Поэма (от гр. poieo - делаю, творю) - лироэпический жанр с развернутым сюжетом, как правило, в стихотворной форме. Мысли и чувства сочинителя в поэме выражаются лирическим героем или в авторских лирических отступлениях.
🔍 смотри также:Поэма как жанр, ее основные особенности. "Песня про царя Ивана Васильевича..." Лермонтова как поэма
История этого жанра началась еще в античные времена. Первыми образцами поэмы стали «Илиада» и «Одиссея» Гомера. На протяжении многих веков содержание поэм было героико-историческим или мифологическим, поэтому эпическое начало в них преобладало, как, например, в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Но уже к началу XIX в. с развитием романтизма в поэтическом повествовании на первый план выдвинулся лирический мотив. Например, в поэмах Дж. Байрона «Паломничество Чайлд Гарольда» и «Шильонский узник», пушкинских «Цыганах» и «Бахчисарайском фонтане» и проч. В русской реалистической литературе появились поэмы социально-политического содержания, эпическое полотно которых воспроизводило картины общественной значимости. К таковым можно отнести поэму-эпопею Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Следует отметить, что за многовековую историю этот жанр не обрел жесткой поэтической формы. Формальные признаки поэмы в литературе XX в. еще более размыты. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить «Реквием» или «Поэму без героя» А. Ахматовой, главы первой напоминают самостоятельные стихотворения, частям второй предпосланы авторские ремарки, как в драматическом произведении, а поэтическая форма повествования все время меняется. Сюжет в них понимается очень условно.
Известны и произведения, написанные в прозе, авторы которых тем не менее обозначали их как поэмы: «Мертвые души» Н. Гоголя, «Москва - Петушки» Венедикта Ерофеева и др., - так как лирические отступления и лирические герои здесь в свободной форме передают размышления и переживания самих сочинителей.
Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000
Комментариев нет:
Отправить комментарий