Здесь о финалистах национальной литературной премии "Большая книга-2010" Михаиле Гиголашвили и Евгении Клюеве, а также их суждения о значении премии для развития литературы.
Большая книга» — национальная литературная премия. Является крупнейшей в России и СНГ литературной наградой и второй по величине литературной наградой в мире по размеру призового фонда (5,5 млн. руб.) после Нобелевской премии по литературе[1].
Лауреатами "Большой книги" в разные годы стали Людмила Улицкая, Дина Рубина, Владимир Маканин, Людмила Сараскина и другие. Специального приза "За честь и достоинство" были удостоены Александр Солженицын, Борис Васильев.
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
18 октября 2010
Будущий и следующий
А мы продолжаем публиковать подсказки по теме "Как научиться писать грамотно".
Школьники часто ошибаются в правописании слова будущий (будущее). Казалось бы, что в нём сложного? В букве у не ошибёшься, две е в конце слова запомнить не трудно.
Сложность же в том, что есть слово следующий (следующее). Заметили разницу? Да-да, путают именно суффиксы. Точнее, в слове будущее пишут дополнительную букву ю, как будто бы суффикс в нём -ющ-: "будующее"
Если же мы действительно запутались, как пишутся эти слова, то можем легко проверить: будущий -- буду, следующий -- следую.
Школьники часто ошибаются в правописании слова будущий (будущее). Казалось бы, что в нём сложного? В букве у не ошибёшься, две е в конце слова запомнить не трудно.
Сложность же в том, что есть слово следующий (следующее). Заметили разницу? Да-да, путают именно суффиксы. Точнее, в слове будущее пишут дополнительную букву ю, как будто бы суффикс в нём -ющ-: "будующее"
Если же мы действительно запутались, как пишутся эти слова, то можем легко проверить: будущий -- буду, следующий -- следую.
Интернет -- это будущее образования? Или нет?..
Здесь статья "Образование 2,0 -- это будущее образования?" (Попытка теоретической рефлексии.Часть 1). Автор Е.И. Горошко. В статье рассматривается роль технологий второго веба в образовательных процессах, протекающих в информационно-коммуникативном обществе. Описывается возникновение Образования 2.0 и его место в современной концепции образования в XXI веке. Подробно освещаются сильные и слабые стороны бразования 2.0 и их влияние на развитие всей образовательной парадигмы, складывающейся в условиях постсоветского пространства. Анализируется соотношение общественной модели информационно-коммуникативного общества и образовательной модели второго и в перспективе третьего веба, т.е. в условиях кардинальной смены концептуальной модели развития Глобальной паутины.
Короче говоря, здесь можно найти обоснование того, зачем мы нынче сидим в блогах и как эту и другие возможности сети эффективнее использовать в учебном процессе. Спасибо коллегам-блогерам, что обратили наше внимание на данную публикацию.
Короче говоря, здесь можно найти обоснование того, зачем мы нынче сидим в блогах и как эту и другие возможности сети эффективнее использовать в учебном процессе. Спасибо коллегам-блогерам, что обратили наше внимание на данную публикацию.
17 октября 2010
Французы отмечают праздник чтения
Французы отмечают праздник чтения. Это совершенно уникальный праздник. Ни одна страна в мире не проводит настолько масштабно мероприятия, посвященные литературе и книге, как Франция.
Впервые праздник чтения проводился в 1989 году по инициативе Министерства культуры Франции и был встречен французской общественностью с большим энтузиазмом. По прошествии некоторого времени он был включен в календарь ежегодных культурных событий в стране и сейчас отмечается во второй половине октября.
3-дневная программа праздника включает встречи с писателями, поэтами, выставки и презентации книг, книжные ярмарки, научные конференции и семинары. В эти дни люди дарят друг другу книги, приносят их в дар библиотекам. Все радио- и телепередачи посвящены литературе и писателям, в газетах публикуются многочисленные материалы, им посвященные. В общем, вся страна живет 3 дня в году исключительно литературными интересами. Все другие проблемы отступают на второй план.
Источник здесь А прежде я узнала об этом из блога С. Г. Ясинской "Учитель словесности". Спасибо Вам, Светлана Георгиевна.
Впервые праздник чтения проводился в 1989 году по инициативе Министерства культуры Франции и был встречен французской общественностью с большим энтузиазмом. По прошествии некоторого времени он был включен в календарь ежегодных культурных событий в стране и сейчас отмечается во второй половине октября.
3-дневная программа праздника включает встречи с писателями, поэтами, выставки и презентации книг, книжные ярмарки, научные конференции и семинары. В эти дни люди дарят друг другу книги, приносят их в дар библиотекам. Все радио- и телепередачи посвящены литературе и писателям, в газетах публикуются многочисленные материалы, им посвященные. В общем, вся страна живет 3 дня в году исключительно литературными интересами. Все другие проблемы отступают на второй план.
Источник здесь А прежде я узнала об этом из блога С. Г. Ясинской "Учитель словесности". Спасибо Вам, Светлана Георгиевна.
Чтобы писать без ошибок
Для учителя русского языка ваши ошибки, ребята, как нож в сердце. Понятен вам смысл этого фразеологизма? Это выражение означает: причинять душевную боль, страдание. Вы, конечно, бываете недовольны, получив плохую отметку, и считаете, что нет ничего особенного в том, что допускаете ошибки, когда пишете. Некоторые же могут прийти в отчаяние, обнаружив множество ошибок в своих тетрадях, и вообще перестают заниматься языком. Хотя ничего прямо-таки сложного в освоении русской грамматики и орфографии нет. Читайте дальше...
Чтобы правильно определить орфограмму, мы должны распознать ту часть слова, в которой слышим вызывающий сомнение звук. И тут перед нами возникают препятствия: оказывается, что в корнях есть чередования, что приставки нам кажутся частью корня, а таких суффиксов мы ещё не проходили!
Как же быть?
Одежда шьётся по определённым выкройкам. Слова тоже образовываются по особым выкройкам -- моделям. Почти всегда можно найти слово, образованное по подобию слова с орфограммой.
Итак, мы предполагаем, что сомнительный звук находится в корне. Тогда мы должны найти как можно больше слов с подобным корнем и соответствующим значением, чтобы сомнения не терзали больше нас.
Если сомнительный гласный звук в приставке, найдём слова с такими же приставками. Если в суффиксе, подбираем аналогичные суффиксы.
Чтобы грамотно писать, надо точно установить место орфограммы.
И когда учитель увидит положительный результат, уместен будет фразеологизм-антоним приведённому в начале сообщения: как маслом по сердцу. Значит, очень приятно, доставляет большое удовольствие, наслаждение.
Чтобы правильно определить орфограмму, мы должны распознать ту часть слова, в которой слышим вызывающий сомнение звук. И тут перед нами возникают препятствия: оказывается, что в корнях есть чередования, что приставки нам кажутся частью корня, а таких суффиксов мы ещё не проходили!
Как же быть?
Одежда шьётся по определённым выкройкам. Слова тоже образовываются по особым выкройкам -- моделям. Почти всегда можно найти слово, образованное по подобию слова с орфограммой.
Итак, мы предполагаем, что сомнительный звук находится в корне. Тогда мы должны найти как можно больше слов с подобным корнем и соответствующим значением, чтобы сомнения не терзали больше нас.
Если сомнительный гласный звук в приставке, найдём слова с такими же приставками. Если в суффиксе, подбираем аналогичные суффиксы.
Чтобы грамотно писать, надо точно установить место орфограммы.
И когда учитель увидит положительный результат, уместен будет фразеологизм-антоним приведённому в начале сообщения: как маслом по сердцу. Значит, очень приятно, доставляет большое удовольствие, наслаждение.
16 октября 2010
Ответ В
Суффикс -л-(о) используется для образования от глагольных основ существительных среднего рода со значением "орудие действия". Существительные пугало, покрывало, светило, точило именно так и образованы соответственно от глаголов пугать, покрывать. светить и точить. Немного другая история с существительным рубило. Оно существовало в древнерусском языке и означало "каменное орудие миндалевидной формы", то есть являлось непроизводным. И в этом, вероятно. и заключается его особенность.
15 октября 2010
Что такое рубило?
С предыдущим заданием 6-классники справились с лёгкостью, дав ответ Д: в каждом из приведённых слов есть приставка. А вот ещё одно интересное задание.
Из пяти приведённых отглагольных существительных четыре образованы по общему правилу, а одно -- с некоторыми отклонениями от него. Какое?
(А) пугало; (Б) покрывало; (В) рубило;
(Г) светило; (Д) точило.
Из пяти приведённых отглагольных существительных четыре образованы по общему правилу, а одно -- с некоторыми отклонениями от него. Какое?
(А) пугало; (Б) покрывало; (В) рубило;
(Г) светило; (Д) точило.
14 октября 2010
Задания игры "Русский медвежонок"
Задачи конкурса "Русский медвежонок" здесь Есть и ответы. Рекомендую своим ученикам и не только им пройтись по этой ссылке -- скоро конкурс, поэтому познакомьтесь с заданиями, спросите у учителей, вместе попробуйте найти ответы на вопросы. А пока одно из заданий для 6-7 классов.
В каком из этих слов нет приставки?
(А) осмотр; (Б) недосмотр;
(В) медосмотр; (Г) пересмотр;
(Д) в каждом из этих слов есть приставка.
В каком из этих слов нет приставки?
(А) осмотр; (Б) недосмотр;
(В) медосмотр; (Г) пересмотр;
(Д) в каждом из этих слов есть приставка.
13 октября 2010
У нас -- третье место!
Стало известно, что наш с вами "Учебник нашего времени" (получилась тавтология, но никак без неё не обойтись) занял 3 место во втором Всероссийском конкурсе "Новые формы образовательной деятельности с использованием современных социальных сервисов и средств Интернет" в номинации "Блоги школьных учителей". Неплохо!
О словобразовательных гнёздах и словарях
От одного слова может быть образовано большое количество слов. Так, например, от числительного два образовано 265 слов. А родственников у слова может быть и ещё больше: у слова рука их 153, холод -- 157, гнать -- 275, свет (лучистая энергия) -- 288, ходить -- 470, половина -- 587.
Все однокоренные слова вместе составляют одно г н е з д о, или "семью". В больших "семьях" бывает трудно определить, какое производное слово от какого конкретного производящего образовано. Чтобы облегчить их поиск, в словообразовательных словарях использованы с т р е л к и. Они и приведут к искомому слову. Только нужно внимательно следить, куда ведут стрелки. Это требует определённого терпения. Внимательно вчитывайтесь в словарную статью, и вы непременно узнаете, как образовано интересующее вас слово.
Все однокоренные слова вместе составляют одно г н е з д о, или "семью". В больших "семьях" бывает трудно определить, какое производное слово от какого конкретного производящего образовано. Чтобы облегчить их поиск, в словообразовательных словарях использованы с т р е л к и. Они и приведут к искомому слову. Только нужно внимательно следить, куда ведут стрелки. Это требует определённого терпения. Внимательно вчитывайтесь в словарную статью, и вы непременно узнаете, как образовано интересующее вас слово.
11 октября 2010
О безопасности детей на дорогах и предметных олимпиадах
Столько всяких конкурсов и олимпиад! В блоге "Учитель словесности" появились объявления о дистанционных олмпиадах, но они платные и связаны с регистрацией участников. Но всё равно надо вывесить в учительской объявление о графике их проведения по всем предметам. У нас тоже -- городской конкурс сочинений "Безопасность детей на дорогах".
10 октября 2010
Терпение и труд всё перетрут
Спешу положить в "Копилку мудрости" слова Леонардо да Винчи.
Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.
Леонардо да Винчи.
Дистанционный курс для учеников "Хочу учиться"
Если у вас возникают какие-либо проблемы, заходите сюда и спрашивайте. Вам ответят те, кто с этой проблемой разобрался.
Соответственно, заходите на форум, даже если у вас нет проблем. Возможно, кому-то нужна ваша помощь.
Соответственно, заходите на форум, даже если у вас нет проблем. Возможно, кому-то нужна ваша помощь.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)