среда, 9 января 2013 г.

ГИА 2013: сочинение о роли синтаксиса в процессе общения

Образец сочинения  по тексту Л. Пантелеева (вариант 15 из сборника И.П. Цыбулько). 
Известный русский лингвист А.А. Реформатский в одной  из своих работ задаёт вопрос: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения?»   и кратко отвечает: «Это синтаксис». Поразмышляем над этим высказыванием.
В языке есть фонемы, морфемы, слова, однако они не могут образовать собственно высказывания. Мы сообщаем предложениями.  Предложения  составляются из слов.  Как это происходит, изучает  синтаксис. Именно в синтаксисе,  утверждал А.А. Реформатский, возникает момент сообщения, коммуникации. Докажем это на примерах из  текста Л. Пантелеева.
В предложении 1 автор сообщает, где и когда произошёл тот случай, о котором он собирается рассказать.
Для этого он использует сложное предложение с разными видами связи. В частях, соединённых подчинительной связью (я засиделся и слышукогда стемнело и  я собрался уходить), указывается на последовательность событий и время, когда это произошло, а в последней части, связанной с остальными частями сложного предложения бессоюзной связью, содержится объяснение того, что случилось.  Запятые в этом сложном предложении разделяют части сложноподчинённого предложения, двоеточие отделяет часть бессоюзного. Между  придаточными  не поставлена запятая, потому что они являются однородными, относятся к сказуемому слышу в главном предложении  и соединены одиночным союзом и.
В предложении 53 придаточная часть характеризует мальчика как волевого человека, а повтор одинаковых по структуре словосочетаний  со связью управления плюс лексический повтор в главной части усиливают  это впечатление. Такой же эффект производит  и последнее предложение (55). Первая придаточная часть указывает на объектные отношения (кем он станет), вторая – на время (когда вырастет), третье (придаточное уступки) – на непременность, обязательность  наилучшего результата и  последняя часть (придаточное изъяснительное)  -- на сам результат. Автор как бы подводит черту, формулируя вывод и  одновременно  основную мысль  рассказа.
Таким образом, синтаксис  помогает  передать информацию полно, связно, понятно, то есть выполняет в языке коммуникативную функцию.