляло их пересилить этот страх? Что заставляло детей совершать эти поистине настоящие подвиги и стать героями?

    Они учились, дружили,  влюблялись, были активными комсомольцами, мечтали, с надеждой  и уверенностью смотрели в  будущее... и тут война. Отступление нашей армии, эвакуация, уничтожение шахт и заводов, чтобы не достались врагу... Эти мальчики и девочки даже в страшных условиях неразберихи, неясности, бомбёжек и смерти читают стихи, вспоминают героев гражданской войны, мечтают о будущем, ни на минуту не сомневаясь, что война закончится, враг будет разбит и победа будет за нами. Они объединяются, чтобы бороться, чтобы земля горела под ногами фашистов, чтобы приблизить освобождение родины от врага.

- Вы, ребята... вы даже не знаете, какие вы ребята! - сипло сказал майор, с волнением глядя на них своими глубоко спрятанными под нависшими бровями влажными глазами, - Не-ет! Такое государство стояло и будет стоять! - вдруг сказал он и с ожесточением погрозил кому-то в пространство коротким черным пальцем. - Он думает, он у нас жизнь прекратил! - с издевкой в голосе продолжал майор. - Нет, брат, шалишь! Жизнь идет, и наши ребятишки думают о тебе, как о чуме или холере. Пришел - и уйдешь, а жизнь своим чередом - учиться, работать! А он-то думал! - издевался майор. - Наша то жизнь навеки, а он кто? Прыщ на гладком месте, - сковырнул, и нет его!. Ничего! Я в этом проклятом госпитале сам было пал духом, - неужто ж, думаю, на него и силы нет, а как я к вам пришвартовался, и иду, у меня полное обновление души. Думаю, многие клянут сейчас нас, армейцев, а разве можно? Отступаем - верно. Так ведь он какой кулак собрал! Но подумайте, какая сила духа! Ах, боже мой! Да это счастье - стоять на месте, не отступать, жизнь отдать, - поверьте совести, я сам бы почел за счастье жизнь отдать, отдать жизнь за таких ребят, как вы! - с волнением, сотрясавшим его легкое сухое тело, говорил майор.

    Да, эти ребята были плоть от плоти своего  народа, который в трудную годину для своей страны встаёт на её защиту и готов жизнь положить за её свободу. 

    Страшными картинами заканчивается роман. Нечеловеческим мучениям подвергают фашисты и  их пособники-предатели молодогвардейцев. Силу духа, мужество и стойкость проявляют юные борцы в фашистских застенках. Они думают не о себе, а о товарищах, о родных, жалеют, что не смогли поднять восстание в  родном Краснодоне. И смерть  брошенными живыми в шахту да  ещё придавленными  сверху вагонетками, они принимают достойно -- с пением "Интернационала", который до 1944 года был государственным гимном СССР. 

    Центральное место в романе занимают образы молодогвардейцев. В них Фадеев обобщил черты и свойства советской молодежи, которые охарактеризовал следующими словами: 

"Самые, казалось бы, несоединимые черты - мечтательность и действенность, полет фантазии и практицизм, любовь к добру и беспощадность, широта души и трезвый расчет, страстная любовь к радостям земным и самоограничение,- эти, казалось бы, несоединимые черты вместе создали неповторимый облик этого поколения". 

Фото

История «Молодой гвардии»

Источник

Картина «Краснодонцы». Соколов-Скаля П.П. 1948 г. Public Domain
В 1946 году в Советском Союзе вышел в свет роман писателя Александра Фадеева «Молодая гвардия», посвященный борьбе молодых подпольщиков с фашистами.

Роман и фильм "по горячим следам"

"Выкручены руки, отрезаны уши, на щеке вырезана звезда"
Товарищ Хрущёв докладывает
Оперативное награждение
Что исправляли в фильме и книге?
Патриоты без спецподготовки
Их мужество поражало врагов
"Бандеровский миф": как молодогвардейцев записывали в украинские националисты

олодая гвардия". Трейлер. 3 мин.

О чем роман «Молодая гвардия», который снова будут изучать дети?

  Источник

9 февраля 2023 года исполнилось 80 лет подвигу молодогвардейцев, чья героическая история легла в основу романа Александра Фадеева «Молодая гвардия». В 2023 году произведение вернулось в список обязательных для изучения произведений в средней школе. О чем роман, который снова будут изучать дети, — в материале aif.ru. 

Почему роман Фадеева вернули в школьную программу? 

По словам главы Комитета Госдумы по просвещению Ольги Казаковой, произведение вернули по просьбе родителей и преподавателей, в том числе жителей Луганской Народной Республики, — организация действовала на территории Донбасса, и это их историческое наследие. Казакова отмечала, что «Молодая гвардия» — «роман о подвиге сверстников сегодняшних школьников, о дружбе и предательстве, о справедливости и исторической правде».

Источники:
https://iz.ru/
https://www.pnp.ru/
https://rg.ru/
Картинки в открытом доступе

Советский писатель Александр Александрович Фадеев

  Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии… Нас после смерти Ленина низвели до положения мальчишек, уничтожали, идеологически пугали и называли это «партийностью». <…> …Меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел.

Александр Фадеев, предсмертное письмо ЦК КПСС

    Фигура Александра Фадеева — одна из самых противоречивых в истории советской литературы. Фадеев как секретарь Союза писателей начинал кампании по травле Бориса ПастернакаМихаила Зощенко и Анны Ахматовой, как человек — восхищался их творчеством и втайне помогал деньгами. Илья Эренбург говорил: «Фадеев был смелым, но дисциплинированным солдатом, он никогда не забывал о прерогативах главнокомандующего».

Об Александре Александровиче Фадееве в статье на сайте "Культура.рф"  по ссылке 

Фото из Интернета.

31 июля 2023

Как звали того, с коршунячим носом? Сложный кроссворд по героям русской литературы

 Пройдите по ссылке  и решите кроссворд.

Устраивайтесь поудобнее и напрягите память. Сегодня без Колобков, уровень литературных знаний нужен выше среднего, но мы верим, что вы справитесь.
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/testy/krossvordy/1268059-kak-zvali-togo-s-korshunyachim-nosom-slozhny-krossvord-po-geroyam-russkoy-literatury

Это непереводимое слово — «хамство»

 Источник  Автор: Сергей Довлатов

    Рассказывают, что писатель Владимир Набоков, годами читая лекции в Корнельском университете юным американским славистам, бился в попытках объяснить им «своими словами» суть непереводимых русских понятий — «интеллигенция», «пошлость», «мещанство» и «хамство». Говорят, с «интеллигенцией», «пошлостью» и «мещанством» он в конце концов справился, а вот растолковать, что означает слово «хамство», так и не смог.

    Обращение к синонимам ему не помогло, потому что синонимы — это слова с одинаковым значением, а слова «наглость», «грубость» и «нахальство», которыми пытался воспользоваться Набоков, решительным образом от «хамства» по своему значению отличаются.

    Наглость — это в общем-то способ действия, то есть напор без моральных и законных на то оснований, нахальство — это та же наглость плюс отсутствие стыда, что же касается грубости, то это скорее — форма поведения, нечто внешнее, не затрагивающее основ, грубо можно даже в любви объясняться, и вообще действовать с самыми лучшими намерениями, но грубо, грубо по форме — резко, крикливо и претенциозно.

    Как легко заметить, грубость, наглость и нахальство, не украшая никого и даже заслуживая всяческого осуждения, при этом все-таки не убивают наповал, не опрокидывают навзничь и не побуждают лишний раз задуматься о безнадежно плачевном состоянии человечества в целом. Грубость, наглость и нахальство травмируют окружающих, но все же оставляют им какой-то шанс, какую-то надежду справиться с этим злом и что-то ему противопоставить.

    Помню, еду я в ленинградском трамвае, и напротив меня сидит пожилой человек, и заходит какая-то шпана на остановке, и начинают они этого старика грубо, нагло и нахально задевать, и тот им что-то возражает, и кто-то из этих наглецов говорит: «Тебе, дед, в могилу давно пора!» А старик отвечает: «Боюсь, что ты с твоей наглостью и туда раньше меня успеешь!» Тут раздался общий смех, и хулиганы как-то стушевались. То есть — имела место грубость, наглость, но старик оказался острый на язык и что-то противопоставил этой наглости.

    С хамством же все иначе. Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что оно непобедимо, что с ним невозможно бороться, что перед ним можно только отступить. И вот я долго думал над всем этим и, в отличие от Набокова, сформулировал, что такое хамство, а именно: хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом — умноженные на безнаказанность. Именно в безнаказанности все дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву. Именно безнаказанностью своей хамство и убивает вас наповал, вам нечего ему противопоставить, кроме собственного унижения, потому что хамство — это всегда «сверху вниз», это всегда «от сильного — слабому», потому что хамство — это беспомощность одного и безнаказанность другого, потому что хамство — это неравенство.

30 июля 2023

Что вы знаете о тельняшке?

 Источник из блога 

Что вы знаете о тельняшке? Задуманная как элемент морской формы, она значит нечто большее для тех, кто носит ее по долгу службы. Тельняшка – символ мужества, братства и морской романтики, неизменный атрибут бравого моряка или десантника, - считает библиотекарь Елена Коркина.
Прежде чем отправиться в литературное путешествие по бело-синим волнам, изучим матчасть.
Тельняшка в просторечии тельник, флотская нательная фуфайка шьется из вязаной трикотажной ткани с характерными чередующимися горизонтальными синими и белыми полосками.
Примечательно, что у русской тельняшки существует официальный День Рождения. 19 августа 1874 года Приказ о введении новой формы был подписан Великим Князем Константином Николаевичем Романовым, и утвержден императором Александром II. Таким образом, тельняшка была включена в перечень амуниции, обязательной к ношению русскими моряками. Это и стало датой ее рождения.

30 июля -- День Военно-Морского флота России

 

Правила сокращений

Источники
ГОСТ
Правила сокращений

«И т.д. и т.п.» Мы часто используем сокращения в письменной речи. А как делать это правильно? Ставить ли точку? Сокращать до одной, двух или трёх букв? Разберёмся вместе.

1. Сокращения с точкой

Как правило, до точки после первой буквы усекаются слова на согласную букву: т. — том, р. — река. Меньше сокращений, в которых точка ставится после гласной буквы: о. — отец, озеро, остров.

Известные сокращения с точкой на конце:— тысяча — тыс.,— рубль — р. и руб.,— копейка — к. и коп.,— год — г., годы — гг.,— век — в., века — вв.,— понедельник — пн. (и аналогично другие дни недели),— и тому подобное — и т.п.,— прочее — пр.

2. Сокращения без точек

Без точек пишутся единицы СИ и другие единицы измерения, используемые наравне с ними, например:— миллиметр — мм,— сантиметр — см,— грамм — г,— килограмм — кг,— центнер — ц,— секунда — с,— минута — мин,— час — ч.Сокращения мин. (минута), ч. (час), сек. (секунда) в бытовых (не технических) текстах могут писаться с точкой на правах обычного сокращения.

3. Сокращения с дефисом

Дефис ставится, когда:

 Выбрасывается срединная часть слова (дефис её заменяет) при сохранении окончания (госпожа — г-жа).

 Сокращается сложное слово, части которого в полной форме пишутся через дефис (инженер-механик — инж.-мех).

 Сложное прилагательное сокращается так же, как и словосочетание, из которого оно образовано. Дефис служит указанием для читателя, что он имеет дело со сложным прилагательным, а не с сочетанием прилагательного и существительного (сельскохозяйственный — с.-х., в отличие от с.х. — сельское хозяйство).

Существуют и другие правила сокращений.

 Сокращения должны быть понятны читателю. Большое число необщепринятых сокращений затрудняет чтение текста. При усечении слова оставшаяся часть должна позволять легко и безошибочно восстанавливать полное слово, например: филос., филол., а не фил.

 Нежелательны сокращения, совпадающие по написанию с другими. Такие сокращения допустимы только в том случае, если контекст подсказывает, какое именно слово сокращено.

 Сокращения должны быть единообразными. Принцип единообразия выдерживается, когда сокращаются (или не сокращаются) все однотипные слова. Форма сокращения при этом должна быть одинаковой.

29 июля 2023

Как составить эффективный промт -- запрос для нейросети

 Источник

    Нейросеть совсем как человек — чем больше информации она получит, тем лучше будет работать.
    Промт — это запрос для нейросети, от английского «prompt». Некоторые общаются с ней настолько виртуозно, что почти сразу получают релевантный результат. Причем работодатели уже оценили столь ценный навык — появилась профессия промт-инженера, человека, который правильно разговаривает с искусственным интеллектом.

1. Используйте контекст
Когда есть контекст, лучше работают и люди, и нейросети. Например, есть разница между: «Напиши поэму о зиме» и «Напиши поэму о холодной и мрачной зиме в стиле Эдгара Аллана По». Или между: «Напиши письмо о том, как воспитывать щенка» и «Напиши готовое письмо от лица кинолога в дружелюбно-неформальном тоне о том, как воспитывать трехмесячного щенка овчарки».
Какой контекст имеется в виду:тон письма — например, формальный, профессиональный, дружелюбный;
тип текста — статья в блог, описание к видео или электронное письмо;
роль пишущего — специалист, клиент, заказчик.
Чем больше контекста, тем точнее будет результат. И переспрашивать не придется, а это сильно экономит время.
2. Предлагайте примеры
Особенность современных нейросетей заключается в том, что они обучаются. Поэтому для того, чтобы машина «подхватила» и развила идею, ей можно просто предложить готовый пример!
Такой подход отлично работает, когда нужно писать скрипты, ответы на вопросы, описания к фотографиям и короткие посты в определенном стиле. Еще он работает не только с написанием текстов, но и, например, с программированием. И другими вещами, с которыми машина точно справится быстрее человека.

На Восточном готовят к запуску «Луну-25»

 Источник

Считаю, что и такую информацию нужно размещать в образовательном блоге. Во всяком случае я не могла избежать соблазна и выбрала это сообщение из рассылки "Subscribe.Ru", которая мне приходит уже несколько лет.

27 июля 2023

"Человек с большим и сильным сердцем": 170 лет со дня рождения Владимира Галактионовича Короленко

 Источник

Фото

27 июля 2023 года исполняется 170 лет со дня рождения русского писателя и правозащитника Владимира Короленко. Этот писатель вошел в историю как автор многочисленных повестей, рассказов, очерков, а также как критик и публицист, журналист и общественный деятель. Его произведения отличает стремление к защите обездоленных, высокий гуманизм, воспевание душевной стойкости, упорства и мужества.

С детства Владимир Галактионович был окружён семьёй, где основой воспитания были взаимопонимание, уважение и безупречная честность.
На формирование личности писателя оказал серьёзное влияние его отец, человек строгий, неподкупный и принципиальный. Владимир Короленко унаследовал эти черты его характера в полной мере.
Короленко писал в основном для взрослых, но в его творчестве есть книги для детей и юношества. Институт воспитания в честь юбилея автора собрал подборку произведений, которые отлично подойдут для детей старше 12 лет. А также эксперты составили список вопросов для обсуждения после прочтения.
Повесть «Дети подземелья», 12+
Вопросы для обсуждения:
Почему Вася так сблизился с новыми друзьями?
В чем главное различие семьёй Валька и Васи?
Почему отец Васи изменил своё мнение о сыне?
В чем состоит главная мысль произведения?

Сложный тест по запятым: проверяем их по книге «Маугли»

 Источник

    Может быть, жителям джунглей и не нужны правила русского языка, но нам с вами без них трудновато. Предлагаем пройти тест, в котором нужно правильно расставить запятые в цитатах из книги «Маугли». Выберите порядок цифр, который будет соответствовать порядку запятых. Начинаем!

Пройти тест

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/testy/prover/5290784-slozhny-test-po-zapyatym-proveryayem-ikh-po-knige-maugli

26 июля 2023

Астраханские годы Николая Чернышевского

 Источник


Астрахань 1880-х годов

Фото по ссылке

Читать полностью

Николай Чернышевский: что делать в педагогике?

Как воспитать нового человека
Разумный эгоизм
Принципы нового образования
Все начинается с учителя


Педагогическое наследие Чернышевского по своей остроте, свежести мысли, научной глубине – бесценный вклад в золотой фонд передовой русской и мировой педагогики.
В целом отметим новаторство концепции Николая Гавриловича Чернышевского о путях преобразования общества средствами образования, а также оригинальность его трактовки воспитания человека нового времени, подчеркивание им важнейшей роли учителя как наставника нового человека, обоснование авторской системы воспитания и развития личности.
Его общественно-педагогическое наследие в настоящее время, как никогда, отвечает на вызовы времени в плане воспитания у молодого поколения преемственности традиций гражданственности и патриотизма, а также стремления быть полезными Отчизне, активными, целеустремленными, реализовавшимися личностями, молодыми родителями и семьянинами.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской

195 лет со дня рождения Николая Гавриловича Чернышевского

 24 июля исполнилось 195 лет великому  мыслителю,  писателю, просветителю Николаю Гавриловичу Чернышевскому.

"Историческое значение каждого русского человека измеряется – его заслугами Родине, человеческое достоинство – силой патриотизма", - говорил Чернышевский.

К юбилею писателя в "Учительской газете", №27 от 4 июля 2023 года вышла статья Михаила Викторовича Богуславского "Николай Чернышевский. Что делать в педагогике".

Читайте материал по ссылке

Поэма -- что это такое в литературоведении?

Поэма (от гр. poieo - делаю, творю) - лироэпический жанр с развернутым сюжетом, как правило, в стихотворной форме. Мысли и чувства сочинителя в поэме выражаются лирическим героем или в авторских лирических отступлениях.
История этого жанра началась еще в античные времена. Первыми образцами поэмы стали «Илиада» и «Одиссея» Гомера. На протяжении многих веков содержание поэм было героико-историческим или мифологическим, поэтому эпическое начало в них преобладало, как, например, в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Но уже к началу XIX в. с развитием романтизма в поэтическом повествовании на первый план выдвинулся лирический мотив. Например, в поэмах Дж. Байрона «Паломничество Чайлд Гарольда» и «Шильонский узник», пушкинских «Цыганах» и «Бахчисарайском фонтане» и проч. В русской реалистической литературе появились поэмы социально-политического содержания, эпическое полотно которых воспроизводило картины общественной значимости. К таковым можно отнести поэму-эпопею Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

25 июля 2023

Что изменится в школе с сентября: инициативы, которые одобрили в Госдуме

 Источник

Принятое нововведение подразумевает внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании» и имеет уточнение, что речь идет о «части трудового воспитания обучающихся».
«Учителя и родители просят депутатов, чтобы трудовое воспитание вновь стало неотъемлемой частью школьной программы», — заявил ранее Вячеслав Володин, которого цитирует РБК.
Закон вступит в силу после того, как будет официально опубликован. Вот что он предусматривает.
1. Обязанность школьников трудиться с учетом возрастных особенностей
Например: убирать класс, помогать в библиотеке, сажать деревья и цветы на территории образовательных учреждений, шить театральные костюмы.
При этом из действующего закона «Об образовании» пропадает норма о запрете привлечения обучающихся без их согласия или без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой.
«Уже в школе формировать чувство личной причастности к делу и ответственности за его результат: сегодня в виде простых бытовых навыков — таких как умение навести порядок, чистоту в классе, в школе», — заявила Ольга Казакова, председатель думского комитета по просвещению, один из авторов закона. Её слова цитирует телеграм-канал «Большая перемена».
2. Возвращение серебряных медалей
«Думаю, и для родителей, и для школьников будет приятная новость: мы со следующего учебного года вернем серебряные медали», — обещал министр просвещения Сергей Кравцов еще в конце мая.
С 2023/2024 учебного года серебряные медали будут выдаваться «За особые успехи в учении» II степени по окончанию школы при наличии итоговых оценок успеваемости «отлично» и не более двух итоговых оценок успеваемости «хорошо» по всем учебным предметам.

Также до сентября будет принято окончательное решение о дополнительных баллах к ЕГЭ, которые, скорее всего, будут начисляться медалистам.
3. Переименование «ОБЖ» в «Основы безопасности и защиты Родины»
С 1 сентября в школах появится предмет «Основы безопасности и защиты Родины». Но это не новая дисциплина — так теперь будет называться привычный всем ОБЖ.
«У нас есть предмет, «Основы безопасности жизнедеятельности», … этот предмет включает в себя курс начальной военной подготовки, но он шире… Мы понимаем, что время сегодня, в том числе, нам говорит о том, что этот курс нужно развивать. И мы тоже обсудили и с педагогическим сообществом, и с учителями, и видим, что ребята, которые воевали в зоне специальной военной операции, они как никто другой могут прийти и рассказать правду. Вот такое сейчас решение тоже обсуждаем, чтобы назвать «Основы безопасности и защита Родины», — объяснял ранее Сергей Кравцов.
Авторство инициативы принадлежит группе депутатов и сенаторов во главе со спикером нижней палаты парламента Вячеславом Володиным.
Официальных заявлений о том, в каких классах школьники будут изучать этот предмет и будет ли он оцениваться, еще не было. Но ранее Сергей Кравцов говорил, что дисциплина будет вводиться поэтапно, без изменения нагрузки на учеников. Об этом писала Газета.ru.
4. Введение занятий по профориентации
«Авторы инициативы считают, что занятия по профориентации помогут школьникам выбрать профессию, например благодаря экскурсиям на предприятия. Ответственным за порядок реализации мероприятий по профориентационной деятельности в школьной программе становится Минпросвещения РФ», — сообщается на официальном сайте Госдумы.
5. А уроки труда будут?
Новый законопроект о привлечении школьников к общественному труду, по словам Ольги Казаковой, которую цитирует телеграм-канал «Большая перемена», создал хорошую почву для совершенствования школьной программы по труду.
По мнению председателя Госдумы, на «Уроке труда» дети могли бы приобретать «понятные, простые навыки, которые пригодятся в жизни, в быту, в семье, профессии». При этом Казакова подчеркнула, что возраст и особенности здоровья обязательно будут учитываться при составлении программы и выстраивании нагрузки.
Ранее спикер Госдумы Вячеслав Володин заявлял: «Если родители хотят, чтобы их ребенок вырос настоящим гражданином, у него должно быть сформировано положительное отношение к труду. Только через труд можно воспитать отношение ко многим вопросам, которые потом ему понадобится решать. Ребенок будет расти другим. Гармония придет».
Действительно ли в школе появятся уроки труда, в каких классах они будут проходить и вытеснят ли привычную технологию — пока неизвестно.